Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты» (8-9-летний срок обучения)
рабочая программа

Денисова Вера Борисовна

Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой программе.

Программа направлена на профессиональное творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-no_strunnye.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Давыдовская детская школа искусств»

Программа

учебного предмета «Фортепиано»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы «Струнные инструменты»

(8-9-летний срок обучения)

п. Давыдовка

2012 г.

«Рассмотрено»

Методическим советом школы

«Утверждаю»

                    Директор   С.Н. Боков

( подпись)

( дата рассмотрения)

( дата утверждения)

Разработчик – преподаватель фортепианного отделения  Давыдовской  ДШИ

     Денисова В. Б.

Рецензенты: - преподаватель фортепианного отделения ДШИ №8

                    Г. Воронеж  Дмитриева В. И.

                

                     Зав. Фортепианным отделением ДШИ г. Лиски

                     Мамзина  Л. Х.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

        1.1 Область применения

        1.2 место учебного предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»

        1.3 Цели и задачи учебного предмета.

        1.4 Срок реализации образовательного курса учебного предмета

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

        2.1 Виды учебной работы и объём часов предмета.

        2.2 Содержание учебного предмета.

3. ТРЕБОВАНИЯ  К  РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГГО  КУРСА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.ФОРМЫ И  МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ  И  СИСТЕМА  ОЦЕНОК  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  КУРСА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

        4.1 Виды оценочного контроля.

        4.2 Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного и итогового  контроля.

        4.3 Критерии оценок.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

        5.1 Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

        5.2 Учебно-методическое обеспечение предмета.

        5.3 Информационное обеспечение учебного предмета.

6. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Пояснительная записка.
  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебного предмета «Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этой программе.

        Программа направлена на профессиональное творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

  1. место предмета в структуре  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

ПО. 01 музыкальное исполнительство

УП. 03 Фортепиано

Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

Педагогическая задача – создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Преподаватель должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.

        Юный музыкант, с помощью преподавателя, должен реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на  фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии и необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо учиться объективно, оценивать свой труд, анализировать удачи и неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.

 Форма проведения занятий – индивидуальная

  1. Цели и задачи учебного предмета

На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, обучающихся в школе и определить основные направления работы с этими учащимися, направленные на:

- выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- приобретение навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений на фортепиано;

- приобретение навыков подбора по слуху;

- воспитание культуры сольного и ансамблевого исполнительства;

- приобретение учениками опыта творческой деятельности;

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовка одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Необходимым условием для реализации данной программы является  воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

  1. Срок освоения программы для детей, поступивших в

образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет.

        Рекомендуемое количество часов на освоение курса учебного предмета со сроком обучения 8 лет:

        Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 594 часов, в том числе:

        Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 198 часов;

        Самостоятельной работы обучающегося -396 часов.

  1. 2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2.  Объем учебного времени и виды учебной работы.
  3. Срок обучения 6 лет (3-8 классы).

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

594

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

198

в том числе:

-практические занятия

-контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

396

в том числе:

- выполнение домашнего задания

- посещение учреждений культуры

(филармония, театры, музеи и др.)

В течение учебного года

- участие в творческих мероприятиях и культурно –

 просветительская деятельность

В течение учебного года

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

 

2.2 Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета

(аудиторные занятия, самостоятельная работа)

1

2

3

Раздел 1

Развитие уровня исполнительского мастерства обучающегося 3 класса

Объём часов

3.1

(класс, полугодие)

Содержание учебного материала

48

Введение ребёнка с первых уроков в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров, слушание музыки.

Знакомство с инструментом, приспособление обучающегося к инструменту, налаживание правильной посадки.

Выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.

Организация игрового аппарата, развитие координации движения, выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие игрового аппарата.

Пение простейших попевок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование.

С первых уроков воспитание культуры звукоизвлечения.

Освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтения с листа.

Упражнения в виде различных последований пальцев (non legato,  а затем legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещением по октавам.

Аудиторные занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося:

-выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации пианистического аппарата, развитию координации движения;

-работа по активизации кончиков пальцев (звук точно извлекается цепкими пальцами, опирающимися на свободные от спины гибкие руки) при отсутствии лишних напряжений;

-разучивание и пение простейших песенок и попевок, подбор их по слуху, транспонирование;

-изучение нотной грамоты, формирование первоначальных навыков чтения с листа;

-посещение концертов, участие в концертах.

32

3.2

Содержание учебного материала

51

Комплексная работа по формированию игровых навыков, воспитанию слухового контроля, развитию чувства ритма, памяти, воспитанию культуры звукоизвлечения.

Обучение ребёнка сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом.

Освоение в течение года основных приёмов звукоизвлечения:

Non legato, legato, staccato.

Знакомство с игрой гамм разными штрихами в одну октаву, интервалов, по возможности, аккордов.

Освоение нотной грамоты, чтение с листа, транспонирование, игра в ансамбле.

Накопление первоначального репертуара (в течение года обучающийся должен пройти большое количество мелких произведений, не задерживаясь подолгу на каждом из них).

Аудиторные занятия

17

Самостоятельная работа обучающегося:

-разучивание упражнений, пьес, игра гамм разными штрихами, интервалов, аккордов;

-пение простейших песенок, попевок, подбор по слуху, транспонирование;

-изучение нотной грамоты, чтение с листа;

-посещение выставок, концертных залов, участие в конкурсах, концертных программах.

34

Раздел 2

Развитие уровня исполнительского мастерства обучающегося 4 класса

4.1

Содержание учебного материала

Развитие игровых навыков, приобретенных за предыдущий период обучения.

Изучение гамм, аккордов, арпеджио согласно аппликатурному принципу.

Развитие полифонического мышления.

Подголосочная полифония – наиболее органичный тип полифонии для изучения начинающими.

Начальное обучение основ педализации (первое применение педали разовое – собрать гармонию).

Прямая педаль. Специальные упражнения для ног и координации ноги с рукой (при тщательном слуховом контроле).

Работа над заукоизвлечением, воспитание навыков напевной игры.

Чтение нот с листа.

48

Аудиторные занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося

-изучение нотной грамоты, чтение с листа;

Разучивание упражнений, гамм, этюдов, пьес;

-работа над звуком, артикуляцией, фразировкой;

-посещение выставок, концертных залов, участие в  конкурсах, концертных программах.

32

4.2

Содержание учебного материала

51

Активное развитие творческих навыков обучающегося, воспитание способности к самостоятельному поиску звуковых решений, открытий.

Интенсивное включение в репертуар произведений различных жанров и стилей, особое внимание следует уделить исполнению полифонии и кантилены.

Ознакомление обучающегося с различными функциями педали. Запаздывающая педаль.

Работа над фразировкой – развитие умения слышать м музыкальную фразу целиком, владение звуком, объединение мелодической линии с помощью динамики, внутренних тяготений звуков (по аналогии с выразительной декламацией и пением).

Работа над техникой. Особое внимание постановке 1 и 5пальцев. Чтение нот с листа.

Транспонирование.

Аудиторные занятия

17

Самостоятельная работа обучающегося:

-различные приёмы работы над этюдами, гаммами, арпеджио, аккордами, разными штрихами, динамическими, ритмическими вариантами, вычленение отдельных элементов фактуры, видоизменение фактуры, повторы отдельных звуков, пар звуков;

-чтение с листа, анализ разбираемого произведения (определение размера, долевой пульсации, темпа, штрихов, выявление фактурных планов, схемы движения голосов и т. д.);

-текущая работа по разучиванию программы;

-посещение выставок, концертных залов, участие в  конкурсах, концертных программа.

34

5.1

Содержание учебного материала

48

Постепенное усложнение слуховых задач и исполнительских приёмов.

Необходимость ознакомления обучающегося с понятиями: позиция, артикуляция – основной разнообразного выразительного звучания.

Дальнейшее формирование слухового контроля у ученика и развитие сферы его эмоционального восприятия.

Расширение музыкального репертуара. Постепенное  усложнение музыкальных произведений, глубины музыкальных образов.

Работа над фразировкой. Окончания фраз, разделение построений  посредством цезур, различные значения лиги (фразировочное, штриховое, легато).

Включение в репертуар пьес с сопровождением различного склада (понятие «аккомпанемент», взаимосвязь мелодии и аккомпанемента, жанровая принадлежность пьес и аккомпанемент, типы фактур аккомпанемента и работа над ними0. Чтение нот с листа. Транспонирование.

Аудиторные занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося:

-работа над репертуарным списком;

-подготовка к техническим зачётам (упражнения, гаммы, этюды);

-чтение нот с листа, транспонирование

-самостоятельная подготовка 1-2 пьес (по трудности на 2 класса ниже);

-посещение выставок, концертных залов, участие в конкурсах, концертных программах.

32

5.2

Содержание учебного материала

51

Работа над фортепианной техникой (развитие самостоятельности, подвижности, независимости, равномерности пальцев при условии сохранения ровности звучания).

Поиск удобных форм руки («собранная» рука без лишних движений).  Выработка точных экономных движений.

Развитие концентрации слухового внимания, умения слышать звуковой результат со стороны.

Координационные соотношения рук в различных фактурах: хоральной, аккордовой, параллельном движении. Особенности координационных движений в полифонии (зависимость от цезур, дыхания, интонаций в каждом голосе, работа над  независимостью движений пальцев и руки), в этюдах, сонатах (мелодия, бас, гармония, фигурация).

Педализация как часть осмысления произведения (в зависимости от темпа, регистра, динамики, фактуры, приёмов звукоизвлечения, а также от субъёктивных моментов – уровня развития обучающегося, уровня его музыкального мышления, звукоизвлечения, способности  к художественному замыслу).

Беспедальная игра в работе над произведением – необходимое условие при контроле артикуляционных и интонационных моментов.

Чтение нот с листа. Транспонирование.

Аудиторные занятия

17

Самостоятельная  робота обучающегося:

-текущая работа над программой;

-гаммы, чтение с листа, транспонирование;

-игра в ансамбле, сочинение лёгких пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголосков к песенным мелодиям;

-самостоятельная подготовка 1-2 пьес (по трудности на 2 класса ниже);

-посещение выставок, концертных залов, участие в конкурсах, концертных программах.

34

6.1

Содержание учебного материала

48

Усиление элементов анализа выразительных средств музыки, детализация постановки задач.

Развитие навыков самостоятельного разбора и анализа произведения (обучающийся самостоятельно пытается решать вопросы аппликатуры, динамики с последующей проверкой и обсуждением педагога).

Усложнение репертуара (как с художественной, так и  с технической стороны) – имитационная полифония, сонаты, концерты, вариации, кантиленные и виртуозные пьесы различных стилей.

Всего пройдено должно быть от 14 до 20 музыкальных произведений (в том числе произведения ознакомительного характера).

Изучение гамм до 4-х знаков включительно: мажорных в прямом движении (в противоположном

- гаммы с симметричной аппликатурой) и минорных (натуральные, гармонические, мелодические) – двумя руками в 4 октавы, хроматических – двумя руками в прямом и противоположном движении в 4 октавы. Арпеджио короткие (двумя руками) и длинные (без обращений каждой рукой отдельно в 3-х – 4-х гаммах от белых клавиш). Аккорды (тонические трезвучия по 3 или 4  звука).

Чтение нот с листа. Транспонирование.

Аудиторные занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося:

-работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых произведений;

-гаммы, упражнения;

-чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы;

-дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле (например, легких отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки);

-подбор по слуху знакомых произведений с  гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу;

-транспонирование

-посещение выставок, концертных залов, участие в конкурсах, концертных программах.

32

6.2

Содержание учебного материала

51

Усиление роли внутреннего слуха, слухового контроля, а также интеллектуальных и «рабочих» способностей.

Воспитание у обучающегося «горизонтального» мышления, знакомство со сложными фактурными и координационными задачами, более тонкая работа над фразировкой.

Развитие полифонического мышления, тщательная работа над отдельными элементами полифонической ткани и их рельефным сочетанием, выявление окраски и артикуляции.

Воспитание у обучающегося тембрального слышания, оркестрового мышления в работе над произведениями крупной формы композиторов-классиков. Формирование умения ясно обосновывать логику появления каждого построения, сюжетно- тональную нить, динамический план, развитие того или иного образа.

