Программа по учебному предмету "Художественное оформление книги"
рабочая программа на тему
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
«ЖИВОПИСЬ» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В.00. В.02. Художественное оформление книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oformlenie_knigi.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа станица Советская»
дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
«ЖИВОПИСЬ»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В.00. В.02. Художественное оформление книги
2013
«Рассмотрено» Методическим советом МКОУ ДОД «ДМШ ст. Советская» 11. 02. 2013 год (дата рассмотрения) | «Утверждаю» Директор Е. В. Белевцова _______________________ (подпись) 11. 02. 2013 год (дата утверждения) |
Разработчик – Н. С. Лунёва, преподаватель отделения ИЗО
Рецензент – С.Н.Сабынина – ……………………………
Рецензент – С. А. Продченко – заместитель директора по учебно- методической работе ГБОУ СПО «Ставропольское краевое училище дизайна» (техникум)
Структура программы учебного предмета стр
- Пояснительная записка 4
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета 8
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся 15
- Формы и методы контроля, система оценок 16
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Методическое обеспечение учебного процесса 17
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Средства обучения 19
- Список литературы 20
Программа учебного предмета «Художественное оформление книги» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Учебный предмет «Художественное оформление книги» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов вариативной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного оформления книги, на развитие эстетического вкуса, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является возможность в материале выразить творческий замысел по оформлению печатной продукции и познакомиться с азами профессии книжного иллюстратора.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Художественное оформление книги» реализуется при 8-летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета «Художественное оформление книги» при 8-летнем сроке обучения составляет 196 часов, из них: 98 часов - аудиторные занятия, 98 - самостоятельная работа.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
КЛАССЫ | 1 | 2 | 3 | ||||
ПОЛУГОДИЯ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Самостоятельная работа (в часах) | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 32 | 32 | 32 | 34 | 32 | 34 | 196 |
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет | зачет |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Художественное оформление книги» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия разделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия:
1-3 классы - 1час в неделю,
самостоятельная работа: 1-3 классы – 1 час в неделю.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета «Художественное оформление книги» является формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного оформления книги для дальнейшей профориентации и определения профессии, в частности художника-иллюстратора.
Задачи учебного предмета
- Знакомство с оборудованием и различными материалами для оформления книжной обложки: подкладочная доска, канцелярский нож, искусственная замша, дерматин и др.
- Знакомство со способами склейки и прошивания страниц.
- Формирование у учащихся понятий «книжная иллюстрация», «форзац», «суперобложка», «декоративный шрифт», «ляссе».
- Формирование умения работать в материале и создавать макеты книжных обложек и брошюр.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.
Помещение для занятий должно быть оснащено удобной мебелью (столы и стулья), компьютером, доской.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Художественное оформление книги» построено с учетом возрастных особенностей детей.
Содержание программы включает следующие разделы:
- иллюстрирование;
- оформление книжной обложки;
- творческий проект.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебн. занятия | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
64 | 32 | 32 | ||||
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 1 раздел «Иллюстрирование» | ||||||
1.1 | Вводный урок. Экскурсия в мир книг. Книжная иллюстрация | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.2 | Выполнение несложной графической иллюстрации | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.3 | Выполнение несложной живописной иллюстрации | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.4 | Выполнение макета книжной страницы с применением аппликации. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2 раздел «Оформление книжной обложки» | ||||||
2.1 | Создание макета книжной обложки. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
3 раздел «Творческий проект» | ||||||
3.1 | Создание книжки-малютки «Времена года» | Урок | 40 | 20 | 20 | |
3.2 | Зачетный просмотр и обсуждение книжек-малюток. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||||
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
66 | 33 | 33 | ||||
1раздел «Иллюстрирование» | ||||||
1.1 | Выполнение графической иллюстрации | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.2 | Выполнение живописной иллюстрации | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.3 | Выполнение макета книжной страницы с применением аппликации. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2 раздел «Оформление книжной обложки» | ||||||
2.1 | Материалы и инструменты. «Создание макета книжной обложки» | Урок | 8 | 4 | 4 | |
3 раздел «Творческий проект» | ||||||
3.1 | Оформление и иллюстрирование русской народной сказки. Создание макета. | Урок | 42 | 21 | 21 | |
3.2 | Зачетный просмотр и обсуждение творческих проектов. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||||
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
66 | 33 | 33 | ||||
1 раздел «Иллюстрирование» | ||||||
1.1 | Выполнение графической иллюстрации. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.2 | Выполнение живописной иллюстрации. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
1.3 | Выполнение макета книжной страницы с применением аппликации. | Урок | 4 | 2 | 2 | |
2 раздел «Оформление книжной обложки» | ||||||
2.1 | Материалы и инструменты. «Создание макета книжной обложки» | Урок | 8 | 4 | 4 | |
3 раздел «Творческий проект» | ||||||
3.1 | Оформление и иллюстрирование настенного календаря. Создание макета. | Урок | 42 | 21 | 21 | |
3.2 | Зачетный просмотр и обсуждение творческих проектов. | Урок | 4 | 2 | 2 |
1 раздел «Иллюстрирование»
- Тема: Вводный урок. Экскурсия в мир книг. Книжная иллюстрация. Знакомство с разновидностями книжных иллюстраций, шрифтов, оформлений книжных обложек. Знакомство с понятиями «книжная иллюстрация», «суперобложка», «гравюра», «форзац», «ляссе». Выполнение упражнений на композиционное построение оформления обложки книги. Самостоятельная работа: выполнение эскиза обложки книги на заданную тему.
