«Если ты би-бой»
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
- Стили и направления верхнего и нижнего брейк-данса.
- Что нужно знать би-бою, чтобы стать одним из первых.
- Индивидуальное планирование.
- Виды подготовки би-боев.
- Структура занятий и дозирование нагрузки.
Вывод
Используемая литература
Брейк-данс – зрелищный танец, сочетающий в себе удивительную пластику и сложность акробатических трюков. Основные его свойства - импровизация, оригинальность и зажигательность.
Брейк-данс представляет танцевальное направление хип-хоп культуры и включает в себя множество стилей. Для его исполнения необходимы хорошая координация, физическая выносливость, чувство ритма и гибкость. В движениях, включающих импровизационные переходы от оригинальной пластики к акробатическим элементам с вращениями на голове, прыжками на руках и оборотами вокруг своего тела, танцор не только демонстрирует мастерство, но и выплескивает свои эмоции и энергию.
Введение
Методическое пособие разработано к рабочей программе объединения «Брейк-данс». Брейк-данс – это новый вид молодёжной субкультуры, поэтому в системе дополнительного образования данное направление, является инновационной деятельностью. Актуальность этого пособия обусловлена тем, что Брейк-данс – экстремальный вид субкультуры, пользующийся большой популярностью среди молодёжи не имеет методической системы освоения, часто приводящий к травмам при неправильном подходе овладения техникой исполнения определённых движений.
Актуальность. Данное методическое пособие знакомит воспитанников с историей возникновения, терминологией, направлениями и стилями верхнего и нижнего брейк-данса. Учит правильной разминке и растяжке. Помогает осваивать движения и своевременно идентифицировать проблемы связанные с отработкой сложных элементов. Осуществляет реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных целей.
Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
Цель данной работы – расширить знания детей о брейк – дансе, для реализации творческих способностей. Достижения поставленной цели требует решения ряда задач:
- ознакомить с направлениями и стилями верхнего и нижнего брейк- данса.
- определить критерии и факторы позволяющие стать одним из первых;
- рассмотреть аспекты индивидуального планирования самостоятельной
тренировки и тренировки с педагогом;
- проанализировать виды подготовки би-боев: техническую, психологи- ческую и музыкальную;
- определить структуру занятий и дозировку нагрузок.
Практическая значимость данной работы заключается в обобщении изучении сведений о брек-дансе.
Пособие может быть полезным для педагогов дополнительного образования, преподающих брейк-данс, для студий и кружков детской художественной самодеятельности для самих брейк-дансистов и их родителей.
- Стили и направления верхнего и нижнего брейк-данса
Условно брейк-данс делится на верхний и нижний. Элементы верхнего брейк-данса требуют больше пластики и импровизационных ходов, тогда как нижний – физической подготовки и акробатических навыков. Брейк-данс включает в себя множество стилей и различных направлений, из которых мы рассмотрим лишь основные.
Верхний брейк-данс включает в себя следующие стили:
Робот представляет собой танец, элементы которого выполнены с жёсткой фиксацией всего тела. При исполнении этого танца можно особо не зацыкливаться над правильностью исполнения каждого движения. Изюминкой танца как-раз является правильная фиксация в нужных местах, совершая все движения в ритм музыки.
Все движения в стиле робота должны начинаться с плавного перемещения конкретной части тела, а затем совершается жёсткая фиксация. В целом танцор должен смотреться как механический человек. Следовательно от сюда и пошло название этого стиля верхнего брейка - «Робот». Основным моментом при исполнении этого танца является то, что каждая часть тела двигается независимо от другой. Совершенства в этом стиле добиться очень сложно, но при правильном исполнении он смотрится настолько красиво и необыкновенно, что глядя со стороны не можешь поверить своим глазам и понять как танцор так двигается.
Электрик буги основывается на «волнах» выполняемых руками, ногами и телом в сочетании с фиксацией. Этот стиль смотрится очень эффектно, однако чтобы его освоить, нужен не один год работы. Просто необходимо осознать, что если вы, как вам кажется, научились "делать волну", то это не значит, что вы научились хорошо ее делать. Волны требуют долгой и упорной работы над изоляцией движения. При выполнении волн танец выглядит так, как будто в танцора нет костей. Танцующему в этом стиле очень желательно иметь хорошую гибкость и пластику.
