РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomend.korrek.ritm_.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Власенко Ольга Александровна
ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»
Тема 1.1. Место ритмики в системе коррекционных методик.
Работа с литературой:
Конспектирование темы по следующим направлениям:
1. Связь методики музыкального воспитания, коррекционной ритмики с другими областями научного знания.
2. Использование музыки и движений в целях лечения и коррекции в разные исторические периоды.
3. Коррекционно-развивающие возможности движений и их использование в работе с ребенком с проблемами.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 1.2. Естественнонаучная основа коррекционной ритмики.
Работа с литературой:
Прочитать текст и подготовить ответы на следующие вопросы, рассматривая их во взаимосвязи с коррекционной ритмикой:
1. Научное осмысление отечественными учеными медиками механизмов воздействия музыки и движения на организм человека.
2. Основные направления в коррекционной работе с детьми с проблемами:
- психофизиологическое;
- психотерапевтическое и психологическое;
- социально-педагогическое.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 1.3. Цели и задачи, средства и методы коррекционной ритмики.
Работа с литературой:
Прочитать текст и подготовить ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «коррекционная ритмика». Ритм как организующее начало музыки, движения и слова. Использование движений в коррекционных целях.
2. Основные цели коррекционной ритмики: профилактика, лечение и коррекция, имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова.
3. Виды коррекционной ритмики: логопедическая, фонетическая, коррекционная для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
4. Задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории средствами музыки и движения.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 2.1. Кинезитерапия в системе коррекционной ритмики.
Практические занятия:
Работа с таблицей:
Заполнить таблицу, раскрывая понятие форм «кинезитерапии» с использованием ее в системе коррекционной помощи детям с проблемами.
Формы кинезитерапии | Понятие терминов и примеры использования в работе с детьми |
Танцетерапия | |
Хореотерапия | |
Психогимнастика | |
Ритмопластика | |
Коррекционная ритмика |
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 2.2. Виды музыкально-двигательной терапии.
Практические занятия:
Выполнение упражнений, подражательно-образных движений и элементов танца:
1. Танцтерапия: пантомима (мимика, движения руками, передающие смысловое значение, жесты).
2. Танцевальные движения на заданную музыку.
3. Ритмические хлопки, притопы, шаги, прыжки и т.д.
4. Психогимнастика (упражнения на напряжение и расслабление с движением рук и туловища).
5. Сюжетно-игровая деятельность (разыгрывание музыкальных игр, подражательные движения передающие образ человека или животных).
Тема 2.3. Логопедическая ритмика для детей с отклонениями в развитии речи.
Подтема 2.3.1. Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Практические занятия:
Выполнение основных видов коррекционной ритмики:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве шеренга, колонна, цепочка разными видами шага (бытовой шаг, на носках, на пятках, высокий).
2. Ритмико-гимнастические упражнения способствующие развитию мышц, шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, движения рук с движением ног, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально-ритмических навыков.
3. Игры под музыку направленные на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально-ритмическим образом.
4. Разучивание основных движений и элементов детского танца.
5. Творческие задания: слушание и анализ музыки, нахождение музыкального образа, подбор соответствующих движений и пластики.
Подтема 2.3.2. Организация логоритмических занятий в группе для детей с общим недоразвитием речи.
Практические занятия:
Структура занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи. Составление схемы логоритмического занятия с учетом уровней речевого развития.
Выполнение упражнений для дошкольников с общим недоразвитием речи:
1. Упражнения на разные виды ходьбы и бега.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Упражнения для развития дыхания.
4. Упражнения на согласование движений и речи.
5. Упражнения для развития внимания.
6. Упражнения для развития произвольного внимания.
7. Упражнения для развития мелкой моторики.
8. Упражнения с предметами.
9. Элементы танца.
10. Заключительные упражнения, приводящие детей в спокойное состояние.
Подтема 2.3.3. Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.
Практические занятия:
Содержание логоритмической работы: нормализация темпа и ритма, движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Дифференцированные приемы воздействия с учетом уровня развития моторной сферы детей с заиканием.
Виды упражнений:
1. Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.
2. Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции.
3. Пение.
4. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений.
5. Упражнения на координацию движений и речи.
6. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.
7. Упражнения с элементами мышечного расслабления.
8. Упражнения для восстановления дыхания.
9. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, лежа на полу.
Подтема 2.3.3. Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.
Практические занятия:
Содержание логоритмической работы: нормализация темпа и ритма, движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Дифференцированные приемы воздействия с учетом уровня развития моторной сферы детей с заиканием.
Виды упражнений:
1. Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.
2. Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции.
3. Пение.
4. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений.
5. Упражнения на координацию движений и речи.
6. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.
7. Упражнения с элементами мышечного расслабления.
8. Упражнения для восстановления дыхания.
9. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, лежа на полу.
Тема 2.4. Фонетическая ритмика для слабослышащих и глухих детей.
Практические занятия:
1. Работа над звуками речи, речевым дыханием и слитностью речи:
- упражнения на гласные, согласные звуки и закрепление в движении;
- слоговые упражнения в сочетании с движениями;
- упражнения на слаженность сопровождающих декламацию коллективных и ритмо-двигательных упражнений.
