Урок "Многоатомные спирты"
план-конспект урока

Урок "Многоатомные спирты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoatomnye_spirty.docx33.67 КБ
PDF icon mnogoatomnye_spirty.pdf1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Профессиональное училище № 60

Открытый урок по химии по теме:

«МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ»

    Провел:

 преподаватель химии  Канахович А.Н.

ОЁК

Открытый урок по химии

Тема «Многоатомные спирты»

Цели:

  • обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (отличие их от одноатомных), ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением;
  • развивающие–способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке, с использованием мультимедийных презентаций, демонстрационных, исследовательских опытов;
  • воспитывающие – создать условия для развития способности использования знаний для принятия обоснованного решения.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Повторение пройденного материала: проведение теста по теме «Одноатомные предельны спирты» Самопроверка (слайд 1,  слайд 2)
  3. Изучение нового материала:

Записываем тему урока (слайд 3) 

довожу цели урока. (слайд 4)

Определение многоатомных спиртов: (слайд 5)

Органические соединения, в молекулах которых содержится несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом, называются многоатомными спиртами.

 Общая формула многоатомных спиртов: R(OH)n, где n > 2. (слайд 6)

Наибольшее значение имеют 2-х атомный спирт – этиленгликоль и 3-х атомный спирт – глицерин.  (слайд 7)

СН2 – СН2                             СН2 – СН – СН2

                                     

ОН     ОН                             ОН     ОН    ОН

Этандиол-1,2                                  Пропантриол-1,2,3

(этиленгликоль)                             (глицерин)

Они не являются гомологами, а каждый из них начинает свой гомологический ряд.

Физические свойства:

Учащиеся исследуют выданные образцы глицерина и самостоятельно записывают в тетради физические свойства: (опыт 1 и 2)  

Вязкие (сиропообразные) бесцветные жидкости, без запаха, хорошо растворимы в воде, сладковатые на вкус, Ткип.(этиленгликоля) = 1980, Ткип.(глицерина) = 2900.Этиленгликоль очень ядовит. (слайд 8)

Как вы думаете, в чем причина вязкости и растворимости многоатомных спиртов?

Правильно, в увеличении гидроксильных групп.

Химические свойства:

В чем отличие состава и строения многоатомных и одноатомных спиртов? Как это может отразиться на химических свойствах?

  1. С активными металлами (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr) показываю опыт, записываем уравнение реакции: Na + глицерин --- глицерат натрия (слайд 9)
  2. С галогеноводородами: уравнение реакции записать дома. (слайд 10)
  3. С азотной кислотой: глицерин + азотная кислота --- нитроглицерин (тринитроглицерин). (слайд 11)

Нитроглицерин является основой динамита. Посмотрите уравнение взрыва нитроглицерина, записывать уравнение не обязательно. (слайд 12) 

(слайд 13)

Сейчас мы заслушаем небольшое сообщение о нобелевской премии и о Альфреде Нобеле.

(слайд 14)

Производство нитроглицерина разработал русский ученый Н.Н.Зинин в 1853 году, но предложения о строительстве промышленных предприятий по изготовлению снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только через 10 лет нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов.

Продолжаем изучать химические свойства многоатомных спиртов. Увеличение числа гидроксильных групп в молекулах спиртов приводит к появлению специфических свойств у многоатомных спиртов.

  1. Со свежеприготовленным гидроксидом меди (2). (слайд 15 заголовок)

Это качественная реакция на многоатомные спирты: уравнение реакции. (слайд 15 ).

Учащиеся выполняют опыт, пользуясь инструкцией, предварительно знакомятся с инструкцией по ТБ.

Что вы наблюдаете? Голубой осадок переходит в синий раствор

Получение: (слайд 16)

  1. Гидролиз жиров (уравнение будем записывать при изучении темы «Жиры»
  2. Из галогенопроизводных соответствующих углеводородов. Записываем уравнение реакции.

Применение: (слайд 17)

Учащиеся самостоятельно работают с учебником . стр. 91 и записывают в тетрадь.

Проверяем правильность записи областей применения.

Домашнее задание: (слайд 18)

написать уравнение реакции, параграф 22, записи в тетради.

Закрепление материала: (слайд 19)

  1. Сходны или различны химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов?
  2. Каковы физические свойства глицерина?

Итоги урока: (слайд 20)

Выставляю оценки, благодарю учащихся за урок, отмечаю отличившихся, делаю замечание не работающим.