Чтение нот с листа. Транспонирование.

Аудиторные занятия

17

Самостоятельная  работа  обучающегося:

-текущая работа над произведениями, входящими в репертуарный список;

-гаммы, упражнения;

-подбор по слуху, транспонирование;

-самостоятельная подготовка 1-2 пьес (по трудности на 2 класса ниже);

-посещение выставок, концертных залов, участие в конкурсах, концертных программах.

34

3.ТРЕБОВАНИЯ  К  РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  КУРСА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Ожидаемые результаты

В процессе обучения учащиеся должны:

-овладеть навыками индивидуальной и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;

-уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилей направлений как сольно, так и в ансамбле

-читать нотный текст с листа;

-владеть знаниями в области музыкального искусства;

-уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т. е. сделать его анализ.

В результате освоения программы учебного предмета «Фортепиано» учащийся должен продемонстрировать:

-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

-наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

-знание профессиональной терминологии;

-наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

-наличие навыков ансамблевого исполнительства.

-формированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

-знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для  фортепианных, других составов, отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию потребности к коллективному исполнительству;

-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и  особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

4.ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ  И  СИСТЕМА  ОЦЕНОК  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета ученик должен приобрести следующие знания:

Знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

Умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

Читать с листа и транспонировать, музыкальные произведения разных жанров и форм в соответствии с программой,

Использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, анализировать исполняемые произведения,

Использовать художественно оправданные технические приёмы.

Формы:

  1. Поурочные оценки за самостоятельную работу
  2.  Контрольные уроки
  3. Промежуточная аттестация
  4. Итоговая и аттестация (зачёт)

Методы:

  1. Обсуждение выступления
  2. Выставление оценок

Успеваемость учащихся в игре на фортепиано учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачётах, концертах. Оценки выставляются по пятибалльной системе.

Итоговая аттестация в форме зачёта проводится в 8 классе. На итоговый зачёт выносятся 4 произведения в соответствии с программными требования (этюд, крупная форма, 2 разнохарактерных пьесы, или ансамбли).

При исполнении программы выпускник должен показать достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых  произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов.

С третьего по восьмые классы,  2раза в год (I и II полугодие) проводятся контрольные уроки и зачёты, на которых, в общей сложности, ученик должен исполнять не менее 6 произведений (этюд, крупная форма, пьесы, ансамбли).

Участие в концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на зачётах и контрольных уроках. Проверку навыков чтения с листа, знание терминологии, исполнение самостоятельно разученного произведения целесообразно проводить га техническом зачёте или контрольном уроке.

Оценка за исполнение программы        Критерии качества исполнения

5 «отлично»        выразительное, стильное исполнение музыкального текста, грамотное владение штрихами,

        Педалью, на хорошем техническом уровне.

4 «хорошо»        музыкальное исполнение программы в соответствии с  жанровостью и техническими рекомендациями, допускаются незначительные случайные помарки, не влияющие на восприятие звучания и образности.

3 «Удовлетворительно»        Программа выдержана по требованиям , но допущены технические срывы или однообразное невыразительное исполнение.

2 «неудовлетворительно»        программа недоучена, текстовые и стилистические ошибки, темповые несоответствия. Рекомендуется пересдача.

Творческое развитие учащихся

-организация творческой деятельности учеников путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

-организация  посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

-создание творческих коллективов;

- организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, а так же с образовательными учреждениями среднего  профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА.

5.1 Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Реализация образовательного курса учебной дисциплины «фортепиано» требует  наличия учебной аудитории для индивидуальных занятий, оснащенной роялями или пианино (площадь не менее 6 кв.м), а также концертного зала с концертными роялями.

Оборудование учебной аудитории должно включать в себя (помимо роялей и пианино) – стол, стулья, подставки на стулья и под ноги, ноты, шкафы или  сейфы для хранения нот, метроном.

5.2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

5.2.1.Нормативно-методические материалы:

-федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и  сроку обучения по этой программе;

-примерные  программы для детских музыкальных школ и детских школ искусств;

-рабочая программа по учебному предмету «фортепиано»

-индивидуальные планы обучающегося;

-личное дело обучающегося;

-журнал учёта успеваемости и посещаемости обучающегося.