2. Работа над голосом, ритмом, темпом, интонацией:
- упражнения на изменение силы, высоты голоса, чередование низкой и высокой тесситуры;
- упражнения, выполняемые в сочетании с движениями: на месте, сидя, с движением в кругу, с пантомимикой;
- считалки, скороговорки, стихотворения, произносимые в разном ритме, темпе в сочетании с движениями.
Тема 2.5. Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения.
Практические занятия:
Коррекционная ритмика, направленная на формирование музыкально-ритмических основ.
1. Выполнение игровых упражнений на передачу в движениях средств музыкальной выразительности:
- темп – медленно, умеренно, быстро;
- ритм – на хлопках, шагах, игре на ударных инструментах;
- динамика – энергичные подскоки, прыжки, мягкой ходьбой;
- форма музыкального произведения – фразы музыкального произведения, переход от одного движения к другому со сменой частей музыки;
- характер музыки – весело, спокойно.
2. Выполнение упражнений и игр, направленных на формирование основ выразительных движений:
- оптико-пространственная ориентировка (построение и перестроение);
- гимнастика, общеразвивающие упражнения с предметом и без предмета.
3. Выполнение танцевальных элементов:
- положения рук
- шаг польки
- галоп
- хороводный шаг
- шаг с притопом
- детские массовые танцы
4. Выполнение сюжетно – образных движений:
- сюжетные и несюжетные игры;
- речевые игры и упражнения;
- игры со словом;
- игровые элементы соревнований в быстроте, ловкости;
- инсценирование образов;
- подражательные движения животным, явлениям природы взаимодействие людей;
- элементы музыкально-игрового творчества.
Тема 2.6. Коррекционная ритмика для детей с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-личностных отношений и поведения.
Практические занятия:
Направления коррекционной работы с детьми данной категории:
1. Выполнение игр, упражнений, этюдов для коррекции психических функций у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития:
- упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение);
- памяти (произвольной, слуховой, зрительной);
- воображения (воссоздающего и творческого);
- восприятия (слухового, зрительного, пространственного).
2. Выполнение игр, упражнений, этюдов для коррекции эмоционально-волевой сферы детей:
- упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (различные варианты релаксации);
- упражнения на произвольное воспроизведение различных эмоциональных состояний: радости, удивления, нежности, удовольствия, печали, страха и т.д. с помощью выразительных движений (жестов, мимики, пантомимы);
- игры и этюды на формирование навыков адекватного группового поведения;
- упражнения, направленные на выработку механизмов торможения и переключения, на формирование невербальной коммуникации.
3. Выполнение игр и упражнений по совершенствованию моторики детей:
- упражнения и игры на развитие мимической гимнастике;
- упражнения на выразительность общей моторики;
- пластика тела через имитационные движения при передаче различных образов (животных, птиц, явлений окружающей жизни);
- гимнастика на совершенствование основных движений и ориентировку в пространстве.
4. Выполнение игр и упражнений на согласованность движений и речи:
- игры со словом, с пением и движением;
- упражнения на координацию движений и речи с предметами и без них;
- упражнения на координацию движений со счетом;
- упражнения на согласованность речи и образных движений.
Власенко Ольга Александровна
ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА»
Тема 2.3 Логопедическая ритмика для детей с отклонениями в развитии речи.
2.3.1, 2.3.2. Подобрать, записать в таблицу и продемонстрировать упражнения коррекционной ритмики для детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Таблица 1: Виды логоритмических упражнений:
Упражнения | ФФНР | ОНР |
виды ходьбы | ||
виды бега | ||
регуляция мышечного тонуса | ||
на дыхание | ||
для развития голоса | ||
на развитие артикуляции и дикции | ||
на координацию речи с движением | ||
для развития фонематического восприятия | ||
на развитие мелкой моторики | ||
с предметами и речевым сопровождением | ||
для развития внимания | ||
элементы танца | ||
релаксация, дыхательная гимнастика |
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Подтема 2.3.1. Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Творческая работа:
2. Составить план-конспект логоритмического занятия для школьников с фонетико-фонематическими нарушениями речи на любой звук по образцу:
Тема: Звук (---)
1. Организационный момент. Загадка.
2. Ходьба (использовать один – два вида).
3. Бег.
4. Гимнастика «активного вдоха».
5. Комплекс упражнений из физкультуры для разных частей туловища.
6. Упражнение на развитие фонематического восприятия: произнесения ряда слов со звуком (---) или без него.
7. Упражнение на развитие дикции и артикуляции – проговаривание слогов.
8. Упражнение на замену слов по смыслу, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.
9. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами.
10. Упражнение на координацию речи с движением.
11. Заключительные упражнения на дыхание.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Подтема 2.3.2. Организация логоритмических занятий для детей с общим недоразвитием речи.
Творческая работа:
Составить план - конспект логоритмического занятия для детей с ОНР.
Используя рече-двигательные игры и упражнения, танцевально-ритмические задания и упражнения на релаксацию, составить конспект занятия по плану:
I. Вводная часть:
1.Организационный момент: сообщение темы, построение.
