Конспект к уроку "Многоатомные спирты"
план-конспект урока на тему
Многоатомные спирты – органические соединения класса спиртов, содержащие в своём составе более одной гидроксильной группы.
К многоатомным спиртам относятся органические соединения, в молекулах которых содержится несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.
Этиленгликоль и глицерин – бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса. Они хорошо растворяются в воде и в этаноле. Этиленгликоль кипит при температуре 197,6°С, а глицерин – при 290°С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoatomnye_spirty.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по химии
на I – курсе в группе ПАМ (Автомеханики) БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи
на тему «Многоатомные спирты»
Разработал: Асхабова Светлана Сайпуллаевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Курс профессиональной переподготовки «Химия»: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: ________________________
ФИО руководителя практики
Покачи 2017
МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Многоатомные спирты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания обучающихся указанной темы, закрепить интегративные знания.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов. Научить описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);
2. Продолжить обучение обучающихся умению работать с лабораторным оборудованием, умением формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат);
3. Формировать у обучающихся умение управлять своей учебной деятельностью, готовить их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку « Многоатомные спирты», проектор и компьютер, учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия 10 класс», рабочие тетради, инструктивные карточки, раздаточные материалы (образцы спирта, реактивы, штатив с пробирками, спиртовка).
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | УУД | Ресурсы | |
Этап 1. Организационный (2 мин) | ||||
Приветствует обучающихся. | Приветствуют преподавателя. Готовятся к уроку. | |||
Этап 2. Проверка домашнего задания (10 мин) | ||||
Итак, на прошлых уроках мы с вами изучили тему «Предельные одноатомные спирты. Алканолы». Выполните в тетрадях самостоятельную работу | Выполняют самостоятель-ную работу. Затем выходят к доске по одному студенту и все вместе осуществляем быструю проверку. | Личностные (самоопределение). Регулятивные (оценка, саморегуляция). Коммуникативные (определение способов взаимодействия). Интегративные (связь с учебной дисциплиной «Устройство автомобиля». | Приложение 1 | |
Этап 3. Подготовка обучающихся к активной познавательной деятельности (5 мин) | ||||
Предлагает посмотреть слайд №2 и подумать, чем отличаются химические формулы предельных одноатомных спиртов от химических формул многоатомных спиртов. Обращает внимание ребят на тему урока, записанную на доске, и просит записать в рабочие тетради. | Фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. | Личностные (смыслообразова- ние). Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия). Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция). | Презентация к уроку. | |
Этап 4. Изучение нового материала (10 мин) | ||||
Каждая группа получает свое задание. Для выполнения задания используют учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия, 10 класс» (§ 22, стр. 89-92). I группа: составьте презентацию «Многоатомные спирты» на листах бума | Ученики I группы работают с учебником и составляют презентацию на листах бумаги с помощью маркеров или фломастеров. | Личностные (самоопределение). Регулятивные (оценка, саморегуляция). Коммуникативные (определение способов взаимодействия). | Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия. 10 класс» Рабочая программа по учебной дисциплине «Химия». Раздаточный материал с заданиями, разноцветныекарточки. Презентация к уроку | |
Этап 5. Проверка усвоения нового учебного материала (10 мин) | ||||
Предлагает отчитаться группам о проделанной работе. После отчета всех групп учитель показывает слайд-презентацию по теме «Многоатомные спирты». | Сначала обучающийся из I группы показывает презентацию и защищает ее. Пока идёт отчёт I группы, обучающийся из II группы готовит ответы на доске по заданию своей группы. Позже защищает свой ответ. Затем обучающийся из III группы рассказывает о качественной реакции на многоатомные спирты и как спирт был ими обнаружен. | Личностные (самоопределение). Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия). Регулятивные (прогнозирование, коррекция). Интегративные (связь с биологией, литературой). | Презентация к уроку. | |
Этап 6. Первичное закрепление материала (5 мин) | ||||
Предлагает найти в учебнике (стр. 89) химические формулы многоатомных спиртов и написать структурные формулы в рабочих тетрадях следующих веществ:
| Работают индивидуально, записывая формулы в рабочих тетрадях. Предлагает отчитаться группам о проделанной работе. | Регулятивные (оценка, саморегуляция). Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия). | ||
Этап 7. Домашнее задание (1 мин) | ||||
Обращает внимание обучающихся на доску, где заранее записано домашнее задание (§ 22, стр. 89 -92, задания 1, 2, 3 стр. 92 (выполнить письменно в рабочих тетрадях)). Творческое задание: найти в Интернете информацию о применении многоатомных спиртов и подготовить сообщение на эту тему. | Записывают домашнее задание в тетрадь. | Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия. 10 класс» | ||
Этап 8. Подведение итогов (2 мин) | ||||
Оценивает работу обучающихся. При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски обучающиеся получают от преподавателя талончики различных цветов. При накоплении трёх и более талончиков им выставляется соответствующая отметка за урок | Личностные (самоопределение). Регулятивные (оценка, саморегуляция). | Карточки разного цвета. | ||
Этап 9. Рефлексия (1 мин) | ||||
Вопрос классу: ваши личные достижения за урок? Благодарит за урок. | Фронтально отвечают на поставленный вопрос. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) |
Приложение 1.Самостоятельная работа(проверка домашнего задания)
Вариант 1
- Докажите химические свойства спиртов (реакция окисления и реакция замещения водорода в группе -ОН на примере пропанола -1). Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства?