Кинг-тат в переводе с англиского king tut - "королевское запястье" или "королевские фигурки" - стиль у нас широко известный, изначально представлял собой имитацию древнеегипетских рисунков, изображавших людей в различных позах. Характерным являлось то, что во всех движениях соблюдаются прямые углы между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем. Ладони ровные (либо "лодочкой"), пальцы вместе, ноги либо вместе, либо под определенными углами к корпусу. Рисуя телом и руками различные сложные геометрические фигуры, можно фиксироваться, и это будет основной техникой, но каждая поза, каждый угол обязан попадать в ритм музыки. Кинг-тат как стиль открывает огромное поле для фантазии, и великолепно смотрится как в сочетании с другими стилями, так и в отдельности.
Локинг – это в первую очередь комический стиль. Чем смешнее и нелепее выглядят движения в этом стиле, тем выше считается мастерство танцора. Но не стоит забывать о базовых движениях локинга, ведь если танцор не использует базу этого стиля, а только пытается рассмешить публику, то это уже не локинг, а клоунада. А если чересчур увлекается использованием элементов эстрадного хип-хопа (как зачастую сейчас бывает), то теряется суть стиля и позитивная энергетика. Локинг танцуется исключительно под фанк. Движения всегда амплитудны, ритмичны и тесно привязаны к музыке. Локинг ориентирован на представление, постоянное взаимодействие со зрителями, он как бы основан на клоунаде, на самом деле он весь в ней. Все движения на самом деле очень просты, любой сможет их сделать, но в них должен присутствовать дух локинга – фанк, вы должны в них вкладывать себя, часть своей личности, характера. Локинг – это по своей сути большой конструктор из множества деталей (базовых элементов), которые танцор должен умело собирать воедино, и чем интереснее и грамотнее он это сделает – тем выше его мастерство. Не менее важный критерий в фанковых стилях и локинге в частности, – это умение танцора импровизировать и танцевать под конкретную музыку, играющую в данный момент. То есть – если в музыке случайно попадается пауза – танцор должен незамедлительно стать в лок или в другую позицию и замереть, и т. д. Танцору, досконально изучившему все базовые элементы локинга, не составит большого труда импровизировать и на ходу комбинировать их. Также, в локинге очень
большую роль играет настроение. Локинг - это фанк, это отражение фанка с помощью своего тела, движений и настроения. А фанк – это позитив, это взрывная энергетика. Чтобы прочувствовать настроение локинга - нужно понять и прочувствовать что такое фанк. Танцор, который в своём танце не передаёт фанк – в проигрыше.
Стробинг – это имитаций движений в свете стробоскопа. Состоит из множества мелких фаз, остановок, с резкими переходами между ними. Рекомендуется использовать для стробинга хорошо знакомые вам движения или жесты (надевание перчаток, доставание носового платка, надевание шляпы и т. п.). Важно то, что для легкого и правильного выполнения стиля мышцы должны быть расслаблены. Необходимо отработать жест, сначала плавно и расслабившись, затем также плавно, но с полным напряжением мышц. Затем, когда вы чувствуете, что мышцы "запомнили" движение - расслабьтесь и попробуйте выполнить то же самое с остановками. Не торопитесь и не напрягайтесь. Все придет с практикой.
Направления и разделы нижнего брейк-данса:
Топрок – один из самых танцевальных элементов брейкинга, выполняется преимущественно стоя. Чаще всего его вставляют на начало выхода, в основном это импровизационный элемент, отражающий индивидуальный стиль би-боя. Топрок подобен стайлу, где каждый стремится раскрыть свою неповторимость и оригинальность. Каждый би-бой придумывает себе свой топрок.
Футворк – это ритмичные шаги ногами по кругу вокруг своего тела, выполняется, как бы в "положении сидя", держа вес тела на руках. Состоит футворк из ритмичных движений ногами – дорожек, забежек, скольжений, переплетений. Главный акцент в футворке поставлен на "работу ног".
Фризы – это замирание в различных положениях в стойке на одной или двух руках, локтях, плечах и в самых невообразимых положениях. Фризы абсолютно индивидуальны у каждого брейкера. При выполнении фриз бибой замирает, в не свойственных для обычного человека положениях.
Стайл – состоит из футворка и из фризов. Чаще всего брейкеры придумывают свои «связки» основываясь на базовых элементах футворка.
Пауэр трикс одно из самых молодых направлений брейкинга. Включает в себя «связки» состоящие из силовых элементов (прыжков в стойке на одной руке) и фризов. Чаще всего используются переходы от фриза к фризу. Так называемые силовые движения - это движения, для выполнения которых требуется, как правило, хорошая физическая подготовка.
Пауэр мув самая сложная и зрелищная часть брейк-данса, включающая в себя акробатические и вращательные элементы заимствования из гимнастики и акроботики.
Ни в коем случае не надо думать, что все эти стили и направления отдельные, и каждый би-бой выбирает для себя один. Это не верно! Почти все стили брейкинга можно прекрасно соединить. Каждый би-бой смешивает то, что он хочет. Любые элементы. И тогда у него получается уникальный неповторимый стайл. Стилей и направлений брейк-данса множество, и чем больше их в арсенале танцора, тем больше у него возможностей для успешных выступлений на батле. Ещё издавна танцоры соревновались между собой, вызывая друг друга на батлы ( от англ. «битвы»).
Батл - это соревнование, борьба за звание быть лучшим. Батл заключался в том, что каждый би-бой по очереди выходит и показывает, что он умеет. Потом их судят и указывается пробедитель. Существует несколько номинаций, по которым проводятся батлы: один на один, командные, на лучшее исполнение определённого движения два на два. Победа важна во всех. Распространены и батлы по одному стилю или направлению, т.е. либо мув, либо футворк и т.д.
Джем – одна из форм общения в би-боинге, это дружественные показательные выходы демонстрирующие умения исполнителей.
Апрок – один из стилей брейк-данса. Это, как бы танцевальный "битва", в которой танцоры не касаясь друг друга, инсценируют борьбу. В апрок можно включать все эти стили и направления брекинга. Продуманные и отработанные выходы и движения помогают побороть соперника.
2. Что нужно знать би-бою, чтобы стать одним из первых
Принято считать, что для того, что бы стать первым, в брейк-дансе достаточно только трех факторов: хорошей физической подготовки, таланта и желания побеждать.
Увы, даже те, у кого присутствуют все три фактора, порой наталкиваются на такие препятствия, из-за которых они так никогда и не добиваются успеха.
Исключая возможность не танцевать в связи с травмой или серьезной болезнью, все препятствия, останавливающие самых старательных и упрямых, имеют психологическую природу и прячутся среди убеждений самого би-боя. Среди них и умение сосредоточиться, заставить себя работать, и неумение решать конфликты в коллективе и внутри самого себя, и установки на определенное поведение, мешающие идти намеченным путем.
3. Индивидуальное планирование
Каждому би-бою необходимо планировать тренировки, составлять план как на сезон, так и на каждый месяц, неделю, день, на каждую тренировку.
Разумеется, имеется разница между планированием самостоятельной тренировки и тренировки с педагогом. Если вы занимаетесь на общем (групповом) занятии необходимо вникнуть в тему занятия и попытаться освоить её с максимальной пользой.
Самостоятельные тренировки планируют в зависимости от наличия новой информации. Если новой информации нет, стройте свою тренировку следующим образом:
- На каждую часть тренировки засеките время.
- Отрабатывайте точность всех движений и элементов, схем стайлов и связок.
- Повторите все дополнительные движения.
- Определите, какие движения вызывают у вас дискомфорт, неуверенность и попытаться их разобрать, – в чем причина, может не хватает скорости, или еще каких-либо физических показателей.
- Попытайтесь добиться большей скорости исполнения определённых движений. Проверьте амплитуды исполняемых движений.
- Исполните стайлы и связки на физическом пределе, добавив к ним артистическую окраску, элементы игры и работу со зрителем.
Если же вы недавно получили новую информацию по технике исполнения определённого элемента, стройте свою тренировку следующим образом:
- Отработайте подготовительные движения.
- При освоении нового элемента, ваши мышцы должны запомнить и хорошо усвоить информацию, привыкнуть к ней.
- Засекайте время на каждую часть тренировки.
- В конце каждой тренировки попытайтесь отключиться от контроля над новой информацией и повторите всё, так вы поймёте, какая часть информации уже “влилась” в ваши мышцы и работает уже сама по себе, а на какую следует обратить внимание на следующей тренировке.
- В зависимости от вашего уровня освоения новой информации, вы можете планировать программу тренировок на определенный срок и добиться соответствующей техники и скорости исполнения, необходимой энергетики и артистизма.
Такое построение – не догма, его можно менять в зависимости от того, по какой школе вы занимаетесь, потому что есть школы, по которым техника неразрывно связана со взаимодействием, ведением, а есть школы, в которых техника неразрывно связана со скоростью и силой. Самое главное не последовательность аспектов. Важно, несмотря на то, что вы, поработав над одним аспектом, переходите к другому, не переключаться полностью с одного на другое, а, как бы, накладывать один аспект на другой, следующий на предыдущий.
Если вы только что стали би-боем, и впереди ваш самый первый турнир, в первую очередь, сделайте схемы и отработайте. От тщательно отработанных движений и элементов, схем стайлов и связок зависит ваше чувство уверенности на вашем первом турнире. Но если вы включите в арсенал своего выступления не отточенные элементы, на отработку которых необходимы месяцы работы, победы вы не добьётесь. Поэтому будет эффективнее, если вы будете чередовать тренировки, отведенные на подготовку к турниру с тренировками, посвященными наработке техники и физических показателей (скорости, выносливости), отработке ваших связок.
Очень важно постоянно повторять и тщательно отрабатывать свои стайлы, для того, чтобы привыкнуть к схеме, чтобы вы почувствовали, что эти связки для вас родные, удобные.
Не имеет смысла показывать себя как можно большему количеству тренеров. У каждого тренера свой взгляд на ваш танец и если вы будете всех подряд слушать, вы погонитесь за несколькими зайцами сразу и вместо последовательной работы начнется сплошная беготня, подчиненная желанию соответствовать ожиданиям сразу нескольких людей. Вы потеряете на этом очень много времени. Обязательно должен быть ведущий тренер, который будет определять для вас “фронт работ”, если вы сами не в состоянии определиться и отслеживать выполнение задания, направляя вас все время в одном русле.
Не секрет, что большой спорт нередко связан с повышенным травматизмом. Разумеется, и этого можно избежать, если выполнять несколько несложных правил:
- Никогда не танцевать на не разогретых мышцах. Составьте себе ряд упражнений на 5-10 минут, которые разогревают особенно опасные места - связки ног, шею, позвоночник.
- Короткий массаж с целью разогрева тех мышц, которые болят после предыдущей тренировки.
- Растяжка мышц (шпагаты, наклоны, мостик).
- Периодически консультируйтесь у спортивного врача относительно вашего состояния и тех минералов и витаминов, которые вам, возможно, необходимо принимать. Неплохо иметь под рукой постоянного, одного специалиста.
- После тренировки примите теплый душ, перед тренировкой – горячий.
- Пользуйтесь эластичными фиксаторами, бинтами, в случае небольших растяжений мышц.
- Не пить, не курить, нормально есть и спать.
- Тренировка не должна превышать 3-4 часа.
- Частота тренировок у каждого индивидуальна. Может быть:
- два раза в день по два с половиной часа без выходных;
- два дня тренировок, один выходной;
- три дня тренировок, один выходной;
- четыре тренировки, один выходной;
- пять тренировок, два выходных.
Выберите тот режим, при котором вы не заболеваете от нагрузок и не впадаете в депрессию от безделья, теряя физическую форму.
Вполне реально тренироваться три раза в день в следующем режиме:
утром 30-45 минут физической подготовки, днем 1,5-2 часа работы над техникой, вечером 2-3 часа работы над вариациями, скоростью. Без выходных. Но такой режим годится только тогда, когда вы имеете возможность между тренировками отдыхать. Кроме того, такой режим необходим лишь тогда, когда речь идет об авральной работе, когда необходимо очень сильно, резко изменить уровень, либо быстро набрать физическую форму. Когда в этом нет насущной необходимости, а важнее вдумчивая работа, достаточно 2-3 часовой тренировки в день.
Если вы никогда не занимались в таком режиме, не спешите, начните с меньшего. Если вы сразу начнете с больших нагрузок, велик риск разочароваться в себе, столкнувшись с неготовностью к нагрузкам вашего тела и психики. В этом случае восстановительная работа по преодолению психологических блоков и сопротивления организма нагрузкам может занять намного больше времени, чем, если бы вы начали с меньшего.
4. Виды подготовки би-боев
Физическая подготовка:
Для выполнения элементов на голове необходимо иметь обтягивающую шапку. Также желательно позаботиться о средствах защиты запястий, локтей и коленей, т.к. при выполнении некоторых элементов на них приходится большая нагрузка.
Утомление, вызванное значительными энерготратами при выполнении упражнений физической подготовки, мешает занимающимся эффективно решать задачи теоретической подготовки в основной части занятия. Быстрее наступает усталость, ухудшается координация движений, снижается так называемый коэффициент полезного действия работы по формированию двигательных навыков. Равномерное распределение средств физической подготовки в структуре всего занятия позволяет эффективно решать задачи, как развития физических качеств, так и особенно технического совершенствования. Выполнение в небольших объемах силовых, скоростных и упражнений на гибкость в начале тренировки в начале тренировки создает благоприятные предпосылки для развития специальных качеств. Использование в специальной разминке физических упражнений сходных по динамике и кинематической структуре с основными техническими действиями на снаряде, благоприятно сказывается на совершенствовании техники мастерства би-боев. Выполнение упражнений для развития активной и пассивной гибкости в перерывах между подходами в виде смены программы способствует увеличению подготовленности в суставах и создает оптимальные условия для сохранения необходимой амплитуды при выполнении специальных упражнений. Использование в конце занятий упражнений, направленных на восстановление общей специальной выносливости, позволяет успешно решать поставленные задачи.
