Рабочая программа ПМ. 01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины 2018 г.
рабочая программа
В рабочей программе Проффесионального модуля 01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины, рассмотены паспорт рабочей программы, результаты освоения профессионального модуля, структура и содержание профессионального модуля, условия реализации профессионального модуля, контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля. Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства;
2. Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования;
3. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины;
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников в области лесопромышленного комплекса при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ РБ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального модуля ПМ. 01. Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины
По специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины
Селенгинск
2018
Автор:
1. Лисунова Светлана Николаевна – преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», первой квалификационной категории
Рецензенты:
1. Крылова Татьяна Николаевна- преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», первой квалификационной категории
2.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее –рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
35.02.04 Технология комплексной переработки древесины, направления
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства;
2. Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования;
3. Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины;
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников в области лесопромышленного комплекса при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- ведения технологических процессов в соответствии с технологической документацией;
- эксплуатации технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией;
- ведения контроля технологических процессов с применением средств информационно-автоматизированных систем;
- проведения анализа причин возникновения дефектов и брака при выпуске продукции с разработкой мероприятий по их предупреждению;
уметь:
- осуществлять технологические операции по всем стадиям производства переработки древесины в соответствии с требованиями технологического регламента на заданную продукцию;
- осуществлять контроль и регулирование параметров по стадиям технологического процесса с применением средств автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП);
- рассчитывать материальные и тепловые балансы технологических процессов;
- составлять и оформлять изменения (дополнения) к технологическим регламентам;
- составлять карты и принципиальные схемы технологических процессов;
- производить подготовку оборудования к работе с выявлением и устранением возможных неисправностей;
- осуществлять контроль работы технологического оборудования в соответствии с требованиями правил эксплуатации и использованием средств автоматизированных систем управления;
- обеспечивать подготовку оборудования к проведению планово-предупредительных ремонтов;
- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда;
- использовать экобиозащитную технику в процессе трудовой деятельности
знать:
- технологические процессы и режимы производства комплексной переработки древесины;
- виды и характеристику сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов и теплоэнергетических ресурсов для комплексной переработки древесины;
- устройство, принцип действия технологического оборудования и расчёт технических параметров;
- химические, физико-химические, гидромеханические, тепловые и массообменные процессы, происходящие при переработке древесины;
- методы контроля производства продукции по стадиям технологического процесса;
- виды нормативно-технической и технологической документации;
- виды дефектов и брака продукции, способы их устранения;
- принцип работы регулирующей и контрольно-измерительной аппаратуры и автоматизированных систем управления технологическим процессом;
- современные технологии и оборудование переработки древесины;
- использование вторичного сырья и энергоресурсов
- требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической и технологической документации;
- классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 1818 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1350 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 900 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 450 часов;
производственной практики – 468 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства |
ПК 2 | Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования |
ПК 3 | Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать нормативно-техническую, технологическую документацию и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные и практические занятия, часов | в т.ч., курсовой проект, часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
ПК 1.1 – 1.3 | Раздел 1. Ведение технологических процессов производства волокнистых полуфабрикатов | 672 | 328 | 32 | 164 | - | 180 | ||
ПК 1.1 – 1.3 | Раздел 2. Ведение технологических процессов производства бумаги и картона | 726 | 388 | 202 | 20 | 194 | 34 | - | 144 |
ПК 1.1 – 1.3 | Раздел 3. Ведение технологических процессов производства древесных плит | 126 | 60 | 20 | 30 | - | 36 | ||
ПК 1.1 – 1.3 | Раздел 4. Ведение технологических процессов лесохимического производства | 294 | 124 | 52 | 62 | - | 108 | ||
ПК 1.1 – 1.3 | Производственная практика по модулю (по профилю специальности), часов | 468 | 468 | ||||||
Всего: | 1818 | 900 | 306 | 20 | 450 | 34 | - | 468 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Ведение технологических процессов производства волокнистых полуфабрикатов | 672 | |||
МДК 1. Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов | 492 | |||
Тема 1.1. Сырьё для производства волокнистых полуфабрикатов | Содержание | 62 | ||
1 | Виды и характеристика сырья Древесина хвойных и лиственных пород. Отходы лесопиления и деревообработки. Тростник и однолетние растения. Тряпьё и другие волокнистые материалы | 42 | 3 | |
2 | Строение древесины Части растущего дерева, их промышленное использование. Макро- и микроскопическое строение древесины. | |||
3 | Физические и химические свойства растительного сырья Основные физические свойства. Роль физических свойств в производстве волокнистых полуфабрикатов. Химический состав растительного сырья. Целлюлоза, гемицелюллозы, лигнин, их свойства | |||
4 | Пороки древесины Виды и разновидности пороков, их характеристики. Влияние пороков на качество древесины и получаемой из неё продукции | |||
5 | Подготовка сырья к переработке Доставка, способы хранения и учёт сырья. Грузоподъёмные и транспортные устройства. Основные стадии переработки сырья, применяемое оборудование. Современные технологии в подготовке сырья. Требования безопасности труда при работе с грузоподъемными механизмами и транспортными устройствами. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса | |||
Практические занятия | 20 | |||
1 | Определение производительности и мощности конвейера | |||
2 | Расчет производительности и полезной мощности резания рубительной машины. Порядок пуска и останова РМ. | |||
3 | Модернизация древесно-подготовительного цеха производства сульфатной беленой целлюлозы ОАО «Селенгинский ЦКК» | |||
Тема 1.2. Переработка сырья для производства волокнистых полуфабрикатов | Содержание | 222 | ||
1 | Производство целлюлозы Виды и марки целлюлозы, область применения. Общие схемы производства сульфитной и сульфатной целлюлозы. Подготовка варочных реагентов. Процессы, происходящие при варке, промывке, очистке и сортировании, отбелке, сушке целлюлозы. Влияние факторов на ход технологических процессов. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Интенсификация производственных процессов. Новые технологии и оборудование для производства целлюлозы. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. АСУТП. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса | 160 | 3 | |
2 | Регенерация щелоков Подготовка щелоков в производстве сульфатной целлюлозы. Стадии регенерации щелоков: выпаривание, сжигание, каустизация щелоков и регенерации извести. Утилизация тепла и химикатов. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Современные достижения в регенерации щелоков. Производственный контроль переработки и регенерации щелоков. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса. | |||
3 | Производство полуфабрикатов высокого выхода Виды полуфабрикатов высокого выхода, их значение в производстве готовой продукции. Общие схемы производства полуцеллюлозы и древесных масс. Основные стадии технологического процесса производства полуцеллюлозы. Применяемое оборудование. Технологические схемы производства механических древесных масс: дефибрерной древесной массы (ДДМ), термомеханической (ТММ), химико-термомеханической (ХТММ). Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Современные технологии в производстве древесной массы. Производственный контроль по стадиям технологических процессов. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса | |||
