У ИСТОКОВ СУДЖАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья на тему
В условиях современности одним из важнейших вопросов является сохранение самостоятельности и независимости русского народа. И в решении этой проблемы ведущую роль играет наша грандиозная культура, в которой на первый план выступают традиции. Ведь всё наше искусство и культура в целом основываются на богатейшем наследии, доставшемся нам от наших великих предков, все знаменитые композиторы, исполнители смогли стать таковыми лишь тогда, когда имели опору на национальные корни. Н.Бердяев, Л.Толстой, Ф.Достоевский подчёркивали, что национальный дух является основой культуры. Высшие образцы искусства всегда носят печать национального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_istokov_sudzhanskoy_kultury.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
У ИСТОКОВ СУДЖАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Грицепанов В.В.
Соискатель каф. МПМИИ КГУ
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, неподвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству». Т.Манн.
В условиях современности одним из важнейших вопросов является сохранение самостоятельности и независимости русского народа. И в решении этой проблемы ведущую роль играет наша грандиозная культура, в которой на первый план выступают традиции. Ведь всё наше искусство и культура в целом основываются на богатейшем наследии, доставшемся нам от наших великих предков, все знаменитые композиторы, исполнители смогли стать таковыми лишь тогда, когда имели опору на национальные корни. Н.Бердяев, Л.Толстой, Ф.Достоевский подчёркивали, что национальный дух является основой культуры. Высшие образцы искусства всегда носят печать национального.
Н.Бердяев: «…душа национальности хранится за всей гибкостью исторических стихий, национальное есть положительное обогащение бытия и за него нужно бороться как за ценность». Наша главная задача на данном историческом этапе изучать, сохранять и развивать ценности собранные по крупицам, омытые кровью наших предков. «Искусство – мёд, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда». Т.Драйзер.
Каждый русский человек должен знать, ценить и защищать своё прошлое как залог будущего, как фундамент для строительства жизни нашей великой нации, объединения братских народов: великороссов, малороссов и белорусов в могучую Русь.
Одним из шагов на этом пути должно стать более тщательное изучение культурных традиций прошлого, собирательство и осмысление исторических фактов взаимодействия культур наших народов. Рассматривая внимательно информацию такого рода можно найти важные моменты, ранее упущенные из виду по тем или иным причинам, и постепенно уходящие в небытие.
Таким фактом можно считать уникальность и самобытность культуры живописного уголка Курской области Суджанского района. До сих пор изучение и освещение традиционной культуры Суджи и Суджанского района шло несколько однобоко. Упускались из виду важные исторические моменты в развитии города. И хотя далёкое прошлое сокрыто от нас завесой веков, хотелось бы, используя сохранившиеся свидетельства, немного заглянуть в него с целью лучшего понимания настоящего и полнокровного развития в будущем. «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт.
Музыкальная исключительность Суджи признана была еще в середине 1930-х годов, когда сюда начались экспедиции музыковедов-фольклористов.
Изучением музыкальной традиции бытующей на территории Суджанского района занимались такие именитые фольклористы как Квитка К.В., Руднева А.В., Щуров В.М.
Почему же исследователи столь высокого ранга (кстати, из всей Курской области только Суджанский район подвергся такому пристальному вниманию фольклористов-музыковедов) изучали лишь великорусское народное творчество, ведь Суджа – город, в котором на протяжении веков жили и, следовательно, культурно общались представители велико и малороссов?
Ответ прост – исследователи занимались выявлением и изучением одной из ветвей южнорусской песенной традиции, территорией бытования которой являются русские селения: с. Плёхово, с. Чёрный Олёх, с. Саморядово, с.Будище, расположенные на территории современных и некогда существовавших границ Суджанского района (до начала XX столетия в состав Суджанского входили: современные Большесолдатский, Беловский, частично Кореневский, Миропольский районы) -.
По всей видимости, никто из них не ставил задачи изучения суджанской культуры в более широком понимании. В.М.Щуров в книге «Южнорусская песенная традиция» «…Свою задачу видит в том, чтобы охарактеризовать южнорусский музыкальный фольклор в его самом традиционном, чистом, беспримесном виде…» и «…вынужден прибегнуть к собиранию материала выборочным путём». Но здесь же говорит о связи южнорусского фольклора с общерусской культурой и шире – с культурами других славянских народов.
К счастью, до наших времён дошли более ранние источники, авторы которых занимались изучением истории города Суджи (А.И.Терлецкий «Исторические заметки о городе Судже и его уезде» 1894г., А.И.Дмитрюков «Статистическое описание города Суджи и Суджанского уезда» 1828 г.), на основании которых можно делать выводы о том, что суджанская культура – явление более широкое, нежели культура отдельных великорусских селений, расположенных на территории Суджанского района.
Согласно исследованиям и археологическим раскопкам, территорию Суджанского района в древности заселяли племена славян северян. По данным профессора Д.Я. Самоквасова, занимавшегося раскопками ещё в XIX веке, множество курганов с останками погребенных в них язычников (характер погребения говорит именно об этом) датируются временами не позднее Х столетия.