На этапе начального обучения, занимающиеся должны освоить элементарные движения во всех суставах тела.
Элементарные суставные движения можно разделить на три группы:
элементарные суставные движения
дуги круги сгибания и
разгибания
суставы рук группы суставов суставы ног
туловища
плечевой шейного отдела тазобедренный
позвоночника
пальцев пальцев
поясничного отдела
позвоночника
локтевой коленный
грудного отдела
лучезапястный позвоночника голеностопный
Дуги движения, выполняемые во всех суставах рук, ног, туловища (за исключением грудного отдела позвоночника).
Круговые движения, сгибания и разгибания выполняются во всех суставах тела.
Этап начальной подготовки предлагается разделить на три периода:
- В первом периоде занимающиеся осваивают изолированные движения во всех суставах.
- Во втором периоде танцоры овладевают различными совмещениями, т.е. учатся одновременно выполнять два и более симметричных и несимметричных движений.
- В третьем периоде танцоров обучают уже непосредственно сложным элементам брейк-данса.
Все элементы желательно выполнять под музыкальное сопровождение.
Техническая подготовка:
Мышцы запоминают информацию лишь тогда, когда нагрузка на них превышает норму (обычную, каждодневную), когда мышцы нагружаются максимально. На этом основан тренинг во всех видах спорта. Кроме того, мышцы не любят бессмысленных повторений одной и той же информации с одной и той же нагрузкой. Если при каждом повторении не увеличивать нагрузку или амплитуду движения, мышцы это движение не запоминают. Вы можете запомнить это зрительно, но для мышц оно остается чужим, неудобным, и движения и элементы не лягут в основу схем стайлов и связок.
Основные положения, позволяющие достигнуть высокой техники,
а именно, следующие:
- Умение успешно, эффективно тренироваться.
- Умение психологически выдерживать конкуренцию.
- Способность рационально использовать силы, время, мысли, взаимоотношения и прочее в батлах.
- Уметь делать выбор и принимать решение в сложных ситуациях.
- Уметь серьезно работать над каждым элементом.
- Умение слушать преподавателя.
- Умение вызывать и сохранять особую психологическую атмосферу стайла, чувствовать себя в нем.
- Умение выигрывать и проигрывать.
- Умение уважать своих конкурентов и других би-боев, не достигших еще такого уровня, который есть у вас.
Одним из важнейших элементов технической подготовки би-боев является обучение сохранению устойчивости тела в статических положениях и при выполнении различных движений. Это, прежде всего, относится к фризам и поворотам.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности применения тренажеров как средство совместной тренировки двигательных и вестибулярных анализаторов в учебно-тренировочном процессе.
Психологическая подготовка:
-воспитание морально-волевых, интеллектуальных качеств
-эстетическое воспитание
-психологическая подготовка в процессе тренировки
-психологическая подготовка к соревнованиям
Не все в брейк-дансе определяет тренировка как физическое усилие. Секреты успеха действительно выдающихся деятелей культуры тела заключаются не в том, на самом деле, сколько и как прилагается усилий для достижения желаемого результата. Сколько спортсменов – столько способов тренировки, хотя, конечно, есть общие, единые законы чисто физиологические, определяющие правила тренировочных нагрузок. Однако, одних лишь этих правил недостаточно для достижения действительно эффектного результата. Во много раз эффективность тренировок повышает грамотный психологический настрой на работу со своим телом, что есть осознанная работа плюс усилие духа. Вот об этом подробнее.
Прежде всего, необходимо определиться, как вы воспринимаете дополнительную информацию или работу со своим телом. Если для вас это – еще одна ступень вверх, вам пригодятся эти материалы, если же вы каждый раз от сердца отрываете время и силы, которые вы бы потратили на другие радости жизни – рассказ о настрое на тренировку вам не поможет. Дело в том, насколько важно для вас ваше мастерство. От этого зависит, насколько вы способны концентрироваться на информации, поскольку подготовка к тренировке, настрой на нее и сама тренировка – это, в первую очередь, сосредоточенность и концентрация.
