Рабочая программа по дисциплине ОП.09 Органическая химия, специальность 33.02.01 "Фармация"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Органическая химия является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 ФАРМАЦИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.09.docx | 73.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края
«Пятигорский медицинский колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ СК «Пятигорский
медицинский колледж»
В.В. Трунаева
________________________________
«______»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный план: 2020 - 2024 гг.
Код и наименование учебной дисциплины:ОП.09Органическая химия
код и название специальности:33.02.01Фармация
группа 251
форма обучения: очная
уровень подготовки: базовый
Пятигорск, 2020 г
Рассмотрено ЦМК ОПД Протокол №__ от ________ Председатель ЦМК_________ Бирюкова Е.В | Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 33.02.01 Фармация Зам.директора по УР И.В. Уварова ____________________
«_____»___________20____г. |
Разработчики:
ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»
преподаватель первой квалификационной категории Бирюкова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 24 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 26 |
5. | Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | 26 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09. ОРГАНИЧЕСКАЯХИМИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 ФАРМАЦИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для базовогоуровня среднего профессионального образования.
Реализация рабочей программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОП.09. Органическая химия является общепрофессиональнойдисциплиной профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных;
- идентифицировать органические вещества, в том числе лекарственные, по физико-химическим свойствам;
- классифицировать органические вещества по кислотно–основным свойствам;
- составлять формулы органических соединений и давать им названия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- теорию А.М. Бутлерова;
- строение и реакционные способности органических соединений;
- способы получения органических соединений.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (в соответствии с РУП):
Всего180 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Решение задач и упражнений подготовка сообщений, рефератов, презентаций работа сучебником, дополнительной литературой | 15 25 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Органическая химия
Наименование тем, разделов | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Теоретические основы органической химии. | 12 | |
Тема 1.1 Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Содержание учебного материала: Предмет и задачи органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональных группах. Основные классы органических соединений. Теория строения А.М. Бутлерова. Классификация органических соединений по углеродному скелету. Основные классы органических соединений и их структурные формулы. Понятие о функциональных группах. Типы химических реакций. | 2 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
| |||
Практические занятия: | 2 | ||
1) Классификация и номенклатура органических соединений. | |||
Самостоятельная работа: работа со справочной и дополнительной литературой. | 1 | ||
Тема 1.2. Электронные представления в органической химии | Содержание учебного материала: Электронная структура атома углерода в органических соединениях. Химические связи в органических соединениях. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений, типы разрыва связи. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
1) Химическая связь и строение молекул. 2) Основы стереохимии. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
1) Электронные эффекты заместителей в органических соединениях. | |||
Самостоятельная работа: работа с учебником и дополнительной литературой (конспектирование). | 1 | ||
Раздел 2 | Углеводороды. | 40 | |
Тема 2.1 Предельные углеводороды | Содержание учебного материала: Гомологический ряд алканов. Номенклатура и изомерия. Радикалы алканов. Способы получения (из солей карбоновых кислот, реакция Вюрца). Тетраэдрическое строение атома углерода. Образование σ - связей. Зависимость физических свойств от строения. Реакции свободнорадикального замещения, цепные реакции, окисление алканов. Вазелин. Вазелиновое масло. Парафин. Циклоалканы. Строение. Классификация по размеру цикла (малые, обычные, средние, макроциклы) и количеством циклов. Номенклатура циклоалканов. Изомерия. Химические свойства. Особенности малых циклов (реакции присоединения). Реакции замещения в средних циклах. Применение отдельных представителей в фармации и медицине. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
| |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Предельные углеводороды .Алканы. Циклоалканы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, , сообщений и рефератов на темы: « Природные источники алканов», Применение алканов в медицине и фармации. | 4 | ||
Тема 2.2 Алкены | Содержание учебного материала: Гомологический ряд, номенклатура алкенов. Строение на примере этилена. Образование - связи. Структурная и пространственная изомерия. Способы получения – реакции элиминирования. Правило А.М.Зайцева. Химические свойства. Реакции присоединения: гидрирования, гидрогалогенирования, гидратации, галогенирования. Реакция окисления Вагнера. Современная трактовка правила В.В.Марковника. Механизм реакции присоединения. Применение в медицине этилена. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Непредельные углеводороды. Алкены. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Непредельные углеводороды. Алкены. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на темы: «Реферативное сообщение по теме: «Полимеры, применение в медицине», «Понятие о полимерах и их применение». | 2 | ||