- Тема: Выполнение несложной графической иллюстрации. Выполнение несложной графической иллюстрации на предложенную тему. Материал: цветной карандаш. Самостоятельная работа: выполнение композиционного эскиза для живописной книжной иллюстрации.
- Тема: Выполнение несложной живописной иллюстрации. Выполнение несложной живописной иллюстрации по заранее подготовленному эскизу. Материал: гуашь. Самостоятельная работа: выполнение композиционного эскиза для книжной иллюстрации, сделанной с помощью аппликации.
- Тема: Выполнение макета книжной страницы с применением аппликации. Выполнение несложной иллюстрации по заранее подготовленному эскизу. Материал: клей, цветная бумага, фломастеры, цветной гель и др. Возможно использование фотографий. Самостоятельная работа: изучение примеров оформления книжных страниц по литературе для детей.
2 раздел «Оформление книжной обложки»
2.1 Создание макета книжной обложки. Создание макета книжной обложки. Материал: картон, цветная бумага, клей, фломастеры и др. Самостоятельная работа: изучение примеров оформления обложек книг для детей.
3 раздел «Творческий проект»
3.1 Создание книжки-малютки «Времена года». Книжка-малютка «Времена года» состоит из 4 частей по временам года («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»). Учащимися самостоятельно выбирается техника выполнения и оформления обложки и страниц (из ранее изученного). Объём макета – 10-12 страниц формата А4. Самостоятельная работа: разработка композиционных эскизов для проработки в материале во время аудиторных занятий, подбор фотографий, пословиц, поговорок, загадок, стихотворений(приветствуется сочинительство).
3.2 Зачетный просмотр и обсуждение книжек-малюток. Зачетный просмотр и обсуждение книжек-малюток возможен с привлечением учащихся отделения обще-эстетического развития.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 раздел «Иллюстрирование»
1.1 Выполнение графической иллюстрации. Выполнение графической иллюстрации на предложенную тему. Материал: черный гель, фломастер, цветные карандаши. Самостоятельная работа: выполнение композиционного эскиза для живописной книжной иллюстрации.
1.2 Выполнение живописной иллюстрации. Выполнение живописной иллюстрации по заранее подготовленному эскизу. Материал: гуашь, акрил, акварель. Самостоятельная работа: выполнение композиционного эскиза для книжной иллюстрации, сделанной с помощью аппликации.
1.3 Выполнение макета книжной страницы с применением аппликации. Выполнение иллюстрации по заранее подготовленному эскизу. Материал: клей, цветная бумага, фломастеры, цветной гель и др. Возможно использование фотографий, флористического материала. Самостоятельная работа: изучение примеров оформления книжных страниц по литературе для детей.
2 раздел «Оформление книжной обложки»
2.1 Материалы и инструменты. Создание макета книжной обложки.
Создание макета книжной обложки. Материал: картон, цветная бумага, искусственная замша, клей, фломастеры и др. Самостоятельная работа: изучение примеров оформления обложек книг для детей.
3 раздел «Творческий проект»
3.1 Оформление и иллюстрирование русской народной сказки. Создание макета. Для творческого проекта выбирается небольшого объёма русская народная сказка. Учащимися самостоятельно выбирается техника выполнения и оформления обложки и страниц(из ранее изученного). Объём макета – 10-12 страниц формата А4. Самостоятельная работа: разработка композиционных эскизов для проработки в материале во время аудиторных занятий.
