Многоатомные спирты
план-конспект занятия

Данилова Таисия Викторовна

Конспект урока по химии + презентация "Многоатомные спирты" предназначена для студентов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoatomnye_spirty.docx76.6 КБ
Файл mnogoatomnye_spirty.pptx956.57 КБ

Предварительный просмотр:

Темаурока: «Многоатомные спирты»

Цель: ознакомить с составом и строением глицерина, отметить признаки общности и различия в строении одноатомных и многоатомных спиртов и рассмотреть химические свойства глицерина.

Задачи:

  • Образовательная: формировать умения составлять уравнения химических реакций.
  • Развивающая: развивать умение самостоятельно обрабатывать, систематизировать теоретические и экспериментальные данные.
  • Воспитательная: воспитание положительной мотивации; создать условия для формирования нравственных качеств: товарищества, этических норм поведения.

       Цель  урока на «языке ученика»: (написана на доске (слайде) и после

       проведения  этапа урока, когда одна с целей уже достигнута, учитель и

       учащиеся обращаются  к ним)

  • знать состав и строение многоатомных спиртов (глицерина);
  •          развивать умения обращаться с лабораторным оборудованием,  наблюдать, делать выводы на основании проделанной работы;
  • закрепить умения составлять формулы многоатомных спиртов  и уравнения их образования.

Тип урока: комбинированный. Основная часть – формирование новых знаний и умений.

Методы обучения: методы организации и осуществления учебных действий и операций – перцептивные методы: сочетание словесных и наглядных.

Оборудование, наглядность:  глицерин, дистиллированная вода, натрий, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия,  перманганат калия, демонстрационный столик, лучина, стеклянная палочка, химический стакан, пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка.

 Ход урока:

Фронтальная беседа

1. Какие вещества называются спиртами? (Спиртами называются  производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами.)

2. Как классифицируются  спирты в зависимости от строения углеродной цепи? (Спирты классифицируются на насыщенные и ненасыщенные.)

3. Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами? (Производные предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу.)

4. Какие группы атомов называются функциональными? (Функциональными группами называются группы атомов, которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ.)

5. Перечислите названия первых четырех  представителей гомологического ряда предельных одноатомных спиртов?  (Метанол, этанол, пропанол, бутанол.)

Задание 2  

Теперь предлагается вам выполнить задание письменно в тетрадях по вариантам (1-й, 2-й). Вам необходимо выбрать из предложенных веществ формулы спиртов и назвать их, расставить коэффициенты и составить уравнение реакции, а также решить задачу. На задание дается 5 – 7 мин.

Задание  разноуровневое  записано на (слайде 2):

Вариант -  1

Вариант - 2

  1. Выберите из предложенных веществ формулы спиртов:

 (1 - 2  балла)

С2Н6;     С2Н5ОН;   С6Н6

С2Н4;    С3Н7ОН;   С4Н10

  1. Назовите спирты по систематической номенклатуре:

 (3 - 4  балла)

Н3С - СН2 – СН2ОН

Н3С - СН2 –  СН2 - СН2ОН

  1. Напишите сокращенные структурные формулы:

(5-6 баллов)

2- метилпентен - 1

2-метилбутен-1

  1. Допишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (7 – 8  баллов)

С2Н5ОН + Na→

С2Н5ОН+ О2

  1. Задача. Рассчитайте объем кислорода, который необходим для сжигания этанола химическим количеством:  (9 – 10 баллов)

0,35 моль

0,64 моль

Правильные ответы показаны на (слайде 3)!!!

Вариант -  1

Вариант - 2

  1. Выберите из предложенных веществ формулы спиртов:

 (1 - 2  балла)

    С2Н5ОН

    С3Н7ОН;  

  1. Назовите спирты по систематической номенклатуре:

 (3 - 4  балла)

Пропанол -1

Бутанол - 1

  1. Напишите сокращенные структурные формулы:

(5-6 баллов)

СH = C - CH - CH - CH
            |
           CH

СH = C - CH -  CH
             |
            CH

  1. Допишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты:  (7 – 8  баллов)

2Н5ОН + 2Na→2С2Н5ОNa + Н2

С2Н5ОН+ 3О2→2СО2↑ + 3Н2О

  1. Задача.  (9 – 10 баллов)

V(О2)= 23,52 дм3

V(О2)= 43,008 дм3

Время вышло, обмениваемся тетрадями  и проверяем работу.

Теперь, пожалуйста, поднимите руку кто набрал мах кол-во баллов, т.е. 10 баллов и т.д.

Оценки будут поставлены в журнал.

III.Изучение нового материала (20 – 25 мин.)