- Дано вещество:
Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.
Вариант 2
- Изобразите строение молекулы спирта на примере этанола. Покажите смещение электронной плотности. Запишите уравнения реакций, отражающие некоторые способы получения спиртов.
- Дано вещество:
Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.
Вариант 3
- Докажите химические свойства спиртов (реакции замещений всей группы –ОН и реакции дегидратации) на примере бутанола -1. Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства?
- Дано вещество:
Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.
Список использованной литературы
- Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман – Химия 10 класс, Москва «Просвещение», 2009.
- О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин – Химия 10 класс, Москва «Дрофа», 2002.
- О. С. Габриелян – Химия 10 класс «Базовый уровень», Москва «Дрофа», 2007.
- Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева, Г. Г. Лысова – Химия 11 класс, Москва «Дрофа» 2001.
- А. И. Артеменко, И. В. Тикунова – Химия 10-11 класс, Москва «Просвещение» 1993.
- Ю. Д. Третьякова – Химия «Справочные материалы», Москва «Просвещение», 1994.
- Е. А. Алфетова, Н. С. Ахметов, Н. В. Богомолова – Химия «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы», Москва «Дрофа», 1999.
- М. А. Рябов – 375 проверочных заданий по химии, Москва «Уникум- Центр», 1998.
- О. В.Ковальчукова - 780 тестов по химии, Москва «Уникум- Центр», 1998.
Самоанализ урока
химии «Многоатомные спирты» преподавателя БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи Асхабовой Светланы Сайпуллаевны
Урок проводился на первом курсе в группе ПАМ-16 (Автомеханики)
В группе обучается 25 обучающихся. Из них 25 мальчиков. Группа активная , между детьми сложились доброжелательные, в целом бесконфликтные отношения, однако группа шумная, и неорганизованная в плане совместных действий. Наличие нескольких ярких лидеров разделило группу на «группы по интересам». Данную группу по уровню обученности можно разделить на 2 группы. Первая группа – это группа, состоящая из обучающихся со средним уровнем обученности. Данная группа состоит из 17 обучающихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. Вторую группу составляют 8 обучающихся. Хотя они проявляют старательность, имеют желание понимать и хорошо ориентироваться в изучаемом материале, затруднения эти ребята испытывают в связи с полученными пробелами в знаниях. Кроме этого обладают плохой памятью, крайне медленным темпом деятельности, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнение, анализ, абстракция).Урок является вторым из трех в этой теме и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Это особенно важно, так как мы начинаем новый раздел в химии «Кислородосодержащие органические соединения», на изучение которого отведено 10 часов.
Тип урока – урок усвоения нового материала
Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.
Уровень проведения урока: прогнозирование способов перевода обучающихся к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе.
Методы обучения: проблемный, экспериментальный.
Дидактическая цель – создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Многоатомные спирты», продолжить развитие навыков самостоятельного познания обучающихся указанной темы, закрепить интегративные знания.