2. Упражнения на различные виды ходьбы и бега: виды ходьбы: ходьба с координацией рук, на носках и на пятках с изменением положений рук; виды бега: с отбрасыванием ног назад, на носках, с высоким подниманием коленей.
3. Упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением.
II. Основная часть
- Упражнения на развитие мышечного тонуса.
- Упражнения для развития дикции и артикуляции.
- Упражнение для развития мелкой или мимической моторики.
- Упражнения на развитие координации движений и речи.
- Упражнения с предметами и речевым сопровождением.
- Упражнения с элементами танца.
- Игра-драматизация.
III. Заключительная часть
- Упражнения для развития мышечного тонуса.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Подтема 2.3.3. Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.
Творческая работа:
1. Подобрать и продемонстрировать упражнения коррекционной ритмики для работы с детьми с заиканием.
2. Составить план - конспект логоритмического занятия для детей с заиканием по плану:
1. Вводная часть
- Упражнение на различные виды ходьбы и бега.
- Упражнения для развития дыхания.
2. Основная часть
- Упражнение для развития голоса, дикции и артикуляции.
- Исполнение песни.
- Упражнение для развития чувства темпа и ритма движений.
- Упражнение для развития координации движений и речи.
- Игры – драматизации.
- Упражнения с элементами танца.
3. Заключительная часть
- Упражнения с элементами мышечного расслабления.
- Спокойная ходьба.
- Упражнения для восстановления дыхания.
- Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 2.4. Фонетическая ритмика для слабослышащих и глухих детей.
Творческая работа:
1. Подобрать и продемонстрировать игры, упражнения, этюды коррекционной ритмики для работы с детьми, имеющими нарушения слуха.
2. Составить план-конспект логоритмического занятия для слабослышащих и глухих детей на любой звук, используя следующие упражнения:
- упражнения на гласные и согласные звуки в координации с движением рук и ног;
- слоговые упражнения в сочетании с движениями;
- упражнения на декламацию стихов с ритмодвигательными упражнениями;
- упражнения работа над голосом, ритмом, темпом, интонацией;
- упражнения на изменение силы и высоты голоса;
- упражнения, на чередование низкой и высокой тесситуры, выполняемые
в сочетании с движениями на месте, сидя, с движением в кругу, с пантомимикой;
- исполнение считалок, скороговорок, стихотворений в разном ритме, темпе в сочетании с движениями.
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 2.5. Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения.
Творческая работа:
1. Подобрать и продемонстрировать упражнения коррекционной ритмики для работы с детьми с заиканием.
2. Составить план - конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения по образцу:
1. Ритмическая разминка:
- Упражнения для развития ритмичности (отмечать ритм хлопками).
- Виды ходьбы (с паузами, в разных темпах).
- Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа.
2. Ритмическая гимнастика:
- Упражнения для координации рук (движения плавные и резкие).
- Упражнение для рук в координации наклонами и поворотами туловища.
- Упражнение полуприседания в разных темпах.
- Исполнение знакомых танцевальных элементов и движений.
3. Пространственная ориентировка:
- Упражнения для активизации внимания при передаче ритма и темпа музыки
(движение по кругу, перестроение).
4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры.
5. Релаксация (в положение лёжа).
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедичемкая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
Тема 2.6. Коррекционная ритмика для детей с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-личностных отношений и поведения.
1. Работа с литературой:
Записать в таблицу направления коррекционной работы для детей с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата:
Таблица 2
Направления коррекционной работы | Название и цель упражнений |
Коррекция психических функций | |
Коррекция эмоционально-волевой сферы | |
Коррекция моторной сферы | |
Развитие согласованности движений и речи |
Литература:
1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. «КАРО», С – П., 2005.
2. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. «Академия», М., 2002.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. «Айрис пресс», М., 2004.
2. Творческая работа:
Пользуясь таблицей 2, составить план - конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата, используя игры, упражнения, этюды по плану:
1. Упражнения для коррекции психических функций.
2. Упражнения для коррекции эмоционально-волевой сферы детей.
3. Игры и упражнения по совершенствованию моторики детей.
4. Игры и упражнения на согласованность движений и речи.
5. Упражнения для восстановления дыхания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"
Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель детского образовательного учреждения с правом работ...
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», РАЗДЕЛ «АЭРОБИКА»
Рекомендации направлены на совершенствование физических способностей обучающихся; на усвоение методики исполнения и разучивания упражнений; а также на развитие навыков и умений составления и показа уп...
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
Задача и цель методических рекомендаций к практическим занятиям расширить и углубить теоретические знания студентов и выработать у них навыки практического использования расчетов при проектировании ра...
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине ОП.05 Иностранный язык в профессиональной деятельности
Методическая разработка для студентов...
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине ПМ 01 "Коррекция и окрашивание бровей, окрашивание ресниц" МДК 01.02 "Технология оформления бровей и ресниц"
Методические рекомендации предназначены для студентов СПО по специальности 43.02.03. "Стилистика и искусство визажа"...
Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине "История"
Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине "История" для студентов 1 курса специальностей 44.02.01. Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах...