Программа учебного предмета П0.01.УП.02. ФОРТЕПИАНО
рабочая программа по теме
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Цель программы:
- сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре;
- развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:
- индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
- способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
- научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
- сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.
- приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.
- привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
- сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fortepiano.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ОЗЁРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа учебного предмета
П0.01.УП.02. ФОРТЕПИАНО
Озёрный
2013
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
«Утверждаю:
Директор МБОУ
«Озёрненская Детская школа искусств»
__________ В. Н. Богданова
Разработчики:
Башкирова Д.Г. – преподаватель I квалификационной категории по классу Хорового пения, общего фортепиано
Филимоненкова С.Н. – преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Структура программы……………………………………………………………..….3
- Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе……………………………………………………….3
- Срок реализации учебного предмета………………………………………….......4
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета…………….4
- Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………………….4
- Цель и задачи учебного предмета…………………………………………………5
- Обоснование структуры программы учебного предмета…………………..........6
- Современные технологии и методы обучения…………………………………...7
- Описание материально-технических условий реализаций
учебного предмета………………………………………………………………….8
- Учебно-тематический план………………………………………………………….9
- Содержание учебного предмета…………………………………………………….10
- Годовые требования. Содержание разделов…………………………………….10
- Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………….28
- Формы и методы контроля, система оценок…………………………………….....29
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………………………....30
- Требования к промежуточной аттестации……………………………………....32
- Критерии оценки……………………………………………………………….....32
- Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………...32
- Методические рекомендации педагогическим работникам……………………32
- Материально-технические условия реализации программы…………………..33
- Список рекомендуемой учебной и методической литературы………………...33
- Мультимедийные программы………………………………………………………41
- Мультимедийные презентации……………………………………………………..41
- Структура программы
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.
Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать исполняемые произведения. Часто в представлении ученика, пение связано с выразительностью музыкальной или речевой интонации, а игра на фортепиано воспринимается отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию юного музыканта.
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.
В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.
Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.
- Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 6,5 до 9 лет, составляет 8 лет.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Аудиторные занятия | 32 | 33 | 33 | 33 | 49.5 | 49.5 | 49.5 | 49.5 | 329 |
Самостоятельная работа | 64 | 82.5 | 115.5 | 115.5 | 115.5 | 132 | 132 | 132 | 889 |
Вид промежуточной аттестации | к/у | к/у | к/у | к/у | к/у | к/у | к/у | экз. | |
Максимальная учебная нагрузка | 96 | 115.5 | 148.5 | 148.5 | 165 | 181.5 | 181.5 | 181.5 | 1218 |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Фортепиано» проводится в индивидуальной форме.
Для учащихся 1 – 4 классов занятия по предмету «Фортепиано» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.
Для учащихся 5 – 8 классов занятия два раза в неделю по 1 и 0.5 часу.
- Цель и задачи учебного предмета
Цель программы:
- сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре;
- развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:
- индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
- способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
- научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.
- сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.
- приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.
- привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;
- сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.
В процессе обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;
- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле
- читать нотный текст с листа;
- владеть знаниями в области музыкального искусства;
- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.
- Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).
Первый год обучения посвящен введению ребенка в мир музыки; знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями; постановка пианистического аппарата; познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце; хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано; первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений; выработка слуховых различий простейших длительностей; основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato); развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий.
Во второй год обучения – владение элементарными, двигательными навыками (экономичность и пластичность движений, удобство и легкость исполнения); знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики; добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки; развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно; совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.
Третий год обучения – добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения; понятие основных темповых и динамических обозначений; осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений; накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений; привитие самостоятельности в разборе текста; развитие гармонического, тембро-динамического слуха.
Четвертый год обучения – естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений; понятие основных темповых, динамических обозначений; освоение пунктирного ритма; понимание музыки, ее формы и содержания; музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки; осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.
Пятый год обучения развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники; совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными; понятие основных темповых и динамических обозначений; формирование активного, самостоятельного, творческого мышления; владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.
Шестой год обучения происходит формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы; овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония); добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой; работа над разными видами мелкой и крупной техники; подбор песен с аккомпанементом; чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.
Седьмой год обучения – привитие творческого музыкального мышления, осознанного исполнения музыки; чтение гармонических схем, записанные буквенными или цифровыми символами; освоение ритмических фигур, мелизмов (мордентов, группетто, коротких трелей и т.д.); воспитание музыкального вкуса, ориентации в стилевых и жанровых особенностях музыки; подбор песен с аккомпанементом; чтение 2-х и 3-х-голосных партитур.
Восьмой год обучения – овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности; педализация исполняемых произведений; работа над развитием способности мыслить более масштабно; сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур; подбор песен с более сложным аккомпанементом; чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур.
- Современные технологии и методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Фортепиано» используются следующие технологии и методы обучения:
- информационно-коммуникационные технологии – анимация, фрагменты мультипликации, звуковые фонограммы, электронные музыкальные презентации и клипы, музыкальные физминутки, дикторский текст;
- технология образовательного проектирования – программирование планируемого результата по системе: целевой компонент, содержательный компонент, операционно-технологический компонент, диагностико-результативный;
- интегрально-матричная технология: (цветомузыкальное развивающее обучение цвет +звук+движение) – гармоничное сочетание цвета, звука, движения, обучающие модели и пособия, цветомузыкальные развивающие компьютерные программы, нотные сборники с иллюстрациями, песенки-раскраски;
- игровая технология;
- проблемно-поисковая технология - самостоятельность музыкального мышления учащихся в процессе активного познания музыкального искусства;
открытие неизвестного нового.
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- метод соучастия;
- метод импровизации;
- аналитический метод;
- инновационные методы;
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- метод активизации зрительного и слухового восприятия;
- метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
- метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).
- Описание материально-технических условий реализаций учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
- Учебно-тематический план
№ класса | ТЕМА | Кол. часов |
1. |
| |
Аудиторные занятия: | 32 | |
Практические занятия: | 15,5 | |
Контрольные уроки: | 0,5 | |
Самостоятельная работа: | 64 | |
2. |
| |
Аудиторные занятия: | 33 | |
Практические занятия: | 15,5 | |
Контрольные уроки: | 1 | |
Самостоятельная работа: | 82,5 | |
3. |
| |
Аудиторные занятия: | 33 | |
Практические занятия: | 31 | |
Контрольные уроки: | 2 | |
Самостоятельная работа: | 115,5 | |
4. |
| |
Аудиторные занятия: | 49.5 | |
Практические занятия: | 31 | |
Контрольные уроки: | 2 | |
Самостоятельная работа: | 115,5 | |
5. |
| |
Аудиторные занятия: | 49.5 | |
Практические занятия: | 31 | |
Контрольные уроки: | 2 | |
Самостоятельная работа: | 115,5 | |
6. |
подбор песен с аккомпанементом;
| |
Аудиторные занятия: | 49.5 | |
Практические занятия: | 64 | |
Контрольные уроки: | 2 | |
Самостоятельная работа: | 132 | |
7. |
| |
Аудиторные занятия: | 49.5 | |
Практические занятия: | 64 | |
Контрольные уроки: | 2 | |
Самостоятельная работа: | 132 | |
8. | 1. овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности; 2. педализация исполняемых произведений; 3. работа над развитием способности мыслить более масштабно; 4. сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур; 5. подбор песен с более сложным аккомпанементом; 6. чтение 2-х, 3-х-голосных хоровых партитур. | |
Аудиторные занятия: | 49.5 | |
Практические занятия: | 64 | |
Контрольные уроки: | 2 | |
Самостоятельная работа: | 132 |
В процессе обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;
- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле
- читать нотный текст с листа;
- владеть знаниями в области музыкального искусства;
- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.
- Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Фортепиано» реализуется в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства, рассчитанной на 8 лет обучения.
- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
- Годовые требования. Содержание разделов
1 Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
- 10 -15 различных музыкальных произведений:
народные песни, пьесы песенного, танцевального характера, этюды, ансамбли.
2. Подбор по слуху от разных звуков песенных попевок, простейших песен.
3. Техника Ознакомление с построением гамм, аккордов и арпеджио.
Примерный репертуар:
1. «Азбука игры на фортепиано» | Учебное пособие. Составитель Барсукова С. |
2. «Азбука юного пианиста» | Автор - составитель Хасанова Ч.И. |
3.«В музыку с радостью» 4. «Музыкальные картинки» | Составители: Геталова О., Визная И. Автор Дьяченко Н. |
5. «Здравствуй, малыш!» | Составитель Бахмацкая О. |
6. «Малыш за роялем» 7. «Музыкальная азбука» | Авторы-составители: Лещинская И., Пороцкий В. Составитель Кончаловская Н. |
8. «Музыкальный букварь» | Автор Ветлугина Н. |
9. «Музыкальные картинки» | Автор Хереско Л. |
10. «Первая встреча с музыкой» | Учебное пособие Артобалевской А. |
11. «Путь к музицированию». Школа игры на фортепиано. | Под общей редакцией Баренбойма Л. |
12 «Фортепиано» Интенсивный курс. Тетрадь 1. | Составитель Смирнова Т. |
13. Фортепиано. 1 класс. 14. «Фортепианная азбука» | Составитель Милич . Автор Гнесина Е. |
15. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуск 1. | Составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. |
17. «Школа игры на фортепиано» 18. Юный пианист. Выпуск 1. | Под общей редакцией Николаева А. Составление и редакция Ройзмана Л.,Натансон В. |
- Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
1. 6 - 8 различных музыкальных произведений:
6- 8 разнохарактерных фортепианных произведений (включая и с элементами
полифонии); этюдов.
- Подбор по слуху легких мелодий одноголосно.
- Транспонирование. Чтение с листа.
- Мажорные и минорные гаммы.
