Возможности внеаудиторной деятельности для самореализации обучающегося
статья на тему

Стеценко Геннадий Александрович

В статье рассматриваются вопросы назначения ВД и задач, которые стоят перед перед педагогом и учеником на пути самореализации обучающихся в реставрационном колледже "Кировский"

Раскрываются пути ВД, которые тесно связаны с воспитательным процессом, сложным процессом формирования личности молодого человека.

Подробно рассмотрена творческая деятельность и пути обучения творчеству как одну из основных задач ВД.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneauditornaya_deyatelst.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Возможности внеаудиторной деятельности для самореализации студентов творческих профессий на примере обучающихся в реставрационном колледже «Кировский»».

1. Внеаудиторная деятельность

Внеаудиторная деятельность составляет самостоятельно организуемую систему учебно-воспитательной деятельности реставрационного колледжа «Кировский» наравне с системами практического и теоретического курса обучения.

Ее основное назначение – помогать подросткам и юношеству рационально использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения.

Внеаудиторная деятельность планируется не как деятельность для учащихся, а как деятельность самих учащихся, поэтому планы внеаудиторной деятельности не охватывают эту деятельность жестко и полностью, как это происходит при планировании практического и теоретического обучения.

Внеаудиторная деятельность чрезвычайно гибкая. Она основывается на исключительно добровольном участии. Ее состав, содержание, методы меняются гораздо чаще, чем в теоретическом и практическом обучении. Она разнообразна по формам организации, это могут быть кружки технического творчества,  спортивные секции, участие в выставках, конкурсах и т.д.

1.1 Внеаудиторная деятельность, как часть воспитательного процесса

Воспитание - сложный, многогранный, диалектический, противоречивый, целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека. В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. К сожалению, это не всегда принимается во внимание педагогами. Между тем установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому, в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность. И это должно обязательно учитываться при выборе средств педагогического воздействия и оценке его эффективности.

Нередки противоречия в самом процессе воспитания, что обусловлено, например, различием между миропониманием, ценностными ориентациями взрослого и подростка. Вследствие этого порой возникают конфликты между старшими и младшими. Противоречия присущее подрастающему человеку стремление к самостоятельности - и неизбежная необходимость педагогически регулировать процесс его становления, направлять его в русло общепринятых требований. Противоречивы методы убеждения и принуждения, гуманного подхода к воспитаннику и необходимость в некоторых случаях его наказания и т.д. И эти противоречия требуют глубоко продуманной целенаправленности воспитания.

Воспитание - процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию. В воспитании всегда взаимодействуют воспитатель и воспитанник, коллектив и отдельные его члены. Воспитанник — не пассивный объект педагогического воздействия. Меняясь под влиянием этого воздействия, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания. Подрастая и осознавая себя как личность, воспитанник начинает менять и самого себя. У него формируется своя точка зрения на людей, на многие явления окружающей его действительности. Происходит известная переоценка ценностей. То, что он принимал на веру, будучи ребенком, теперь нередко подвергается критическому анализу.

Юность - это возраст активного, заинтересованного овладения жизненным опытом, человеческими идеалами, возраст активного, глубокого всестороннего познания мира. Именно в этом возрасте подростки настойчиво стремятся к, познанию бытия во всем его противоречивом многообразии. Юношеству свойственно стремление к обсуждению, и при том весьма эмоциональному, широкого круга самых разных проблем: и человеческих отношений и политики государственных деятелей, и международной политики, и вопросов борьбы с тяжелыми недугами, и проблем искусства. Ничего, что порой их жаркие споры, бывают и наивными, фантастическими. Не надо пресекать их, бестактно подчеркивая неопытность и неосведомленность ребят. Ведь в подобных дискуссиях проявляется стремление познать мир, жизнь, законы бытия. В этом начало осмысливания, происходящего вокруг и в себе, в этом бурный и интенсивный процесс формирования мировоззрения. Надо помочь юношеству в его поиске, помочь, но со строжайшим соблюдением требований педагогического такта, помочь на "равных". Тогда молодые люди прислушаются к голосу взрослого, будут считаться с ним.

Учащийся реставрационного колледжа - это развивающаяся, социально еще не зрелая, но, вне всякого сомнения, личность. Его производственная деятельность и поведение в коллективе социально значимы. Он субъект общественного поведения в коллективе колледжа, субъект общественных коммуникаций, связей. И он носитель весьма развитого сознания, потому что его жизненный опыт не так уж мал, что нередко недооценивается взрослыми. И он заслуживает не меньшего уважения, чем социально зрелая личность.

Воспитание личности во внеаудиторной творческой деятельности невозможно без ее знания и понимания. Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей.

Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, - это семья ребенка. Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании, потом начинает сотрудничать с детскими учреждениеми - детским садом, школой, колледжом, внешкольным учреждением. Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение - это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо. При серьезных противоречиях между родителями, частых и глубоких конфликтах в семье, разногласиях между семьей и учебным заведением учащиеся не получают должного воспитания, возникает и углубляется педагогическая запущенность ребенка, которая в особо неблагоприятных условиях приводит его к правонарушению. Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности - духовные и материальные.

Основное условие и главная сфера формирования и проявления личности - деятельность. Единство слова и дела, организация педагогически целесообразной среды, образа жизни учащегося и его социально значимой деятельности в единстве с его обучением и просвещением - это должно быть, прежде всего, в поле зрения и объектом заботы инженерно-педагогических работников и коллектива колледжа в целом.

Без знания воспитания и индивидуальных качеств своего воспитанника в особенности педагог работает вслепую, интуитивно, полагаясь лишь на свой опыт да на методические традиции, которые далеко не всегда бесспорны. Этим, в частности, обусловлено погоня за новыми, необычными формами работы без их должного педагогического обоснования. И о труде организаторов и руководителей воспитательного процесса нередко судят по внешней эффективности придуманных ими мероприятий, а не по их конечному педагогическому результату. Затрачивается масса времени, сил, но коэффициент полезного воспитательного воздействия оказывается непропорционально малым, а то и просто равным нулю. Знание воспитания в значительной: степени исключает такую вероятность.

Таким образом, формирование глубокого уважения и готовности к физическому и умственному труду, активной творческой деятельности - важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения, реализация которых возможна во внеаудиторной творческой деятельности.

2. Сущность творческой деятельности обучающихся реставрационного колледжа «Кировский»

Решение педагогических проблем развития творчества немыслимо без учета закономерностей формирования творческого мышления и на их основе разработки методики, содержания и оптимальных путей обучения творчеству.

Очевидно, что при рассмотрении вопросов внеаудиторной творческой деятельности учащихся следует исходить из необходимости учета двух взаимосвязанных сторон творчества - результата деятельности и процесса ее протекания. Такой подход позволяет, расширить методические возможности включения учащихся в творческую техническую деятельность. В то же время он приемлем лишь для случаев выполнения учащимся основных этапов творческого процесса - от момента осознания проблемы до практической ее реализации. Но есть и другая сфера деятельности, нередко именуемая как в психологической, так и в педагогической литературе творческим процессом: это деятельность по решению творческих задач.  Оба процесса находятся в отношении друг к другу как часть к целому, что необходимо учитывать в педагогической практике.

 Вполне возможно, что центральный этап творческого процесса может дать глубоко продуманное и детально отработанное решение. Мысленный эксперимент исключит совсем или почти совсем необходимость доработки или переработки принятого решения, и тогда заключительный этап творческого процесса будет целиком исполнительским по характеру. Это подтверждается и тем, что современный конструктор или изобретатель непосредственной деятельности на заключительном этапе, как правило, не осуществляет. Реализуют его творческий замысел работники экспериментальной лаборатории, мастерской и т. п., хотя и здесь нередко требуется творческое вмешательство автора.

Обучение учащихся навыкам исполнительского труда должно рассматриваться в качестве самостоятельной задачи педагогического руководства техническим творчеством. Подобный подход позволяет расценивать процесс изготовления учащимися технических объектов даже на исполнительском уровне как включение в техническое творчество. Это относится и к первому этапу творческого цикла - формулировке творческой задачи. Задача педагога заключается в управлении внеаудиторной творческой деятельностью учащихся в целом и на отдельных этапах творческого процесса (зарождение идеи-задачи, поиск варианта решения с условием его практической реализации, поиск оптимальных практических условий реализации решения и т. п.).

В тех случаях, когда в качестве средства развития способностей учащихся к творческой деятельности используется техническое творчество, должна учитываться самостоятельная значимость деятельности на всех этапах творческого процесса. По существу, самостоятельная деятельность учащихся является концентрированным выражением репродуктивных и творческих элементов деятельности, осуществляемой под руководством педагога.

Подготовку учащихся к деятельности на любом этапе творческого процесса следует рассматривать в качестве самостоятельной цели педагогической работы, что открывает дополнительные методические возможности как для вовлечения учащихся в техническое творчество, так и для его осуществления. Следовательно, связь отдельных частей творческого процесса с полным циклом творческой деятельности создает дополнительные возможности использования их в качестве самостоятельных компонентов в педагогической работе по развитию технического творчества учащихся.