Тема 2.3 Алкины. | Содержание учебного материала: Гомологический ряд, номенклатура, изомерия. Строение на примере ацетилена. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, положениякратной связи. Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения потройной углерод - углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно кацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. РеакцияЗелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат. Получение алкинов.Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Непредельные углеводороды. Алкины. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Непредельные углеводороды. Алкины. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на темы: «Отдельные представители алкинов, их применение». | 2 | ||
Тема 2.4 Алкадиены | Содержание учебного материала: Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о π-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов, как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С.В. Лебедева, дегидрирование алканов. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Непредельные углеводороды. Алкадиены. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Непредельные углеводороды. Алкадиены. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с учебником, конспектом лекций. 2.Реферативное сообщение «Применение каучуковых изделий в медицине» | 2 | ||
Тема 2.5 Ароматические углеводороды | Содержание учебного материала: Гомологический ряд аренов. Бензол. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической π-системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара-расположение заместителей. Физические свойства аренов. Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного замещения: галогенирование, алкилирование (катализаторы Фриделя–Крафтса), нитрование, сульфирование. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов. Ориентация в реакциях электрофильного замещения. Ориентанты I и II рода. Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов. Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование бензола. Применение бензола, толуола в синтезе лекарственных средств. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
| |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Ароматические углеводороды. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной и дополнительной литературой. | 2 | ||
Тема 2.6Контрольная работа «Углеводороды» | Содержание учебного материала: Обобщение знаний по пройденным темам. Обязательная контрольная работа. | 2 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Контрольная работа «Углеводороды». | |||
Практические занятия: | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к контрольной работе: работа с учебником, конспектом лекций, выполнениеупражнений и заданий на химические свойства и генетическую связь органических соединений | 2 | ||
Раздел 3 | Гомофункциональныеи гетерофункциональныесоединения. | 106 | |
Тема 3.1 Галогенопроизводные углеводородов | Содержание учебного материала: Классификация. Номенклатура.Способы получения. Зависимость физических свойств от строения углеводородного радикала игалогена.Химические свойства галогеналканов. Хлорэтан, хлороформ, йодоформ, фторотан.Их физиологическое действие и применение в медицине | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Галогенопроизводные углеводородов. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Галогенопроизводные углеводородов. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на тему: «Хлорэтан, хлороформ, йодоформ, фторотан. Их физиологическое действие и применение в медицине». Выполнение работ по рабочей тетради. | 2 | ||
Тема 3.2 Кислотно – основные свойства органических соединений | Содержание учебного материала: Современные представления о кислотах и основаниях. Теория Бренстеда - Лоури. Основные типы органических кислот и оснований. Сопряженные кислоты и основания. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Кислотно-основные свойства органических соединений. Теория Бренстеда-Лоури. | |||
Практические занятия: | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, конспектом лекций. | 1 | ||
Тема 3.3 Спирты. Простые эфиры | Содержание учебного материала: Классификация спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Радикало–функциональная и заместительная номенклатура спиртов. Способы получения одноатомных спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства: кислотно–основные свойства, реакции нуклеофильного замещения, дегидратации, окисления, восстановления. Многоатомные спирты. Классификация, строение и номенклатура многоатомных спиртов. Получение. Химические свойства. Сравнительная характеристика одноатомных и многоатомных спиртов. Использование в медицине. Применение. Качественная реакция на многоатомные спирты. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
| |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Спирты. Простые эфиры. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной и справочной литературой; подготовка презентаций, сообщений и рефератов на тему: «Применение спиртов в медицине». | 2 | ||
Тема 3.4 Фенолы | Содержание учебного материала: Классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства одноатомных фенолов в сопоставлении со спиртами. Кислотные свойства. Реакции нуклеофильного замещения (взаимодействие с галогенопроизводными). Качественные реакции на фенолы. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Фенолы. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Гидроксипроизводные углеводородов. Спирты и фенолы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на тему: «Фенол, резорцин, пирокатехин, гидрохинон, применение в медицине»; цепочек переходов; работа с дополнительной и справочной литературой. | 2 | ||
