Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.
статья на тему

История развития русских наролных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества» г. Находка

Д О К Л А Д

Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.

Выполнила: Прокудина Людмила Сергеевна,      

педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории.


Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников

Мир, в котором мы живём, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Но между этим звуковым многообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки сами по себе - ещё не музыка. И когда человек начал воспроизводить их, приманивая птиц и животных, это тоже ещё не была музыка.

Человек должен был научиться определённым образом организовывать звуки и вкладывать их в последовательность свои чувства и мысли. Вот тогда и возникла музыка. Но происхождение музыки - очень сложная и во многом ещё неясная проблема, существуют разные гипотезы, выдвинутые учёными.

И всё же природа всегда была для человека великим учителем. Познавая природу, открывая её законы, он учился использовать их. Так возникли и музыкальные инструменты. Ведь принципы, на которых основана их конструкция, тоже заимствованы у природы.

Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к ХIII тысячелетию до н.э. Подобно тому как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и в Средиземноморье, и на Русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты, конечно, самые простые. Затем - духовые инструменты: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Много позднее люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты с отверстием. Ещё позже появились струнные, а позже всех - их разновидность - смычковые. И русские народные инструменты так же легко делятся на три группы. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов.

В этой лекции слушатели узнают историю возникновения, развития и выразительные возможности струнных народных инструментов. И начнём мы её совершенно загадочной фразы "Рад скомрах о своих домрах". А расшифровывается она очень просто: "Радуется скоморох своим домрам".

Кто такие скоморохи? Благодаря кино, слово это не исчезло и узнаваемо всеми. Говоря современным языком, скоморохи - это профессиональные артисты Древней Руси. В синтетическом искусстве скоморохов были элементы цирка и клоунады, драматического театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют музыкальные инструменты, на которых играли скоморохи, А играли они на гуслях, на свирелях, на бубнах... Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра.

Во времена князей Олега и Владимира скоморохи не только не подвергались гонениям, а, наоборот, были самыми почётными гостями на княжеских пирах и народных гуляниях. В те далёкие времена даже князь, наделённый неограниченной властью и огромным состоянием, не смог бы пригласить к себе на праздник оркестр народных инструментов. Их просто не было. Но и тогда люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. Их потребности в этом удовлетворялись скоморохами. В былине о Добрыне Никитиче есть строки, где князь Владимир говорит, обращаясь к Добрыне:

                         За твою игру за весёлую,

                               дам тебе, скоморошина,

                                        три места любимых.

                          Первое место, сядь подле меня,

                          Друго место, супротив меня,

                          А третье место, куда сам захочешь!

Если уж на княжьем дворе их привечали, то тем более были рады на многолюдных народных праздниках. Русский народ всегда отличался резким сатирическим словом, и представление скоморохов только усиливали такие настроения. Скоморохи не только веселили народ, но и просвещали, высмеивали глупых церковников, спесивых бояр, жадных купцов. Порой всё это носило острый социальный характер. Ещё "Домострой" считал игру на музыкальных инструментах "грехом равным пьянству", а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина.

Запрет на скоморохов закреплялся даже юридически. В период с 1480 года по 1555 год было издано 8 грамот по этому вопросу. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. "Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто забыв страх божий и смертный час учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени до пяти рублёв на человека (из юридических актов 17 века).

Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов, Эта любовь спасла и инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

Древнейшим профессиональным струнным инструментом на Руси являются гусли.           У разных народов, совершенно не зависимо, появился однотипный инструмент. Прототипом, вероятно послужил лук. Тетева которого звучит, но очень тихо. А если её приблизить к пустотелому предмету, то звук усиливается. Таким образом струны начали закреплять поверх специально выдолбленного корытообразного ящика, покрытого сверху тонкой деревянной или кожаной пластинкой, называемой декой (дека - значит крышка). Именно эта дека служила резонатором воздушного пространства, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным.

Первое упоминание о русских гуслях относится к V1 веку. Название их происходит от древнеславянского слова "густы" - гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование "гусла". Значит, гусли - это струны, гудящие струны. Постепенно этот древний инструмент видоизменялся и на многих старинных гравюрах уже видно изображение гуслей в виде трапециевидного кузова - резонатора и натянутых параллельно струн от 5 до 25 штук. Струны разной длины и издают только один звук.

