Выдающиеся классические гитаристы
план-конспект занятия по теме
Данная лекция-концерт посвящена знакомству обучающихся с выдающимися композиторами-гитаристами, такими как Ф.Сор, М.Джулиани, Ф.Карулли, Э.Вилла-Лобос, Пако де Лусия и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vydayushch_gita.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванов Владислав Игоревич
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 31
Конспект лекции-концерта
«Выдающиеся классические гитаристы»
Цель: знакомство с музыкой гитарных композиторов различных эпох.
Задачи:
- Прослушивание и анализ сочинений различных композиторов, писавших музыку для гитары.
- Выявление музыкальных особенностей произведений, написанных в разных жанрах.
- Воспитание эстетического вкуса и любви к классической музыке.
Слайд №1
Ход мероприятия:
Педагог: Наша сегодняшняя лекция посвящена музыке для одного из самых прекрасных инструментов – гитары. Мы познакомимся с сочинениями наиболее известных композиторов, писавших для этого инструмента. Выдающийся испанский гитарист Адреас Сеговия, о нем сегодня тоже мы поговорим, однажды сказал «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Мой остров — гитара».
Слайд №2
Вот об этом острове, а именно о музыке для гитары мы сегодня и поговорим.
Звучание струнно-щипковых инструментов с давних пор очаровывало людей, и, начиная наш разговор о композиторах, посвятивших своё творчество именно гитаре, хочется отметить и тех творцов, кто созидал ещё тогда, когда классической шестиструнной гитары еще не существовало. Ярким представителем таких композиторов является Гаспар Санз.
Слайд №3
Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV. Санз обучался музыке, философии и теологии в Саламанкском университете, углубив затем свои знания обучением в Неаполе. В Испании, Санзом, были изданы три коллекции табулатур испанской музыки (1674, 1675 и 1697). К счастью эти его сочинения сохранились.
В 1674 году Гаспар Санз пишет книгу «Instruction de Musica sobre la guitarra Española», которя представляет собой методические рекомендации по игре на гитаре с пятью рядами струн и содержит многочисленные пьесы для гитары, - это танцы и фантазии, в том числе Фолия и сарабанда.
Так для какого же инструмента писал свою музыку этот композитор? Этот инструмент носит название «Барочная гитара» и в первую очередь является одним из самых близких родственников всем нам привычной классической гитары.
Слайд №4
П.: История этого инструмента началась в XVII веке. Считается, что место ее рождения – Италия. По внешнему виду она очень похожа на современную гитару, только гораздо меньше по размерам. Струны у такого инструмента были жильными, то есть изготавливались из жил различных животных и обматывались проволокой. Такая гитара имела 5 хоров, то есть 5 парных струн. Звучание ее отличалось поверхностным, несколько глуховатым звуком.
Сейчас прозвучит одно из произведений Г.Санза, исполненное на барочной гитаре.
Г. Санз Испанский танец «Канариос»
П.: Итак, мы познакомились с одним из инструментов, который является предшественником гитары. Ребята, а вы знаете еще какие-нибудь инструменты, существовавшие до гитары?
Ученики: лютня, кифара.
П.: Действительно, одним из прямых родственников гитары является лютня.
Слайд №5
Лютня – это старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»). Все дело в том, что лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). Количество струн у этого инструмента бывает разное. Существуют лютни 13-струнные, 14- и даже 15-. Не будем сильно углубляться в историю создания этого инструмента, так как говорить про него можно очень и очень долго. Хочется отметить только то, что именно этому инструменту И.С.Бах посвятил ряд своих гениальных сюит. И сейчас мы послушаем одну прелюдию из такой сюиты.
И.С.Бах Прелюдия из сюиты для лютни №2
П.: Следующие четыре фамилии, четыре композитора, думаю, многим из вас знакомы не понаслышке. С вальсов, прелюдий, этюдов этих композиторов многие гитаристы начинают свое знакомство с инструментом, и думаю, некоторые из вас наверняка играли произведения Фернандо Сора, Матео Каркасси, Фердинандо Карулли и Мауро Джулиани.
Слайд №6, 7
Эти композиторы – классики гитарной музыки XIX века. Каждый из этих четырех композиторов написал Школу игры на гитаре. До сих пор они считаются общепризнанными и многие педагоги по гитаре ими пользуются. Мы послушаем несколько произведений этих композиторов.
Ф. Сор Вариации на тему Моцарта из оперы «Волшебная флейта»
Ф.Карулли Вальс
П.: Следующий композитор, о котором пойдет речь, наверняка всем вам известен. Это один из самых знаменитых скрипачей мира. Как вы думаете, о ком идет речь?
У.: Паганини.
П.: Совершенно верно! Это Николло Паганини.
