Музыкальные образы в мультипликации
учебно-методический материал по теме
Интегрированный урок-концерт , презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_prezentatsiya_3.rar | 390.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные образы в мультипликации.
Как же научить ребенка понимать язык классики? Один из вариантов донести ее понятным ребенку образом – через мультипликацию. Когда прекрасная музыка облекается в зримые образы и вплетается в ассоциативные ряды – она становится родной и понятной. И как знать, возможно, в каком-нибудь ребенке это зерно прорастет в прекрасный цветок-талант.
Во времена Советского Союза многого не было. Но что действительно было - так это замечательная музыка из мультфильмов, созданная профессионалами, с любовью и душой. Очень часто песни и мелодии доходили до слушателя и приобретали популярность через звуковую дорожку известных мультфильмов. Мир советского мультфильма – это воплощение красоты очаровательных белочек с длинными ресницами и пушистыми хвостами, трогательных зайчат, трудолюбивых бобров, мудрых оленей, сильных и добрых медведей, всегда готовых придти на выручку слабым. А мир мультипликационной сказки был прекрасным, наполненным тайной и чудесными персонажами.
Песни к мультфильмам писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей - В. Шаинский, Г. Гладков, Е. Крылатов, А. Рыбников. Наиболее заметный поэт-песеник – Юрий Энтин. Практически во всех случаях за простыми, незатейливыми, запоминающимися мелодиями, звучащими за рисованным кадром, угадывался почерк профессионала высокого класса, воспитанного на лучших традициях европейской и русской классики, народной музыки. Музыкальный мультипликационный жанр воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию. Ласковые интонации успокаивали…
(слайды №1, №2)
Песенный репертуар, близкий эмоциональному миру ребенка, создает наиболее благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительских навыков, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка.
Игра вокальных произведений, более легких технически, но очень емких по образному содержанию, развивает эмоциональный мир, расширяет интонационный словарь, творческий кругозор учащихся, доставляет удовольствие, следовательно, формирует мотивацию к дальнейшему самостоятельному занятию музицированием.
1.(Геннадий Гладков-слайд №3)
Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства Василию Ливанову. Геннадий Гладков проснулся знаменитым в тот день, когда на экранах появилась музыкальная мультипликационная лента «Бременские музыканты», сразу ставшая визитной карточкой композитора. Уже здесь основные грани его творчества предстают во всей полноте: яркость и неповторимость портретных характеристик; чуткое слышание художественных и игровых свойств музыкальных инструментов; разящая неожиданность; удивительная пластика мелодического мышления, органично сочетающая декламационное, песенное, романсовое, инструментальное начала; неподражаемая ритмическая раскрепощенность и фантазия. Новые мультфильмы подтвердили и усилили успех.
Широко популярны песни из мультипликационных фильмов «По следам Бременских музыкантов», «Как львенок и черепаха пели песню», «Голубой щенок», «Зарядка для хвоста».
Послушайте песенку Львенка и Черепахи из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню» в исполнении Хованской Д.
(мульт. «Как львенок и Черепаха пели песенку» во время исполнения - слайд №4)
Игра в ансамбле – важнейший вид музицирования, развивающий слух, ритм, музыкальность. А если играть любимые мелодии, то это еще и большая радость.
(текст «Я на солнышке..»-слайд №5)
Несложную партию ансамбля ученица разучила легко, таким образом, с первых шагов уже стала исполнителем интересной, «настоящей» музыки. Ансамбль помогает привить интерес к игре, формируются первоначальные навыки, осваивается инструмент, развиваются память, интуиция, воображение, эмоциональность исполнения - как у Даши.
Наивный Львенок и мудрая Черепаха – предстали перед нами мечтательными, веселыми, остроумными героями. Один из главных секретов могущества этой песни – ее простота. Даже о самых серьезных вещах – о борьбе за счастье, о верной дружбе – песня умеет говорить простыми словами.
Работа над выразительностью исполнения – самый главный и интересный этап работы над музыкальным произведением, требует инициативы от учащегося, зависит от его музыкальных способностей, его заинтересованности.
Исполнение песни Львенка и Черепахи в полном соответствии с его художественными и техническими задачами у Даши получилось.
В этой песенке мы поработали над ритмической свободой (сложный пунктирный ритм), над правильностью фразировки (старались не подчеркивать сильную долю, а вести мелодию к главным опорным звукам), скоординировали движения рук.
2. Уотт «Три поросенка» (слайд №6 – во время исполнения)
Большое внимание на уроке по муз.инструменту уделяется работе над худ. образом. Вокальные произведения конкретны, поэтическое слово берет на себя роль программы, помогая понять, какому внутреннему импульсу соответствуют различные музыкальные выразительные средства: ритм, темп, мелодическая направленность, динамические нюансы, штрихи.
Послушайте песню «Три поросенка» из одноименного мультфильма в исполнении Блохина Т.
(текст «Нам не страшен..» - слайд №7)
Стихотворный текст берет на себя роль программы, помогая представить художественный образ 3-х героев-поросят: хвастливых, озорных, смелых, дерзких, игривых. Тимофей играл соответственно: в быстром темпе, легким стаккато, делал акценты на сильные доли, без ошибок выучил и исполнил трудную скачкообразную мелодию. Молодец!
3.(Крылатов-слайд №8)
Всего за годы творческой деятельности Евгением Крылатовым создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка для театра, радио и телевидения. Но особенно плодотворно его творчество в кинематографе.
Началом его широкой композиторской известности стала музыка к мультипликационным фильмам «Умка» со знаменитой «Колыбельной медведицы» и «Дед Мороз и лето». С тех пор Евгений Крылатов на протяжении 25 лет был одним из самых востребованных композиторов отечественного кинематографа, написал музыку к художественным картинам «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» , «Лиловый шар» , «Не покидай», мультипликационной трилогии «Простоквашино». Из кинематографа вышли все популярные песни: «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далёко».
Евгений Крылатов сотрудничал со многими замечательными поэтами: Е.Евтушенко, Р.Рождественским, И.Резником, Ю.Энтиным.
«Умка»- мультфильм, снятый в 1969 году на киностудии «Союзмультфильм», получил огромную популярность благодаря удачно придуманному и нарисованному образу белого медвежонка, голосам актеров, музыке Е.Крылатова и песни Медведицы в исполнении Аиды Ведищевой.
(мульт. «Умка» -слайд №9 во время исполнения)
Послушайте Колыбельную Медведицы в исполнении Блохина Т.
(Текст «Ложкой снег..» -слайд №10)
Художественный и музыкальный образ ласковой, доброй, заботливой, мудрой мамы создан и исполнен Тимофеем. Медленный темп, штрих легато, красивая мелодия «велит» нежно прикасаться к инструменту, «литься звуку».
Работа над такими произведениями помогает глубже понять и полюбить музыку, воспитывает и облагораживает личность ребенка.
4.(Шаинский-слайд №11)
Музыка – это вся жизнь Владимира Шаинского.
Он – легенда в современной музыке. Сочинил множество произведений, однако самый большой успех выпал на долю его детских песен их мультфильмов, они всегда будут для нас праздником, улыбкой, встречей с новыми друзьями и пусть песни Шаинского несут в нашу жизнь радость и хорошее настроение.
Послушайте, пожалуйста, Песенку Мамонтенка из мультфильма «Мама для Мамонтенка» в исполнении О.Коваль.
(мульт. «Мама для Мамонтенка» -слайд №12 во время исполнения)
Музыкальные оттенки помимо различной силы звука включают в себя передачу характера звука - для выразительного исполнения, для создания музыкального образа Мамонтенка - ласкового, бодрого, нежного, шутливого.
В музыке и тексте очень поэтично и просто раскрывается основная мысль мультфильма.
(текст «Меня не пугают..» - слайд №13)
Исполнение этой песенки требует ритмической свободы. Лучше почувствовать синкопу во вступлении поможет подчеркивание сильной доли в партии левой руки. При смене фактуры в аккомпанементе важно ощутить опору и моментальное освобождение руки на басовые ноты («репетиции» восьмыми играть легко, на снятии руки).
Мелодическая линия усложнена рисунком от поступенного движения к ломанным и скачкообразным линиям.
(слайд №14 – окончание)
Прекрасно, когда дети учатся играть на фортепиано и исполняют классическую музыку. И будет замечательно, если они полюбят просто музицировать в свое удовольствие и выучат свои любимые детские песни из мультфильмов. Надеюсь, что желание хорошо их исполнять вдохновит маленьких музыкантов на занятия за инструментом, поможет им развиться и в техническом и в музыкальном плане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественные образы мультипликации."
Воспитание и обучение музыканта-пианиста – сложный, многогранный процесс. Занятие музыкой способно внести ценный вклад в развитие личности в целом и, в частности, в развитии ее интеллектуальных ...
Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ
В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...
презентация "Музыкальные образы в мультипликации"
Мультипликация ,названная Эйзенштейном школой метафарического мышления,которая особым образом способствует интеллектуальному развитию детей.На протяжении многих лет поются добрые ,светлые...
Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ
Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...
Открытый урок "Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах"
Открытый урок проведен в 4 классе МБУ ДО "Кузьмоловская школа искусств, в классе ударных инструментов....
Методические рекомендации к открытому уроку Курочкиной С.Ю "Формирование исполнительской культуры через музыкальный образ".
Сегодня вашему вниманию будет представлен открытый урок на тему: «Формирование исполнительской культуры через музыкальный образ на примере произведений В.Коровицына»....
"Певческое дыхание. Постановка голоса. Работа над созданием музыкального образа в исполняемом произведении". Мастер-класс по вокалу(методическая разработка"
Улучшение качества вокального звучания путём систематической работы над постановкой голосового аппарата и музыкального образа....