Гусли инструмент, которому народ приписывал волшебную силу. Откуда мы это знаем? Из сказаний о Садко - гусляре. Садко, реально существовавший человек, который жил в Новгороде и построил в 1167 году церковь. Не был он богатырём и не совершал подвиги, но сила его была под стать богатырской; это была сила искусства. И в былине у Садко речь идёт о незабываемом впечатлении музыканта - гусляра.

Гусли были известны и в древнем Киеве, вспомните легендарного Бояна - сказителя и музыканта:

Боян же, братья, не десять соколов

На стаю лебедей напускал.

Но свои вещие персты на живые струны воскладал,

Они же сами князьям славу рокотали.

Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом и рассказчиком. Старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. Очень редко гусляры создавали малые ансамбли ( два-три-четыре исполнителя ). Гусляры - в основном солисты. В современную эпоху существуют три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные ( оркестровые ).

Инструмент редко используемый, как солист. Применяется только в оркестрах.

Домра -  самый любимый инструмент скоморохов. К сожалению, ни время появления домры на Руси, ни её сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры не известны. Даже само название инструмента не находит объяснения в русском языке.

Музыканты - ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование "пандура". Есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у южных славян - танбура, у украинцев - бандура, у монголов - домбур, у киргизов и татар - думра, у калмыков - домбр... В Европе подобные инструменты получили наименование лютневых.

Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, лёгким в изготовлении и применении. Лёгкость и небольшая величина инструмента, звонкий тембр всё это привело к распространению во всех слоях общества. Домра звучала везде: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и минуты грусти. Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились. Как гласит царский указ 15 века "Где появятся домры, сурны и гусли, -то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди оттого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батоги". И "бесовские игры" отбирали на улицах, в домах, кабаках и сжигали, Горели уникальные инструменты. Русская музыкальная культура понесла чувствительный урон.  Понятно теперь, почему домра в ближайшие нашему времени века совсем исчезла.

Тем не менее , в конце 19 века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки В.В. Андреева, как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а так же по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.

Заслуга В.В. Андреева состоит в том, что он воссоздал и усовершенствовал не только домру, но и бренд России - балалайку. Все в мире знают, что балалайка - это русское. Любопытно уже само название инструмента, точнее корень "бала", Этот корень созвучен со словами балакать, балабонить, балагурить, т.е. болтать, пустозвонить. А эти слова в свою очередь, очевидно произошли от татарских слов бала - ребенок, балалар - дети. Название инструмента (балалайка) передает её суть, как инструмента лёгкого, забавного, не серьёзного.

Первое письменное упоминание о балалайке относится к 1715 году, времена царствования Петра I. На одном из придворных пиршеств по царскому указанию был составлен грандиозный оркестр, в который входили бы представители всех народностей, населявших тогда Россию. Каждый представитель нации должен был нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для неё. Любопытно, что балалайка была приписана самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили его к этому, сейчас сказать трудно. Ни у татар, ни у калмыков инструментов с подобным названием нет и не было, а был инструмент домбр.

Инструмент этот был очень распространён в народе. "Нелегко найти в России дом, написано в одной из книг издания 1795 года, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется в продаже во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить". О популярности балалайки говорит и довольно частые упоминания её во многих образцах русского фольклора. Так, например, в известной русской народной песни "Во поле берёза стояла" есть слова:

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Четвёртую балалайку....

Чаще всего упоминания об этом инструменте разбросаны в многочисленных частушках и припевках, исполнявшихся, как правило, именно под балалайку.

Балалаечка гудит, жалко милого будить....

Балалаечка - гудок, разорила весь домок....

Как на эту балалаечку навешаю цветок,

Чтобы эта балалаечка играла про любовь.

Многие пословицы и поговорки связаны с этим инструментом. Популярность и демократичность инструмента отразилась и в творчестве русских писателей - классиков.   У Пушкина в романе "Евгений Онегин" есть упоминание о балалайке. Не мало добрых слов о балалайке сказано Л.Толстым, А.Чеховым, И. Тургеневым, М. Лермонтовым, вплоть до советских писателей и поэтов. Балалайка до сих пор остаётся символом России.