Тема 3.5 Оксосоединения | Содержание учебного материала: Электронное строение оксо – группы. Номенклатура, способы получения альдегидов и кетонов. Строение и номенклатура кетонов. Физические свойства. Реакции нуклеофильного присоединения (взаимодействие с цианидами металлов, спиртами, производными аммиака; окисление, восстановление. Химические свойства альдегидов.окисление, восстановление и конденсации как основные типы реакций альдегидов. Качественные реакции. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Оксосоединения. Альдегиды и кетоны. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Оксосоединения. Альдегиды и кетоны. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на тему: «Формальдегид, гексаметилентетрамин. Применение в медицине, фармации»; | 2 | ||
Тема 3.6 Карбоновые кислоты | Содержание учебного материала: Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.Понятие о карбоновыхкислотах и их классификация.Электронное и пространственное строение карбоксильной группы.Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия.Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойствакарбоновых кислот.Химические свойства карбоновых кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и ихсравнение со свойствами неорганических кислот. Образование функциональных производныхкарбоновых кислот. Реакции этерификации. Способы получения карбоновых кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфическиеспособы получения, свойства и применение муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой;акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой; щавелевой; бензойной кислот. Гомологический ряд двухосновных карбоновых кислот.Номенклатура. Специфические свойства, кислые, средние соли двухосновных карбоновых кислот.Щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая кислоты | 1 | |
Теоретические занятия: | 6 | ||
| |||
Практические занятия: | 4 | 2 | |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на темы: «Муравьиная кислота, ее отличие от других карбоновых кислот», «Уксусная кислота. Щавелевая кислота. Малоновая кислота. Янтарная кислота. Применение в медицине»; | 4 | ||
Тема 3.7 Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры. Жиры. | Содержание учебного материала: Амиды кислот, амиды угольной кислоты. Номенклатура. Получение. Химические свойства.Образование солей, гидролиз мочевины. Образование биурета. Понятие об уреидах. Применение вмедицине. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами.Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющиена смещение равновесия. Образование сложных полиэфиров. Химические свойства и применениесложных эфиров. Жиры:определение, особенности строения жиров, номенклатура, физические свойства, химические свойства жиров,определение качества жира,применение жиров в фармации, биологическая роль жиров. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
| |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Функциональные производные карбоновыхкислот. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой по теме: «Применение амидов в медицине (составитьконспект).Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на темы: «Применение сложных эфиров в медицине и косметологии», «Окисление жиров. Биологическая роль жиров. Применение в фармации»; | 4 | ||
Тема 3.8 Амины | Содержание учебного материала: Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле.Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура.Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком идругими неорганическими основаниями. Сравнение химических свойств алифатических иароматических аминов. Образование амидов. Применение и получение аминов. Получение аминов.Работы Н.Н.Зинина. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Амины. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Амины. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на темы: «Сульфаниловая кислота. Применение сульфаниламидных препаратов»; работа с дополнительной и справочной литературой. | 3 | ||
Тема 3.9 Азо- и диазосоединения.Азокрасители. | Содержание учебного материала: Реакции диазотирования первичных ароматических аминов. Строение солей диазония, реакции с фенолами. Реакции замещения диазокатиона на другие функциональные группы в солях диазония. Понятие о хромофорах и ауксохромах. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
| |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферативное сообщение «Роль и применение азокрасителей ». | 2 | ||
Тема 3.10 Контрольная работа «Углеводороды и их моно- и полифункциональные производные». | Содержание учебного материала: Обобщение знаний по пройденным темам. Обязательная контрольная работа. | 2 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Контрольная работа «Углеводороды и их моно- и полифункциональные производные». | |||
Практические занятия: | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к контрольной работе: работа с учебником, конспектом лекций, выполнениеупражнений и заданий на химические свойства и генетическую связь органических соединений | 2 | ||
Тема 3.11 Гидроксокислоты. | Содержание учебного материала: Классификация. Номенклатура гидроксикислот. Оптическая активность, изомерия.Энантиомеры. Диастеромеры. Рацематы. Мезоформы. Химические свойства гидроксикислоткак бифункциональных соединений. Отношение к нагреванию α,β,γ-гидроксикислот. | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Гидроксикислоты. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Гидроксикислоты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, конспектом лекций. Подготовка презентаций и рефератов на тему: «Молочная кислота. Винная кислота. Сегнетова соль. Лимонная кислота. Применение»;. | 2 | ||
Тема 3.12 Фенолокислоты | Содержание учебного материала: Кислотность, химические свойства: реакции карбоксильной группы, реакции фенольногогидроксила, декарбоксилирование. Качественные реакции фенолокислот. Салициловая кислота,эфиры салициловой кислоты. Применение производных фенолокислот в медицине | 1 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Фенолокислоты. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Фенолокислоты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой по теме: «Салициловая кислота, эфиры салициловой кислоты,ацетилсалициловая кислота, фенилсалицилат. Применение в медицине (составить конспект)». Работа с учебником, конспектом лекций. | 2 | ||
