Статья "Исследование водородного показателя"
тест
Предварительный просмотр:
«ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДОРОДНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ»
Бараксанова Ольга Григорьевна
ОГБПОУ «Томский Механико-Технологический техникум»
Аннотация на методическую разработку урока по химии
для студентов ОГБПОУ «Томский механико-технологический техникум»
Методическая разработка урока химии по теме «Исследование водородного показателя (рН) шампуней» представляет собой модель урока по химии в
соответствии с системно-деятельностным подходом. Урок разработан для студентов второго курса, обучающихся по профессии «Парикмахер».
Форма урока: лабораторная работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы, а использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор студентов. Анимационные эффекты в презентации, видеоролик (в начале урока) создают благоприятный эмоциональный настрой. Особенностью проведения данного урока является то, что до начала занятия студенты проводили социологический опрос среди студенток техникума и преподавателей, для выявления самого популярного шампуня. Затем по итогам данного опроса были приобретены образцы шампуней для исследования на уроке.
Целью написания методической разработки являются:
- формирование и развитие познавательного интереса студентов к химии;
-расширение знаний студентов о рН среде шампуней;
- умение проводить социологические опросы среди сверстников и преподавателей;
-показать связь изучаемого материала с жизнью;
Целью урока является: показать самостоятельную исследовательскую деятельность студентов на уроке химии.
Методическая разработка урока предназначена как для преподавателей общеобразовательного цикла, так и профессионального цикла.
Результатом данного урока является представление результатов исследование образцов шампуней.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка урока
по химии
РАЗРАБОТАЛА:
Бараксанова Ольга Григорьевна,
преподаватель химии
Томск
2020
ПЛАН УРОКА
ТЕМА ПРОГРАММЫ: Изучение рН среды различных растворов с помощью универсального индикатора.
ТЕМА УРОКА: Исследование водородного показателя (рН) шампуней.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ВИД УРОКА: лабораторная работа.
ЦЕЛЬ УРОКА, ЕГО РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
К КОНЦУ УРОКА ОБУЧАЮЩИЕСЯ БУДУТ
ЗНАТЬ:
- определение понятия «водородный показатель»;
- отличие кислотной среды от щелочной;
- историю открытия и появления первых шампуней;
УМЕТЬ:
- определять рН шампуня;
- сравнивать полученное значение рН со шкалой значений;
В ХОДЕ УРОКА СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ:
* ответственности за выполненную работу
* самостоятельности
* умению работать в коллективе
* ответственности за планирование и организацию своего труда
СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ:
* коммуникативных навыков
* внимания и наблюдательности
* наглядно-образного мышления
* памяти
ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: показать самостоятельную исследовательскую деятельность студентов на уроке химии.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ: групповая, индивидуальная
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 45минут
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
1. Проектор – 1 шт.
2. Компьютер – 1 шт.
3. Экран – 1 шт.
4. Цветная бумага, фломастеры, магниты (для каждой группы)
5. Приложение №1 «Лабораторная работа»- 12 шт.
6. Приложение №2 «Интеллектуальная карта»- - 12 шт.
7. Приложение №3- 60 шт. (для социологического опроса)
8. Приложение №4- рефлексия «Моя профессиональная этажерка» - 10 шт.
Технологическая карта
Этапы урока | Время этапа | Методические особенности и краткие указания по проведению этапов урока | Средства | Формы и методы | Формируемые компетенции | Результат |
1.Организацион-ный момент | Проверка явки и готовности обучающихся к занятию, преподаватель контролирует деление на 4 группы | Объяснение преподавателя | Положительный эмоциональный настрой обучающихся на урок | |||
2.Актуализация знаний | мин | Обучающиеся с помощью видеоролика определяют тему занятия | Видеоролик | Индивидуальная. Фронтальная | Обучающиеся проявляют интерес к изучаемой теме и совместно с преподавателем формулируют тему урока. | |
3. Реализация проектной деятельности 3.1Фронтальный опрос 3.2Представление результатов социологического опроса | мин | Студенты по очереди защищают проекты, параллельно выполняя задания по русскому языку Выявление опорных знаний по УД. Объявление целей и задач занятия. Студенты представляют результаты социологического опроса выявляют самый популярный шампунь | Презентация | Индивидуальная. Составление кластера | ||
5.Подведение итогов урока | 5 мин | Преподаватель вместе с обучающимися подводит итог занятия. Рефлексия «………» | Цветная бумага, ножницы, маркер, ватман | Индивидуальная. | Обучающиеся анализируют свою деятельность на уроке и деятельность своих товарищей, формируются общие компетенции |
Приложение №1
Лабораторная работа по теме:
«Исследование водородного показателя (рН) шампуней»
Цель: Исследовать популярные шампуни разных марок, отобранных в ходе социологического опроса.
Задачи:
-Определить рН-среды образцов шампуней;
-Определить соответствие шампуни типам волос;
Оборудование: образцы шампуней разных марок, вода, пробирки, лакмусовая бумага, стеклянный палочки, шкала значений рН, маркер.
Теоретическая часть:
Шампунь – основное и наиболее часто используемое косметическое средство для ухода за кожей головы и волосами. Его подбор должен быть строго индивидуален и зависеть, в первую очередь, не от рекламных обещаний производителей, а от типа ваших волос.
Результат большинства бытовых шампуней, используемых для частого применения, зависит от уровня кислотности и щелочности, который обозначается- pH. Уровень рН обозначается цифрой от 1 до 14, рН=7- это нейтральный баланс. Шампуни с таким значением рН не являются ни кислотными, ни щелочными.
- Число ниже 7 означает кислую реакцию: чем меньше цифра, тем выше кислотность. Кислые шампуни, содержащие силиконовые масла, подходят для ежедневного ухода, для окрашенных волос и волос, подвергшихся химической завивке.
