Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" (050715)
план-конспект урока на тему
В конспекте урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации эстетического воспитания младших школьников. Урок разработан для специальности 050715 Коррекционная педагогика вначальном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_pedagogike_dlya_spetsialnosti_050715.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок педагогики по разделу «Теория воспитания»
Тема урока: Эстетическое воспитание младших школьников.
Цель урока: Дать представление о сущности эстетического воспитания, о системе эстетического воспитания в начальных классах, развивать профессиональную мотивацию и педагогическую направленность студентов.
Задачи урока:
- систематизировать изученный материал, определить степень его усвоения, раскрыть сущность эстетического воспитания младших школьников, познакомить с системой эстетического воспитания в начальных классах;
- развивать профессиональное мышление и самосознание студента, умение размышлять, вступать в дискуссию, аргументировать свое мнение, работать со схемами-таблицами;
- формировать профессиональную мотивацию и педагогическую направленность студентов.
Количество часов: 1
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: эстетика, эстетическая культура, эстетическое воспитание.
Оборудование: карточки с кроссвордами «Педагогические понятия», схемы и таблицы по педагогике, карточки с заданиями, компьютерная презентация к уроку.
Литература:
1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988
2. Подласый И.П. «Педагогика». – М., 2002, с. 168 - 174
- Сластенин В.А. и др. «Педагогика» - М., 2002, с. 320- 325
- Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
- За время совместной работы мы познакомились с новыми педагогическими понятиями и терминами как по разделу «Теория обучения», так и по разделу «Теория воспитания», раскрыли специфику педагогического труда, определили требования к личности учителя, познакомились с педагогическими взглядами выдающихся педагогов, познакомились с особенностями и структурой педагогической деятельности, наметили индивидуальную траекторию профессионального роста и многое другое.
Педагогическая разминка. Объяснение задания.
- Я предлагаю вам вспомнить основные понятия педагогической разминкой (см. приложение №1). Для этого вам необходимо решить небольшой кроссворд. Разгадав кроссворд, по вертикали вы узнаете ключевое слово нашего урока, “тайну” урока (по-Амонашвили). На столах подготовлены вопросы. Работаем в парах. Пара, которая готова сказать главное слово урока, поднимает соединенные руки вверх. Мне будет приятно и вам будет полезно, если вы не будете пользоваться записями. Толька в безвыходном случае, можете воспользоваться записями, а это означает необходимость более тщательной подготовки и проработки материала. (Вопросы кроссворда в приложении).
(разгадывание кроссворда, запись в журнале, перекличка)
- Я вижу поднятые руки, пока я смотрю разгаданное слово, даем минуту другим разгадать нашу тайну. Итак, это слово (хором) – эстетика.
- А теперь предлагаю вам проанализировать свою подготовку. Поднимите руки те студенты, которые ни разу не заглянули в тетрадь? Кто воспользовался подсказкой и заглянул посмотреть 1-2 слова? Кто 3-4 слова? Тем студентам, которые заглянули больше 5 раз и воспользовались подсказкой, необходимо повторить и проработать изученный материал для закрепления. Я рада, что многие справились с заданием.
- Сообщение темы и цели урока.
-Тема сегодняшнего урока: Эстетическое воспитание младших школьников
- Цель нашего урока – раскрыть сущность эстетического воспитания, определить систему эстетического воспитания в начальных классах.
- Запишите тему и план изучения нового материала.
Тема урока: Эстетическое воспитание младших школьников.
План изучения нового материала.
1. Сущность и задачи эстетического воспитания младших школьников.
2. Система эстетического воспитания в начальных классах, личность учителя в эстетическом воспитании младших школьников.
- Актуализация знаний.
- Прежде чем мы начнем изучать данную тему, скажите, что означает слово «эстетика», словосочетание «эстетического воспитания», знакомо ли вам эти понятие? Где сталкивались с ними?
- Мотивационный компонент.
- Необходима ли изучаемая сегодняшняя тема для будущего педагога, насколько она важна в вашей профессии?
3. Содержательно-целевой этап (Изучение нового материала)
1) Сущность и задачи эстетического воспитания младших школьников.
Сообщение преподавателя о сущности эстетического воспитания младших школьников.
- Термин "эстетика" в переводе с греческого - воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
- Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
- Подумайте и скажите, почему проблема эстетического воспитания не потеряла своей актуальности и важна для современной школы?
- Точный и правильный ответ цитируется в следующем высказывании:
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Б.М. Неменский
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" Б.М. Неменский
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.
"Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни".
Б.Т. Лихачев
Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев).
Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.
Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни.
Названные компоненты эстетической культуры вместе с тем выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников.
Задачи эстетического воспитания.
1.Учить понимать красоту окружающего мира.
2.Формировать эстетические суждения, взгляды и убеждения.
- Воспитывать художественный вкус и творческие способности.
- Учить вносить прекрасное в жизнь, бороться с безобразным.