Тема 3.13 Аминокислоты. Белки | Содержание учебного материала: Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Оптическая изомерия αаминокислот. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-оснóвных свойств аминокислот иее причины. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Получение аминокислот, ихприменение и биологическая функция. Белки. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структурыбелков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков: горение, денатурация,гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение.Качественные реакции на белки. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
1) Аминокислоты. 2) Белки. | |||
Практические занятия: | 4 | 2 | |
1) Составление уравнений образования пептидной связи. Цветные реакции белков. 2) Аминокислоты, белки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить дополнительную литературу по теме: «Медико-биологическое значение аминокислот(анестезин, новокаин ГАМК, ПАБК)», составить конспект. Работа с учебником, конспектом лекций. | 4 | ||
Тема 3.14 Углеводы | Содержание учебного материала: Классификация. Номенклатура. Строение. Общая характеристика, классификация (моно-, олиго- иполисахаридов). Цикло – оксо – таутомерия.Оптическая изомерия моносахаридов. Стереоизомерия. Цикло-оксо- таутомерия (кольчато-цепная);фуранозы и пиранозы. α-, β - аномеры. Формулы Фишера и Хеуорса. Мутаротация.Моносахариды. Классификация, строение и номенклатура (альдо-, кетопентозы и гексозы). Химическиесвойства моносахаридов. Реакции полуацетального гидроксила (образование гликозидов), реакцииспиртовых гидроксилов (ацилированиие, алкилирование): образование простых и сложных эфиров.Восстановительные свойства моноз.Окисление глюкозы; образование глюконовой, глюкаровой иглюкуроновой кислот Дисахариды. Строение дисахаридов. Способ сочленения циклов. Восстанавливающие и невосстанавливающие свойства дисахаридов как следствие сочленения цикла. Строение и химическиесвойства сахарозы. Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала,амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическаяроль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Строение элементарного звена целлюлозы. Гидролиз целлюлозы,образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
Углеводы. Моносахариды. 2) Углеводы. Олигосахариды, полисахариды. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
1) Углеводы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд «Моносахариды. Биологическая роль в организме, применение в медицине».Работа с учебником, конспектом лекций..Реферативное сообщение: «Гетерополисахариды, протеогликаны, гликопротеины». | 4 | ||
Раздел 4 | Гетероциклические соединения | 22 | |
Тема 4.1 Гетероциклические соединения | Содержание учебного материала: Пятичленные гетероциклы. Классификация, номенклатура.Ароматический характер важнейших гетероциклических систем (пиррол, пиридин,пиримидин, пурин). Химические свойства: кислотно-основные, реакции электрофильного замещения, восстановления. Фуран, тиофен, пиррол, диазолы. Фурацилин, антипирин, анальгин. Шестичленные гетероциклы. Номенклатура, строение, химические свойства азинов,диазинов, их основность. Алкалоиды группы пурина: кофеин, тиобромин, теофиллин. Барбитуровая кислота. Барбитураты, применение в медицине. | 1 | |
Теоретические занятия: | 4 | ||
1) Гетероциклические соединения. Пятичленные гетероциклы. Понятия об алкалоидах. 2) Гетероциклические соединения. Шестичленные гетероциклы. | |||
Практические занятия: | 4 | 2 | |
1) Пятичленные гетероциклические соединения. 2) Шестичленные гетероциклические соединения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентаций, сообщений и рефератов на тему: «Фурацилин. Антиипирин. Амидопирин. Анальгин. Дибазол. Никотиновая кислота. Барбитураты. Теофиллин. Теобромин. Кофеин. Применение в медицине». | 4 | ||
Тема 4.2 Контрольная работа по темам: «Гетерофункциональные соединения. Гетероциклические соединения». | Содержание учебного материала: Обобщение знаний по пройденным темам. Обязательная контрольная работа. | 2 | |
Теоретические занятия: | 2 | ||
1) Контрольная работа по темам: «Гетерофункциональные соединения. Гетероциклические соединения». | |||
Практические занятия: | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контрольной работе: работа с учебником, конспектом лекций, выполнениеупражнений и заданий на химические свойства и генетическую связь органических соединений | 2 | ||
Тема 4.3 Качественный анализ органических соединений. | Содержание учебного материала: Качественные реакции на основные классы органических соединений и индивидуальные вещества;способы получения и химические свойства основных классов органических соединений;методы, приемы и способы выполнения химического анализа для установления строения органических соединений.Решение упражнений на номенклатуру, составление формул соединений, цепочек-переходов, решение задач на систематизацию, углубление и закрепление знаний по теме. | ||
Теоретические занятия: Качественный анализ органических соединений | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
Качественный анализ органических соединений. Дифференцированный зачет | |||
Самостоятельная работа обучающихся работа с учебником, конспектом лекций, выполнение упражнений и заданий на химические свойства и генетическую связь органических соединений | 2 | ||
Всего | 180 часов |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)"
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально – техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Органической химии. Он же может являться и лабораторным кабинетом для выполнения практических занятий.