- выше 7 - щелочная реакция. Щелочные шампуни применяются для глубокой очистки волос. К щелочным относятся шампуни от перхоти и шампуни для жирных волос. Маска для волос будет действовать значительно эффективнее, если перед ее нанесением, хорошо очистить волосы щелочным шампунем. Однако щелочные шампуни сильно обезжиривают и сушат волосы. Ежедневно использовать щелочные шампуни не рекомендуется.
- Для тщательного ухода за волосами нужно использовать и кислый шампунь для регулярного применения, и щелочной шампунь, для глубокой очистки.
- рН большинства шампуней бывает от 5 до 7;
- лечебные шампуни около 7,3, то есть близко к нейтральной.
Волосы у каждого из нас, как и кожа также имеют свой уровень pH. В состав волос входит некоторое количество влаги, поэтому в нормальном состоянии волосы обладают немного кислой средой, нормальный уровень кислотно-щелочного баланса волос находится в диапазоне pH 4.5-5.5. - это слабо-кислая реакция.
При мытье волос шампунь влияет на кислотно-щелочной баланс волоса. Правильно подбирая шампунь, соотнеся уровень pH шампуня и pH ваших волос, можно заметно улучшить состояние волос и кожи головы. Секрет очень простой: необходимо выбирать те шампуни, которые смогут приблизить pH ваших волос к нейтральному уровню:
- Для сухих, ослабленных и поврежденных волос рекомендуются кислые шампуни: с пониженным содержанием щелочей c pH 5.5 – 7 или вообще безщелочные c pH 4.5-5.5. Это связано с тем, что окрашивание и химическая завивка волос меняют баланс волос в щелочную сторону, волосы приобретают ломкость, начинают сечься.
- Также кислые шампуни подходят для устранения и предотвращения появления перхоти.
- Для жирных волос рекомендуется использовать шампуни с нейтральным или щелочным балансом, pH 6-8.
- Для детей нужно выбирать только нейтральные шампуни с pH 6-8.
На некоторых шампунях есть этикетка рН-сбалансированный, это означает, что они имеют ту же кислотную реакцию, что и волосы.
Практическая часть:
Ход работы:
1. Внимательно изучите теоретическую часть лабораторной работы.
2. Приготовьте растворы шампуней: возьмите по 1-2 мл шампуня и добавьте 5-6 дл воды и хорошо перемешайте полученный раствор стеклянной палочкой.
3. Подпишите образцы.
4. На индикаторные полоски нанесите несколько капель каждого раствора шампуней и подпишите полоски для каждого образца, чтобы не допустить ошибки.
5. Пронаблюдать изменение цвета индикатора: если цвет изменился на темно или светло-желтый, то среда шампуня соответствует стандарту: 6<рН<7 (нейтральная среда), если цвет изменился на зеленый, то среда щелочная: 7<рН<9, если цвет изменился на светло-розовый, то среда кислотная 9<рН<11.
6. Сделайте вывод и заполните таблицу.
ИНТЕЛЛЕКТУАКЛЬНАЯ КАРТА
Приложение №2
История открытия первых шампуней
Данные социологического опроса
Приложение №2
Лабораторная работа
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД РАБОТЫ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Номер образца | Значение рН | Тип среды | Для какого типа волос подходит |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 |
ВЫВОД:
Критерии оценки | Работа выполнена полностью с соблюдением необходимой последовательности. Аккуратно выполнены все записи в таблице. Правильно определено значение рН предложенных марок. | Выполнены требования к оценке «5», но была допущена одна грубая ошибка или две незначительных в определении рН среды. | Работа выполнена полностью, но имеются три незначительных и более ошибок в определении рН среды. | Задание не выполнено. |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
«Грубая ошибка»- ошибки в определении данных, несоответствие написанных данных эталону ответа, неверно записан вывод к работе.
«Незначительная ошибка»- неграмотная запись хода лабораторной работы, неаккуратная запись результатов работы, некорректно сформулирован вывод.
Приложение №3
Социологический опрос «Выбор шампуня»
1.Пользуетесь ли вы шампунем?
А)ДА
Б) НЕТ
2.Как часто вы пользуетесь шампунем?
А) КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Б) 1 РАЗ В 2-3 ДНЯ
В)2-3 РАЗА В НЕДЕЛЮ
3.При выборе шампуня обращаете ли Вы внимание на его состав?
А) ДА
Б) НЕТ
В)ИНОГДА
4.Какими марками шампуней Вы пользуетесь (в настоящее время)?
Рефлексия «МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТАЖЕРКА»
Приложение №4
Расставьте бутылки с шампунем по соответствующим полкам
Список литературы:
- https://volos-ok.ru/sostav-shampunej/
- http://chistown.ru/himicheskij-sostav-shampunya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели и критерии оценки устных ответов студентов
Показатели и критерии оценки устных ответов студентов...
Презентация "Показатели вариации"
Презентация по дисциплине "Статистика" по теме "Показатели вариации"...
Презентация "Статистические показатели"
Презентация по дисциплине "Статистика" по теме "Статистические показатели"...
Практическая работа «Расчет показателей использования основных средств и оборотных средств»
Практическая работа по экономике организации для студентов СПО....
Показатели вариации.
Различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности в статистике называется вариацией признака. Она возникает в результате того, что его индивидуальные значения складываются ...
Проверочная работа по теме "Водородный показатель рН. Гидролиз солей"
Проверочная работа по УД ЕН Химия по теме "Водородный показатель рН. Гидролиз солей" для студентов 2 курса по специальности " Технология продукции общественного питания". Содержит ...