Новое рождение русских народных инструментов состоялось благодаря В.В. Андрееву - выдающемуся реформатору, композитору, исполнителю, просветителю. Именно он нашёл и усовершенствовал домру и балалайку, сделал их концертными инструментами. Годом рождения балалайки считается 1888 год, концертный сезон которого принёс Андрееву заслуженную славу. Талантливого музыканта стали называть "артистом" и "молодым отцом балалайки". Но не о себе, не о своей славе думал Василий Андреев. Первым шагом популяризации русской балалайки стала "Школа игры на балалайке". Вторым шагом было создание ансамбля балалаечников из 8 человек. Менее чем через год этот ансамбль представлял русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Ансамбль блистательно справился со своей задачей. В 1892 году, во время гастролей в Франции, Андрееву было пожаловано звание академика Французской академии искусств  "За введение нового элемента в музыку". Так Василий Андреев стал академиком в 31 год. О нём заговорили, и не только в среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов, писателей, артистов.  П.И.Чайковский сказал, послушав игру балалаечного ансамбля: "Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект она может дать в оркестре! По тембру - это не заменимый инструмент!".

Вся русская общественность оказывала оркестру Василия Андреева всемерную поддержку. Так слава возвращённой народу балалайки стала славой не только Василия Андреева - гражданина и патриота в самом большом смысле этого слова, но и славой всего русского музыкального искусства.

Все виды искусства - каждый по своему - играют большую идейно - воспитательную роль. Особое место занимает в воспитании музыка. В.А. Сухомлинский сказал: "Музыкальное воспитание - это воспитание человека". Непосредственное же воздействие музыки сказывается сильнее всего в области чувств и настроении человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. Именно эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на неё.

Каждый знает, что музыка оказывает и определённое физиологическое воздействие на человека. Опытным путём учёные ещё в конце XIX века подтвердили то, что известно и из повседневной практики: музыка явно влияет на дыхание, кровообращение, давление и другие физиологические процессы.

Очень часто музыкальное произведение, по мимо всего прочего, просто "доставляет удовольствие". Не даром многие считают, что праздник без музыки - не праздник, а концерт - лучший отдых. То есть музыка несёт эстетическую функцию.

К важным социальным функциям музыки принадлежат так же познавательная (через ознакомление слушателей с музыкальным наследием разных эпох, наций, психологий и так далее) и воспитательная, которая формирует отношение человека к окружающему миру их взгляды, вкусы, идеалы. Поэтому даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь прикладную или развлекательную роль, она так или иначе воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир. Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Летят в космос ракеты, плывут в океане атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. Изменились и содержание и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Чем же интересны народные инструменты? Прежде всего своей самобытностью, уникальностью. И, конечно, мастерством исполнения ни них. Оказывается, и в век научного и технического прогресса игра на простой свирели может взволновать современного человека не меньше, чем игра на электрооргане...

Особенно важно прививать людям любовь к музыки с детства - в школе, в семье. Воздействие музыки должно быть широко использовано в деле воспитания подрастающего поколения. А для этого необходимо коренным образом улучшать постановку преподавания музыки и всей музыкальной работы в школах. Опыт показывает: тот, кто получил основы музыкального воспитания в детские годы, остаётся на всю жизнь другом музыки.



Список использованной литературы

  1. Сухомлинский В.А. о воспитании М. Политиздат 1978 год
  2. Сохор А. Воспитательная роль музыки Ленинград Музыка 1975 год
  3. Соколов Ф. Русская народная балалайка М. Музыка 1968 год
  4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструмента М. Советский композитор 1976 год
  5. Волшебные струны домры. Учебное пособие для подготовительных классов ДМШ. Вып. I. Сост. В. Дутов. Изд. Новосибирск «Арт – классик», 2000.
  6. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. – Ленинград, 1995.
  7. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре/ В. Мироманов. – М., 2003
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

Русские народные инструменты: баян

Статья для широкого круга любителей инструмента баяна о создании и развитии....

Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. "Русская кадриль" муз. О. Дымова

Инструментовка произведения "Русская кадриль" О. Дымова для оркестра русских народных инструментов детской музыкальной школы....

Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов, как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников

статья, посвященная работе с детьми младшего школьного возраста, на примере детского ансамбля ложкарей...

Презентация к уроку "Домра – старинный народный музыкальный щипковый инструмент"

Данная презентация предназначена для учащихся детских школ искусств, позволяет изучить новый материал об инструменте домра, истории ее создания и совершенствования....

« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»

Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...