Оборудование учебного кабинета:
- Доска классная
- Стол и стул для преподавателя
- Столы и стулья для студентов
- Шкаф для реактивов
- Шкаф для инструментов и приборов
- Шкаф вытяжной
- Стол кафельный для нагревательных приборов
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийная установка
Оборудование лабораторий и рабочих мест:
- Стенды
- Таблицы
- Лабораторные столы
- Стулья
- Электрическая плитка
- Баня водяная
- Огнетушитель
- Ареометр
- Термометр химический
- Бумага индикаторная универсальная
- Бумага фильтровальная
- Спиртовая горелка
- Сетки металлические асбестированные разных размеров
- Штатив металлический с набором колец и лапок
- Штатив для пробирок
- Лабораторная посуда.
- Химические реактивы.
3.2Информационное обеспечение обучения: (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основная литература:
1. Оганесян Э.Т. Органическая химия: учеб.пособие для
медикофармацевтических колледжей – Ростов-н/Д: Феникс, 2016.- 428с.
2. Оганесян Э.Т. Органическая химия: учебное пособие / Э.Т. Оганесян. - Ростов-н/Д: Феникс, 2020.- ЭБС «Лань».
3. Черникова, Н. Ю. Задачи по основам общей химии для самостоятельной работы с ответами и решениями : учебное пособие / Н. Ю. Черникова, Е. В. Мещерякова. – Санкт-Петербург: Лань, 2021.- ЭБС «Лань».
Дополнительная литература:
1. Сущинская, Л. В. Биоорганическая химия. Задачи с эталонами ответов : учебное пособие / Л. В. Сущинская, Е. Е. Брещенко. — Санкт-Петербург : Лань, 2019.- ЭБС «Лань».
2. Журнал – комплект «Среднее профессиональное образование»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных; - идентифицировать органические вещества, в том числе лекарственные, по физико-химическим свойствам; - классифицировать органические вещества по кислотно–основным свойствам; - составлять формулы органических соединений и давать им названия. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - теорию А.М. Бутлерова; - строение и реакционные способности органических соединений; - способы получения органических соединений. | - устный индивидуальный опрос с использованием наглядного материала; -фронтальный письменный опрос; - выполнение тестовых заданий; -решение расчетных задач и упражнений; -подготовка реферативных сообщений. |
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В целях реализации индивидуального подхода к обучению обучающихся, осуществляющих учебный процесс по собственной траектории в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется следующих возможностях: обеспечение внеаудиторной работы со студентами, в том числе, в электронной образовательной среде с использованием соответствующего программного оборудования, дистанционных форм обучения, возможности Интернет-ресурсов, индивидуальных консультаций и т.д.
Разработчики:
- ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»
- преподаватель первой квалификационной категории Бирюкова Е.В. ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « Иностранный язык (английский)» для специальности - 050709.52Преподавание в начальных классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ« Иностранный язык (английский)»для специальности - 050709.52Преподавание в начальных классах Исходя из современного коммуникативн...
Рабочая программа учебной дисциплины Математика (2 курс) для специальностей 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 100701 Коммерция (по отраслям), 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии 230115...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для специальности: «Парикмахерское искусство»
СОДЕРЖАНИЕ ...
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.. 02 «Литература» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сель
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.23. «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Введение в специальность: общие компетенции профессионала по специальности СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Введение в специальность: общие компетенции профессионала разработана на основе требований Федерального государственного образовательного...