4 | Производство полуфабрикатов из вторичного сырья Перспективы использования вторичного сырья. Сорта и марки вторичного сырья. Роль вторичного сырья в производстве готовой продукции. Схемы приготовления макулатурной массы и тряпичной полумассы с учётом современных технологий. Основные стадии переработки, химические реагенты. Применяемое оборудование. Производственный контроль по стадиям производства. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса. | |||
5 | Образование и характеристика сточных вод Количество и качество сточных вод. Образование и состав сточных вод в процессах комплексной переработки древесины: в подготовке сырья, производстве полуфабрикатов и готовой продукции | |||
6 | Методы очистки сточных вод Механические, физико-химические, биохимические методы очистки сточных вод: классификация, общая характеристика, область применения. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Схемы очистных установок. Современные технологии в очистке сточных вод. Производственный контроль сточных вод. Вредные и опасные производственные факторы. | |||
7 | Образование и характеристика газопылевых выбросов Характер и особенности газопылевых выбросов. Основные производства, источники и состав газопылевых выбросов в процессах комплексной переработки древесины: в подготовке сырья, производстве полуфабрикатов и готовой продукции | |||
8 | Методы очистки газопылевых выбросов Технология пылеулавливания в различных производствах: сухая и мокрая механическая, сухая фильтрационная и электрическая очистка пылевых выбросов. Методы очистки газов от загрязняющих компонентов: абсорбционный, адсорбционный, термические методы обезвреживания. Схемы очистных установок. Применяемое оборудование: устройство, принцип действия. Современные технологии в очистке газопылевых выбросов. Производственный контроль газопылевых выбросов. Вредные и опасные производственные факторы. | |||
9 | Предупреждение промышленных выбросов путем совершенствования технологических процессов Предупреждение и сокращение выбросов при варке целлюлозы, при выпаривании, сжигании черных щелоков и энергетического топлива | |||
Практические занятия | 62 | |||
1 | Расчёт материального баланса непрерывной варки сульфатной целлюлозы (6 ч) | |||
2 | Составление схем кислотных цехов, работающих на разных основаниях с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (4 ч) | |||
3 | Перепрофилирование сульфитного завода на сульфатный способ производства беленой целлюлозы с увеличением производительности (4 ч) | |||
4 | Составление схем сортирования различных видов целлюлозы с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (4 ч) | |||
5 | Построение принципиальных схем отбелки различных видов целлюлозы с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (4 ч) | |||
6 | Проектирование цеха по переработке макулатуры для производства писче-печатных видов бумаги (4 ч) | |||
7 | Расчет материального баланса воды и волокна древесно-массного завода (6 ч) | |||
8 | Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч) | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| 142 | |||
Раздел 2. Ведение технологических процессов производства бумаги и картона | 726 | |||
МДК 2. Технология и оборудование производства бумаги и картона | 582 | |||
Тема 2.1. Подготовка бумажной (картонной) массы | Содержание | 146 | ||
1 | Классификация и свойства бумаги и картона Виды, группы бумаги и картона, область применения. Свойства бумаги и картона. | 66 | 3 | |
2 | Общая схема производства бумаги (картона) Характеристика основных волокнистых полуфабрикатов. Общая схема производства бумаги (картона) | |||
3 | Приготовление бумажной (картонной) массы Основные стадии подготовки бумажной (картонной) массы: назначение, теория, факторы. Особенности подготовки массы для производства картона. Химические реагенты. Применяемое оборудование. Современные технологии в подготовке бумажной (картонной) массы. Отбелка и облагораживание волокнистых полуфабрикатов. Производственный контроль приготовления бумажной (картонной) массы. Вредные и опасные производственные факторы по стадиям технологического процесса. Подготовка и размол бумажной массы. Наполнение бумажной массы. Проклейка бумажной массы. Крашение бумажной массы. Разбавление и очистка массы перед подачей в БДМ. Выпуск массы на сетку. Прессование бумажного волокна. Сушка бумажного волокна. .Отделка бумажного волокна. Изготовление многослойного листового картона на папочной машине. Изготовление многослойного ролевого картона. | |||
4 | Микроскопическое исследование волокон различных полуфабрикатов | |||
5 | Определение концентрации и степени помола бумажной массы | |||
6 | Приготовление растворов глинозема, каолиновой суспензии. Определение их плотности и массовой концентрации | |||
Практические занятия | 80 | |||