А теперь перейдем к нашей сегодняшней теме урока. Записываем в тетрадях тему: «Многоатомные спирты». (На доске записана тема урока, учащиеся записывают её в тетрадь)

В органической химии, кроме одноатомных спиртов, существуют спирты, содержащие в молекуле две и более гидроксильных группы. Это спирты: (СЛАЙД 4 )

  • Двухатомные (этиленгликоль)
  • Трехатомные (глицерин)
  • Четырехатомные
  • Пятиатомные
  • Шестиатомные

Давайте, почитаем, этикетки на упаковках изделий, которых я просила вас принести на этот урок: крем, мыло, шампунь, жевательная резинка. Очень часто встречаются названия: глицерин,  пропиленгликоль, сорбит, ксилит, маннит, мальтит - это и есть многоатомные спирты.

Цель урока: (попросить сформулировать учащихся  самостоятельно)

  • знать состав и строение  многоатомных спиртов (глицерин);
  •          развивать умения обращаться с лабораторным оборудованием,  наблюдать, делать выводы на основании проделанной работы;
  • закрепить умения составлять формулы многоатомных спиртов  и уравнения их образования.

(СЛАЙД5) Многоатомными спиртами называют производные углеводородов, в молекулах которых два и более атомов водорода у соседних атомов углерода замещены на гидроксильные группы.

Рассмотрим строение и свойства многоатомных спиртов на примере глицерина. (СЛАЙД6)

Глицерин   (1,2,3 – пропантриол) – является простейшим представителем

 CH2-OH

CH –OH

CH2-OH

 гомологического ряда трехатомных спиртов. Его можно рассматривать как производное пропана, Н3С – СН2 – СН3 в молекуле которого три атома водорода при соседних атомах углерода замещены на гидроксильные группы. Поэтому глицерин относят к многоатомным спиртам.

Шаростержневая и полусферическая модели молекулы глицерина, отражающие его пространственное строение, представлены на (СЛАЙД7) .

Модели молекулы

шаростержневая

полусферическая

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516299/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no32-mnogoatomnye-spirty-etilenglikol-glicerin-svojstva-primenenie/o21102.gif

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516299/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no32-mnogoatomnye-spirty-etilenglikol-glicerin-svojstva-primenenie/o21103.gif

Физические свойства глицерина (СЛАЙД8)

http://ua-fish.net/images/%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD.jpg

Глицерин – бесцветная, вязкая жидкость, сладкая на вкус, без запаха, обладает высокой гидроскопичностью. Глицерин хорошо растворяется в воде, в чем вы убедитесь простотрев опыт «Изучение физических свойств глицерина». (СЛАЙД19)

Химические свойства

Химические свойства глицерина так же, как и этанола, обусловлены наличием гидроксильных групп в составе молекул, поэтому во многом сходны со свойствами одноатомных спиртов.

1) Глицерин взаимодействует со щелочными металлами. В этой реакции атомы водорода в гидроксильных группах так же, как и у этанола, замещаются на атомы металлов. Уравнение реакции глицерина с натрием можно представить так:  (СЛАЙД10)

   CH2-OH        CH2-O Na

   │                                         │

2 CH –OH   + 6 Na  →   2   CH –O Na     + 3H2

   │                                         │

   CH2-OH                             CH2-O Na

глицерин                                      тринатрийглицерат

Вашему вниманию предлагается просмотр опыта «Взаимодействие глицерина с натрием». (СЛАЙД11)

Демонстрация !!!(соблюдение правил техники безопасности)

  1. Глицерин взаимодействует с сильными окислителями  убедимся в этом на примере с перманганатом калия.

Реакцию можно выразить уравнением:  (СЛАЙД12)

14КМnО4 + 3С3Н5(ОН)3 = 7K2CO3 + 14MnO2 + 12H2O + 2CO2

Разотрем в порошок небольшое количества  кристаллического перманганата калия. Перманганат калия обладает сильными окислительными свойствами. Сложим лист фильтровальной бумаги с перманганатом калия, чтобы провести реакцию. Приливаем глицерин к порошку перманганата. Реакция глицерина с окислителем идет с выделением тепла, глицерин загорается, поджигая фильтровальную бумагу.

(СЛАЙД13)

Вывод:  мы увидели, что глицерин взаимодействует с сильными окислителями с выделением большого количества теплоты.

(СЛАЙД14)

Физкультминутка!!! (Под музыку)

А теперь класс поднимается

Физкультминутка начинается!

Движенье – это здоровье.

Движенье – это жизнь.

Не ленись – подтянись.

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз,

На четвертый поднимись,

Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень!!!