3.2 Зачетный просмотр и обсуждение творческих проектов. . Зачетный просмотр и обсуждение творческих проектов возможен с привлечением учащихся отделения обще-эстетического развития.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 раздел «Иллюстрирование»
1.1 Выполнение графической иллюстрации. Выполнение графической иллюстрации на предложенную тему. Материал: черный гель, фломастер, цветные карандаши и др. графические техники. Самостоятельная работа: выполнение композиционного эскиза для живописной книжной иллюстрации.
1.2 Выполнение живописной иллюстрации. Выполнение живописной иллюстрации по заранее подготовленному эскизу. Материал: гуашь, акрил, акварель, масло. Самостоятельная работа: выполнение композиционного эскиза для книжной иллюстрации, сделанной с помощью аппликации.
1.3 Выполнение макета книжной страницы с применением аппликации. Выполнение иллюстрации по заранее подготовленному эскизу. Материал: клей, цветная бумага, фломастеры, цветной гель и др. Возможно использование фотографий, флористического материала, заранее подготовленных рисунков. Самостоятельная работа: изучение примеров оформления книжных страниц по литературе для детей.
2 раздел «Оформление книжной обложки»
2.1 Материалы и инструменты. Создание макета книжной обложки. Знакомство с приёмами работы с подкладочной доской и макетным ножом.Создание макета книжной обложки. Материал: картон, цветная бумага, искусственная замша, дерматин, клей, фломастеры и др. Самостоятельная работа: изучение примеров оформления обложек книг для детей.
3 раздел «Творческий проект»
3.1 Оформление и иллюстрирование настенного календаря. Создание макета. Учащимися самостоятельно выбирается техника выполнения и оформления обложки и страниц (из ранее изученного). Объём макета – 12-14 страниц формата А3. Самостоятельная работа: разработка композиционных эскизов для проработки в материале во время аудиторных занятий.
3.2 Зачетный просмотр и обсуждение творческих проектов. Зачетный просмотр и обсуждение творческих проектов возможен с привлечением учащихся отделения обще-эстетического развития.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Художественное оформление книги»:
- Знание понятий «книжная иллюстрация», «гравюра», «суперобложка», «форзац».
- Знание оборудования и различных материалов, применяемых для создания макета книги и книжной обложки.
- Умение применять технические приемы , используемые при создании макета книги.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за год.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников-иллюстраторов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, поиск композиционного решения, эскизирование). Учащиеся имеют возможность работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
VI. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: электронные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: аудио-записи.
1. Л.А. Ерлыкин. Поделки своими руками. – М: ТРИЭН, 1997
2. В.П.Савиных. Поделочные материалы. Справочник мастера. – Минск: ХЭЛТОН. 1998.
3. под ред. М.А. Некрасовой. Народные мастера. Традиции, школы. – М. Изобразительное искусство. 1985.
4. М.Ф. Милова. Красота и удобство своими руками. – М. «Молодая гвардия» 1989.
5. В. Шнейдеров. Самоучитель. Фотография. Реклама. Дизайн. – М: Питер, 2004
6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002
7. Х. Махмутова. Аппликации для детей. – М: Ниола-Пресс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Профессионального модуля 04 "Оформление причесок" Профессия 100116.01 Парикмахер
Рабочая программа Профессионального модуля 04 "Оформление причесок" Профессия 100116.01 Парикмахер ...
Рабочая программа Профессионального модуля 04 «Оформление причесок» Профессия 16437 Парикмахер
Рабочая программа Профессионального модуля ПМ.04 «Оформление причесок» Профессия 16437 Парикмахер...
Учебное пособие "Оформление витрин - первый шаг к успешному бизнесу"
Учебное пособие выполнено на основе многолетнего опыта подготовки рабочих кадров по профессии 34.3 Продавец, контролер – кассир, агент коммерческий, коммерсант в торговле, товаровед ...
Учебное пособие "Оформление витрин - первый шаг к успешному бизнесу"
Учебное пособие выполнено на основе многолетнего опыта подготовки рабочих кадров по профессии 34.3 Продавец, контролер – кассир, агент коммерческий, коммерсант в торговле, товаровед ...
Рабочая программа ПМ 03 Приготовление , оформление и подготовка к реализации холодных блюд
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа ПМ) - является частью основной профессиональной образовательной программы (ОП...
Рабочая программа ПМ.04 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента МДК.04
Рабочая программа МДК.04.01 Организация и процессы приготовления, подготовки к реализации и хранения холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента расчитана 170 часов...
Учебное пособие"Правоведение" (книга)
Учебное пособие «Правоведение» ознакомит студентов с целостным комплексом знаний о сущности государства и права, их функциях, системе органов управления государством, системе отраслей прав...