1 | Расчет материального баланса размольно-подготовительного отдела Требования стандарта к качеству продукции. .Выбор и обоснование технологической схемы. Характеристика используемых химикатов. Расчет волокнистых полуфабрикатов. Расчет химикатов. Химикаты для проклейки. | |||
2 | Расчёт установки для приготовления канифольного клея с подбором оборудования. Канифоль и ее свойства. Приготовление канифольного клея. Горячий способ получения белого и бурого клеев. Варка клея. Приготовление клеевого молочка. Приготовление клея с высоким содержанием свободной смолы. Клеемешалки марок КМ40-10 И КМ75-10. Шнековый смеситель. Установка для вспенивания клея. Автоматические клееприготовительные аппараты. | |||
3 | Составление схем размольно-подготовительного отдела для производства различных видов бумаги с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий) | |||
Тема 2.2. Изготовление бумаги и картона | Содержание | 222 | ||
1 | Общие сведения о бумаго- и картоноделательных машинах (БДМ, КДМ) Классификация БДМ, КДМ. Основные части машины. «Одежда» машин. | 120 | 2 | |
2 | Обезвоживание массы на бумагоделательной (картоноделательной) машине Подготовка бумажной массы к отливу. Применяемое оборудование. Формование, прессование и сушка бумажного полотна: теория, факторы. Устройство и работа сеточного стола, прессовой и сушильной частей. Интенсификация процесса обезвоживания. Отделка бумаги: назначение, теория, факторы, оборудование. Использование оборотной воды на БДМ (КДМ). Образование и использование оборотного брака. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы. Упаковка и резка. Критерии качества бумаги. | |||
3 | Технико-экономические показатели Технико-экономические показатели предприятия. Удельные нормы расхода сырья, химикатов, энергоресурсов на единицу продукции и способы их снижения. | |||
4 | Определение физико-механических свойств бумаги и картона | |||
5 | Анализ дефектов бумаги и картона: определение, причины возникновения, разработка мероприятий по их устранению | |||
6 | Анализ оборотных вод | |||
Практические занятия | 102 | |||
1 | Расчёт материального баланса воды и волокна отдельных узлов БДМ | |||
2 | Составление схем образования и использования оборотной воды на БДМ (КДМ) при изготовлении продукции с обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий) | |||
3 | Расчёт производительности и конструктивных размеров БДМ (КДМ). Порядок пуска и останова оборудования | |||
4 | Расчет экономии свежего волокна, используемого в производстве бумаги (картона) | |||
5 | Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| 160 | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту | 20 | |||
Тематика курсовых проектов -Проект (модернизация или реконструкция) цеха по производству полуфабрикатов заданной производительности; - Проект (модернизация или реконструкция) цеха по производству готовой продукции заданной производительности | ||||
Самостоятельная работа по курсовому проекту | 34 | |||
Раздел 3. Ведение технологических процессов производства древесных плит | 126 | |||
МДК 3. Технология и оборудование производства древесных плит | 90 | |||
Тема 3.1. Производство древесностружечных плит | Содержание | 28 | ||
1 | Общие сведения о древесностружечных плитах (ДСтП) Классификация, виды и свойства ДСтП. Применение. Технологические схемы производства плит различного назначения | 20 | 3 | |
2 | Древесное сырьё и химикаты для производства ДСтП Характеристика древесного сырья. Подготовка и переработка древесного сырья в стружку. Применяемое оборудование. Характеристика связующих и химических добавок. | |||
3 | Изготовление ДСтП Технологические процессы изготовления ДСтП. Применяемое оборудование. Современные технологии изготовления ДСтП. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы при изготовлении ДСтП. | |||
Практические занятия | 8 | |||
1 | Составление схем технологических процессов изготовления ДСтП с выбором оборудования и обоснованием принятых решений (с учётом современных технологий) (12 ч.) | |||
2 | Определение производительности сушильного барабана по номограмме ( 2 ч.) | |||
3 | Расчет производительности пресса. Правила пуска и останова оборудования. (4 ч.) | |||
4 | Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
Тема 3.2. Производство древесноволокнистых плит (ДВП) | Содержание | 26 | ||
1 | Общие сведения о древесноволокнистых плитах (ДВП) Классификация, виды и свойства ДВП. Применение. Технологические схемы производства плит различного назначения | 20 | 3 | |
2 | Древесное сырьё и химические реагенты для производства ДВП Характеристика древесного сырья. Подготовка древесноволокнистой массы. Характеристика и приготовление химических реагентов. Применяемое оборудование. | |||