5.2.2.Учебно-методические материалы.

6.СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень основной методической литературы.

Алексеев А.  «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.

Айзенштадт С. А.  «Детский альбом» П. И. Чайковского. – М.; Классика. 2003.

Баренбойм Л.  «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974.

Баренюйм Л.  «»Путь к музицированию». – Л. Советский композитор, 1979.

Болино Г. К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.

Браудо И. А. «Об обучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка, 1979.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика, 2005.

Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21, 2004.

«Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П, И. Чайковского, вып.11, сборник под ред.  Рощиной Л. – М., 1997.

Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.

Голубовская Н. «Искусство педализации». Л., 1974 .

Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.

Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.

Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.

Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.

Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М., 1967.

Николаев А.Очерки  по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.

Носина В. «Символика музыки Баха».

Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.

Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI. –  М., 2002.

Тимакин Е. «Воспитание пианиста». –  М., 1984.

Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.

Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .

Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958.

Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.

Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002.

Рекомендуемые интернет – ресурсы.

http://www.rsl.ru/

http://www.rubinshtein.ru/

http://www.makhorina-music.narod.ru

http://www.easybyte.org/

http://www.7not.ru/

http://www.imslp.org/

http://www.igraj-poj.narod.ru/

http://www.classon.ru/

http://www.muzicalka.ru/

http://www.pianow

http://www.compozitor.spb.ru/

Приложение 1

  Примерный репертуарный список

В репертуарном списке программы учебного предмета «Фортепиано» представлены все разделы работы для каждого класса: этюды, полифония, пьесы, крупная форма, ансамбли, охватывающие разнохарактерные музыкальные произведения зарубежной и русской классики и современных композиторов. Примерные программы для контрольных уроков   экзаменационная программа по окончании даны в двух вариантах, соответствующих программным требованиям.

3 класс

Репертуарный список.

Полифония.

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. Николаева):

Арман. Пьеса ля минор

Ангинцова. Русская песня

Кригер. Менуэт

Курочкин. Пьеса

Левидова. Пьеса

Бах. Полонез соль минор; бурре

Л. Моцарт. Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель. Менуэт ре минор

Гедике. Ригодон

Телеман. Гавот

Этюды.

Гедике. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина. Фортепианная азбука

Беркович. Этюд фа мажор

Ганон. Этюд

Гурлит. Этюд ля минор

Майкапар. Этюд ля минор

Лекуппэ. Этюд до мажор

Черни-Гермер. Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы.

Беркович. 25 легких пьес: Сказка, «Осенью в лесу»

Гайдн. Анданте соль мажор

Гедике. Русская песня, соч. 36

Григ. Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар. «Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах. «Воробей»

Фрид. «Грустно»

Чайковский. «Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович. Марш

Штейбельт. Адажио

Ансамбли в 4 руки.

Бизе. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка. Хор «Славься»

Металлиди. «Дом с колокольчиком»

Шаинский. «Пусть бегут неуклюже»

Шмитц. «Веселый разговор»

Программы контрольных уроков:

I

Гедике. Этюд ля минор

Левидова. Пьеса

Руббах. «Воробей»

II

Шитте. Этюд соч. 108 № 17

Гендель. Менуэт ре минор

Чайковский. «В церкви»

4 класс

Репертуарный список.

Полифония.

Арнэ. Полифонический эскиз.

Ф.Э.Бах. Маленькая фантазия

Бах. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: до мажор, ре минор, фа мажор; полонез соль минор, ария ре минор, менуэт ре минор

Бём. Менуэт

Гедике. Фугетты соч. 36 до мажор, соль мажор

Гендель. Ария

Пёрселл. Сарабанда

Л.Моцарт. 12 пьес под ред. Кувшинникова: сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор и ре минор

Сен-Люк. Бурре

Чюрленис. Фугетта

Этюды.

Бертини. Этюд соль мажор

Гедике. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике. Соч. 58. Ровность и беглость

Лешгорн. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

Черни-Гермер. 1 тетрадь, №№ 7-28; 2 тетрадь, №№ 1,2

Шитте. Соч. 108, №№ 14-19

Крупная форма.