Рефлексия:

Приложение

Области применения глицерина разнообразны:

  • пищевая промышленность
  • табачное производство
  • жидкость для электронных сигарет
  • медицинская промышленность
  • производство моющих и косметических средств
  • сельское хозяйство
  • текстильная
  • бумажная и кожевенная отрасли промышленности
  • производство пластмасс
  • лакокрасочная промышленность
  • электротехника и радиотехника

Глицерин используется как пищевая добавка Е422 в производстве кондитерских изделий для улучшения консистенции, для предотвращения проседания шоколада, увеличения объема хлеба. 
Его добавление уменьшает время зачерствения хлебных изделий, делает макароны менее клейкими, уменьшает налипание крахмала при выпечке.

Применяется при изготовлении экстрактов кофе, чая, имбиря и других растительных веществ, которые мелко измельчают и обрабатывают водным раствором глицерина, нагревают и испаряют воду. Получается экстракт, в котором его содержится около 30%.

Глицерин широко используется при производстве безалкогольных напитков. Экстракт, приготовленный на его основе, в разбавленном состоянии придает напиткам «мягкость».

Из-за своей высокой гигроскопичности его используют при заготовке табака (чтобы сохранить листья влажными и устранить неприятный вкус).

В медицине и в производстве фармацевтических препаратов его используют для растворения лекарств, повышения вязкости жидких препаратов, предохранения от изменений при ферментации жидкостей, от высыхания мазей, паст и кремов. Используя его вместо воды можно приготовить высококонцентрированные медицинские растворы. Так же он хорошо растворяет йод, бром, фенол, тимол, хлорид ртути и алкалоиды, обладает антисептическими свойствами.

Глицерин усиливает моющую способность большинства сортов туалетного мыла, в которых он используется, придает коже белизну и смягчает её.

В сельском хозяйстве он применяется для обработки семян, что способствует их хорошему прорастанию, деревьев и кустарников, что защищает кору от непогоды.

В текстильной промышленности применяется в ткачестве, прядении, крашении, что придает тканям мягкость и эластичность. Его используют для получения анилиновых красок, растворителей для красок, при производстве синтетического шелка и шерсти.

В бумажной промышленности его применяют в производстве папиросной бумаги, пергамента, кальки, бумажных салфеток и жаронепроницаемой бумаги.

В кожевенной промышленности используют глицериновые растворы в процессе жировки кож, добавляя его к водным растворам хлорида бария. Он входит в состав восковых эмульсий для дубления кожи.

Широко применяется глицерин в производстве прозрачных упаковочных материалов. Благодаря своей пластичности, свойству удерживать влагу и стойко переносить холод, он используется в качестве пластификатора при производстве целлофана. Он также является составной частью при получении пластмасс и смол. Полиглицерины используют для покрытия бумажных мешков, в которых хранится масло. Бумажный упаковочный материал становится огнестойким, если его под давлением пропитать водным раствором глицерина, буры, фосфата аммония, желатина.

В лакокрасочной промышленности 1,2,3-пропантриол является составляющим компонентом полировочных составов, особенно лаков, применяемых для окончательной отделки.

В радиотехнике его широко используют при производстве электролитических конденсаторов, алкидных смол, которые применяются как изоляционный материал, при обработке алюминия и его сплавов.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при проведении химических опытов.

  1. Студенты должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте.
  2. Студентам запрещается бегать по кабинету, шуметь, устраивать игры.
  3. Прежде, чем приступить к выполнению практической работы, студенты должны по инструкционной карте изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
  4. Приступать к проведению работы студенты могут только с разрешения преподавателя.
  5. Следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, а также на одежду.
  6. По первому требованию преподавателя студенты обязаны немедленно прекратить выполнение работы. Возобновление работы возможно только с разрешения преподавателя.
  7. Студентам запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
  8. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах студенты должны немедленно сообщить преподавателю. Самостоятельно убирать любые вещества студентам запрещается.
  9. При получении травм (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно сообщить об этом преподавателю.
  10. Во время работы студентам запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя.
  11. При возникновении аварийных ситуаций во время выполнения практической работы (пожар, появление посторонних запахов и др.) не допускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.

     Преподаватель химии                                Канахович А.Н.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«СВОЙСТВА ГЛИЦЕРИНА»

Опыт 1

Рассмотрите пробирку с глицерином, наклоните ее. Что можно сказать о цвете и вязкости глицерина? Есть ли запах у глицерина?

Опыт 2

К 0,5 мл воды в пробирке добавьте две капли глицерина, содержимое взболтайте. Прибавьте еще каплю и снова взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина и снова взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина?