Теперь переходим к выполнению лабораторного опыта № 3 «Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II)», (СЛАЙД15) приступаем к работе, выполняем парами, соблюдаем осторожность.  !!!(соблюдение правил техники безопасности)

CuSO4 + 2 NаOH = Cu(OH)2http://festival.1september.ru/articles/506507/img3.gif + Nа2 SO4
Cu
2+ + 2OH = Cu(OH)2 ↓

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1359130452861/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no32-mnogoatomnye-spirty-etilenglikol-glicerin-svojstva-primenenie/img1.gif

Применение многоатомных спиртов (СЛАЙД16)

Теперь я попрошу открыть учебники на стр.130-131 и самостоятельно прочитать применение многоатомных спиртов и ответить на вопрос: Где используются и какими свойствами обладают многоатомные спирты на примере глицерина и этиленгликоля?

Многоатомные спирты  находят  широкое и разнообразное применение. Глицерин – широко используется  в косметике, фармацевтической   и пищевой промышленности, а также  при выделке кожи.  В косметических средствах глицерин играет роль смягчающего средства. Глицерин добавляют к зубной пасте, чтобы предотвратить ее высыхание. К кондитерским изделиям глицерин добавляют для предотвращения их кристаллизации.

В промышленности глицерин используют для производства взрывчатых веществ. Спиртовой раствор нитроглицерина используется как средство для расширения кровеносных сосудов при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

(СЛАЙД17)

Двухатомный спирт этиленгликоль применяется в качестве антифриза – незамерзающей жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Этиленгликоль широко используется как исходное вещество для получения синтетического волокна лавсан, которое производят на ОАО «Могилевхимволокно».

IV.Закрепление материала (6 – 8 мин.)

Слайд

Тест «Многоатомные спирты» (Один правильный ответ)

(СЛАЙД18)

1. Многоатомные спирты – это:

а) спирты, имеющие длинные углеводородные радикалы;

б) спирты с разветвленным строением углеводородного радикала;

в) спирты, имеющие несколько спиртовых функциональных групп.

(СЛАЙД19)

2. К многоатомным спиртам не относится:

а) этиленгликоль; б) фенол; в) глицерин.

(СЛАЙД20)

3. Глицерин не взаимодействует с:

а) натрием; б) угарным газом; в) азотной кислотой.

(СЛАЙД21)

4. Взаимодействие с каким из приведенных ниже веществ является качественной реакцией на глицерин:

а) бром; б) гидроксид меди(II); в) хлорид железа(III).

(СЛАЙД22)

5. Многоатомные спирты находят широкое  и разнообразное применение  в:

а) производстве синтетического каучука;  б) получении ацетилена, необходимого для сварочных работ;  в) косметике, фармацевтической и пищевой промышленности.

(СЛАЙД23)

Ключ:

О т в е т ы:  1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – в.

Давайте подведем  итог: на сегодняшнем уроке мы узнали, что такое многоатомные спирты, познакомились с их составом, строением. Выполнили необходимые опыты.

(СЛАЙД24)

V.Рефлексия (1 -2 мин.) «Цветовой индекс»

Цель: осознание учениками результативности своей деятельности и создание ситуации успеха.

Деятельность учащихся: записывают на листочках бумаги предложение «Я сегодня на уроке работал_______», в конце которого ставят знак препинания (вопросительный, восклицательный, точку или многоточие):

«.» - урок не вызвал эмоций, выполнял задания по необходимости;

«?» - задумался, анализируя свою деятельность на уроке;

«!» - доволен своей работой на уроке;

«…» - на уроке пробудился интерес к изучаемой теме, есть желание изучать ее далее.

 (СЛАЙД25)

VI.Домашнее задание (1-2 мин.): Параграф 26, задания 7,8.

Учитель

Уже звенит шалун-звонок,

Как жаль, что кончился урок.

«Спасибо! – всем я говорю.

- Вы молодцы! Благодарю».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ Ф.И.О

Слайд 2

I Вариант II Вариант Выберите из предложенных веществ формулы спиртов: (1 - 2 балла) С 2 Н 6; С 2 Н 5 ОН; С 6 Н 6 С 2 Н 4; С 3 Н 7 ОН; С 4 Н 10 Назовите спирты по систематической номенклатуре: (3 - 4 балла) Н 3 С - СН 2 – СН 2 ОН Н 3 С - СН 2 – СН 2 - СН 2 ОН Напишите сокращенные структурные формулы: (5-6 баллов) 2- метилпентен - 1 2-метилбутен-1 Допишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты: (7 – 8 баллов) С 2 Н 5 ОН + Na→ С 2 Н 5 ОН+ О 2 → Задача. Рассчитайте объем кислорода, который необходим для сжигания этанола химическим количеством: (9 – 10 баллов) 0,35 моль 0,64 моль