Диабелли. Сонатина

Кулау. Сонатина до мажор

Моцарт. Сонатина до мажор № 1, 1 ч.

Пьесы.

Ан.Александров. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Бетховен. «К Элизе»

В.Волков. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер», Песня»

Гедике. Соч. 36, №№ 21,23,31

Гречанинов. «На лужайке», Вальс

Григ. Вальс ми минор

Дварионас. Прелюдия

Моцарт. 14 пьес, № 8

Майкапар. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов. «Ласковая просьба»

Сигмейстер. Блюз

Чайковский. Марш деревянных солдатиков

Шуман. Соч. 68: Марш, «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки.

Векерлен. Пастораль

Бетховен. Афинские развалины

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт. Немецкий танец

Чайковский. Танец феи Драже

Программы контрольных уроков:

I

Черни-Гермер. 1 тетрадь, № 21

Бём. Менуэт

Свиридов. «Ласковая просьба»

II

Лешгорн. Этюд соч. 65 № 11

Перселл. Ария

Шуман. «Смелый наездник»

Ансамбли:

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт. Немецкий танец

5 класс

Репертуарный список.

Полифония.

Арман. Фугетта

Бах. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии до минор, ми минор

Ф.Э.Бах. Анданте

Рамо. Менуэт в форме рондо

Гендель. 3 менуэта

Кирнбергер. Сарабанда

Корелли. Сарабанда

Скарлатти. Ария ре минор

Циполи. Фугетта

Этюды.

Геллер. Этюды

Гнесина. Маленький этюд на трели

Гозенпуд. Игра (музыкальный альбом для фортепиано, вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн. Соч. 65

Лемуан. Соч. 37, №№ 10-13, 20

Черни-Гермер. 1 тетрадь, №№ 20-29, 30-35

Крупная форма.

Андрэ. Сонатина соль мажор

Бенуа. Сонатина ля минор

Вебер. Сонатина до мажор

Бетховен. Сонатина соль мажор, 1, 2 чч.

Кулау. Сонатина № 4

Клементи. Сонатины

Моцарт. Сонатина ля мажор, си-бемоль мажор

Мюллер. Сонатина, 1 ч.

Плейель. Сонатина

Пьесы.

Алябьев. Пьеса соль минор

Гедике. Скерцо

Гречанинов. Соч. 98, № 1

Лядов. Колыбельная

Кюи. «Испанские марионетки»

Кабалевский. Токкатина

Майкапар. «Мимолетное видение»

Моцарт. Аллегретто си-бемоль мажор

Николаева. Детский альбом: Сказочка

Питерсон. Зимний блюз

Роули. «Акробаты»

Чайковский. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская полька

Шуман. «Первая утрата»

Хачатурян. Андантино

 Ансамбли в 4 руки.

Бетховен. Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович. Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди. Цикл пьес в 4 руки

Чайковский. 50 русских народных песен в 4 руки, №№ 1,2,6

Шмитц. «Веселый разговор»

Программы контрольных уроков:

I

Лемуан. Этюд соч. 37, № 10

Моцарт. Аллегретто

Алябьев. Пьеса соль минор

II

Черни-Гермер. 1 тетрадь, № 29

Бах. Маленькая прелюдия до минор

Моцарт. Сонатина си-бемоль мажор

Ансамбли:

Бетховен. Немецкие танцы (по выбору)

Шмитц. «Веселый разговор»

6 класс

Репертуарный список.

Полифония.

Бах. Маленькая прелюдия ля минор

Гедике. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

Гольденвейзер. Соч. 11: фугетты ми мажор, ми минор

Гендель. Сарабанда с вариациями

Кригер. Сарабанда (сб. «Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост. Кувшинников)

Маттезон. Ария, Менуэт

Моцарт. Контрданс

Перселл. Танец, Менуэт, Вольта

Павлюченко. Фугетта ми минор

Циполи. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4

Этюды.

Гедике. Соч. 47, №№ 10-16, 18,21,26

Соч. 58, №№ 13,18,20

Лак. Соч. 172, №№ 5-8

Лемуан. Соч. 37, №№ 20,23,35,39

Лешгорн. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)

Черни-Гермер. 1 тетрадь, №№ 30,32,34-36,38,42,43

Шитте. Соч. 68, №№ 2,3,6,9

Крупная форма.