Опыт 3

К полученному в опыте 2 раствору глицерина прилейте две капли раствора сульфата меди (2) и по каплям добавляйте раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора (щелочь должна быть в избытке). Образуется глицерат меди ярко-синего цвета. Запомните: эта реакция является качественной на глицерин (многоатомные спирты).

ТЕСТ

по теме «Одноатомные предельны спирты»

1 вариант:

(выберите один правильный ответ)

1) производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами называют:

А) алканами;  Б) спиртами;  В) алкенами;    Г) сложными эфирами.

2) функциональная группа спиртов:

А) ОН;   Б) NO2;   В) CO;   Г) COOH.

3) вещество, формула которого СН3СН2ОН является:

А) алканом;   Б) альдегидом;   В) спиртом;   Г) карбоновой кислотой.

4) спирты реагируют с:

А) алюминием;   Б) магнием;   В) железом;    Г) натрием.

5) установите соответствие:

формула

название

СН3 – СН3

этен

СН2 = СН2

этанол

СН = СН

этан

СН3 – СН2 – ОН

этин

ТЕСТ

по теме «Одноатомные предельны спирты»

2 вариант:

(выберите один правильный ответ)

1) группы атомов, которые обуславливают характерные химические свойства данного класса веществ называются:

А) функциональными группами;   Б) альдегидными группами;

В) гидроксильными группами;   Г) аминогруппами.

2) названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса:

А) –ен;   Б) –ин;   В) –ан;   Г) –ол.

3) вещество, формула которого СН3СНСН3 является:

                                                                                             ОН

А) алканом;   Б) альдегидом;   В) спиртом;   Г) карбоновой кислотой.

4) при реакции спирта с карбоновой кислотой образуется:

А) простой эфир;    Б) сложный эфир;    В) глюкоза;    Г) альдегид.

5) установите соответствие:

формула

класс

СН3 – СН3

алкины

СН2 = СН2

спирты

СН = СН

алканы

СН3 – СН2 – ОН

алкены

Алгоритм ответов на ТЕСТ

по теме «Одноатомные предельны спирты»

1 вариант:

(выберите один правильный ответ)

1) производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами называют:

А) алканами;  Б) спиртами;  В) алкенами;    Г) сложными эфирами.

2) функциональная группа спиртов:

А) ОН;   Б) NO2;   В) CO;   Г) COOH.

3) вещество, формула которого СН3СН2ОН является:

А) алканом;   Б) альдегидом;   В) спиртом;   Г) карбоновой кислотой.

4) спирты реагируют с:

А) алюминием;   Б) магнием;   В) железом;    Г) натрием.

5) установите соответствие:

формула

название

СН3 – СН3

этен

СН2 = СН2

этанол

СН = СН

этан

СН3 – СН2 – ОН

этин

Алгоритм ответов на ТЕСТ

по теме «Одноатомные предельны спирты»

2 вариант:

(выберите один правильный ответ)

1) группы атомов, которые обуславливают характерные химические свойства данного класса веществ называются:

А) функциональными группами;   Б) альдегидными группами;

В) гидроксильными группами;   Г) аминогруппами.

2) названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса:

А) –ен;   Б) –ин;   В) –ан;   Г) –ол.

3) вещество, формула которого СН3СНСН3 является:

                                                                                             ОН

А) алканом;   Б) альдегидом;   В) спиртом;   Г) карбоновой кислотой.

4) при реакции спирта с карбоновой кислотой образуется:

А) простой эфир;    Б) сложный эфир;    В) глюкоза;    Г) альдегид.

5) установите соответствие:

формула

класс

СН3 – СН3

алкины

СН2 = СН2

спирты

СН = СН

алканы

СН3 – СН2 – ОН

алкены


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся 2 курса по профессии "Наладчик А и ПО"...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

План-конспект урока для учащихся НПО...

Разработка урока химии на тему "Спирты."

Разработка урока химии на тему "Спирты."...

учебное занятие тема "спирты"

Презентация лабораторно-практической работы по теме "спирты" для студентов 1 курса строительного техникума, всех специальностей...

Разработка открытого урока по теме "Спирты и фенолы"

Открытый урок с использованием технологии критического мышления...

Разработка урока "Спирты и фенолы"

Урок с применением технологии критического мышления.Время проведения  занятия 90 минут. Данный  урок длительностью 90 мин с использованием презенации учителя, кратких сообщений и презентаций...

Презентация на тему "Спирты и фенолы"

Презентация включает в себя разнообразные задания с применением  технологии критического мышления....