В техническом творчестве взрослых, прежде чем получить право на жизнь, творческое решение держит экзамен перед накопленным в течение столетий коллективным опытом человечества. Для учащихся это необязательно. Достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого ученика. Он сопоставляется лишь с его индивидуальным опытом, приобретаемым в процессе обучения (знаниями, умениями, навыками) и практическим опытом в творческой деятельности. При таком понимании новизны возможности технического творчества значительно расширяются. Творческой становится деятельность, продукт которой может быть давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать и о способах получения этого продукта. По наблюдениям многих педагогов творчество подростков и творчество взрослых имеет одну физиолого-педагогическую основу, характеризуется одинаковыми стадиями протекания, активностью и напряжением. Для осуществления творческой деятельности и учащихся и взрослых необходимо становление и проявление качеств личности, свойственных изобретателям и рационализаторам.

Таким образом, получая продукт, обладающий даже субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности. Это подтверждает положение о том, что основной целью технического творчества учащихся является развитие способностей к творческой деятельности. Однако данные утверждения справедливы лишь для процесса педагогического руководства техническим творчеством учащихся. Сами они не ставят перед собой в качестве цели развитие своих способностей к творчеству. Его творческая деятельность вполне может охватывать полный цикл, начиная с этапа отражения потребности и постановки задачи и кончая этапом практического осуществления решения. Продукт, который стремится получить учащийся, выступает целью его деятельности и отвечает основным требованиям, предъявляемым к техническому творчеству учащихся, - значимостью или полезностью и субъективной новизной. Способности к технической творческой деятельности и остальные качества личности, необходимые для успешного творчества, выполняют роль средства получения результата. Их проявление и развитие есть результат творческой деятельности. Учащимся этот результат может не только не преследоваться, но даже и не предполагаться. Однако и в этом случае творчество становится средством педагогического процесса, в котором преследуется цель развития способностей подрастающего поколения. Это средство и реализует педагог, а не учащийся. Поскольку цели формирования технического творчества подростков, преследуемые в процессе обучения (т. е. под руководством педагога) и вне его, различны, необходимо разграничивать эти виды деятельности. Таким образом, понятие "техническое творчество учащихся" используется для характеристики двух различных процессов: 1) направления учебно-воспитательной работы с целью развития способностей учащихся к творчеству и 2) творческой деятельности учащихся по созданию технических объектов; поскольку эта деятельность может охватывать все этапы творческого процесса, то и определяется как техническое творчество. Под результатом творческой деятельности следует понимать не только технические объекты, но и определение способов их создания и усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их элементов и т. п.

Применительно к учащимся реставрационного колледжа процесс технического творчества может быть рассмотрен как средство развития технических способностей подрастающего поколения, как управление процессом его развития, как воспитание творческого отношения к труду. Динамика технического творчества идет по пути перехода от конструирования к изготовлению постепенно усложняющихся объектов, от одного способа решения производственно-технических задач к другому.

Следовательно, в оценку внеаудиторной творческой деятельности учащихся реставрационного колледжа «Кировский» должны быть включены такие критерии, как способность самостоятельно предложить вариант решения задачи, отвечающий техническим, технологическим, функциональным и эстетическим требованиям, умение графически изобразить принцип решения и качественно выполнить последнее. Приведенная характеристика технического творчества включает лишь один из педагогических аспектов проблемы - развитие способностей к творческой технической деятельности. Сюда можно отнести также подготовку учащихся к участию в коллективном творчестве, придание ему общественной направленности, формирование устойчивого интереса к технике и готовности к труду в области, осваиваемых профессий.

Основной целью профессиональной школы является формирование всесторонне и гармонично развитой личности молодого рабочего, вооружение его широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, умениями, навыками, создающими предпосылки для успешного выполнения им трудовой деятельности после окончания колледжа.  

 

Преподаватель СПбГБ ПОУ «Реставрационный колледж «Кировский»

Стеценко Г. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по внеаудиторной деятельности

В данном разделе размещены разработки и рекомендации по организации внеаудиторной деятельности по иностранному языку, в т.ч. самостоятельной работе студентов....

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учащихся обучающихся по профессии «Повар, кондитер»

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии среднего  профессионального образования 260807.01  «Пов...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ для обучающихся. Дисциплина "Биология"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся - дисциплина "Биология" 1 курс, специальность 34.02.01 сестринское дело. В методических рекоменда...

Статья: Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся СПО

Внеаудиторная деятельность как средство повышения профессиональной культуры обучающихся  СПО...

Педагогическая поддержка» - как система средств самореализации обучающихся СПО.

В статье раскрывается роль педагогической поддержки в профессиональном образовании - как  определенной ступени для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессионально...

Педагогическая поддержка» - как система средств самореализации обучающихся СПО.

В статье рассматривается вопросы педагогической поддержки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений ....