Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"
план-конспект занятия на тему
Тема урока: Музыка Барокко.
Цель:
· сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии
с сюжетной линией
· стилистическими или жанровыми особенностями
· представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»
· воспитание эстетической культуры учащихся
Задачи урока:
· Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами эпохи Барокко;
· Знакомство с музыкальными произведениями европейского Барокко ;
· Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
· Формирование понимания взаимосвязи разных видов искусств;
· Воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
· Развитие мышления и речи учащихся;
· Расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_kursy.docx | 685.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Музыка эпохи Барокко" урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии
Данные об авторе
Автор(ы):
Столяренко Оксана Васильевна
Место работы, должность:
МБОУ ДОД Центр Детского Творчества, г. Темрюк , педагог дополнительного образования
Регион:
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования:
все уровни образования
среднее (полное) общее образование
Класс(ы):
Старшие классы муз. студии
Предмет(ы):
Музыкальная литература
Целевая аудитория:
Все целевые аудитории
Тип ресурса:
методическая разработка
Цель:
- сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии
с сюжетной линией
- стилистическими или жанровыми особенностями
- представлением о возможностях отображения «портрета эпохи»
- воспитание эстетической культуры учащихся
Задачи урока:
- Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами эпохи Барокко;
- Знакомство с музыкальными произведениями европейского Барокко ;
- Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
- Формирование понимания взаимосвязи разных видов искусств;
- Воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
- Развитие мышления и речи учащихся;
- Расширение кругозора.
Тема урока: Музыка Барокко.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер.
Формы работы: парная, групповая, коллективная
Виды деятельности:
- рассказ учителя
- просмотр презентации
- слушание музыки
- заполнение сводной таблицы
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
На прошлых уроках мы с вами говорили о культуре эпохи Возрождения, Барокко и Классицизма.
– Как ещё называют эту эпоху («Возрождение» по-французски)?
– Какие века охватывает Возрождение
-Какая эпоха пришла на смену Возрождению?
– Какие музыкальные жанры классицизма вы помните?
III. Изучение темы
Сегодня мы с вами опять отправляемся в эпоху Барокко. Мы подробнее узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами эпохи Барокко. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи Возрождения и их шедеврами.
IV. Работа с презентацией
Музыка эпохи барокко
Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Происхождение
Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.
В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов эры барокко используются до сих пор.
Слушаем: «Времена года» Антонио Вивальди «Весна»
Стили и тенденции
Слайд Композиторы эпохи барокко
В эпоху барокко произведения искусства «активно стремятся соединиться с другими» (Липатов). Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно
Слайд(Бернини «Собор святого Петра»).
Условно музыкой барокко называют множество композиторских стилей из широкого, в географическом смысле, региона (в основном Европы), существовавших в течение 150 лет. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Однако необходимо отличать музыку эпохи барокко от предшествующего ренессанса и последующего классицизма.
Отличия барокко от Ренессанса
Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена Ренессанса гармония строилась на том, что в мягком и спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно появлялись консонансы. В барочной же музыке порядок появления консонансов стал важным. Около 1600 года определение, что такое тональность, было в значительной мере неточным, субъективным. И только в 1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том) с равномерно-темперированным строем. К тому же, барочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм. Размывалась иерархия мелодии и аккомпанемента.
Слушаем: «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха (I том)
Стилистические различия определили переход от ричеркаров, фантазий и канцон Ренессанса (Монтеверди месса «In illo tempore» ) к фугам(Монтеверди «Вечерня пресвятой девы» ), одной из основных форм музыки барокко.
Были и другие, более глубокие различия в стилях барокко и Ренессанса. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так далее).
Барочная музыка часто писалась для виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна для исполнения, чем музыка Ренессанса. Почти обязательным стало использование музыкальных украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации.
Ещё одно важное изменение заключалось в том, что увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Вокальные пьесы, такие, как мадригалы и арии, на деле чаще не пелись, а исполнялись инструментально. Постепенное появление чистого инструментального стиля, отличного от вокальной полифонии XVI века, было одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко.
Хотя различные вариационные обработки, токкаты, фантазии и прелюдии для лютни и клавишных инструментов были известны давно, ансамблевая музыка ещё не завоевала себе независимого существования. Однако быстрое развитие светских вокальных композиций в Италии и в других странах Европы явилось новым толчком к созданию камерной музыки для инструментов.
Например, в Англии получило широкое распространение искусство игры на виолах — струнных инструментах разного диапазона и величины. Исполнители на виолах часто присоединялись к вокальной группе, заменяя отсутствующие голоса. Такая практика стала общепринятой, и на многих изданиях появились надписи «Пригодно для голосов или для виол».
Слайд
Дж. Беллини «Мадонна со святыми Дж. Кампи
и музицирующим ангелом». XVI век «Портрет музыканта». XVI век
Отличия барокко от классицизма
В эпоху классицизма, которая последовала за барокко, роль контрапункта уменьшилась (хотя развитие искусства контрапункта не прекратилось) и на первое место вышла гомофоническая структура музыкальных произведений. В музыке стало меньше орнаментации. Произведения стали склоняться к более чёткой структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме. Модуляции (смена тональности) превратились в структурирующий элемент; произведения стали слушаться как полное драматизма путешествие сквозь последовательность тональностей. В сочинениях эры классицизма часто внутри одной части произведения раскрывалось множество эмоций, в то время как в барочной музыке одна часть несла в себе одно, ярко прорисованное чувство. И, наконец, в классических произведениях обычно достигалась эмоциональная кульминация, которая к концу произведения разрешалась. В барочных же работах, после достижения этой кульминации до самой последней ноты оставалось лёгкое чувство основной эмоции.
Слайд Другие особенности музыки барокко
- basso continuo, нем. Generalbaß, генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас, фигурный бас — упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний;
- монодия — стиль сольного пения с гомофонным сопровождением (инструментальным аккомпанементом), сложившийся в Италии в 16 в. и вызвавший к жизни ряд новых форм и жанров (ария, речитатив, опера, кантата и др.);
- гомофония — тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим ’’гомофония’’ отличается от полифонии;
- бельканто;
- драматическая экспрессия;
- гокет;
- постановочные формы музыкальных произведений (опера, музыкальная драма);
- комбинированные вокально-инструментальные формы, такие как оратория и кантата;
- новые приёмы игры на музыкальных инструментах, такие как тремоло и пиццикато;
- чистая и линейная мелодия;
- notes inégales («неровная игра», «перепунктировка») — техника игры, при которой ноты, записанные в одинаковой длительности, тем не менее, играются ритмически неровно;
- ария;
- ритурнель — короткие инструментальные разделы, выполняющие функции вступления, интермедии или коды;
- кончертато — стиль, подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т. д.
- точная нотная запись музыки (в эпоху ренессанса детальная запись нот для инструментов была весьма редка);
- идиоматическая запись инструментальных партий: лучшее использование особенностей конкретных музыкальных инструментов;
- усложнение музыки, сочинение произведений, рассчитанных на виртуозное исполнение;
- орнаментика;
- развитие современных западных музыкальных ладов (мажора и минора).
Жанры
Слайд Жанры музыки барокко
Инструментальные жанры
- Кончерто гроссо
- Фуга
- Сюита
- Аллеманда
- Куранта
- Сарабанда
- Жига
- Гавот
- Менуэт
- Соната
- Камерная соната Sonata da camera
- Церковная соната Sonata da chiesa
- Трио-соната
- Классическая соната
- Увертюра
- Французская увертюра (фр. Ouverture)
- Итальянская увертюра (итал. Sinfonia)
- Партита
- Канцона
- Симфония
- Фантазия
- Ричеркар
- Токката
- Прелюдия
- Чакона
- Пассакалия
- Хоральная прелюдия
Вокальные жанры
- Опера
- Сарсуэла
- Опера-сериа
- Опера-буфф
- Опера-балет
- Театр масок
- Оратория
- Страсти
- Кантата
- Ария да капо
- Месса
- Гимн
- Монодия
- Хорал
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo.
Слайд Портреты Скарлатти , Генделя, Клаудио Монтеверди
Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.
Слушаем :И.Бах Токката ре минор
Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
Влияние барокко на более позднюю музыку
Влияние техник и приёмов барокко после 1760 года
Так как многое в музыке барокко стало основой музыкального образования, влияние барочного стиля сохранилось и после ухода барокко как исполнительского и композиторского стиля.
XX век дал периоду барокко имя. Началось системное изучение музыки той эпохи. Барочные формы и стили повлияли на таких непохожих композиторов, как Арнольд Шёнберг, Макс Регер, Игорь Стравинский и Бела Барток. Начало двадцатого века ознаменовалось возрождением интереса к композиторам зрелого барокко, таким как Генри Пёрселл и Антонио Вивальди.
В XX веке множество работ было сочинено в стиле «необарокко», сфокусированном на имитации полифонии. Это произведения таких композиторов, как Джачинто Шельси, Пауль Хиндемит, Пол Крестон и Богуслав Мартину. Музыковеды предпринимают попытки дописать незавершённые работы композиторов эпохи барокко (наиболее известное из таких произведений — «Искусство фуги» И. С. Баха). Так как музыкальное барокко было приметой целой эпохи, то современные произведения, написанные «под барокко», часто появляются в целях использования на телевидении и в кино. К примеру, композитор Питер Шикеле пародирует классический и барочный стили под псевдонимом П. Д. К. Бах.
В конце XX века появилось исторически информированное исполнение (или «аутентичное исполнение» или «аутентизм»). Это стало попыткой детально воссоздать манеру исполнения музыкантов эпохи барокко. Аутентичное исполнение подразумевало использование струн, сделанных из жил, а не из металла, реконструкцию клавесинов, использование старой манеры звукоизвлечения и забытых приёмов игры (ансамбль Вильяма Кристи «Les Arts Florissants», Le poeme harmonique, Оркестр Екатерины Великой и другие).
Слайд Музыканты, картина Абрахама Боссе 1635 года
Джаз
Музыка барокко и джаз имеют некоторые точки соприкосновения. Музыка барокко, как и джаз, в основном написана для небольших ансамблей (в то время не существовало реальной возможности собрать оркестр из сотни музыкантов), напоминающих джазовый квартет. Также, произведения барокко оставляют широкое поле для исполнительской импровизации. К примеру, множество барочных вокальных произведений содержит две вокальные части: первая часть пропевается/проигрывается так, как указанно композитором, а затем повторяется, но вокалист импровизационно украшает основную мелодию трелями, фиоритурами и другими украшениями. Однако, в отличие от джаза, изменения ритма и основной мелодии не происходит. Импровизация в барокко лишь дополняет, но ничего не изменяет.
Инструменты эпохи Барокко
Слайд Инструменты барокко
Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Колёсная лира, потерявшая в предыдущую эпоху ренессанса свою популярность и став инструментом нищих и бродяг, получила второе рождение; вплоть до конца XVIII века колёсная лира оставалась модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
Слайд Специфические черты
Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм («мир барокко — мир, в котором нет покоя» Бунин);
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре:
овал в линии здания;
архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание
«бесконечности» пространства;
е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).
7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями.
V. Итоги урока
– Что нового вы узнали сегодня про эпоху Барокко?
– Звучание какого инструмента вам понравилось? Чем?
-Какое музыкальное произведение вам запомнилось?
Давайте попробуем заполнить таблицу и сравнить музыку трёх эпох
Таблица 1
| возрождение | барокко | классицизм |
века | |||
Стилистические черты | |||
Жанры | |||
композиторы | |||
Темы сюжетов | |||
инструменты |
VI. Домашнее задание (на выбор):
- Написать эссе на тему: «Музыка Барокко ».
- Найти музыкальные картины художников эпохи Барокко и рассказать о них.
Спасибо за урок.
Список литературы:
- Барокко — статья из БСЭ
- Барокко на museum-online.ru
- Гомофония — статья из БСЭ
- Генерал-бас — статья из БСЭ
- Монодия — статья из БСЭ
- Ливанова Тамара Николаевна, «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983
- Михаил Митропольский, «История джаза для начинающих», 2004
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Произведения искусства на уроках музыкальной литературы
Слияние музыки, поэзии, изобразительного, декоративно- прикладного искусства играет важную роль в становлении личности человека, в его нравственном воспитании, в эмоциональном ...
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....
Использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ
Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестат...
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»
Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...
Об опыте проектной деятельности по музыкальным предметам в старших классах ГБОУ школы «Тутти».
Данная статья возникла на основе моего выступления на городском методическом семинаре «Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результат...
Листы планирования для уроков литературы в старших классах
Листы планирования состоят из литературной визитки, представление аналитического материала в результате мини-исследований, с использованием смежных видов искусства. Обязателен анализ стихотворений и в...