3 | Изготовление ДВП Технологические процессы изготовления ДВП. Применяемое оборудование. Современные технологии изготовления ДВП. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы при изготовлении ДВП. | |||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Составление карт технологического контроля производства ДВП ( 4 ч.) | |||
2 | Построение циклограммы работы пресса горячего прессования (2 ч.) | |||
3 | Расчет конструктивных размеров сеточного стола листоотливной машины (2 ч.) | |||
4 | Анализ негативных производственных факторов цеха с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
Тема 3.2. Производство фанеры | Содержание | 26 | ||
1 | Общие сведения о производстве фанеры Классификация и область применения клееной фанеры. Сырьё для производства фанеры. Тепловая обработка сырья. | 20 | 3 | |
2 | Изготовление клееной фанеры Лущение шпона на лущильных станках. Раскрой шпона на ножницах. Способы сушки шпона. Факторы, влияющие на сушку. Сушка шпона в прессах и сушилках различных видов. Режимы сушки шпона. Продолжительность сушки. Сортировка и обработка сухого шпона. Технология производства строганного шпона и шпона специального назначения. Характеристика клеев для склеивания фанеры. Процесс склеивания. Обработка и сортировка фанеры. Предупреждение выбросов в производстве древесных плит и гидролизных производствах. | |||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Определение и расчет физико-химических показателей фанеры (2 ч.) | |||
2 | Изучение технологии склеивания, обработки и сортировки фанеры на предприятии (2 ч.) | |||
3 | Анализ негативных производственных факторов при изготовлении фанеры и фанерной продукции с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| 30 | |||
Раздел 4. Ведение технологических процессов лесохимического производства | 294 | |||
МДК 4. Технология и оборудование лесохимического производства | 186 | |||
Тема 4.1. Пиролизное производство | Содержание | 30 | ||
1 | Общие сведения о пиролизе Роль лесохимии в лесопромышленном комплексе. Современное состояние пиролизного производства. Характеристика сырья и подготовка его к пиролизу. Этапы пиролиза. | 24 | 3 | |
2 | Термическая переработка древесины Технологические схемы пиролиза древесины. Применяемое оборудование. Первичные продукты пиролиза, их химический состав. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы при поведении процессов пиролиза. | |||
3 | Переработка продуктов пиролиза Жидкие продукты пиролиза, их получение и классификация. Древесный уголь и его переработка. Область применения продуктов пиролиза. | |||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Анализ сравнительной характеристики оборудования для проведения пиролиза: реторты, углевыжигательные печи (2 ч.) | |||
2 | Расчет конструктивных размеров сушилки к реторте (2 ч.) | |||
3 | Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
Тема 4.2. Канифольно-скипидарное производство | Содержание | 38 | ||
1 | Общие сведения о производстве Характеристика, использование и химический состав экстрактивных веществ древесины. Перспективы развития канифольно-скипидарного производства | 30 | 3 | |
2 | Канифольно-терпентинное производство Сбор и подготовка живицы к переработке. Технологическая схема производства живичной канифоли. Применяемое оборудование. Контроль качества продуктов производства. Вредные и опасные факторы по стадиям технологического процесса. | |||
3 | Канифольно-экстракционное производство Подготовка осмола. Технологические схемы производства экстракционной канифоли. Применяемое оборудование. Контроль качества продуктов производства. Вредные и опасные факторы по стадиям технологического процесса | |||
4 | Переработка канифоли и скипидара Переработка канифоли и скипидара, получаемые продукты, их химический состав | |||
Практические занятия | 8 | |||
1 | Составление карт технологического контроля канифольно-скипидарного производства (2 ч.) | |||
2 | Расчёт числа тарелок канифолеварочной колонны (2 ч.) | |||
3 | Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
4 | Изучение и анализ ГОСТов и других нормативных документов на продукцию, сырье и химикаты (4 ч.) | |||
Тема 4.3. Переработка древесной зелени и коры | Содержание | 30 | ||
1 | Переработка древесной зелени Современные тенденции использования древесной зелени и коры. Состав и заготовка древесной зелени. Технологические схемы получения различных продуктов из древесной зелени. Комплексная переработка древесной зелени. Применяемое оборудование. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы. | 20 | 3 | |
2 | Переработка коры Состав коры. Производство дубильных экстрактов. Другие направления использования коры. Применяемое оборудование. Производственный контроль по стадиям процесса. Вредные и опасные производственные факторы | |||
