Тема 4. "Признаки и свойства живого"
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

ссылка на видео  - https://youtu.be/daJjDEnbnUw

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие свойства живых организмов

Слайд 2

Уникальные формы жизни

Слайд 3

Общие свойства живого 1. Химический состав ( C, O, N, H – 98% ) ! Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого

Слайд 4

2. Клеточное строение Клетка - основная структурная и функциональная единица строения почти всех живых организмов

Слайд 5

Структурные единицы растения Клетка Ткани Органы Организм

Слайд 6

! Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни

Слайд 7

3. Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступающих при питании и дыхании из внешней среды

Слайд 8

! Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержании его жизни

Слайд 9

4. Самовоспроизведение Все живое происходит из живого

Слайд 10

! Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни

Слайд 11

5. Раздражимость - свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях

Слайд 12

Раздражимость

Слайд 13

6. Приспособленность проявляется в особенностях: внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении организмов, ритмах их активной жизни, географическом распространении

Слайд 15

7. Развитие и рост Развитие – необратимые качественные изменения свойств живых организмов Рост – увеличение размеров и массы организма, связанных с появлением новых клеток

Слайд 16

! Способность к росту и развитию – общее свойство живого

Слайд 17

8. Эволюция Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный исторический процесс развития природы ! Эволюция – общее свойство живого мира

Слайд 18

Эволюция

Слайд 19

Домашнее задание § 2, ? (1-3 ) Рабочая тетрадь



Предварительный просмотр:

Тесты и задания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
1) организм
2) биоценоз
3) вид
4) популяция

Ответ


ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ СХОДСТВА
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?

1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

Ответ


ЖИВОЕ - НИЖИВОЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается

1) способностью изменять свойства других объектов
2) способностью изменять свои свойства под воздействием окружающей среды
3) способностью реагировать на воздействия окружающей среды
4) способностью участвовать в круговороте веществ
5) способностью воспроизводить себе подобных

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность

Ответ


3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для живых систем?
1) способность к передвижению
2) обмен веществ и энергии
3) зависимость от температурных колебаний
4) рост, развитие и способность к самовоспроизведению
5) устойчивость и относительно слабая изменчивость

Ответ


4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерны
1) изменение
2) движение
3) гомеостаз
4) эволюция
5) химический состав

Ответ


УРОВНИ
Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный

Ответ


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

Ответ


Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроцит
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь

Ответ


НА КАКИХ УРОВНЯХ...
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?

1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном

Ответ


3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом

Ответ


4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?
1) популяционно-видовой
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) биосферный
5) молекулярно-генетический

Ответ


5. Выберите два варианта. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
1) клеточном
2) биосферном
3) организменном
4) биогеоценотическом
5) популяционно-видовом

Ответ


6. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
1) популяционно-видовой
2) организменный
3) молекулярно-генетический
4) биогеоценотический
5) клеточный

Ответ


7. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации жизни происходит воспроизведение наследственной информации организма и её реализация?
1) молекулярном
2) тканево-органном
3) биосферном
4) популяционно-видовом
5) субклеточном

Ответ


КЛЕТОЧНЫЙ + ОРГАНИЗМЕННЫЙ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у

1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
1) гидра пресноводная
2) спирогира
3) улотрикс
4) амеба дизентерийная
5) цианобактерия

Ответ


3. Выберите два верных ответа. У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?
1) серобактерия
2) пеницилл
3) хламидомонада
4) пшеница
5) гидра

Ответ


КЛЕТОЧНЫЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточному уровню организации жизни соответствует

1) хламидомонада
2) серобактерия
3) бактериофаг
4) ламинария
5) лишайник

Ответ


ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся

1) рыбы озера Байкал
2) птицы Арктики
3) Амурские тигры Приморского края России
4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
5) синицы Европы

Ответ


БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ - БИОСФЕРНЫЙ
Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
В) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)

Ответ



Предварительный просмотр:

Сущность жизни и свойства живого

Свойства живого

1) Единый химический состав и план строения.

2) «Открытость», необходимость энергии.

3) Обмен веществ.

4) Раздражимость (способность реагировать на изменение внешней среды).

5) Развитие.

6) Размножение.

7) Наследственность и изменчивость.

8) Приспособленность к среде обитания.

Свойство живого

Характеристика

Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения

Живые организмы на 98% состоят из углерода, кислорода, азота и водорода. Все живые организмы имеют клеточное строение

Открытость

Живые организмы – открытые системы, то есть существующие до тех пор, пока в них поступает энергия и питательные вещества извне

Обмен веществ

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой. Из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности. Обмен веществ происходит при синтезе органических веществ в организме и процессе распада сложных органических веществ с выделением энергии

Раздражимость

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды

Развитие

Живые организмы развиваются постепенно и последовательно. Все живые организмы эволюционируют

Размножение

Всё живое размножается. Новые организмы возникают в результате бесполого или полового размножения особей

Наследственность и изменчивость

Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития

Приспособленность к среде обитания

Живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов



Предварительный просмотр:

Тема  урока « Признаки  живого»

1. Единство химического состава

Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и тела неживой природы, но соотношения содержания элементов в живых и неживых объектах отличаются. Более 90 % химического состава организмов приходится на органогенные элементы (С, O, N, H) образующие сложные органические вещества.

Этот факт свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

 

2. Клеточное строение (Единство структурной организации) 

Все существующие на Земле организмы (кроме вирусов) состоят из клеток.


3. 
Обмен веществ (Открытость живых систем)

Все живые организмы представляют собой «открытые системы».

Открытость системы — обязательное постоянное поступление энергии из окружающей среды и выделение продуктов жизнедеятельности.

Обмен веществ — совокупность биохимических процессов, происходящих в биологических системах.