В связи с тем, что большой спорт – это большие физические и психические нагрузки, рано или поздно наш организм выкидывает разные штучки, которые, порою, сводят на ноль месяцы усилий. Один из таких моментов – рассеянное внимание, отвлеченность от процесса тренировки.
Причиной этого явления может быть и усталость, и неудовлетворенность собой, и просто неумение сосредотачиваться.
Тренировка, с этой точки зрения, будет эффективна тогда, когда все ваши мысли и чувства сосредоточены на той работе, которую в этот момент выполняет ваше тело. Но зачастую бывает так, что, казалось бы, одна часть нашего внимания работает над телом, а другая размышляет о посторонних вещах.
В случае полного отключение от умственной деятельности, это нейтрализует работу тела, разрушает настрой на работу, а когда вы еще недовольны собой, она просто блокирует мышцы, делая их непослушными, инертными или зажатыми. Необходимо полностью погружаться в работу тогда будет эффект.
Не менее важно во время отдыха полностью отключаться не только от физического напряжения, уметь расслаблять мышцы во время отдыха, но и от размышления о проблемах своего исполнения. Отдых только тогда эффективен и дает подпитку организму, когда вы во время отдыха отдыхаете и телом и душой. Если же вы с тренировки уносите отрицательные мысли и впечатления, и продолжаете культивировать их, добавляя к ним еще какие-либо проблемы, то на следующую тренировку вы придете уже усталым, даже если вы устроите себе трех-четырех дневный перерыв.
Самое необходимое и самое сложное, что должен понять би-бой для того, чтобы продвигаться на Олимп побед – это не только осознание того что ты би-бой – представитель определенной социальной группы, ведущий свой особый образ жизни и обладающей своим особым имиджем. Необходимо не только помнить об этом, а быть би-боем всегда.
Очень многие вещи (например, умение держаться на публике) не достаточно тренировать только на занятиях. Их необходимо тренировать в жизни, каждую минуту. И речь идет не только о движении. Именно в жизни мы накапливаем те психологические качества личности, которые затем воплощаем в тренировочный процесс, и в самом выступлении. Особый психологический настрой необходим как для эффективной работы, так и для творческого состояния - создания публичного образа. И для выхода из творческого и физического тупика, когда физическое либо психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают слушаться, обстановка в зале раздражает, из тренировки вы не выносите кроме усталости, злобы и неудовлетворенности.
Это есть момент потери творческого состояния, чувства, той волны, на которой человек делает вещи, казавшейся невозможными ему самому.
В такой ситуации просто необходимо прийти в чувство: я – би-бой, я – «профи», я – в совершенстве владею техникой вхождение в творческое состояние и способностью его удерживать.
Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение своего тела подвластным любому мысленному желанию, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику исполнения.
Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:
- физическая усталость
- психологическая усталость
- неудовлетворенность собой
Усталость- это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть.
Напряжение- это защитная реакция возникающая, тогда когда психика делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть все время в боевой готовности.
Снятие усталости, фактически, это снятие установки на защиту. Эти установки возникают, зачастую, неконтролируемо, в связи с вашим ощущением нарушенной безопасности физической ли, психологической, мнимой или реальной – все это может определить специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и своей усталостью.
Неудовлетворенность собой, своим исполнением, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенностью помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы исполнительства, которые ставит би-бой перед собой и к которым стремиться, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы – факторы необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности. Когда би-бой считает эти цели достижимыми, он планомерно продвигается к ним. Но стоит только начать концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда би-бой сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу. И при виде той огромной пропасти, что отделяет его от цели, цель становиться ядом и отравляет и тренировки, и выступления, превращая их в жесткую войну со своим телом, с собственным несовершенством.
Вопрос: как с этим бороться? Прежде всего, следует не бросаться в крайности. Однако крайность – ощущение себя глубочайшим несовершенством, другая – отсутствия навыка к реалистической самокритики и самоанализу, грубо говоря, нарциссизм.
Способ изменения ситуации существует только один – переделывание, переосмысление своего отношения к себе и своей роли в брек-дансе, как образе жизни.
У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивает его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных.
По сути, эти убеждения отражают мнение данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь его устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день. Другие винят кого либо: судий, паркет, музыку, расположение звезд, плохой сон и.т.д., и т.п.
И та и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элементы вины – самого пагубного для развития личности чувства. Так, как ответственность формирует положительные качества личности, а вина губит их. Неудовлетворенность собой и есть воплощение одной из этих крайностей – чувство собственной вины за то, что в жизни и в брейке все не так, как хочется.