Практические занятия | 10 | |||
1 | Изучение и анализ ГОСТов на продукцию переработки древесной зелени и коры (4 ч.) | |||
2 | Составление технологических схем и блок-схем для получения различных продуктов с подбором оборудования и обоснованием принятых решений.(4 ч.) | |||
3 | Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
Тема 4.4. Производство талловых продуктов | Содержание | 32 | ||
1 | Получение сырого таллового масла Современное состояние производства талловых продуктов. Выделение и сбор сульфатного мыла. Схема разложения сульфатного мыла. Применяемое оборудование. Характеристика и применение таллового масла. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы. | 20 | 3 | |
2 | Переработка таллового масла Ректификация сырого таллового масла. Схемы установок для ректификации. Продукты ректификации, их применение. Очистка сульфатного скипидара – сырца. Производственный контроль по стадиям технологических процессов. Вредные и опасные факторы производства | |||
Практические занятия | 12 | |||
1 | Составление технологической схемы очистки сульфатного скипидара - сырца с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (2 ч.) | |||
2 | Изучение и анализ технологического регламента участка разложения сульфатного мыла ОАО «Архангельский ЦБК» и вычерчивание технологической схемы (2 ч.) | |||
3 | Составление карты пооперационного контроля на участке разложения сульфатного мыла (экскурсия) (4 ч.) | |||
Изучение работы оборудования участка разложения сульфатного мыла ОАО «Архангельский ЦБК» (экскурсия) (4 ч.) | ||||
Тема 4.5. Гидролизное и биохимическое производство | Содержание | 46 | ||
1 | Общие сведения о гидролизе Современное состояние гидролизного производства. Характеристика сырья и подготовка его к гидролизу. Основы теории гидролиза растительного сырья. | 30 | 3 | |
2 | Техника и технология гидролиза Технологическая схема гидролиза древесины. Применяемое оборудование. Продукты гидролиза, их переработка, область применения и химический состав. Производственный контроль по стадиям технологического процесса. Вредные и опасные производственные факторы при поведении процессов пиролиза. | |||
3 | Биохимическая переработка сульфитных щелоков Состав щелоков. Подготовка щелока к переработке. Стадии переработки. Теория, факторы. Продукты переработки, их применение. Современные технологии в биохимической переработке щелоков. | |||
Практические занятия | 16 | |||
1 | Составление технологической схемы очистки гидролизата от примесей с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (2 ч.) | |||
2 | Определение производительности гидролизаппарата. Порядок пуска и останова (2 ч.) | |||
3 | Характеристика направлений и области применения сульфитных щелоков (2 ч.) | |||
4 | Определение направленности метаболизма дрожжей в зависимости от условий их культивирования и внешней среды (2 ч.) | |||
5 | Составление технологической схемы производства этилового спирта и углекислоты с подбором оборудования и обоснованием принятых решений (2 ч.) | |||
6 | Анализ негативных производственных факторов с разработкой мероприятий по их снижению (2 ч.) | |||
7 | Изучение и анализ ГОСТов и других нормативных документов на сырье, химикаты и готовую продукцию гидролизного и биохимического производства (4 ч.) | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| 62 | |||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ -участие в ведении технологических процессов комплексной переработки древесины с использованием АСУТП -участие в организации работ по эксплуатации и обслуживанию технологического оборудования -участие в осуществлении технологического контроля по стадиям производства -оформление технологической документации | 468 | |||
Всего | 1818 |
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технологии и оборудования комплексной переработки древесины» и лаборатории «Технологического контроля производства».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технологии и оборудования комплексной переработки древесины»:
- модели, макеты оборудования;
- натуральные образцы;
- плакаты, технологические схемы;
- комплект нормативно-технической и технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- технические средства обучения: компьютер, программное обеспечение, мультимедийный проектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную итоговую производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Азаров, В. И. Комплексная химическая переработка древесины. Технология лесохимических и гидролизных производств: учеб.-методич. пособие / В. И. Азаров, Г. Н. Кононов, С. М. Тарасов. – М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2008.
