Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проект достопримечательности Пыть-Яха
проект

Габидуллина Айгуль Фансуловна

2. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3. Проект достопримечательности Пыть-Яха

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».                                                             

                                                               Подготовил учитель начальных классов:

                                                    Габидуллина Айгуль Фансуловна

                                         

  г. Пыть-Ях

       Актуальность:

Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры. Без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности. Без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников - педагогов, воспитателей, родителей.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества - потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке начального образования. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - учителю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам - национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель:

1. Расширять представления детей о народной игрушке (матрёшка и др.)

2. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

3. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Задачи:

1.Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.

2.Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.

Вид проекта: групповой

Тип проекта: познавательно - творческий

 Продолжительность: краткосрочный февраль 2023г.

Участники проекта: дети 7 лет, учитель, родители.

Предварительная работа: Подбор фольклора: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.

Продукт проекта:

-Альбом «Детский фольклор. Малые фольклорные формы» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).

- Презентация проекта «Как приобщит ребенка к народной культуре»;

-Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

-Лэпбук «Народный быт»

Формы реализации проекта:

Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных.

Прогнозируемый результат:  

Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;

- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;

- Расширить представление о народном искусстве;

- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен.

Работа с родителями:

-Участие родителей в создании альбома по устному народному творчеству «Детский фольклор.Малые фольклорные формы»»

- Презентация проекта для родителей «Как приобщит ребенка к народной культуре»;

- Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

  Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.

3.Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования И.А. Кузьмин, главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор,
член-корреспондент РАЕН.

I этап. Подготовительный

Задачи:

  1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса школы по использованию фольклора.
  1. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
  1. Изучение программно-методического обеспечения.

4. Обмен опытом работы с учителями по расширению знаний в использовании фольклора.

5.  Организация предметно-развивающей среды в классе:

1) Оформление альбома по теме «Детский фольклор. Малые фольклорные формы» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки)»;

2) Презентация проекта для родителей «Как приобщит ребенка к народной культуре»;

3)  Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

  1. Основной этап реализации проекта:

На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания «Малые формы фольклора» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

План проекта                                                                Приложение 1.

Месяц

Вид деятельности

1 -я неделя

-Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой»

Разучивание потешек «Кисонька Мурысенька»

-Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»

-Пальчиковая игра «Вышел Ваня погулять»

-Закличка «Медведь могучий»,

-Лепка «Матрешка»

-Рисование «Укрась дымковскую игрушку»

Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру.

2-я неделя

-Беседа: познакомить детей с устным народным творчеством,

-Народные        игры        с

движениями из серии «Говорушки»

-Разучивание песни «Дударь»

- Чтение русской народной        сказки

«Снегурочка»

-Инсценировка русской народной сказки «Репка»

-Словесная игра «Расскажи сказку»

Дети знают признаки зимы и колыбельную песню.

3-я неделя

-Беседа «Русские народные промыслы»

«Докучные сказки» «Пришел         медведь к

броду, бултых в воду»

-Пальчиковая игра «Моя семья»

 -Разучивание песни        «Как у наших у ворот»

-Лепка «Матрешка»

-Настольный деревянный театр «Колобок, «Репка»

Дети знают

пальчиковую        игру

«Моя семья»,

Песню

4-я неделя

-Беседа «Русский народный быт» народной песне

-Беседа о прибаутках

-Разучивание песни «Во кузнице»

- Игра «Колобок»

- Разучивание игры-песни «Бояре»

  1. Заключительный этап:

Подведение итогов проекта.

   -Уголок в русском народном стиле "Русское народное творчество".   Изготовление макета «Русская изба».

-Альбом «Детский фольклор. Малые фольклорные формы» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).

-Презентация проекта для родителей «Как приобщит ребенка к народной культуре»;

-Сборник консультаций для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

-Игры на липучках (гончарное ремесло, резьба по дереву, ткачество, кузнечество, плетение, росписи).

-Лэпбук «Народный быт»

- Презентация проекта;

-Составление портфолио проекта;

Итог:

     Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой позволило повысить познавательную активность детей, любознательность. Дети стали различать и называть предметы народного быта и костюма, героев русских народных сказок, музыкальные инструменты, проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни; расширился и активизировался словарный запас.

 У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении уголка «Русское народное творчество».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих  взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Для этого мы должны знать историю России,...

Приобщение детей к танцевальному искусству - приобщение их к мировой культуре.

АктуальностьУвлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танц...

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской культуры"...

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

Беседа. Приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Баргузинская детско-юношеская спортивная школа»        Беседа на тему:«Приобщен...

Сохранение фольклорного искусства, как части культурного наследия. Приобщение детей к русской культуре и традициям.

Особое место в охране культуры наследия - занимает фольклор. Поэтому в настоящее время, необходимо  сохранять и возрождать традиции фольклора в системе образования детей с помощью тематических ур...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям.

На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любому из нас ответить проще простого. Ещё бы! Каждый дошколёнок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовёте, наверное, и автора «...