Попробуйте оценить своё исполнительское мастерство и себя, запишите эти определения и попробуйте их осмыслить. Например, если вы считаете свой стайл “недоделанным”, увидьте, что на самом деле он не недоделанный, а сделан на половину.
Для того, чтобы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учиться видеть прогресс и позитив в своем развитии, а не зацикливаться на отрицательном. Это не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинство. Грань между этими понятиями очень тонка.
Существуют, как бы две отрицательные позиции: они би-бои просто не видят, что в их выступлениях мешает им расти – здесь необходимо развивать аналитическое мышление и это отдельная тема. Другие же прекрасно видят все свои проблемы и страдают от их присутствия, следствием чего являются психологические мышечные блоки, делающие мышцы би-боя послушными: либо слишком вялыми, инертными, либо с повышенным тонусом, напряжением (жесткими).
Принципы психологической уверенности
То же самое происходит и тогда, когда би-бой концентрируется на том, что на него смотрят другие. Бессознательно он уже отмечает, что его оценивают. Оценивают, что он делает не так. При этом не имеет значения, что на него смотрит профессионал или дилетант. Сама ситуация заставляет его видеть больше негатива в своем танце, чем позитива, что конечно же, закрепощает мышцы и не дает ему сделать даже того, с чем он прекрасно справлялся.
Для того, чтобы эта цепочка не включалась в сознании, необходимо переориентироваться на позитив и создать другую концепцию продвижения: не переделывание себя и своих недостатков, а развитие достоинств, терпеливая работа по выталкиванию из себя хорошего, а не задавливанию плохого.
Не секрет, что би-бой, которого хвалят, чувствует себя увереннее, а потому допускает меньше ошибок.
У каждого человека с детства накапливаются психологические блоки, “сидящие” в разных местах тела. Это связано с определенными, строго индивидуальными особенностями становления и развития психики, характера, личности. Без освобождения от этих блоков развитие исполнительского мастерства продвигается крайне медленно. Самые распространенные блоки, которые есть у людей – заблокирование мышц спины, рук, ног и груди.
Каждый из таких блоков формируется определенными психологическими установками, созданные особым образом мышления и восприятия окружающего мира и себя в нем.
Вот, например, варианты установок, определяющие блоки плеч, спины, груди:
“Жизнь тяжела” – и мы согнулись под ее тяжестью.
“На меня все смотрят” – и мы втягиваем голову в плечи.
“Все против меня, меня легко обидеть и ранить” – прячем самое уязвимое место, грудь и живот, защищаем их, закрывая их плечами, руками, головой, сутулимся.
Ощущение неуверенности, неустойчивости в жизни проявляется в заблокировке мышц ног. Любая негибкость мышления, бессмысленное упрямство, гордыня, сопротивление – в шее, пояснице. У такого исполнителя трудности со стерео пластикой, на котором построен верхний брейк-данс, включающий в себя многообразие стилей.
Таким образом, по характеру пластики, ритма и всего танца, можно определить ограничивающие убеждения би-боя и устранить их, изменив, таким образом определённый «выход».
Если би-бой задался целью изменить свой образ, имидж, ему в первую очередь, придется изменить свой образ мыслей, установки по отношению к другим би-боям, вообще миру.
Но существует и обратная взаимосвязь. Би-бой, вживающийся в новый образ, постепенно меняет и жизненные принципы. Самый простой пример – улыбка. Давно известно, что если у человека хорошее настроение, то он улыбается, а если у него плохое настроение, но он попробует улыбаться, хотя бы полминуты, его настроение поднимается. С этим сейчас уже никто не спорит, доказано наукой.
Такими же свойствами обратной связи обладают и другие физические проявления эмоционального состояния. Существует масса жестов, известных по смыслу, совершенно определенно говорящих об эмоциональном состоянии человека, на этом построены тренинги актеров.
Музыкальная подготовка:
В брек-дансе может быть использована самая разнообразная музыка.
Музыка является сильнейшим средством эстетического воспитания, обладая огромной силой непосредственного эмоционального воздействия, она способствует повышению продуктивности в любой сфере деятельности человека.
Существует закон восприятия ритма, поэтому проблема ритмичности исполнения состоит в том, что сначала ухо танцора слышит удар ритма и только после этого тело начинает двигаться. Поэтому, какова бы ни была скорость реакции, все равно исполнитель будет опаздывать, хоть и на мельчайшую долю временного интервала. Тренировка восприятия и исполнения ритма заключается в том, чтобы научиться предугадывать следующий удар ритма, готовиться к движению до удара и совершать движения таким образом, чтобы самый устойчивый момент (баланс, пауза, вставание на ногу), пришелся точно на удар.