- Аким Э.Л. и др. Технология целлюлозно-бумажного производства. Методические указания по курсовому проектированию / сост. Э. Л. Аким, Р. Е. Смирнов, Ю. С. Иванов, В. М. Василев. ГОУВПО СПбГТУРП. - СПб. , 2007
- Волынский В. Н.. Технология древесных плит и композитных материалов. – СПб: Лань, 2010 г.
- Гордон, Л. В. Технология и оборудование лесохимических производств. - 5-е изд., - М. : Лесная промышленность, 1988
- Девисилов В. А.. Охрана труда. – СПБ: Форум, 2009 г
- Иванов С.Н. Технология бумаги – М .: Школа бумаги, 2006 г
- Ковернинский И.Н., Комаров В.И., Третьяков С.И. и др. Комплексная химическая переработка древесины. – Архангельск. АГТУ, 2015
- Лаптев В.Н., Ванчаков Н.В. Практикум по технологии и оборудованию целлюлозно-бумажного производства. – М.Экология, 1991
- Непенин Н.Н. Технология целлюлозы. Т.1 – М.: Лесная промышленность, 1976
- Непенин Н.Н., Непенин Ю.Н. Технология целлюлозы. Т.3 – М.: Экология, 1994
- Непенин Ю.Н. Технология целлюлозы. Т.2 – М.: Лесная промышленность, 1990
- Никитин В.М., Оболенская А.В., Щеголева В.П. Химия древесины и целлюлозы. – М.: Лесная промышленность, 1987
- Пен Р. Технология целлюлозы в 2-х томах. – Красноярск. СибГТУ, 2012
- Сидоренкова В.В., Казакова К.М. Контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. – М.: Лесная промышленность, 1987
- Уголев Б.Н. Древесиноведение и лесное товароведение. – М.:Академия, 2010
- Нормативно-техническая и технологическая документация (ГОСТы, ОСТы, ТУ, СТП, РСТ, регламенты и др.) на сырьё, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию комплексной переработки древесины
- Основные законодательные и нормативные правовые акты по безопасности труда
Дополнительные источники:
- Карасев Е.И. Технология и оборудование производства древесных плит. Методические указания. –М.:МГУЛ, 2002
- Справочник по древесностружечным плитам. Отлев И.А., Штейнберг Ц.Б. М.: Лесная промышленность, 1983
- Справочник бумажника в 3-х томах. – СПб.: Политехника, 2003
- Справочник по древесно-волокнистым плитам. – М.: Лесная промышленность, 1983
- Справочник лесохимика. – М.: Лесная промышленность, 1987
- Фляте Д. М. Технология бумаги. Учебник для вузов. М.: Лесная промышленность, 1988
- Эйдлин И.Я. Бумагоделательные и отделочные машины. – М.: Лесная промышленность, 1970
- Отраслевые журналы
- ЛесПромИнформ;
- Лесной журнал;
- Эксперт;
- Бумажная промышленность;
- Дерево.RU
- Бумага и жизнь;
- Мир бумаги;
- Целлюлоза Бумага Картон
Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, среди которых: профессиональные информационные системы CAD и CAM; www.lesprom.com
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа профессионального модуля «Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины» обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам.
Учебная практика реализуется концентрированно в рамках междисциплинарных курсов.
- Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности), которую рекомендуется проводить концентрированно после освоения модуля.
- При работе над курсовым проектом обучающимся оказываются консультации.