В XIII столетии согласно летописи Курский край был почти полностью опустошён татаро-монголами, но всё же, небольшая часть населения сохранилась и донесла до нас древние названия селений, рек, например речка Стригосля «в названии речки слышится тот же корень, который заключается в слове Стрибог (славянский бог грозы)» - А.Терлецкий.
Из этих данных следует, что одна из частей населения Суджанского района – северяне, уцелевшие во время татаро-монгольского нашествия и до наших дней сохранившие свои древние культурные традиции (с. Плёхово, с. Чёрный Олёх, с. Саморядово, с. Будище бывшие труднодоступными даже в начале - середине ХХ столетия и жившие своей закрытой для проникновения извне жизнью. Это подтверждается тем фактом, что, например, в с. Плёхово, почти все друг другу родственники).
Но пустующие земли вскоре начали заселяться новыми жителями – малороссами, вынужденными бежать от польского католического ига. В грамоте 1664 г. говорится: «… деды, и отцы, и братья, и родственники их, и они из разных малороссийских и заднепровских городов пришли на сю сторону Днепра…и теми новоприхожими черкасами построены городы на путивльских диких землях: Сумы, Суджа, Мирополье, Краснополье, Белополье и к тем городам уезды, селы и деревни».
А вот причины, побудившие черкасов к переселению описанные А.И.Терлецким: «…Казаки были принуждены лишиться всего – у них отнимали церкви, монастыри, пастырей, движимую и недвижимую собственность. За свою преданность православию их таскали по судам, заключали в тюрьмы, налагали на них тяжёлые и чрезвычайно непосильные подати. Крестьяне испытывали ещё более горькую участь. Паны-католики, отдавая всё в аренду жидам, отдали им и православные церкви своих крестьян; жид-арендатор имел у себя даже ключи от церкви; за всякое богослужение и требоисполнение бралась жидом пошлина, иначе церковь не отпиралась. Одним словом, паны-католики распоряжались угнетёнными малороссиянами по своему произволу, имели право на их жизнь и смерть, вторгались в их семейный быт.
Доведённые такими ужасающими стеснительными мерами до крайней бедности и угнетённости, весьма многие из казаков малороссиян или черкасов (особенно Волынской, Черниговской и Полтавской губерний) принуждены были бежать из польских владений к пределам московского царства…»
Итак, мы видим другую часть населения города Суджи - выходцев из Украины, составляющую в то время, согласно статистическим данным, подавляющее большинство населения города. Главной ценностью для них являлось православие. Кроме того они принесли с собой свою культуру (песни, костюмы, ремёсла, диалект и т.д.)
Свидетельства А.И.Дмитрюкова, которого можно считать одним из первых исследователей культуры Суджанского уезда, подтверждают значительные различия в культуре великороссов и малороссов, его населяющих. В 1828 году он составил «Статистическое описание города Суджи и Суджанского уезда»
Каким же образом разные культуры, сплетясь воедино, дали такие ростки как современная культура Суджанского района, с одной стороны сохраняющая традиции, с другой – открытая для достойных образцов искусства любых эпох и народов? Не в этих ли способностях хранить и понимать кроется уникальность Суджи?
С большой долей вероятности можно предположить, что связующим звеном между народами малороссии и великоросии, их культурами стало православие, так бережно хранимое черкасами и позволившее северянам отойти от язычества.
Доказательством тому может служить и количество монастырей и храмов в Суджанском районе (до начала XIX в. существовало два монастыря, более пятидесяти церквей), и множество духовных стихов в песенном наследии. Да и сам факт того, что на суджанской земле в течение нескольких веков мирно живут и плодотворно трудятся представители двух братских славянских народов, можно объяснить лишь мудростью и терпимостью православных христиан. Богатейшее культурное наследие наших предков, соединённое более чем на тысячу лет с христианством и ныне немыслимое без него, должно стать примером, опорой для ныне живущих и последующих поколений и основой для единения.
«Жизнь коротка, искусство вечно». Гиппократ.
ЛИТЕРАТУРА:
Дмитрюков А.И. Статистическое описание г.Суджи и Суджанского уезда. 1828
Терлецкий А.И. Исторические заметки о городе Судже и его уезде. – Курск: Типография губернского правления, 1894. – 154 с.
Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. – М.: Советский композитор, 1987, 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областном конкурсе риторов "Вернемся к истокам" студента РСПК Смолина Андрея
Данное выступление составлено на основе принципов построения риторских выступлений и вошло в десятку лучших.Данный материал содержит как текст выступления так и презентацию к нему....
Истоки творчества
Данный материал "Истоки творчества" является обобщением опыта работы по литературному краеведению. Подробные описания мероприятий, интересные названия, нестандартные формы занятий могут использовать п...
Классный час"У истоков профессии"
Методическая разработка мероприятия "У истоков профессии". Материал о истории развития профессии токарь....
Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.
Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...
Помнить о духовных истоках и традициях российской культуры
В статье рассказывается о важности и необходимости изучения российской культуры и её традиций для должного воспитания подрастающего поколения. Приводится список мероприятий, проведенных в ГБПОУ ...
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"...
ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры
Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки Гумаровой Аксаны Собировны. Специальность 050704 52Дошкольное образовани...