Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проект достопримечательности Пыть-Яха
проект
2. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
3. Проект достопримечательности Пыть-Яха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._proekt_priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 113.85 КБ |
3.-dostoprimechatelnosti-pyt-yaha_compressed.pdf | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Подготовил учитель начальных классов:
Габидуллина Айгуль Фансуловна
г. Пыть-Ях
Актуальность:
Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры. Без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности. Без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников - педагогов, воспитателей, родителей.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества - потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке начального образования. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - учителю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам - национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Цель:
1. Расширять представления детей о народной игрушке (матрёшка и др.)
2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
3. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.
2.Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: познавательно - творческий
Продолжительность: краткосрочный февраль 2023г.
Участники проекта: дети 7 лет, учитель, родители.
Предварительная работа: Подбор фольклора: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Продукт проекта:
-Альбом «Детский фольклор. Малые фольклорные формы» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).
- Презентация проекта «Как приобщит ребенка к народной культуре»;
-Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
-Лэпбук «Народный быт»
Формы реализации проекта:
Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных.
Прогнозируемый результат:
Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен.
Работа с родителями:
-Участие родителей в создании альбома по устному народному творчеству «Детский фольклор.Малые фольклорные формы»»
- Презентация проекта для родителей «Как приобщит ребенка к народной культуре»;
- Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
3.Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования И.А. Кузьмин, главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор,
член-корреспондент РАЕН.
I этап. Подготовительный
Задачи:
- Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса школы по использованию фольклора.
- Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
- Изучение программно-методического обеспечения.
4. Обмен опытом работы с учителями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Организация предметно-развивающей среды в классе:
1) Оформление альбома по теме «Детский фольклор. Малые фольклорные формы» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки)»;
2) Презентация проекта для родителей «Как приобщит ребенка к народной культуре»;
3) Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Основной этап реализации проекта:
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания «Малые формы фольклора» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
План проекта Приложение 1.
Месяц | Вид деятельности | |
1 -я неделя | -Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой» Разучивание потешек «Кисонька Мурысенька» -Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке» -Пальчиковая игра «Вышел Ваня погулять» -Закличка «Медведь могучий», -Лепка «Матрешка» -Рисование «Укрась дымковскую игрушку» | Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру. |
2-я неделя | -Беседа: познакомить детей с устным народным творчеством, -Народные игры с движениями из серии «Говорушки» -Разучивание песни «Дударь» - Чтение русской народной сказки «Снегурочка» -Инсценировка русской народной сказки «Репка» -Словесная игра «Расскажи сказку» | Дети знают признаки зимы и колыбельную песню. |
3-я неделя | -Беседа «Русские народные промыслы» «Докучные сказки» «Пришел медведь к броду, бултых в воду» -Пальчиковая игра «Моя семья» -Разучивание песни «Как у наших у ворот» -Лепка «Матрешка» -Настольный деревянный театр «Колобок, «Репка» | Дети знают пальчиковую игру «Моя семья», Песню |
4-я неделя | -Беседа «Русский народный быт» народной песне -Беседа о прибаутках -Разучивание песни «Во кузнице» - Игра «Колобок» - Разучивание игры-песни «Бояре» |
-Уголок в русском народном стиле "Русское народное творчество". Изготовление макета «Русская изба».
-Альбом «Детский фольклор. Малые фольклорные формы» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).
-Презентация проекта для родителей «Как приобщит ребенка к народной культуре»;
-Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
-Игры на липучках (гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество, кузнечество, плетение, росписи).
-Лэпбук «Народный быт»
- Презентация проекта;
-Составление портфолио проекта;
Итог:
Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой позволило повысить познавательную активность детей, любознательность. Дети стали различать и называть предметы народного быта и костюма, героев русских народных сказок, музыкальные инструменты, проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни; расширился и активизировался словарный запас.
У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении уголка «Русское народное творчество».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.
Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...
Приобщение детей к танцевальному искусству - приобщение их к мировой культуре.
АктуальностьУвлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танц...
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"...
ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры
Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки Гумаровой Аксаны Собировны. Специальность 050704 52Дошкольное образовани...
Беседа. Приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Баргузинская детско-юношеская спортивная школа» Беседа на тему:«Приобщен...
Сохранение фольклорного искусства, как части культурного наследия. Приобщение детей к русской культуре и традициям.
Особое место в охране культуры наследия - занимает фольклор. Поэтому в настоящее время, необходимо сохранять и возрождать традиции фольклора в системе образования детей с помощью тематических ур...
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям.
На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любому из нас ответить проще простого. Ещё бы! Каждый дошколёнок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовёте, наверное, и автора «...