Освоению модуля предшествует изучение общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и общего естественно-научного цикла, дисциплин профессионального цикла:
- Инженерная и компьютерная графика;
- Электротехника и электроника;
- Техническая механика;
- Аналитическая химия;
- Физическая и коллоидная химия
Дисциплины:
- Метрология, стандартизация и сертификация;
- Процессы и аппараты;
- Автоматизация технологических процессов;
- Экономика организации
могут изучаться параллельно с профессиональным модулем.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины» и специальности «Технология комплексной переработки древесины».
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также преподаватели дисциплин профессионального цикла.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1 Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесностружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства | -выполнение технологических операций по всем стадиям производства переработки древесины в соответствии с требованиями технологического регламента на заданную продукцию; - осуществление контроля и регулирования параметров по стадиям технологического процесса с применением средств автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП); -обоснование эффективного использования вторичного сырья и энергоресурсов; - обоснование и оформление изменений (дополнений) к технологическим регламентам; -создание карт и принципиальных схем технологических процессов; - планирование мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда; - использование экобиозащитной техники в процессе трудовой деятельности | Практические работы Защита курсового проекта |
ПК 2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования | -осуществление подготовки оборудования к работе с выявлением и устранением возможных неисправностей; -осуществление контроля работы технологического оборудования в соответствии с требованиями правил эксплуатации и использованием средств автоматизированных систем управления; -обеспечение подготовки оборудования к проведению планово-предупредительных ремонтов; -выполнение расчетов технических параметров основного технологического оборудования | Практические работы Защита курсового проекта |
ПК 3 Контролировать качество сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции комплексной переработки древесины | -выполнение расчетов материальных и тепловых балансов технологических процессов; -осуществление контроля качества сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов, готовой продукции по стадиям технологического процесса | Практические работы Защита курсового проекта |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
- повышение качества обучения по ПМ; - участие в НСО; - участие в студенческих научных конференциях; - участие в органах студенческого самоуправления; - участие в социально-проектной деятельности; - портфолио студента | Наблюдение; мониторинг, оценка содержания портфолио студента |
ОК 2 .Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
| Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике |
ОК 3 . Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
| Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций |
ОК 4 . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
| Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
| Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
| Наблюдение за ролью обучающихся в группе; Портфолио |
ОК 7 . Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
| Деловые игры - моделирование социальных и профессиональных ситуаций; Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; портфолио |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| - Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; - открытые защиты творческих и проектных работ; - сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
| - Семинары, - учебно-практические конференции; - конкурсы профессионального мастерства; |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
| -тестирование по ТБ; -своевременность постановки на воинский учёт; - проведение воинских сборов |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/25/picture-792441-1464159863.jpg)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 "Подготовка и осуществления технологических процессов изготовления сварных конструкций"
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального профессионального образования по специальности 22.02.06 "Сварочное производство". Программа четко формулирует требования к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-926223-1506495947.jpg)
Примерная рабочая программа по Подготовке и осуществлению технологических процессов изготовления сварных конструкций»
Примерная рабочая программа ПМ.01 «Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций» для специальности 22.02.06 «Сварочное производство&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956445-1507607125.jpg)
Рабочая программа ПМ.01 Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины
Рабачая программа профессионального модуля разработана на основании новых требований к учебно-программной документации, рассмотрены четыре междисциплинарных курса с учетом учебной и производственной п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-1139820-1556071847.jpg)
Комплексно-методическое обеспечение ПМ.02 "Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения" для специальности 35.02.04 "Технология комплексной переработки древесины"
Рабочая программа ПМ.02 "Управление структурным подразделением" предназначена для обучения по специальности "Технология переработки древесины". В состав ПМ.02 входят МДК.02.01, МДК...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 сварочное производство базового уровн...
Рабочая программа "Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг"
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг» - является частью основной профессиональной образовательной программы в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1239497-1587565815.jpg)
Рабочая программа ПМ04 "Ведение технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения"
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид профессиональной деятельности Ведение технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функц...