«Память о них в сердце своем храним». (Изучение жизни и деятельности выдающихся белгородцев как способ формирования патриотического сознания студентов среднего профессионального образования).
статья по теме
Предварительный просмотр:
Горлова Елена Владимировна.
Преподаватель социально-экономических дисциплин, стаж работы:20 лет, высшая квалификационная категория.
Белгородский индустриальный колледж.
«Память о них в сердце своем храним».
(Изучение жизни и деятельности выдающихся белгородцев как способ формирования патриотического сознания студентов среднего профессионального образования).
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни, обобщение и обработка которого является первейшей задачей истории.
И действительно, люди всегда, особенно в переломные моменты жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Родина, о которой мы мечтаем — это непременно Россия, сохранившая
свои корни, свои традиции, свои национальные особенности, богатая,
крепкая в своей силе и уверенности. Тогда, естественно, возникает потреб-
ность в приоритете патриотического и гражданского воспитания человека,
способного гордиться своим Отечеством, малой родиной, верить и защищать их.
Нельзя воспитать достойного представителя цивилизованного общества, не прививая молодому человеку чувства любви к Родине, своей стране, уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа, к народам других стран. Первейшая задача преподавателей социально-экономических дисциплин Белгородского индустриального колледжа - помочь формированию в сознании подрастающего поколения правильной и четкой позиции по отношению к обществу и Родине. Главным богатством страны являются ее люди, их богатейший жизненный опыт и личный вклад в процветание своего края, своей страны. Белгородчина щедро одарена такими людьми, поэтому в своей работе мы активно используем примеры их жизни, подвигов и служения Родине.
Организация воспитательной работы в Белгородском индустриальном колледже представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия обучающихся, преподавателей, социальных педагогов, родителей по формированию патриотических и нравственных основ личности студента. И в этой связи следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность.
Преподаватели социально-экономических дисциплин Белгородского индустриального колледжа понимают, что знание истории родного края позволяет человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится, и стремятся воспитывать ее как в учебной, так и во внеурочной работе. Традиционными формами краеведческой работы для нас являются организация и проведение студентами цикла лекций « Им поставлены памятники на Белгородчине», « Их именами названы улицы Белгорода». Живой отклик в сердцах ребят оставляют мероприятия, посвященные подвигу наших выпускников, погибших при выполнении интернационального долга в Афганистане, участников чеченских событий. Ежегодно студенты и преподаватели колледжа принимают участие в городском траурном митинге у памятника жертвам радиоактивных катастроф в память о трагедии Чернобыля, а мероприятия «Колокола памяти» возвращают нас к хронике тех дней.
Преподаватели и студенты колледжа поддерживают добрые отношения и тесно сотрудничают с музеями и галереями города Белгорода. Ребята частые гости в галерее фотоискусства им. В.А.Собровина, где знакомятся с творчеством белгородских фотохудожников. Не оставили равнодушными наших студентов юбилейная выставка Е.Ф.Дубравного, персональная фотовыставка Игоря Плиша, фотовыставка Владимира Бочкарева «Вокругбайкальские зарисовки», выставка к 70-летию заслуженного художника РФ «Память неба и земли» в музее-мастерской С.С. Косенкова.
Решение Президента Р.Ф. объявить 2012год годом истории России было воспринято преподавателями социально-экономических дисциплин и студентами Белгородского индустриального колледжа как один из важных поводов обратить особое внимание на проблему изучения истории малой родины на основе изучения исторического наследия прославивших нашу землю людей. В этой связи была выбрана такая форма работы, как проведение декад, посвященных важным событиям истории России и истории Белгородской области. К таким событиям мы отнесли 100-летие со дня канонизации Святителя Белгородского Иоасафа,110-летие со дня рождения генерала Н.Ф.Ватутина. Главными целями проведения декад стали следующие: воспитывать у студентов любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, развивать патриотические чувства студентов: сопричастность к истории страны, содействовать формированию у обучающихся чувства долга, гражданской ответственности, воспитание нравственных качеств: доброты, взаимопомощи, ответственности, доброжелательности, гражданской позиции.
Проведение декад предполагает использование различных форм работы: студенческие научно-практические конференции, литературно-музыкальные композиции, видеолекторий, викторины, посещение тематических выставок и мероприятий в музеях города Белгорода.
Подготовка и проведение студенческих научно-практических конференций «Духовный покровитель земли Белгородской» к 100-летию канонизации Святителя Иоасафа, «Этапы боевого пути Н.Ф.Ватутина: Сталинградская битва, Острогожско-Россошанская операция, освобождение Украины» потребовали от ребят умения работать с историческим материалом, анализировать документы, совершенствовать навыки публичных выступлений.
Одной из любимых форм работы являются литературно-музыкальные композиции, при проведении которых ребята подбирают материал, проявляют музыкальные и поэтические способности, постигают основы творческого мастерства и артистического искусства. Эмоциональный отклик в душах студентов вызвали литературно-музыкальный вечер, посвященный Святителю Иоасафу. Неизгладимый след в сердцах ребят оставило участие в Божественной литургии по случаю 100-летия канонизации Святителя Белгородского Иоасафа, которую отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на Соборной площади города Белгорода.
Огромный интерес у наших студентов вызвал цикл мероприятий, который мы обозначили как видеолекторий. Просмотр документальных фильмов о генерале Н.Ф,Ватутине « Победоносцы» сопровождался проведением викторины с последующим обсуждением увиденного. Ребята имели возможность, оценив документальный материал, высказать свою точку зрения на проблему, а викторины помогли закрепить полученные знания.
Работая с молодыми людьми в нашем учебном заведении, мы с удовлетворением отмечаем, что они с энтузиазмом принимали участие в мероприятиях, демонстрируя ответственность, заинтересованность и проявляя творческие способности. В ходе проведенной работы мы видим, как наши студенты становятся грамотнее, ответственнее, нравственнее, размышляют о сложных реалиях современной жизни, учатся быть достойными гражданами своей страны. Очень важным в нашей работе является содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности. Необходимо научить ребят мыслить, выявить и развить индивидуальные творческие задатки и способности; выработать жизненные ценности, понимание добра и зла, смысла жизни, навыки культуры общения, научить любить людей, свою Родину и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям.
Список литературы
1.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях).- Ростов на Дону, 1995.
2.Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 1995.
3. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый педагогический журнал 1996.- N 1,- С. 21-26.
4.Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...
«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного...
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрыты поняти "котроль", педагогические требования к проведению контроля, типы контроля....
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», професси...
Информационно-коммуникационные технологии в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования.
Аннотация: В статье обосновывается использование ИКТ на всех этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное направление дополняется также рассмотрением учебных проектов, как ком...