Примерный репертуар:
Пьесы:
Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Часть 1. Составитель Смирнова Т. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой (учебное пособие) В музыку с радостью. Составители: Геталова О., Визная И. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано. 1 класс. Редакторы-составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. Фортепиано. 1 класс. Составитель Милич Б. Школа игры на фортепиано (под общей редакцией Николаева А.) Юный пианист. Выпуск1 Составители-редакторы: Ройзман Л., Натансон В. | Бетховен Л. «Немецкий танец» Крутицкий М. «Зима» (с элементами полифонии) Парусинов А. «Танец с песней» Стрибогг И. «Вальс петушков» Гедике А. «Танец» Градески Э. «Задиристые буги» «Контраданс» переложение Ляховицкой С. Сперонтес С. «Менуэт» (с элементами полифонии) Гайдн Й. «Анданте» Блок В. «Медведь в лесу» Ботяров Е. «Танец» Казахская народная песня «Степь» (с элементами полифонии) «Латышский народный танец» в обработке Жилинского А Слонов Ю. «Веселая игра» Степовой Я. Пчелка» (с элементами полифонии) Тюрк Д. «Ариозо» (с элементами полифонии) Балтин А. «Дождь танцует» Белорусская народная песня «Бульба» Власов Л. «Метелица» Грузинская народная песня «Сулико» (с элементами полифонии) Дремлюга Н. «О зайчике» (с элементами полифонии) Курочкин В. «Вальс» Леденев Р. «Тихо все кругом» (с элементами полифонии) Майкапар С. «Пастушок» Мясковский Н. «Беззаботная песенка» Рюигрок А. «Горе куклы» Украинская народная песня «На горе, горе» (с элементами полифонии) Абелев Ю. «В степи» (с элементами полифонии) «Башкирская песенка» в обработке Розанова А. Кабалевский Д. «Ежик» Колодуб Ж. «Вальс» Русская народная песня «Калинка» Вакерлен Ж. «Пьеса» Моцарт Л. «Менуэт» Русская народная песня «Ах вы, сени» (с элементами полифонии) Русская народная песня «Как под яблонью» Антюфеев Б. «Дождик» Бер О. «Темный лес» Львов-Компанеец Д. «День рождения» |
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста (учебное пособие) Беренс Г. Гнесина Е. Лекуппе Ф. Фортепиано. 1 класс. Редактор Милич Б. Черни К. Шитте Л. | Гедике А. Этюды. Соч. 6: №№ 2, 5-6 Беркович И. Этюд на тему Паганини Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес: №№ 1-30 Фортепианная азбука (по выбору) Ор. 17. 25 маленьких этюдов: «№№ 1, 5-6 Этюды (по выбору) Избранные фортепианные этюды (под редакцией Гермера Г.) Часть 1: №№ 1-6 Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№ 1-10 Соч. 160. 25 легких этюдов: №№ 1-15 |
3 Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
1. 6-8 различных музыкальных произведений:
1 произведение полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
2-4 разнохарактерных пьес;
2 этюда.
2. Чтение с листа, подбор мелодий по слуху с простейшим аккомпанементом.
3. Мажорные и минорные гаммы.
Примерный репертуар:
Полифонические произведения:
Педагогический репертуар 1 кл. Составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. | Голубев К. «Колыбельная» Пахмутова А. «Маленький дуэт» Телеман Г. «Пьеса» |
Педагогический репертуар 2 кл. Составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. | Гендель Г. «Ария», Ригодон» Ляпунов С. «Пьеса» Тюрк Д. «Аллегро» |
Музыкальные жемчужины (учебное пособие) выпуск 2. Составитель Шелухина Н. | Бём Г. «Прелюдия» Гендель Г. «Менуэт» Гроупнер К. «Ригодон» Кунау И. «Прелюдия» Пахельбель И. «Сарабанда» |
Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 классы. Составители: Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. | Корелли А. «Сарабанда» Моцарт В. «Менуэт» Моцарт Л. «Бурре» Парусипов А. «Хоровод» Руднев Н. «Щебетала пташечка» Русская народная песня «Ай, во поле липынька» Телеман Г. «Пьеса» Шевченко С. «Канон» |
Школа игры на фортепиано. (под общей редакцией Николаева А.) | Бах И.С. «Волынка» Кабалевский Д. «Ночью на реке» Перселл Г. «Ария» Свиридов Г. «Колыбельная» |
Русская народная песня «Ивушка» в обработке Салютринской Т. | |
Юный пианист. Составители: Митина С., Митин В. | Беркович И. «Отчего соловей» Глинка М. «Полифоническая пьеса» Моцарт В. «Менуэт» |
Крупная форма:
Пьесы:
Ахиярова Р. | Фортепианные пьесы для детей: «Больной зайчик», «Жеребенок» «Маленький пудель» «На лугу» |
Библиотека юного пианиста (3 кл.) Выпуск IV под редакцией Райзмана Л., Натансона В. | Болдырев И. «Татарская песенка» Васильев Ф. «Чувашская народная песня» Сидрер М. «Полька» Чеботарян Г. «Танец» |
«В музыку с радостью» Составители: Геталова О. Визная И. | Гиллок В. «Фламенко» Ребиков В. «Аннушка» Тетцель Э. «Прелюдия» |
Гречанинов А. | Соч. 98. Детский альбом (по выбору) Соч. 123. Бусинки (по выбору) Соч. 28. Бирюльки: «Маленький командир», «Мотылек» |
Глиэр Р. | «Монгольская песенка» |
Жилинский А. | «Детская полька» «Веселые ребята» |
Любарский Н. | «Украинская песня» |
Сальманов Р. | Пьесы: «Вороной иноходец» |
Фаизова Ф. | Детский уголок: «Вечером у озера», «Пружинистый шаг» |
Фортепиано 2 класс. Составитеь Милич.Б. | Геворкян Ю. «Обидели» Кабалевский Д. Старинный танец» Косенко В. «Скерцино» Любарский Н. «Плясовая» Металлиди Ж. «Воробьишкам холодно» Рыбицкий Ф. «Кот и мыши» Селени И. «На детской площадке» Хачатурян А. «Скакалка» Циполи Д. «Менуэт» Щуровский «Украинская песня» |
Чайковский П. | Соч. 39. Детский альбом: «Болезнь куклы» «Старинная французская песенка» |
Шуман Р. | Соч. 68. Альбом для юношества: «Веселый крестьянин» «Марш» «Смелый наездник» |
Юный пианист. Выпуск 1 Составители: Ройзман Л., Натансон В. | Вольфензон С. «Воробьи на солнышке» Русская народная песня. «Эй, ухнем!» Фрид. Г. «Мишка» |
Юный пианист 1-4 классы. Составители: Митина С., Митин В. | Бетховен Л. «Сурок» Кабалевский Д. «Клоуны» Пироумов А. «Веселая прогулка» Роули А. «В стране гномов» Свиридов Г. «Парень с гармошкой» Штейбельт Д. «Адажио» |
Этюды:
Гедике А. | 40 мелодических этюдов для начинающих. Тетрадь II № 21, 24, 29, 31, 35 |
Лекуппе Ф. | Соч. 17. 25 легких этюдов: №№ 3, 6, 7, 9 |
Лемуан А. | Соч. 37. Этюды: №№ 1, 2,5, 6, 8, 10. |
Лёшгорн А. | Соч. 65.Избранные этюды для начинающих: №№ 3,5-7, 9, 27, 29. |
Черни К. | Избранные фортепианные этюды (под ред. Гермера Г. ч 1): №№10, 11, 16, 17, 18, 20, 23, 24 26, 27, 28, 29, 40. «Сто пьес для удовольствия и отдыха» №№1-56 (по выбору). |
Шитте А. | Соч. 108. 25 маленьких этюдов (по выбору) Соч. 160. 25 легких этюдов (по выбору). |
Юный пианист, вып. 1 Сост. Ройзман Л., Натансон В. | Бачинская Н. «Старинные часы с кукушкой» Беркович И. «Этюд» Дробнер М. «Будильник» Парцхаладзе М. «Осенний дождик» |
4 Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
1. 6-8 различных музыкальных произведений:
1произведение полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
2-3 пьесы;
4 этюда.
2. Чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии. Транспонирование.
Игра в ансамбле.
3. Мажорные и минорные гаммы.
Примерный репертуар:
Полифонические произведения:
Бах И.С. Бах Ф.Э. Буцко Ю. Лядов А. Рамо Ж.-Ф. Фортепиано. 3 класс. Составитель Милич Б. Хрестоматия для фортепиано. 3 класс. Составление и редакция: Любомудрова Н,. Сорокин К., Туманян А. | Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1: Прелюдия (С-dur), Прелюдия (g-moll). Нотная тетрадь Бах А.М.: Менуэты: № 3 (F- dur), № 7 (G-dur), № 9 (В-dur), № 14 (а), № 15 (С-dur). Полонезы: № 10 (g-moll), № 19 (g-moll). Менуэт (f-moll). Фугетта (а moll). Четыре народные пьесы («Подблюдная»). Менуэт (g-moll). Балтин А. «Перекличка» (Фугетта). Русская народная песня «Кума» в обработке Александрова Ан. Фрид Г. «Две подружки» (канон) Хуторянский И. «Маленький канон» Щуровский Ю. «Инвенция» Арман Ж. «Фугетта» (С-dur) Гендель Г. «Фуга» (С-dur), «Куранта» (d-moll). Моцарт Л. «Буррэ» (с-moll) Перселл Г. «Танец английских моряков» Крупная форма: |
Беркович И. Бенда Й. Бетховен Л. Жилинский А. Кабалевский Д. Клементи М. Кулау Ф. Любарский Н. Майкапар С. Мелартин Э. Чимароза Д. | Сонатина (С-dur) I-II части Сонатина (а-moll) Сонатина (F- dur) - I-II части Сонатина (D- dur) Легкие вариации на тему русской народной песни. Соч. 36 № 2. Сонатина (G-dur) I- часть Вариации (G-dur), Сонатина (С) I- часть Вариации на тему русской народной песни Маленькое рондо (а-moll) Сонатина (В-dur) Соната (g-moll). Пьесы: |
Гречанинов А. Детские фортепианные пьесы. I-IV классы. Составитель: Ахмадуллина С. Кабалевский Д. Львов-Компанеец Д. Пьесы советских композиторов. Составители: Ройзман Л.,Натансон В. Сальманов Р. Хачатурян А. Чайковский П. Шостакович Д. Шуман Р. Юный пианист. Составители: Митина С., Митин В. | Фортепианные пьесы для детей: «Бабочка», «В дреме» Соч. 123. Бусинки: «Грустная песенка» Соч. 27. «Воинственный танец», «Новеллетта», «Токкатина» по выбору Салманов В. «Вечерняя песенка» Эшпай А. «Татарская танцевальная песня» Пьесы. (спец. редактор Франк А.): «Веселая прогулка», «Лирическая пьеса», «Полька», «Сказка», «Туяляс» Детский альбом: «Андантино», «Вечерняя сказка» Соч. 39. Детский альбом: «Итальянская песенка», «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла» Танцы кукол: «Гавот», «Танец», «Шарманка» Соч. 68. Альбом для юношества: «Сицилийская песенка», «Песня жнецов» Глинка М. «Каватина» Гурилев А. «Матушка-голубушка» Косенко В. «Дождик» Русская народная песня «Калинка» |
Этюды:
Лешгорн А. Гедике А. Лак Т. Лемуан А. Майкапар С. Черни К. Шитте А. | Соч. 32. 40 мелодических этюдов. Тетрадь II: №№ 23, 25 Соч. 172. Этюды: №№ 5-6, 8 Соч. 37. 50 характерных этюдов: №№ 4-5, 7, 10, 11, 20, 35 Соч. 35. Избранные этюды для начинающих (по выбору) «У моря ночью» Избранные этюды (под редакцией Гермера Г. Часть 1): №№ 25, 30-32, 36, 42-43, 45, 47 Этюды-упражнения для пианистов. Выпуск 4 (редактор-составитель Бакулов А.) - по выбору Соч. 68. 25этюдов: №№ 2-3, 6, 9 |
- Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
1. 7-9 различных музыкальных произведений:
2 произведения полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
2-4 пьесы;
2-4 этюда.
2. Чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии. Транспонирование. Игра в ансамбле. Сочинение легких пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголоска к песенным мелодиям.
3. Мажорные и минорные гаммы.
Примерный репертуар:
Полифонические произведения:
Бах И.С. Бах Ф.Э. Гендель Г. Глинка М. Калимуллин Р. Мясковский Н. Циполи Д. Юному музыканту-пианисту. 5 класс. Составители: Цыганова Г., Королькова И. | Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1: №№ 1, 5-8, 11-12, Тетрадь 2: №№ 1-3, 6 Маленькая прелюдия и фуга (с-moll) двухголосная Двухголосные инвенции: С-dur, В- dur, а-moll Фантазия (d- moll) Сарабанда с вариациями, Куранта Двухголосная фуга (а-moll), Двухголосная фуга (С-dur) Фугетта (F-dur) Двухголосная фуга (d -moll), «В старинном стиле» (фуга), «Охотничья перекличка» (фуга), «Элегическое настроение» (фуга) Фугетта (е- moll), Фугетта (F-dur) Гозенпуд М. Инвенция (Еs-dur) Кирнбергер И. Полонез (g-moll) Лядов А. Канон (G-dur) Маттесон И. Ария (с- moll) Рамо Ж.-Ф Два ригодона (е- moll, Е-dur) Циполи Д. Прелюдия и фугетта (d -moll) |
Крупная форма:
Бортнянский Д. Ильинский И. Кабалевский Д. Клементи М. Моцарт В. Сальманов Р. Фортепиано. 4 класс. Составитель Милич Б. Чимароза Д. Юному музыканту-пианисту. 4 класс. Составители: Цыганова Г., Королькова И. | Соната (С-dur) I часть Сонатина № 2 (а-moll) Легкие вариации на тему словацкой народной песни, Рондо-токкато Соч. 36. Сонатина № 2 (G-dur), Сонатина № 3 (С-dur) Шесть сонатин: № 1 (С-dur), № 2 (А-dur), № 4 (В- dur), № 6 (С-dur) Вариации «Карабай» Сонатина (G-dur) Бетховен Л. Соч. 19. Соната № 20 Грациоли Г. Соната (G-dur) I часть Вюссек Я. Соч. 20. Сонатина (G-dur) Кулау Ф. Соч. 55. Сонатина (G-dur) Шуман Р. Соч. 118. Детская соната (G-dur) I часть Сонаты (G-dur, а-moll, d -moll) Андре А. Соч. 34. Сонатина (F-dur) I часть, Сонатина (а- moll) III часть Гуммель И. Рондо Диабелли А. Сонатина (G-dur) Жилинский А. Сонатина (е- moll Черни К. Сонатина (С-dur) |
Пьесы:
Бархудорян С. Гаврилин В. Гладков Г. Глиэр Р. Грибоедов А. Григ Э. Даргомыжский А. Детские фортепианные пьесы. Составитель: Ахмадуллина С. Жиганов Н. Кабалевский Д. Насирбеков М. Прокофьев С. Сальманов Р, Фаизова Ф. Чайковский П. Шостакович Д. Шуман Р. Юному пианисту. Составители: Митина С., Митин В. Юному музыканту-пианисту. 5 класс. Составители: Цыганова Г.,Королькова И. | «Восточная пляска» «Частушка» Детская сюита: «Маленькая танцовщица» Альбом фортепианных пьес. Соч. 43: «Ариэтта», «Мазурка» «Вальс» (е- moll) Лирические пьесы. Соч. 12: «Вальс», «Песня сторожа», «Танец эльфов» «Табакерочный вальс» Шамсутдинов И. «У елки», «Марш» Яхин Р. «Дед Мороз и мишка танцуют русский танец» Детские фортепианные пьесы: «Резвушка», «Танец медвежат». Двенадцать зарисовок (по выбору) Соч. 27. Избранные пьесы: «Кавалерийская», «Шуточка» «Хороводная» Соч. 65. Детская музыка: «Марш», «Прогулка», «Сказочка» Пьесы: «Караван» Детский уголок: «Капризный мальчик», «Шуточный танец», «Золушкин башмачок» Детский альбом. Соч. 39: «Вальс», «Камаринская», «Песня жаворонка», «Полька», «Сладкая греза» Детская тетрадь: «Заводная кукла» Танцы кукол: «Лирический вальс» Альбом для юношества: «Маленький романс», «Дед Мороз», «Охотничья песня» Гедике А. «Миниатюра» Пахульский Г. «В мечтах» Эшпай А. «Перекличка» Геллер С. «Тарантелла» Капрал В. «Мазурка» Слонов Ю. «Прелюдия» |
Этюды:
Беренс Г. Лак Т. Лемуан А. Черни К. Юный пианист. Выпуск 2. Составители: Ройзман Л., Натансон В. Юному музыканту-пианисту. 5 класс. Составители: Цыганова Г., Королькова И. | 32 избранных этюда (соч. 61 и 68): №№ 1 -3 Соч. 88: №№ 5,7 Соч. 172. Этюды: №№ 4-5 Соч. 37. Этюды: №№ 11, 22, 28, 30, 33, 37, 41, 46 Избранные фортепианные этюды (под редакцией Гермера Г.). Часть 1: №№ 42, 43, 50 Часть 2: №№ 1, 5-6, 8, 12, 18 Иванов А. Этюд Парцхаладзе М. Этюд Стоянов А. «Веселое приключение» Фрид Г. «Галоп» Бертини Г. Этюды (а-moll, е-moll) Геллер С. Этюд Городинский Б. Этюд Дювернуа Ж. Этюд |
- Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
- 8-10 различных музыкальных произведений:
2 произведения полифонического стиля;
1 произведение крупной формы;
4 пьесы (включая ансамбль или аккомпанемент);
2-4 этюда.
2. Чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии. Транспонирование. Игра в ансамбле. Сочинение легких пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголоска к песенным мелодиям.
3. Мажорные и минорные гаммы.
Примерный репертуар:
Полифонические произведения:
Французские сюиты: №2 до минор- Сарабанда, Ария, Менуэт. Маленькие прелюдии и фуги.Тетр.1: до мажор, фа мажор; Тетр.2: ре мажор.
Избранные произведения. Вып.1. Сост. и ред.Л.Ройзмана: Аллемандра ре минор, Ария соль минор, Три пьесы из нотной тетради В.Ф. Баха.
Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда.
Избранные произведения для фортепиано. Сост. и ред. Л.Ройзмана.
Шесть маленьких фуг: №1 до мажор, №2 до мажор, №3 ре мажор;
Крупная форма:
Гендель Г. Соната до мажор «Фантазия». Концерт Фа мажор,ч.1.
Грациоли Г. Соната соль мажор.
Клементи М. Соч.36 Сонатина ре мажор,ч.1. Соч.37 Сонатины: ми-бемоль мажор, ре мажор. Соч. 38 Сонатины: соль мажор,ч.1, си-бемоль мажор.
Мартини Д. Соната ми мажор, ч.2.
Рейнеке К. соч.47 Сонатина №2,ч.1. Рожавская Ю. Рондо (Сборник педагогических пьес украинских и советских композиторов).
Шуман Р. соч.118 Соната соль мажор для юношества, ч.3,ч.4. Сонаты, Сонатины: ля минор, си-бемоль мажор.
Щтейбельт Д.Рондо до мажор.
Пьесы:
Беркович И. Десять лирических пьес для фортепиано: Украинская мелодия (№4).
Бетховен Л. Аллеманда, Элегия.
Даргомыжский А. Вальс «Табакерка».
Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс ля минор.
Кюи Ц. Аллегретто До-мажор.
Ладухин А. Соч.10,№5,Пьеса.
Прокофьев С. соч.65.Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков.
Раков Н. 24 пьесы в разных тональностях: Снежинки, Грустная мелодия.
Новелетты: Вальс фа-диез минор.
8 пьес на тему русской народной песни: Вальс ми минор, Полька, Сказка ля минор.
Эшпай А. «Перепелочка»
Этюды:
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 42 : №№ 1,6,7,10,13,14,17.
Геллер С. 25 мелодических этюдов:№№ 6,7,8,11,14-16,18.
Жубинская В. Детский альбом: Этюд.
Лак Т. 20 избранных этюдов из соч. 75 и 95: №№ 1,3-5,11,19,20.
Лешгорн А. Соч.66.Этюды: №№ 6,7,9,12,18,19,20. Соч. 136.Школа беглости. Тетр.1 и 2 (по выбору).
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано. Вып.5 (по выбору).
Избранные этюды и пьесы русских и советских композиторов. Тетр.3 (по выбору).
- Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
- 8-10 различных музыкальных произведений:
2- полифонических произведения;
1 произведение крупной формы;
3-4 пьес ( включая 1 ансамбль или аккомпанемент);
3-4 этюда.
2. Чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии. Транспонирование. Игра в ансамбле. Сочинение легких пьес различных жанров в форме периода, сочинение аккомпанемента к песенным мелодиям.
3. Мажорные и минорные гаммы.
Примерный репертуар:
Полифонические произведения:
Бах Ф.Э. Фантазии до минор (Избранные произведения композиторов 17,18,начала 19 веков. Вып.2 под ред. Н.Кувшинникова.)
Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор.
Мясковский Н. Соч. 43.Эллегическое настроение, Охотничья перекличка.
Крупная форма:
Бетховен Л. Сонатина фа-мажор,ч.2.
Вебер К. Сонатина до-мажор,ч.1.
Клементи М. Соч. 36 Сонатины: №3 до-мажр, №4 фа-мажор, №5 соль мажор
Майкапар С. соч. 8 Вариации на русскую тему
Библиотека юного пианиста
. Вып.3.сост. В. Натансон: Жилинский А. Сонатины: соль-минор, ми минор.
Николаева Т. Маленькие вариации в классическом стиле
Пьесы:
Бах В.Ф. Весна.
Бах Ф.Э. Анданте ре-мажор.
Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро фа-мажор, Менуэт фа-мажор, Виваче ре-мажор, Маленькая пьеса си-бемоль мажор, Анданте.
Григ Э. Соч.12 Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины.
Люлли Ж. Гавот соль-минор.
Лядов А. Танец комара.
Ляпунов С. Аллегретто, Пьеса си-минор.
Майкапар С. соч.8 Маленикие новелетты: Мелодия, соч.33 Элегия.
Моцарт В. Жига, Престо Си-бемоль мажор.
Чайковский П. Соч.39 Детский альбом: «Шарманщик поет», «Камаринская», «Песня жаворонка», «Полька», «Вальс»
Чемберджи Н. Детская сюита из балета «Сон Дремович»: Снегурочка,Полька.
Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс.
Детская тетрадь: Заводная кукла.
Шуман Р. соч. 68 Альбом для юношества: Деревенская песня, Народная песенка, Смелый праздник, Песенка жнецов, Маленький романс, Охотничья песня.
Этюды:
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 42 : №№ 1,6,7,10,13,14,17.
Геллер С. 25 мелодических этюдов:№№ 6,7,8,11,14-16,18.
Жубинская В. Детский альбом: Этюд.
Лак Т. 20 избранных этюдов из соч. 75 и 95: №№ 1,3-5,11,19,20.
Лешгорн А. Соч.66.Этюды: №№ 6,7,9,12,18,19,20. Соч. 136.Школа беглости. Тетр.1 и 2 (по выбору).
Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано. Вып.5 (по выбору).
Избранные этюды и пьесы русских и советских композиторов. Тетр.3 (по выбору).
- Класс
Годовые требования:
В течение учебного года ученик изучает:
- 8-10 различных музыкальных произведений:
2- полифонических произведения;
1 произведение крупной формы;
4-5 пьес ( включая 2 ансамбля или аккомпанемент);
2-3 этюда.
Примерный репертуар:
Полифонические произведения:
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги: Трехголосная фуга №4 до мажор. Трехголосная фуга №5 до мажор, Прелюдия с фугеттой №60 ре минор.
Французские сюиты: №3 си минор – Алламанда, Сарабанда, Менуэт, №5 ми-бемоль мажор – Сарабанда, Ария, Менуэт.
Гендель Г. Сюита соль мажор (польское издание) Избранные произведения для фортепиано. Сост. и ред. Л.Ройзмана. Шесть маленьких фуг: №4 ре мажор, №5 фа мажор, №6 до мажор; Каприччио фа мажор.
Гольденвейзер А. Соч. 1 Фугетта си-бемоль мажор.
Фрид Г. Инвенции: № 3 ля –бемоль мажор, №5 ми минор, №7 ре мажор, №8 соль минор, №9 до минор, №10 си мажор, №15 ми –бемоль мажор.
Крупная форма:
Гендель Г. Соната до мажор «Фантазия». Концерт Фа мажор,ч.1.
Грациоли Г. Соната соль мажор.
Клементи М. Соч.36 Сонатина ре мажор,ч.1. Соч.37 Сонатины: ми-бемоль мажор, ре мажор. Соч. 38 Сонатины: соль мажор,ч.1, си-бемоль мажор.
Мартини Д. Соната ми мажор, ч.2.
Рейнеке К. соч.47 Сонатина №2,ч.1. Рожавская Ю. Рондо (Сборник педагогических пьес украинских и советских композиторов).
Шуман Р. соч.118 Соната соль мажор для юношества, ч.3,ч.4. Сонаты, Сонатины: ля минор, си-бемоль мажор.
Щтейбельт Д.Рондо до мажор.
Пьесы:
Бабаджанян А. Прелюдия.
Бетховен Л. соч.33 Багатели: ми-бемоль мажор, ля мажор, Экосезы.
Боккерини Л. Менуэт из струнного квартета
Глазунов А. Соч.3 Вальс,соч.25.
Гедике А.Соч.1 Маленький вальс 31,соч.9.прелюдия №1,соч.51.Две прелюдии.
Гольденвезер А. Соч. Маленькая баллада №3, соч.7 Песня без слов Гречанинов А.; соч.37:№1 Экспромт, №2 Прелюдия си минор.
Григ Э. Соч.3 Поэтические картинки (по выбору).
Раков Н. Русская песня (обр.Г.Гинзбурга).
Рамо Ж. Два ригодона, Жига.
Скултэ А. Прелюдия.Фмльд Дж. Ноктюрны: №2 си-бемоль мажор, №3 ре минор
Этюды:
Александров А. Шесть пьес средней трудности: Этюд фа-мажор.
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч.61 и 88: №№ 4-9,12,16,18-20,23,25,30.
Фрид Г. соч.41. «Галоп»
Черни К. Избранные фортепианные этюды ч.2.под ред.Г.Гермера: №№ 9-12,15-21,24-32. Соч.299.Школа беглости:№№ 1-4,6,7,11.
Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору).
Соч.718. 24 этюда для левой руки: №№ 1,2,4,6.
Соч.821 Этюды: № 25,26,28,33,43,45,53.
Шитте Л. соч.68. 25 этюдов: №№ 18,19.
Сборник этюдов и технических пьес русских и советских композиторов. Тетр.3 (по выбору).
Этюды и виртуозные пьесы украинских композиторов (по выбору).
- Требования к уровню подготовки обучающихся
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Фортепиано»:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений.
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
- Требования к текущей аттестации
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
- Критерии оценки
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
Основное положение общей педагогики – связь обучения, воспитания и развития – находит естественное отражение в принципах первоначального фортепианного обучения. Искусство всего же обучения заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития ученика, и предмет «Фортепиано» является тому подтверждением, обучение которому проходит с 1 по 8 классы.
В основные задачи обучения по предмету входят:
- использование преимущества инструмента для развития гармонического и полифонического слуха учащихся;
- научить чтению с листа, цель которого – расширить обще-музыкальные возможности ученика и его кругозор;
- призвать общее фортепиано в посредники между специальностью, сольфеджио, музыкальной литературой.
Наиболее трудным является первый период обучения, где происходит знакомство с инструментом. Трудность вызвана прежде всего иным звукоизвлечением, иным расположением клавиатуры, звукоряда.
Ребенок уже успел привыкнуть к своему инструменту, научился извлекать из него звуки, играть небольшие пьесы. И чтобы этот период прошел для ученика незаметно, не вызывая особых затруднений, необходимо увлечь его с первой минуты, рассказать о преимуществах и возможностях фортепиано.
Очень важно с первого урока и на протяжении всех лет обучения следить за исполнительским аппаратом ребенка. Однако, не следует специально отвлекать внимание ученика на постановочные моменты, которые порой выливаются в упражнения как сидеть за инструментом, как держать руки и так далее. Весь этот процесс должен напоминать ребенку о красивом звучании инструмента, об эмоциональной отзывчивости на слушаемую музыку, чистоту и выразительность интонации.
На первоначальном этапе и в последующие годы обучения в классе общего фортепиано наряду с различного типа упражнений, можно сразу предлагать чтение с листа, подбор по слуху и транспонирование несложных мелодий. И задачей учителя является помощь ученику в подборе несложной гармонической поддержкой и элементарных гармонических функций с тем, чтобы впоследствии он сам научился подбирать гармонию для знакомых на слух мелодий. Чтение с листа, по мнению практиков – методистов представляет форму деятельности, открывающую благоприятные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать или осваивать в исполнительском плане, но она дает направление обще-музыкальному развитию, и именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя следующие основные принципы развивающего обучения:
а) увеличение объема используемого в учении музыкального материала;
б) ускорение темпов его прохождения.
- Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано;
- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);
- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, интерактивные доски, демонстративные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование;
- помещение для фоно-, видеотеки (класс).
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, современного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
- Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1978
- Айзенштадт С.А. Детский альбом П. И. Чайковского. - М.; Классика. 2003
- Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л., 1974
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979
- Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974
- Браудо И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе - Музыка, 1979
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005
- Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004
- «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997
- Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве Сборник статей. – М., 1975
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре – М., 1961
- Голубовская Н. Искусство педализации – Л., 1974
- Коган Г. Работа пианиста – М., 1979
- Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005
- Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971
- Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам - М., 1967
- Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения - Классика XXI, М., 2001
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры – М., 1967
- Николаев А.Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980
- Носина В. Символика музыки Баха
- Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992
- Перельман Н. В классе рояля - Классика XXI. – М., 2002
- Тимакин Е. Воспитание пианиста – М., 1984
- Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987
- Фейнберг С. Пианизм как искусство - Классика XXI, М., 2001
- Шуман Р. Жизненные правила для музыканта – М., 1958
- Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков – М.: Классика, 2002.
- Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.
- Яворский Б. Сюиты Баха для клавира – М. Классика, 2002.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО ИД РИППОЛ классик, ООО Издательство ДОМ. XXI век, 2007. – 222с. – (серии Учимся играючи, Азбука развития)
- Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. Сборник статей. – М., 1975.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.
- Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во Советский композитор, 1991. – 191с.: ил.
6. Юдовина – Гольперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог – СПб. Союз художников, 2002.
- Мультимедийные программы
- Piano Master;
- Willie Myette - 24 урока для фортепиано;
- Soft-Plus.Ucoz.ru
- Мультимедийные презентации
- «Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души» А. Рубинштейн;
- Фортепиано и его предшественники;
- Особенности обучения игре на фортепиано в младших классах ДМШ и ДШИ;
- Жанр этюда в искусстве;
- Роль фортепиано в моей жизни;
- Навыки ансамблевой игры на уроках фортепиано;
- Таинственный волшебный звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО
Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...
Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5 лет обучения
Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игр...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»
Рабочая программа учебного предмета Концертмейстерский класс является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкал...
Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты» (8-9-летний срок обучения)
Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструме...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ УПВ.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Реа...