Открытый урок по сольфеджио с учащимися 3 класса на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения»
план-конспект урока на тему

Чурсина Лариса Алексеевна

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 3 класса
на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал чистая квинта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Формы работы над интервальным слухом на начальном этапе. 

Интервальный слух –это способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Важность работы над развитием интервального слуха обусловлена возрастающей ладово-конструктивной ролью интервала в музыке XX века. Необходимо изучение интервала в ладу и от звука. Изучение интервала в ладу способствует развитию интонационно чуткого слуха. Изучение интервала «самого по себе» формирует константные представления о нем. Необходимо различать мелодические и гармонические интервалы в методических подходах к их освоению. Мелодический интервал рассматривается как интонация, как наименьшая выразительная ячейка, «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Асафьев). Гармонический интервал изучается как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха. Интервалы начинают изучаться на раннем этапе обучения.  При изучении  темы используются образные ассоциации, дидактические пособия, сочиненные песенки, которые несут в себе теоретические сведения. Данный открытый урок обобщает опыт работы над интервалами  в 1-3 классах.

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 3 класса
на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения»

Тип урока:  комбинированный
Цели урока:
Дидактические (образовательные):
– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов

– сформировать умение и навыки в освоении интервалов
– побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
 Развивающие:
– развить интерес к интервалам  через творческое самовыражение;

– развить наглядно- образное, аналитическое мышление;

Воспитательные:
– воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
– воспитать эмоциональную отзывчивость,
 организованность, работоспособность, активность, самостоятельность.


Методы обучения: словесный, проблемный, творческий, эвристический, игровой,  обобщающий (повторение)

Методическое обеспечение: карточки с рисунками, раскрывающими образное содержание интервала, карточки с названием нот, таблицы интервалов,  сборник «Поговорим об интервалах» (песенки-правила)

План урока.

Разделы урока

Задание

Материал

Обучаю-щий метод

На что направлен

Форма участия

время

1

Распевка,

Повторение

1.Петь песенки-

правила

об интерва-лах (от примы до кварты),со словами, с названием нот

2.Транспо-нирование песенок

«Поговорим об интервалах»-песенки-правила

Проблем-ный,
игровой, обобщаю-щий


повторение

терминологии,
мониторинг начального уровня ОУУН

Коллективно-
индивидуаль-ная

5-6

2

Интонацион-ные упражнения

1.Пение интерва-лов от звуков.

2.Пение секвенций

Упражне-ние

Повторение
Формирование и закрепление ОУУН
Моделирование секвенций

Коллективная, индивидуаль-ная

5

3

Объяснение нового материала-интервал чистая квинта

1.Разучить песенку-правило «Про чистую квинту», 2.Записать нотами.

3.Опреде-лить образное содержа-ние интервала

«Поговорим об интервалах»-песенки-правила

Проблем-ный, словесный, игровой-игра «Преврати звуки в ноты», эвристи-ческий

Формирование и закрепление смысловых связей

Коллективная, индивидуаль-ная

5






7

3

Игра на фортепиано

1.Играть интервал «чистая квинта» от звука в мелодическом  виде


2. Импро-визировать

мелодию на заданный интервал, на предложенный текст.









3.Играть интервалы в гармоническом виде

4.Иллю-стрировать стихотворение







Плывет туда, плывет сюда.

Медуза в глубине морской

Её не видно иногда.

 Она прозрачна, как вода,








А прозрачные медузы,
С толщей вод сливаясь синей,
Безучастны и бездвижны,
Лишь качаются несильно






Эвристи-ческий, проблем-ный

Формирование и закрепление смысловых связей;
Применение знаний в новых условиях;

Коллективно-индивидуальная

3








5
















3





5

4.

Письменная работа

Построить чистую квинту в тетради и на доске

Таблицы интервалов

Проблем-ный, игровой –игра

«Пропусти линейку и окошко»

Коллективно-индивидуальная

3

5

Мониторинг сформиро-ванности
ОУУН, ЗУН.
(определе-ние интервального состава, чтение с листа)

1.Разо-брать по составу (определе-ние интерваль-ного состава музыкаль-ного текста)

2.Дописать второй голос по интервальной записи

2.Дописать мелодию по интерваль-ным цифровкам

Проблемный
Проблемно-поисковый

На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии работы с группой в новой четверти

Коллективная, индивидуальная

5











5






5

5

Слуховой анализ

 1.Показать карточку с  интерва-лом

2.Педагог играет интервалы и называет их, но не всегда правильно, Дети должны исправить ошибки.

Карточки с рисунками

Эвристическаий Проблем-ный
Игровой-
игра «Подскажи ответ»

На диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии
коммуникативные навыки
мотивация учебной дятельности

Коллективная, индивидуальная
групповая

5





5

6

Домашнее задание, оценки.

1.Секвен-цию № 5-играть и петь

2. Выучить наизусть песенку

3.Сочинить  и записать Песню про медузу

4. Нарисо-вать картинку

 

 

Повышение индивидульного уровня предметных и ОУУН
Воспитание самостоятельности

 

3

 При изучении данной темы пользуюсь пособием «Поговорим об интервалах». Песенки- правила являются музыкальным обучающим дидактическим материалом, отвечают идее сольфеджио, возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста, способствуют оптимизации обучения. Дети с удовольствием поют и играют эти песенки, естественно усваивая элементы музыкального языка и музыкальную терминологию. В песенках -правилах раскрывается интонационное и понятийное содержание интервалов. Работа осуществляется в следующей последовательности: песенки разучиваются со словами,  пропеваются с названием нот, записываются, транспонируются в различные  тональности. В результате ученики быстрее запоминают интонацию интервала,  усваивают теоретические сведения.  Решается важнейшая для формирования музыканта задача: мыслящее восприятие, думающий слух, анализирующая мысль.

                    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.О.Камозина «Неправильное сольфеджио», Р.-Д.,2009г.

2.Т.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»,М.,2007г.

3.Л. Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей», М.,2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Открытый  урок.  Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидакт...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Открытый урок по математике в 6 классе по теме "Все действия с обыкновенными дробями"

Урок разработан по технологии смешенного обучения "Смена рабочих зон". Учащиеся объединяются в группы и работают в зонах: зона работы с учителем, зона работы на компьютре, зона работы самост...

Открытый урок по сольфеджио в 1 классе

Открытый урок : "Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом, как самыми проблемными моментами в ходе освоения материала курса сольфеджио в 1 классе предпрофессиональной программы&quo...


 

Комментарии

Попова Ирина Алексеевна

Можно еще добавить слуховой анализ, мне кажется