Классный час на тему: "Русские посиделки"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Русские посиделки о народных ремёслах и промыслах»
Цели: приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к народным ремёслам, воспитание патриотизма, развитие творческих способностей.
Молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные ремёсла и промыслы.
Слайд 1
Ведущая:
Здравствуйте люди добрые русские! Мы приглашаем вспомнить старину заветную наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня собирались они в просторной горнице, чтобы отдохнуть и повеселиться.
Слайд 2
Деревенские посиделки – это сборища парней и девчат по осенним и зимним вечерам под видом рукоделия, а более – россказней, песен и забав. На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и поныне живут в народной памяти.
Дорогие гости всё это вы увидите на наших посиделках.
Слайд 3
Наши посиделки посвящёны народным ремёслам и промыслам. Узнаем о народном творчестве.
В старину все делали своими руками. Ремесла кормили, одевали и обували.
Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит".
Ведущая: Время игр и новостей.
Начинаем посиделки.
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей.
Припасла я вам сундук с разными вещами.
Прежде чем начать посиделки, предлагаю вам задание. Приглашаем всех гостей принять участие.
Я покажу предметы вам. Вы должны сказать их название и определить назначение и назвать ремесло.
Слайд 4
Ведушая берёт веретено и показывает его гостям.
Ведущая:
Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжи.
Смотаю все в клубочки
и свяжу носочки,
иль теплую рубаху,
потому что…
Слайд 5
Пряха
Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды.
Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания.
Слайд 6
В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.
Слайд 7
С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.
Ведущая: Показывает спицы.
А о каком именно ремесле сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две веселые сестрицы -
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавичечки.
Слайд 9
Конечно, речь пойдет о вязании. Когда появилось искусство вязания - точно неизвестно. Овцы были одомашнены еще за 9000 лет до н.э. У нас в России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.
Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами.
Слайд 10
Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
Слайд 11
Ведущая: А теперь настала очередь нового ремесла. Если загадку отгадаете, то его узнаете:
Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое…
Слайд 12
Ткачиха.
Ткачество.
Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество - одно из самых древних ремесел.
Слайд 13
В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.
Слайд 14
Потом люди изобрели механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.
Слайд 15
Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма
Слайд 16
Ведущая: показывает пяльцы.
Текли спокойные мгновенья,
Под тонкой, ловкою иглой
С любовью, нежностью, терпеньем
Узор рождался сам собой.
Слайд 17
Вышивание.
Искусство вышивания насчитывает века. В Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительности. Характерна вышивка крестом, вырезом, гладью
Слайд 18
Ведущая:
В старых вещах - отраженье судьбы
Бабушек наших, что пряли, плели,
Нежность и радость в вещицы вплетали,
Так они свет свой и нам передали.
Слайд 19
Мы, как в прошедшие дни и года,
Порукодельничать любим всегда.
То, что мы вяжем, плетём, вышиваем,
Внучкам, правнучкам своим оставляем.
Слайд 20
Пусть они вспомнят с любовью о нас:
В вышивках старых таится рассказ-
Повествованье о прошлом, о милом,
Глядя на них, можно вспомнить, что было.
Ведущая: Интересные вещи сохранились в бабушкином сундуке.
Как говорит пословица «Делу время – потехе час!
Слайд 21
Восстанови пословицу
Ведущая говорит начало пословицы, гости - окончание.
1. Дерево ценят по плодам, а человека... (по делам)
2. Поспешишь - людей ...(насмешишь)
3. Недаром говорится, что дело... (мастера боится)
4. Что посеешь,... (то и пожнешь)
5. Землю солнце красит, а человека... (труд)
6. Без труда жить,... (только небо коптить)
7. Труд человека кормит – а лень портит
8. Глаза страшатся – а руки делают
Слайд 22
9. Ученье - свет – а не ученье тьма
10. По одежке встречают – провожают по уму
11. Грамоте учиться – всегда пригодиться
12. Не сиди, сложа руки – так не будет и скуки
13. Семь раз отмерь – один раз отрежь
14.Терпение и труд всё перетрут.