Бетховен. Сонатина фа мажор, 1,2,чч.

Гедике. Тема с вариациями, соч. 46

Диабелли. Сонатина № 1, рондо, соч. 151

Кабалевский. Сонатина ля минор, соч. 27

Сонатина до мажор, 2,3 чч., соч. 36

Моцарт. Сонатина фа мажор, 1 ч.

Чимароза. Сонатины ре минор, ля минор

Пьесы.

Бетховен. Экосезы ми-бемоль мажор, соль мажор

Тирольская песня, соч. 107

Гайдн. Менуэт соль мажор

Григ. Соч. 12: Родная песня, Песня сторожа

Мендельсон. Песни без слов, № 7

Шопен. Кантабиле

Шуман. Альбом для юношества: Сицилийская песенка

Гречанинов. Соч. 123: Грустная песенка

Косенко. Соч. 15: Вальс, Пастораль

Майкапар. Соч. 8: Мелодия

Соч. 28: Колыбельная

Прокофьев. Соч. 65: Сказочка, Дождь и радуга, Вечер

Ансамбли в 4 руки.

Балакирев. 30 русских народных песен в 4 руки, «Калинушка с малинушкой»

Григ. Танец Анитры (перел. в 4 руки)

Мартини. Гавот (перел. Гехтмана)

Шуман. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный альбом для фортепиано, 1 вып., сост. Руббах)

Шуберт. Два вальса ля-бемоль мажор (перел. в 4 руки)

Программы контрольных уроков:

I

Гедике. Этюд соч. 47, № 15

Циполи. Менуэт из сюиты № 4

Чимароза. Сонатина ре минор

II

Лемуан. Этюд соч. 37, № 35

Гольденвейзер. Соч. 11: фугетта ми минор

Прокофьев. Соч. 65: Сказочка

Ансамбли:

Балакирев. 30 русских народных песен в 4 руки, «Калинушка с малинушкой»

Шуберт. Два вальса ля-бемоль мажор (перел. в 4 руки)

7 класс

Репертуарный список.

Полифония.

Бах. Маленькие прелюдии, ч.2: до мажор, ре минор, ре мажор

Французские сюиты: до минор (менуэт), си минор (менуэт)

Майкапар. Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор

Мясковский. Соч. 43: «Элегическое настроение», канон «Маленький дуэт»,

 2- голосная фуга ре минор

Люлли. Жига («Библиотека юного пианиста, средние классы ДМШ», сост. Милич)

Перселл. Прелюдия до мажор (там же)

Скарлатти. Менуэт (там же)

Циполи. Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1, сост. Самонов, Смоляков)

Барток. Менуэт

Этюды.

Беренс. Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7

Бертини. 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32, №№ 4-9

Гедике. 10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8

Соч. 47, №№ 20-26

Лешгорн. Соч. 65, 3 тетрадь

Соч. 66, №№ 1-4

Черни-Гермер. 2 тетрадь, №№ 6-12

Крупная форма.

Бетховен. Сонатины ми-бемоль мажор, фа минор (1 ч.)

Вебер. Сонатина до мажор

Гайдн. Соната соль мажор № 11, 1 ч.

Клементи. Сонатины соль мажор, фа мажор

Кулау. Сонатины №№ 1,4, соч. 55

Чимароза. Соната соль минор

Пьесы.

Бетховен. 7 народных танцев: Аллеманда ля мажор

Григ. Соч. 12: Ариетта, Народная мелодия

Глиэр. Колыбельная

Грибоедов. Вальс

Косенко. Скерцино, соч. 15

Пахульский. Мечты

Питерсон. «Волна за волной»

Прокофьев. Соч. 65: «Ходит месяц над лугами», «Прогулка»

Чайковский. Соч. 39: «Утреннее размышление»

Соч. 39: Мазурка, Русская песня

Шуман. Соч. 68: Маленький романс, Северная песня, Песенка жнецов, Пьеса фа мажор

Ансамбли в 4 руки.

