Организация воспитательной работы со студентами
статья по теме

Палашенко Татьяна Валентиновна

Цель статьи: описание воспитательного процесса в ГБОУ "АМТ" КК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_vospitatelnoy_raboty_so_studentami.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель статьи : описать воспитательный процесс в  ГБОУ СПО « АМТ» КК. Особое внимание в названном учебном заведении  уделяется воспитательной работе со студентами. Воспитание и самовоспитание  студентов  реализуется  через  систему  отношений « студент- педагог»,  причем студенту  предоставляется право самому выбирать  социальные сферы для самореализации  и саморазвития, но и здесь необходима  помощь преподавателя и  воспитателя. Воспитатель необходим студенческому коллективу для работы с ним вне учебных занятий.  Основным компонентом  работы воспитателя  является  классный час, с множеством форм и технологий  его  проведения  в зависимости от темы , целей, опыта работы воспитателя, особенностей студенческого коллектива.

        При выборе формы работы  со студентами учитываются воспитательные  задачи, определяются основные виды деятельности студентов  и способы реализации поставленных задач , внешние условия, важность мероприятий , приглашение конкретных людей организация коллективной работы , поиска разрабатывается организация мероприятия и проводится анализ его проведения

Я по собственной воле являюсь воспитателем. Работа творческая и интересная. Поскольку она заключается в общении с молодым поколением, приходиться заниматься постоянным развитием собственных личностных качеств. С опытом мне стало понятно, что моя работа заключается не только в решении проблем в воспитании, а в большей степени в том, чтобы уметь предвидеть на несколько шагов вперёд возможное их появление. То есть задача состоит в том, что бы момент воспитания заключался не в наказании и работе над ошибками, а в том, что бы ни допустить этого.

Наблюдая и общаясь с молодыми людьми, выявились моменты, на которые воспитатель должен обращать особое внимание.

Что бы оказать максимальное влияние на молодое поколение,  нужно быть не просто наставником,  а заслужить доверие.

Влияние информационных технологий на юношеский возраст.

Подготовка к вступлению в повседневную взрослую жизнь – важная часть воспитательного процесса.

            Теперь подробнее о вышеизложенных пунктах.

       1. Есть одно общее и очень важное обстоятельство – студенты находятся лишь некоторое время в стенах учебного заведения. Это просто необходимо учитывать, поскольку именно вне учебного заведения могут происходить события, которые влияют на характер и развитие личности человека. Что бы суметь вовремя распознать нежелательный ход развития, нужно заслужить личное доверие, при этом нельзя стремиться вторгнуться в  личное пространство насильно. Это может отпугнуть и насторожить в подростковом и юношеском возрасте. Для начала нужно понять своего подопечного, хотя это и не просто. В этом возрасте молодые люди считают себя особенными, уникальными  и в то же время непонятыми. Могут складываться сложные отношения и с родителями и со сверстниками. Со сверстниками зачастую возникает ещё и соперничество. Поэтому очень сложно уловить момент, когда назревает проблема. Обычно молодые люди, в силу своей застенчивости,  не могут поделиться своими мыслями, чувствами и мнением. Страх быть непонятыми и даже высмеянными делает их замкнутыми в лучшем случае, но бывает, возникает озлобленность. К тому же,  подростков всерьёз не воспринимают.

Учитывая эти возрастные особенности необходимо очень бережно и аккуратно войти в доверие молодого человека. И только, тогда воспитатель станет не просто наставником, а практически другом, помощником подопечного, когда поймет, чем он «дышит», тогда процесс воспитания принесёт желанные  плоды. Что бы добиться нужного результата, мало одного профессионализма, нужно не просто любить свою работу, важно быть увлеченным ею, так, что бы она приносила удовольствие. Под термином  доверие понимается: в первую очередь вас должны уважать. Уважения добиться действиями, поступками, потрясающей речью и другими внешними проявлениями не просто. Более того, это результат, растянутый во времени. Секрет заключается в том, что нужно самому испытывать чувство уважения к каждому из своих подопечных. Чувства должны быть искренними, не поддельными. В своей жизни каждый человек может оступиться, но он же и способен на изменение в лучшую сторону и ему необходимо в этом помочь. Согласитесь, что можно уважать человека лишь только за возможное изменение. В каждом человеке как положительные, так и отрицательные качества. Если рассматривать каждого человека как совокупность возможных плохих и хороших задатков, то необходимо акцентировать своё внимание не только  на хороших качествах, именно уважать молодого человека только  за  положительные качества, недостаточно, так как   необходимо помогать молодому поколению научится распознать  отрицательные и положительные стороны жизни, в которых воспитатель   и помогает развить молодому поколению определить положительные моменты жизни.  Каждый человек чувствует, как к нему относятся, и поэтому будет платить тем же. Иначе говоря, уважение за уважение. Если удаётся установить обратную связь, воспитательный процесс пойдёт намного проще. У воспитуемого возникнет доверие и готовность пойти на контакт и доказать, что его действительно есть за что уважать.