- Решить данные задачи, стоящие перед современной школой, научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
2. Система эстетического воспитания в начальных классах, личность учителя в эстетическом воспитании младших школьников. Беседа со студентами (студенты самостоятельно определяют особенности системы эстетического воспитания в начальных классах, делают выводы, затем педагог обобщает).
Система эстетического воспитания в начальных классах
- Учебная деятельность
- Внеклассная работа
- Труд
- Природа
- Семья
- Искусство (литература, музыка)
- Эстетика окружающей среды и быта
- Подумайте, что представляет собой система эстетического воспитания в начальных классах.(на примере системы других видов воспитания)
-Как учебная деятельность способствует эстетическому воспитанию младших школьников?
- Какие уроки мы можем отнести к эстетическому циклу?
-Какие внеклассные мероприятия, виды деятельности в наибольшей степени способствует эстетическому воспитанию младших школьников?
-Какова роль семьи в эстетическом воспитании школьников?
(Обобщение преподавателя)
- Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников.
- Что вы можете сказать о роли личности учителя начальных классов в эстетическом воспитании младших школьников? Каким он, прежде всего, должен быть сам? Какими качествами обладать?
(Обобщение преподавателя)
- В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от учителя. Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что учителю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Иначе он не сможет осуществлять полноценного эстетического воспитания детей.
Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его собственное отношение к искусству определяет и отношение к нему учащихся.
4.Закрепление.
1.Беседа по вопросам:
- Дайте определение понятию «эстетическое воспитание».
- В чем состоит сущность эстетической культуры школьников?
- По каким признакам можно судить об эстетической воспитанности школьников? В ответе можно опираться на задачи эстетического воспитания.
- В чем, по – вашему мнению, проявляется эстетическая активность школьников? Каковы пути ее формирования?
2. Самостоятельная практическая работа с последующей проверкой(По вариантам)
1 вар. - Разработайте условия, которые необходимо соблюдать педагогу в эстетическом воспитании младших школьников?
(определение уровня эстетического воспитания школьников, регулярность, систематичность и последовательность, комплексность, учет индивидуальных и возрастных особенностей)
2 вар. - Разработайте примерную программу мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников на 2 недели, какие разделы следует в нее включать?
(экскурсия в природу, музей, просмотр м/ф, игры, танцы, драматизации, инсценировки, беседы, знакомство с произведением искусств, чтение стихотворений, сказок, уборка территории и т.д)
3 вар. - Разработайте примерную краткую программу по эстетическому самообразованию педагога.
(учиться понимать прекрасное в искусстве и действительности, расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, пополнить искусствоведческие знания, экскурсии в природу и т.д.)
5.Домашнее задание.
1. Лекция, уточнить тему урока можно по учебникам: Подласый И.П. «Педагогика» (с. 168- -174), Сластенин В.А. и др. «Педагогика» (с. 320- 325).
2. Домашнее задание творческого характера: составить кроссворд со словами «эстетика», «эстетическое воспитание».
- Дома в тетради к следующему уроку я вас попрошу составить кроссворд с этим ключевым словом, но вспомогательными словами должны быть фамилии выдающихся педагогов прошлого и современности.
-Каких педагогов вы уже знаете?
-Где искать информацию? – в педагогической энциклопедии.
6 . Рефлексивный этап (Итог урока).
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности возникли при изучении нового материала?
- Кто усвоил материал урока?
-Кому еще необходимо дополнительное чтение литературы и лекции? - Будете ли вы, полученную информацию, сведения использовать и учитывать в своей профессиональной деятельности?
Урок педагогики
для специальности 050719
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Преподаватель педагогики: Усова Н.А.
пос. Кшенский
Приложение №1.
.
Вопросы к кроссворду
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
- Автор одной из концепций, учитывающей личностное развитие обучающихся, автор квазиисследовательского метода обучения.
- Основоположник классно-урочной системы обучения, автор многих педагогических трудов.
- Отрасль педагогики, рассматривающая вопросы обучения.
- …..- процесс, направленный на вооружение подрастающего поколения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности под руководством педагога.
- ….. - путь, способ достижения заданной цели.
- ….. - часть общего метода, конкретные действия педагога.
- ….. - основная форма обучения.
- …..- систематическое, целенаправленное взаимодействие педагога с воспитуемыми с целью выработки у них определенного отношения к окружающей действительности.
КРОССВОРД
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока по методике музыкального воспитания
В ходе урока раскрывается тема:"СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ»...
Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"
В конспекте урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации эстетического воспитания младших школьников. Урок разработан для ...
Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"
В конспекте урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации эстетического воспитания младших школьников. Урок разработан для ...
Конспект урока "Воля. Развитие и воспитание воли".
Развитие самостоятельности, стимулирование интереса к психологии; формирование профессиональных компетенций по развитию волевых качеств....
Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг
Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...
Методические рекомендации составления и написания конспекта по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении
Методическая разработка в помощь студентам педагогического колледжа, проходящих практику в дошкольных учреждениях....