Аренский. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: Кукушечка, Сказка

Глиэр. Менуэт, соч. 38

Кюи. «У ручья»

Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» ( перел. в 4 руки)

Программы контрольных уроков:

I

Беренс. Этюд соч. 61 и 88, № 3

Бах. Маленькая прелюдия до мажор (ч.2)

Вебер. Сонатина до мажор, 1 ч.

Косенко. Скерцино, соч. 15

II

Лешгорн. Этюд соч. 66, № 4

Мясковский. 2-голосная фуга ре минор

Гайдн. Соната соль мажор № 11, 1 ч.

Питерсон. «Волна за волной»

Ансамбли:

Аренский. Соч. 34: Сказка

Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» ( перел. в 4 руки)

8 класс

Репертуарный список.

Полифония.

Бах. Двухголосные инвенции: до мажор, ре минор, фа мажор

Французские сюиты: ре минор, до минор, си минор — сарабанды

В.Ф.Бах. Весна

Гендель. Маленькая фуга до мажор

Лядов. Соч. 34: Канон соль мажор

Майкапар. Соч. 37: Прелюдия и фугетта ля минор

Павлюченко. Фугетта ми-бемоль мажор (сб. «Педагогический репертуар ДМШ, V класс», вып.1, сост. Соколов

Циполи. Гавот, Ларго (сб. «Педагогический репертуар ДМШ», вып.2, «Итальянская клавирная музыка» сост. Брыкова, Парасаднова, Россик)

Чюрленис. Фугетта си минор

Этюды.

Геллер. 25 мелодических этюдов, №№ 6-11

Кабалевский. Соч. 27, этюды ля мажор, фа мажор

Лак. 20 избранных этюдов, соч. 75, 95, №№ 1-5, 11

Лешгорн. Соч. 66, №№ 6-9, 12,17,18

Черни-Гермер. 2 тетрадь, №№ 9-12, 15-21, 24-32

Черни. Соч. 299, №№ 1-4

Шитте. Соч. 68, №№ 18,19

Крупная форма.

Бетховен. 6 легких сонат: до мажор, 1,2 чч.

Бенда. Соната ля минор

Бортнянский. Соната до мажор, рондо

Гайдн. Соната соль мажор № 11, 1,2 чч.

Соната ре мажор № 7, 3 ч.

Соната до мажор № 15, 3 ч.

Сонатина ре мажор, 1 ч.

Грациоли. Соната соль мажор

Кулау. Сонатина ля мажор, соч. 59

Моцарт. Сонатина до мажор № 1, 3,4 чч.

Сонатина до мажор № 6, 1 ч.

Чимароза. Соната си-бемоль мажор

Штейбельт. Рондо до мажо

Пьесы.

Бетховен. «Весело-грустно», Багатель соль минор

Гречанинов. «Пастели»: Осенняя песенка

Григ. Соч. 12: Халлинг, Элегия

Соч. 65: Баллада

Глиэр. Соч. 34: В полях, Русская песня

Гершвин. «Любимый май»

Мендельсон. Песня без слов ля мажор

Соч. 72: Пьеса соль мажор

Питерсон. «Ушедший мир»

Чайковский. Детский альбом: Сладкая греза, Новая кукла

Шостакович. Романс фа мажор, Прелюдия соль минор (соч. 34)

Ансамбли в 4 руки.

Аренский. Вальс, соч. 34

Вебер. 6 легких пьес в 4 руки: Сонатина

Шуберт. Экосезы в 4 руки, соч. 33

Программы выпускного экзамена.

I

Лешгорн. Этюд соч. 66, № 9

Лядов. Соч. 34: Канон соль мажор

Бетховен. Легкая соната до мажор, 2-3 чч.

Мендельсон. Соч. 72: Пьеса соль мажор

II

Черни. Соч. 299, №№ 1,2

Гендель. Маленькая фуга до мажор

Гайдн. Соната ре мажор № 7, 3 ч.

Шостакович. Прелюдия соль минор (соч. 34)

Ансамбли:

Вебер: Сонатина (6 легких пьес в 4 руки)

Шуберт. Экосезы в 4 руки, соч. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5 лет обучения

       Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХОРОВОЙ КЛАСС" В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»,«Струнно-смычковые инструменты»,    «Народные     инстр...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль        ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...