В живых организмах одновременно происходят процессы двух типов: ассимиляция, т. е. образование сложных органических веществ, и диссимиляция, т. е. распад органических веществ, протекающий с выделением энергии. Благодаря обмену веществ в организме поддерживается постоянство состава внутренней среды независимо от условий в окружающем мире.


4. 
Самовоспроизведение (Репродукция)

Это способность живых систем воспроизводить себе подобных.  Размножение является одним из главных признаков живых организмов. Основой размножения является процесс самоудвоения молекул ДНК, определяющий возможность дальнейшего деления клеток.


5. 
Саморегуляция (Гомеостаз)

Это поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.


6. 
Развитие и рост

Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе онтогенеза постепенно проявляются индивидуальные свойства организма и происходит увеличение его размеров.
  • Результатом филогенеза является общее усложнение живых организмов в ходе эволюции и всё их многообразие на нашей планете.

7. Раздражимость

Каждый живой организм способен изменять свою жизнедеятельность в ответ на действие разных раздражителей. Примерами могут служить рефлексы у животных, а также двигательные реакции у растений: тропизмы, таксисы и настии.


8. 
Наследственность и изменчивость

Эти свойства живых организмов представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость — это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства.
  • Наследственность — это способность живых организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.

9. Способность к адаптациям

Проявляется в том, что в результате действия естественного отбора живые организмы приспосабливаются к условиям среды, у них появляются адаптации. Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.


10. 
Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность)

Эти особенности присущи как структуре, так и функциям. Любой организм — это целостная система, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

 



Предварительный просмотр:

 Тема урока «Признаки живых организмов»

Биологические системы отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, среди которых основными являются:

  • клеточное строение;
  • особенности химического состава;
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • гомеостаз;
  • раздражимость;
  • движение;
  • рост и развитие;
  • воспроизведение;
  • эволюция.

Все живые системы, в том числе клетки и организмы, являются открытыми. К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород. Благодаря обмену веществ и энергии обеспечивается взаимосвязь организма с окружающей средой и поддерживается гомеостаз.

По способу питания все организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, а гетеротрофы используют исключительно готовые органические вещества.

Признаки живых организмов

Признаки организмов

Характеристика

Определённый состав и упорядоченность

Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам. Упорядоченность клетки проявляется в том, что для неё характерен определённый набор клеточных компонентов, а упорядоченность организма характеризуется определённым набором функционально связанных органов и тканей

Иерархичность организации

Жизнь проявляет себя одновременно на многих уровнях организации, каждый из которых имеет свои свойства и особенности

Обмен веществ

Это совокупность происходящих в организмах химических реакций, перемещений веществ, обеспечивающих постоянство состава и строения всех частей организма. На организменном уровне он проявляется в виде трёх процессов: питания, газообмена и выделения

Поток энергии

Непосредственно связан с обменом веществ. Организм, как и иные биосистемы, является открытой системой и зависит от притока энергии извне

Способность к воспроизводству

Обеспечивается размножением. При этом преемственность поколений обеспечивается наследственностью, а возникновение новых свойств и признаков — изменчивостью

Способность к развитию

На организменном уровне реализуется в виде онтогенеза — индивидуального развития организма. Он характеризуется ростом (увеличением размеров) и развитием (например, могут развиваться системы органов, которые необходимы с переходом в новую среду обитания, — лёгкие; органы размножения и др.)

Приспособленность

Развивается в результате долгосрочных и краткосрочных процессов. Её результатом является огромное разнообразие и целесообразность строения живых организмов. Долгосрочные приспособления осуществляются благодаря эволюции, краткосрочные — благодаря раздражимости (способности реагировать на внешние или внутренние воздействия)

Саморегуляция

Направлена на постоянство внешнего строения и внутреннего состояния (гомеостаза). На организменном уровне существует также три системы регуляции: гуморальная, нервная и иммунная

Динамичность

Характерным проявлением является способность организмов к изменению положения тела и подвижности. Она может проявляться не только в движении, но и в изменении ростовых реакций (тропизмы, таксисы, настии)

Целостность

Это результат взаимосвязи и взаимозависимости частей биосистем. Системы разных уровней отличаются по степени взаимозависимости своих частей. Так, клетка и организм — относительно более целостные биосистемы, чем биогеоценоз

Уникальность

Все биосистемы, начиная от клеточного уровня, неповторимы и отличаются от аналогичных систем. Например, имеющие идентичную наследственную информацию организмы (однояйцовые близнецы, клоны и т. д.) имеют неповторимую индивидуальность, зависящую от воздействия на них среды и саморегуляции в ходе развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по информатике. Тема « Алгоритмы и их свойства»

В этой работе мой ученик предлагает тест для самопроверки по теме " Алгоритмы"....

Разработка урока по модульной технологии на тему: "Показательная функция, ее свойства и график"

Разработка урока по модульной технологии содержит конспект первого урока по теме: "Показательная функция"...

Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"

Современный этап развития общества требует новых под­ходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профес­сиональных образовательных учреждениях, готовящих в...

План урока по теме "Размерные признаки тела человека. Обозначения размерных признаков. Последовательность и правила измерения фигуры. Таблица размерной типологии женщин"

Тема раздела: Теоретические основы конструированияТема урока: Размерные признаки тела человека. Обозначения размерных признаков. Последовательность и правила измерения фигуры. Таблица размерной типоло...

Конспект урока по теме «Первый признак равенства треугольник» 7 класс

Задачи урока:1)      В предметном направлении.познакомить учащихся с определением треугольника и его элементов, формулировкой и доказательством первого признака равенства треу...

Урок "Свойства живого"

Урок "Свойства живого"...

Методическая разработка разноуровневых заданий на тему: "Край, в котором я живу"!!!

пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...