Тема и содержание урока предопределили постановку задач:
1. Знакомство со свойствами нового класса соединений – многоатомными спиртами – дидактическая задача урока;
2. Углублены и повторены понятия: о функциональной группе и водородной связи; свойства глицерина изучались в сравнении с одноатомными спиртами – развивающая задача урока;
3. Расширены, углублены и закреплены материалистические представления о влиянии количественной изменений (увеличение числа гидроксогрупп) на появление нового качества вещества (одноатомные спирты взаимодействуют только с металлами, многоатомные и с гидроксидами).
4. Формирование у обучающихся умение управлять своей учебной деятельностью, готовить их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны.
1.Рационально выбраны методы ведения урока:
- методически правильно проведен фронтальный опрос по четко сформулированным и тщательно продуманным вопросам. Актуализация опорных знаний помогало подвести обучающихся к активному восприятию вновь изучаемого материала;
- проблемная постановка теоретических вопросов и демонстрационного эксперимента в ходе изучения нового материала помогало подвести обучающихся к самостоятельным выводам и обобщениям;
- в ходе урока продолжается работа над важнейшими понятиями «изомеры», «гомологи», систематической номенклатурой. Добивается понимания изучаемых явлений каждым обучающимся;
- в ходе изучения нового материала проводится поэтапное закрепление;
- рациональный выбор методов обучения способствует эффективному использованию рабочего времени.
- используются шаростержневые модели для лучшего понимания строения молекулы этиленгликоля и глицерина.
2. Решению задач по оптимизации учебного процесса помогает комплексный подход к воспитанию обучающихся:
- устанавливаются причинно-следственные связи строения веществ, их свойств;
- освещаются вопросы практического применения многоатомных спиртов и их производных в народном хозяйстве
3.Широко использовались внутрипредметные и межпредметные связи.
Внутрипредметные: взаимное влияние атомов в молекуле веществ, подтверждающие, что молекула не простая сумма атомов, а качественно новое образование.
Межпредметные: с биологией – действие этиленгликоля на живые организмы; с обществоведением – переход количественных изменений в качественные как иллюстрация одного из основных законов диалектики; с профессией автослесаря – применение глицерина и этиленгликоля в качестве антифризов.
4. Хороший темп урока, грамотная, эмоциональная речь обусловливает качество урока, способствует развитию интереса к предмету.
5. Главный итог урока – все обучающиеся в течение 45 минут работали активно и с интересом: во время фронтального опроса, при моделирования формул гомологов и изомеров (составляются обучающимися самостоятельно на рабочих местах и затем проверяются на магнитной доске), при составлении формул по шаростержневым моделям, при фронтальном проведении лабораторных опытов (причем опыты поставлены как экспериментальная задача, в ходе решения которой обучающиеся должны определить, в какой из пробирок находится глицерин). Решение задачи исследовательского характера также обусловливает интерес обучающихся.
6. В конце урока проводится закрепление с элементами программированного обучения.
7. Главный итог урока – качество знаний учащихся.
Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность обучающихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока
Все обучающиеся, опрошенные в ходе урока отвечали на вопросы преподавателя полно и осознанно.
8. Урок заслуживает высокой оценки по научно-теоретическому уровню, по использованию программного материала для воспитания диалектно-материалистического мировоззрения обучающихся, по привитию навыков самостоятельной работы и работы по моделированию. Знания обучающихся вполне удовлетворительные.
Цель урока выполнена, задачи реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока химии на тему "Спирты."
План-конспект урока для учащихся 2 курса по профессии "Наладчик А и ПО"...
Разработка урока химии на тему "Спирты."
План-конспект урока для учащихся НПО...
Разработка урока химии на тему "Спирты."
Разработка урока химии на тему "Спирты."...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "СПИРТЫ"
УРОК ДЛЯ ГРУПП ТЕХНИЧЕСКОГО ПРФИЛЯ.ВКЛЮЧАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ РАБОТУ.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ....
Спирты. Предельные одноатомные спирты.
Материал лекции по теме "Спирты. Предельные одноатомные спирты." Самостоятельные и лабораторные работы на данную тему....
Конспект урока 9 класс "Спирты"
Конспект урока на тему Спирты используется в 9 классе, в конце третьей четверти. Входит в курс Органической химии....
Опорный конспект по теме: Одноатомные спирты.
Опорный конспект строения, свойства, получения, применения Одноатомных спиртов....