Слайд 3

I Вариант II Вариант Выберите из предложенных веществ формулы спиртов: (1 - 2 балла) С 2 Н 5 ОН С 3 Н 7 ОН; Назовите спирты по систематической номенклатуре: (3 - 4 балла) Пропанол -1 Бутанол - 1 Напишите сокращенные структурные формулы: (5-6 баллов) СH₂ = C - CH₂ - CH₂ - CH₃ | CH₃ СH₂ = C - CH₂ - CH₃ | CH₃ Допишите уравнение реакции и расставьте коэффициенты: (7 – 8 баллов) 2С 2 Н 5 ОН + 2Na→2С 2 Н 5 ОNa + Н 2 ↑ С 2 Н 5 ОН+ 3О 2 →2СО 2 ↑ + 3Н 2 О Задача. (9 – 10 баллов) V( О 2 ) = 23,52 дм 3 V( О 2 ) = 43,008 дм 3

Слайд 4

Двухатомные (этиленгликоль) Трехатомны е (глицерин) Четырехатомные Пятиатомные Шестиатомные

Слайд 5

Многоатомными спиртами - называют производные углеводородов, в молекулах которых два и более атомов водорода у соседних атомов углерода замещены на гидроксильные группы

Слайд 6

CH 2 - OH │ CH – OH │ CH 2 - OH Глицерин (1,2,3 - пропантриол ) Н 3 С – СН 2 – СН 3 пропан

Слайд 7

Модели молекулы шаростержневая полусферическая

Слайд 8

Физические свойства глицерина Глицерин – бесцветная, вязкая жидкость, сладкая на вкус, без запаха, обладает высокой гидроскопичностью

Слайд 9

« Изучение физических свойств глицерина»

Слайд 10

CH 2 - OH CH 2 - O Nа │ │ 2 CH –OH + 6 N a →2 CH –O Na + 3H 2 ↑ │ │ CH 2 -OH CH 2 -O Na г лицерин тринатрийглицерат Уравнение реакции глицерина с натрием

Слайд 11

«Взаимодействие глицерина с натрием»

Слайд 12

14КМ n О 4 + 3С 3 Н 5 (ОН) 3 = 7K 2 CO 3 + 14M n O 2 + 12H 2 O + 2CO 2 Взаимодействие глицерина с сильными окислителями

Слайд 13

Вывод : глицерин взаимодействует с сильными окислителями с выделением большого количества теплоты

Слайд 15

« Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II ) »

Слайд 16

Применение многоатомных спиртов

Слайд 17

Применение многоатомных спиртов

Слайд 18

Тест «Многоатомные спирты» (Один правильный ответ) 1. Многоатомные спирты – это: а) спирты, имеющие длинные углеводородные радикалы; б) спирты с разветвленным строением углеводородного радикала; в) спирты, имеющие несколько спиртовых функциональных групп.

Слайд 19

2. К многоатомным спиртам не относится: а) этиленгликоль; б) фенол; в) глицерин.

Слайд 20

3. Глицерин не взаимодействует с: а) натрием; б) угарным газом; в) азотной кислотой.

Слайд 21

4. Взаимодействие с каким из приведенных ниже веществ является качественной реакцией на глицерин: а) бром; б) гидроксид меди(II); в) хлорид железа(III).

Слайд 22

5. Многоатомные спирты находят широкое и разнообразное применение в: а) производстве синтетического каучука; б) получении ацетилена, необходимого для сварочных работ; в) косметике, фармацевтической и пищевой промышленности.

Слайд 23

О т в е т ы: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – б; 5 – в.

Слайд 24

Домашнее задание: стр.145-147

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся 2 курса по профессии "Наладчик А и ПО"...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся НПО...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

Разработка урока химии на тему "Спирты."...

Презентация к уроку "Многоатомные спирты"

Многоатомные спирты – органические соединения класса спиртов, содержащие в своём составе более одной гидроксильной группы.К многоатомным спиртам относятся органические соединения, в молекулах которых ...

Конспект к уроку "Многоатомные спирты"

Многоатомные спирты – органические соединения класса спиртов, содержащие в своём составе более одной гидроксильной группы.К многоатомным спиртам относятся органические соединения, в молекулах которых ...

Спирты. Предельные одноатомные спирты.

Материал лекции по теме "Спирты. Предельные одноатомные спирты." Самостоятельные и лабораторные работы на данную тему....

Урок "Многоатомные спирты"

Урок "Многоатомные спирты"...