15. Дело наспех и сделано на смех.
16. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье.
Слайд 23
Ведущая: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ.
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
- Гибкий лес на плечи залез (коромысло)
- Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате)
- Кривой конь лезет в огонь (кочерга)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
- Всех кормлю с охотою, а сама голодная (ложка)
Слайд 24
Ведущая: А теперь настало время небылицы рассказать, народ удивить.
Парни рассказывают небылицы по очереди.
- Старину спою вам стародавнюю
Стародавнюю да небывалую.
Утром лёг, да не поужинал,
Ночью встал, да не позавтракал.
- То вам не чудо, не диковинка,
Видел чудо чуднее того:
Среди моря овин горит,
По чистому полю корабль бежит.
- То вам не чудо, не диковинка,
Уж я видел чудо чуднее того:
Курица под лавкой объягнилась,
Корова на лыжах покатилась.
- Это вам не чудо, не диковина,
Ещё вам чудо чуднее того:
Козёл по полю летал,
Он мякину собирал.
- И тому чуду не дивуйтесь,
Я видел чудо чуднее того:
Уж как курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс.
Ведущая:
Небылицы хороши, – посмеялись от души.
Слайд 25
Небывалое сраженье –
Всем на удивленье.
Давайте мы устроим -
Скороговорок бой.
Рассказывают скороговорки.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- На дворе трава, на траве – дрова.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Слайд 26
Ведущая: Так у нас на Руси
Уж давно повелось:
Чтобы весело всем
И счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто
И никто не скучал,
Сам народ для себя
Шутки, песни слагал.
Ведущая: Как известно всем, подружки –
Мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте
И девчатам подпевайте.
Девушки исполняют частушки.
Частушки.
1. Мы Покровские ребята, 2. Дайте лен, дайте лен,
Интересно все живем, Дайте 49 веретен.
Про народные ремесла, Стану прясть-попрядывать,
Вам частушки пропоем. На дружка поглядывать.
3. Шила милому кисет, 4. Не стругает мой рубанок,
Вышла рукавица. Не пилит моя пила,
Посмотри, мой дорогой, Ко мне милка не приходит -
Какая мастерица! И работа не мила.
5. Моя прялка не прядет, 6. Шила, шила сарафан -
Колесо не вертится. Исколола пальчики.
Что-то милый не идет, А надела сарафан -
Видно, долго сердится. За мной гурьбою мальчики.
7. У кого какой милёнок – 8. Вышивала я платок,
У меня ремесленный: Золотые коймы,
Отдала ботинки шить – Вышивала, говорила:
Сшил бурак берестяный. – Люби милый, помни!
9. Шила милому кисет, 10. Чай пила,
Пока мамы дома нет; Самоварничала.
Маменька за скобочку, Всю посуду перебила –
Кисетик я – в коробочку. Накухарничала.
Ведущая: Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши.
Ведущая: Подходят к концу посиделки в нашей горнице. Мы узнали только о некоторых видах ремесла, а их очень много. О других ремеслах - другой разговор.
А мы заканчиваем наши посиделки.
Слайд 27
Посиделки – вечеринки
Звёзды в праздничной выси.
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь
Мы прощаемся с гостями,
Говоря до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"
Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...
Урок по теме"Русская живопись"
Урок для студентов специальности "Архитектура". Тема урока "Русская Живопись"...
Классный час на тему: "Русская мать"
Данный материал можно использовать для проведения классного часа. В нём рассказывается история жизни Епистимии Фёдоровны Степановой, которая в годы Великой отечественной войны потеряла 9 сыновей. Данн...
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Русская поэзия в английских переводах»
Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Более углубленное изучение произведений русской и английской литературы;3. На примере произведений русских к...
Классный час на тему "Русское оружие - оружие победы"
Классный час на тему "Русское оружие - оружие победы"...
Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»
Цель данного урока – развитие танцевальных способностей учеников, посредством русского танца.Данная цель будет достигнута через решение следующих задач.в области хореографии:Овладеть «язык...