5. Структура занятий и дозирование нагрузки
Занятие строится по определенной структуре:
- Вводная часть (подготовка организма к выполнению основной части).
- Основная часть (используются подводящие упражнения, составляются и разучиваются технические элементы, связки и стайлы, а также последующее объяснение техники выполнения технических элементов, совершенствуются изученные композиции).
- Заключительная часть (выполнение технических элементов под музыку и совершенствование исполнительских схем).
Распределение часов по формам занятий
№ | Формы занятий | Кол-во часов |
1 2 3 | Теоретические занятия -просмотр видеоматериалов -анализ методик освоения сложных элементов Практические занятия Самостоятельные занятия | 100 60 40 250 150 |
Всего: | 500 |
Заключение
Существует интересная легенда, повествующая о том, что в начале 70-х годов в Америке выходцы из бедных кварталов Нью-Йорка, привыкшие с оружием в руках выяснять отношения, решили продемонстрировать свою силу и ловкость более оригинально. Противники выходили по очереди друг против друга и показывали свои умения и намерения на языке движений.
В основе любой легенды лежат реальные факты, поэтому можно однозначно сказать, что брейк-данс зародился как уличный танец и только в процессе своего развития стал исполнительным искусством. Танцоры брейк-данса редко пользуются этим названием, предпочитая «брейкинг» или «би-боинг». Термин «брейкдансинг» создан искусственно и использовался в СМИ. Брейк-данс преимущественно исполняют представители мужского пола, так как девушкам в силу физических особенностей обучаться ему сложно, хотя многие би-гёрлз (девушки, танцующие брейк-данс) также достигают поразительных успехов.
В своем прогрессе брейк-данс прошел несколько этапов, включающих как заимствование из других танцев, вошедших своими элементами в брейк-данс, так и собственно развитие би-боинга. Так можно упомянуть стиль Good Foot, в котором впервые появились ломаные движения и элементы вращения на земле. Не стоит забывать про влияние пуэрториканцев, разработавших и внедривших много акробатических трюков. «Участвовали» в формировании брейк-данса и элементы кунг фу, и ритмические составляющие, пришедшее от африканских иммигрантов и т.д.
Безусловно, развитию брейк-данса способствовали баттлы – состязания брейкеров, в которых очень важно было поразить противника как можно большей изощренностью комбинаций движений и трюков. Танцоры стали объединяться в команды, разрабатывая собственные стили и оригинальные движения.
Главными фанатами брейкинга являются дети и подростки. Сочетание танцевальных и спортивных элементов привлекает любителей активной жизни. Ведь в этом танце нет границ для безудержной фантазии, можно постоянно экспериментировать и придумывать новые движения. Достоинством брейк-данса является его универсальность. Даже начинающий может освоить начальные простые движения и удивить своих знакомых.
В настоящее время брейк-данс распространен по всему миру, существуют многочисленные школы брейк-данса, проводятся чемпионаты и фестивали.
Список использованной литературы
- Бекина С.И. и др. «Музыка и движение», М., 1983.
- Мессер А.М. «Танец. Мысль. Время.», М., 1990.
- Рубштейн Н. «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М., 2000.
- С.В. Филатов «От образного слова – к выразительному движению», М., 1993.
- портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua
- http://ru.wikipedia.org/wiki/; Брейк-данс.
- http://trix-family.ru/napravleniya-i-e-lementy-break-dance.html Направления и элементы break-dance.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыка в сказках». «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
План-конспект урока с учащимся 1класса Блохиным Тимофеем (музыкальный инструмент «Блокфлейта»)....
Конкурс задач "Реши,если силен!"
Материал содержит занимательные задачи с ответами.Предлагается использовать на предметной неделе....
Эссе «Кто, если не Вы?»
Воспитывает все: люди, вещи, явления,но, прежде всего и дольше всего – люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.Антон Семенович Макаренко...
Эссе «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла"
Я считаю, что педагог это не профессия, это призвание. Задача педагога – воспитывать «привычку к труду благородную». Эта привычка – основа будущего счастья, духовного обогащения....
Методическая разработка внеаудиторного занятия «Если хочешь стать успешным»
«Как стать успешным?». Краткая аннотация: Данное мероприятие проводится в виде круглого стола. Приглашаются студенты всех курсов, учителя-пр...
Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»
Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...
Районный конкурс методических разработок «Если хочешь быть здоров!» для воспитателей ДОУ
Номинация «Методическая разработка проекта по физическому развитию и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у детей». (Старший дошкольный возраст)Актуальность проблемы физического разв...