Слайд №8
Все мы знаем Паганини как великого скрипача, но мало кто знает, что Паганини также играл на гитаре и писал музыку для этого инструмента. Однажды он даже воскликнул: «Я король скрипки, а гитара моя королева!».
В исполнении непревзойденного итальянского гитариста Аниелло Дезидерио мы послушаем отрывок из сонаты Паганини.
Н. Паганини отрывок из Гранд сонаты
Одно из выдающихся произведений Паганини – «Венецианский карнавал». Он был написан для скрипки с оркестром. А испанский композитор Франциско Таррега сделал переложение этого венецианского карнавала для гитары.
Слайд №9
Несколько слов об этом композиторе: Франциско Таррега – гитарист, оставивший небольшое музыкальное наследие, но сумевший вывести музыку для гитары на новый уровень. Ф.Таррега был прекрасным пианистом, и это оказало влияние на его сочинения для гитары. Они отличаются богатством и разнообразием фактуры, изобилуют различными техническими приемами, всегда яркие и запоминающиеся.
Ф.Таррега «Венецианский карнавал»
Наряду с композиторами, писавшими музыку для гитары, нельзя не сказать о человеке, сыгравшем огромную роль в развитии и популяризации гитары! Имя этого человека – Андреас Сеговия – «Гитарный рыцарь», как о нём отзывались.
Слайд №10
Он создал огромное количество переложений для гитары. Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента. Он неоднократно посещал СССР и дал огромный толчок для будущих советских и русских композиторов, писавших для гитары. В конце жизни Сеговии была присуждена самая почетная премия – „Жизнь, отданная искусству".
Прозвучит одно из самых известных переложений для гитары – «Легенда» Исаака Альбениса. После того, как композитор услышал свое произведение в исполнении на гитаре, то признался, что на этом инструменте оно звучит лучше, чем на родном фортепиано.
И. Альбенис, переложение А. Сеговия. «Легенда»
Следующий композитор, о котором пойдет речь, родом из Бразилии – Эйтор Вилла-Лобос.
Слайд №11
Знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог и выдающийся композитор. Это имя известно во всем мире. Но самый большой вклад он сделал для своей страны – Бразилии. Вилла-Лобос провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Он также является автором специальных учебных пособий. С гитарой, на которой Вилла-Лобос прекрасно играл и мог считаться виртуозом, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов – классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.
Эйтор Вилла-Лобос Прелюдия №3,4
Еще один, не менее известный композитор - Пако де Лусия.
Слайд №12
Он считается одним из самых известных в мире гитаристов фламенко. Начал изучать нотную грамоту начал лишь в возрасте 44 лет[!]. Пако де Лусия играл как классическое, так и современное фламенко, и считался одним из пионеров стиля «новое фламенко». Критики говорили об удивительной манере игры де Лусии: он соединял современную музыку с фламенко и бразильскими ритмами. Оказал влияние на творчество многих других исполнителей в стиле фламенко и новое фламенко.
Сейчас мы послушаем одно из виртуозных произведений этого легендарного музыканта «Панадерос» что в переводе означает – пекари!
Пако де Лусия «Панадерос»
К сожалению 25 февраля 2014 года Пако де Лусия ушёл из этого мира. Это событие тронуло весь гитарный мир. И сейчас прозвучит в исполнении Пако один из самых популярных и исполняемых концертов – «Аранхуэс», II часть.
Х. Родриго Концерт «Аранхуэс» II, III части (в исполнении Пако де Лусии).
П.: Наша лекция-концерт подходит к концу. Сегодня мы с вами познакомились лишь с некоторыми известными музыкантами и композиторами, посвятившими свое творчество замечательному инструменту гитаре. Многие имена, к сожалению, оказались за кадром, но надеюсь, что мы поговорим о них в следующий раз.
А закончить нашу лекцию хотелось бы прекрасными строками о гитаре.
Слайд №13
О, сколько ей посвящено стихов и песен!
Но все достоинства её во век не описать. Гитара!
Голос твой всегда желаем и чудесен!
И вечно будешь ты струною слух ласкать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выдающийся русский естествоиспытатель
Идеи Вернадского сегодня....
Учебно-методическая разработка для преподавателей "Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии"
Интегрированный урок-конференция по английскому языку и психологии...
Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".
В помощь преподавателям хореографических дисциплин....
Семинар для гитаристов.
Организация и проведение урока в классе гитары....
Воспитание навыков свободы игрового аппарата гитариста на начальном этапе обучения в ДМШ
О формировании понятия мышечной свободы, о роли посадки, постановки рук в развитии техники игры на гитаре....
Сборники, которые рекомендуются ученикам для развития техники гитариста.
Данный раздел посвящен методическим разработоткам которые я рекомендую своим ученикам для обучения и развития техники гитариста....