Во вторую очередь, нужно принимать человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, без осуждения. И, подобно скульптору, разглядеть те моменты, которые помогут в формировании произведения искусства именуемом личность. К каждому человеку можно найти подход.

Маленькое открытие, которое было сделано мной в ходе воспитательной - чтобы в человеке появились нужные качества, необходимо  изо дня в день хвалить его именно за эти ещё не развитые или даже  отсутствующие качества. Парадокс в том, что через какое-то время они появляются. Сложно сказать, почему так происходит, но практика показывает, что так оно и есть. Например, был такой случай, когда молодой человек не отличался вежливостью. Мне приходилось находить такие моменты, что бы был хоть какой-то намёк на это качество личности. Здесь важно, что бы всё не выглядело как лесть. Искренность – залог успеха. В итоге, юноша стал меняться на глазах. Здесь хочется сказать, что доброта и терпение спасут мир. Воспитание – это творчество, результатом которого является помощь в раскрытии и становлении тех качеств личности, которые превратят молодых людей в основу общества. Залогом процветания государства является  морально и нравственно здоровое общество.

Следующим шагом войти в доверие – это умение выслушать и желание помочь. Очень важно не только уметь, но и хотеть, стремиться и быть готовым к тому, что бы выслушать воспитуемого. Ваше искреннее желание поможет другому человеку высказаться, а вам, в свою очередь, понять его. Без умения выслушать,  можно пропустить что-то очень важное, возможно будет озвучена какая-то внутренняя или внешняя проблема, вовремя выявить которую и принять нужные меры – это половина успеха в воспитании. Бывает, что потратив всего пять минут своего времени, что бы выслушать человека, мы спасём его от необдуманного шага или предотвратим психологическую травму. Не секрет, что когда у человека, особенно в молодом возрасте, есть возможность рассказать доверенному лицу о том, что внутри «болит», тогда на душе не накапливается агрессия или страх. Он получает некую поддержку, когда видит, что его проблемы не безразличны окружающим. Это поможет не замыкаться в себе, а быть открытым для помощи, а значит, и принять её.  

Умение выслушать поможет понять человека и попытаться стать на его сторону и при необходимости взглянуть на мир его глазами прежде, чем сделать какие-то выводы. Это следующий этап на пути к доверию. Взглянуть на мир глазами собеседника не значит отказаться от собственного мнения, а значит понять, что чувствует человек, что им движет и чего от него можно ожидать. Эффективность коммуникации зависит от понимания ситуации. Всё это располагает к вам максимально, особенно, если вы не спорите и откровенно не демонстрируете

       2. Развитие информационных технологий полностью изменило мир. Сегодня люди за один день узнают больше, чем среднестатистический человек в средние века за один год. Информация – это мощный фактор воздействия и она может как положительно, так и отрицательно сказаться на становлении личности. К этому вопросу нельзя подходить однозначно. Телевидение, компьютеры, видео и прочие средства массовой информации являются неотъемлемой частью современной жизни. И нельзя отрицать, что воздействие средств массовой информации велико и оно стоит далеко не на последнем месте по влиянию на формирование и развитие личности.  Задача воспитателей и родителей подготовить молодых людей к правильному восприятию информации, обрушившейся на современного человека. Информационно грамотный человек понимает потребность в информации, находит, оценивает и эффективно использует её. Поэтому важно привить ещё в юношеском возрасте нужные навыки.  Духовно-нравственное воспитание позволит  избежать негативной стороны данного вопроса.

В наше время одним из самых мощных и неоднозначных источников информации является интернет. Это наиболее популярный, интересный, доступный, и распространённый канал как для  информирования, так и для развлечения. Используя возможности, которые нам предоставил научно-технический прогресс можно добиться нужных результатов в воспитании. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты вовлечения студентов во внеклассную работу, что позволяет ещё и расширить интеллектуальный уровень молодого поколения. В наше время компьютерная грамотность – это неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процессов. Современные условия требуют получать необходимые навыки и знания для использования возможностей интернета, как для профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

     3. Образование направлено в большей степени на достижения в обучении и спорте. Но этого не достаточно для вступления во взрослую  жизнь. Юношеский возраст, сложный момент в жизни каждого человека - пора, когда это уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Так сказать переходный период. Трудности могут возникнуть во многих аспектах повседневной жизни. Что бы помочь становлению уверенной в собственных силах личности, необходимо вовремя дать необходимые знания. Для этого важно как можно больше времени проводить со студентами. Наиболее распространенной внеклассной работой являются тематические вечера, посвященные любой актуальной тематике. Например, патриотической, нравственной, правовой. Это и знаменательные даты исторического и культурного прошлого Российского государства, и достижения науки  техники, и военное искусство. В процессе общения создаются проблемные ситуации и творческая атмосфера, способствующая свободному высказыванию мнений, пусть не всегда верных, но глубоко личных. Возникает диалог по поводу рассматриваемой проблемы в неофициальной обстановке, что позволяет вести наблюдение за реакцией студентов, направляя их к пониманию сущности общественного долга.

Очень важно, что бы навык общения был сформирован в подростковом возрасте. Умение контактировать не только со сверстниками, но и со старшим поколением сыграют важную роль во вступлении во взрослую жизнь. Внеклассная работа помогает понять, что общение – это не просто диалог людей,  это совокупность навыков, позволяющих уверенно чувствовать себя в обществе. Успех в общении зависит от умения войти в контакт и установить его, от умения слушать, от понимания  невербальных сигналов, от умения высказывать свою точку зрения. Всё это поможет правильно вести себя в конфликте и приходить к компромиссному решению.

Теоретические знания должны быть подкреплены практикой. Живое общение во время проведения внеклассной работы помогает «обыграть» различные ситуации и приобрести так необходимые коммуникативные навыки. Благодаря чему молодые люди становятся более приспособленными к реальной жизни. Свобода в общении - залог успеха во взрослой жизни.

Воспитательная деятельность – это целая система накопленного опыта, как всего человечества, так и личного опыта отдельно взятого воспитателя. Будущее нашего государства напрямую зависит от образовательной и воспитательной работы педагогов. Профессионализм, высокие нравственные и духовные принципы - прежде всего. Необходимо приложить все силы и возможности для становления современной российской молодёжи с устойчивой психикой и моральными ценностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный тематический план воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитии

Данный тематический план содержит цели и задачи, названия мероприятий и их форм проведения по следующим направлениям: организационная работа; адаптация студентов в социуме, сплочение коллектива; право...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.

Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское учи...

Обзор литературных источников по проблеме организации воспитательной работы с учащимися в современной школе

В статье представлен анализ учебно-методической литературы по вопросам организации воспитательного процесса в современной школе....

Публикация «Познавательно-эвристические возможности художественного произведения в процессе воспитательной работы со студентами»

В статье затрагивается проблема использования познавательно-эвристических возможностей художественных произведений различных жанров в процессе воспитательной работы со студентами в системе среднего пр...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) по дисциплине: "Организация коммерческой деятельности"

Методические указания рекомендованы для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям) с целью освоения междисц...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...


 

Комментарии

Лариса Сергеевна Шипаева

Спасибо! "Во вторую очередь, нужно принимать человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, без осуждения. И, подобно скульптору, разглядеть те моменты, которые помогут в формировании произведения искусства именуемом личность. К каждому человеку можно найти подход". - Именно это меня больше всего привлекает в нашей работе! Каждый студент - ЛИЧНОСТЬ!