Рабочая программа по физической и коллоидной химии.
рабочая программа по теме
Рабочая программа по физической и коллоидной химии составлена в соответствии с требованиями стандартов ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.f._i_k._kh.12_g.doc | 366 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МОПКИТ)
ОСП №4
г.Щелково
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины “Физическая и
коллоидная химия” разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования базовой
подготовки технического профиля.
240113 “Химическая технология органических веществ”.
Организация разработчик: ГБОУ СПО МО Политехнический
колледж инновационных технологий отд. №4 (МОПКИТ)
Разработчик:
Кудряшова Лидия Михайловна, преподаватель высшей
квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании предметной комиссии
28 августа 2014 года, протокол № 1
и рекомендована Методсоветом (МОПКИТ)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины. 4 1.1 Область применения программы. 4
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы. 4
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения учебной дисциплины. 4
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
учебной дисциплины. 6
2. Структура и содержание учебной дисциплины. 6
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы. 6
2.2 Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины.. 7
3. Условия реализации учебной дисциплины. 35
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению. 35
3.2 Информационное обеспечение обучения. 35
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины. 36
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ
название дисциплины
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.
240113 “Химическая технология органических веществ”
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, устанавливающий базовые знания для усвоения специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины “Физическая и коллоидная химия”, обучающийся должен
знать:
- основные законы физической и коллоидной химии;
- свойства агрегатных состояний вещества;
- формулировки и математическое выражение газовых законов;
- основы химической термодинамики и термохимии;
- теплоёмкости веществ, их расчёты;
- способы определения возможности и направления течения
самопроизвольных процессов;
- основы химической кинетики;
- гомогенные и гетерогенные каталитические процессы,
закономерности и механизм их течения;
- адсорбция на твёрдых адсорбентах;
- сущность химического равновесия, определение оптимальных
условий ведения химических процессов;
- основные методы интенсификации физико – химических процессов;
- физико – химические методы анализа веществ, применяемые приборы;
- современные представления о растворах, коллигативные свойства
растворов;
- процессы перегонки, ректификации, экстракции, абсорбции;
- основы электрохимии;
- основы коллоидной химии;
- строение, свойства ультрамикрогетерогенных систем, способы
стабилизации и разрушения коллоидных и микрогетерогенных
систем.
уметь:
- выполнять расчёты: параметров газов, газовых смесей,
жидкостей, коллигативных свойств растворов;
- проводить: самостоятельный поиск научной информации о своей
профессиональной деятельности с применением источников нау
- популярных изданий, компьютерных технологий для обработки и
передачи химической информации в различных формах,
лабораторные исследования свойств жидкостей.
-определять: термодинамические параметры состояния систем,
концентрацию реагирующих веществ, скорость химической
реакции;
- составлять: алгоритмы определения основных
термодинамических параметров;
- рассчитывать: тепловые эффекты, равновесные концентрации,
коллигативные свойства растворов;
- строить: изотерму адсорбции по экспериментальным данным,
фазовые диаграммы;
- экспериментально определять: параметры каталитических
процессов, молярную массу растворённого вещества, коэффициент
распределения;
- обосновывать: выбор методики эксперимента и лабораторного
оборудования по конкретному заданию;
- находить: в справочной литературе показатели физико-химических
свойств веществ и их соединений;
- измерять: электродвижущую силу гальванического элемента (ЭДС)
- получать: ультрамикрогетерогенные системы и определять их
основные характеристики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе,
быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических и сырьевых;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на
производстве;
- определения возможности течения физико – химических
превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 232 часа в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 155 часов;
самостоятельная работа обучающегося 77 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 232 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 155 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 40 |
практические занятия | 37 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 77 |
в том числе: | |
индивидуальные задания | 40 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 37 |
Дифференцированный зачёт – за 1-й семестр. Итоговая аттестация: Экзамен. |
2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
“ Физическая и коллоидная химия “
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | М.В.Ломоносов – основоположник физической химии. Общенаучное и прикладное значение физической и коллоидной химии для интенсификации управления и оптимизации процессов химических технологий. Самостоятельная работа обучающихся: Роль отечественных ученых в становлении и развитии физхимии. Современные направления развития физической и коллоидной химии: лазерная, ядерная, радиационная, плазмохимия, космохимия, химия высокомолекулярных соединений. | 2 1 | 1 |
Раздел 1. | Физическая химия | 139 | |
Тема 1.1 | Молекулярно – кинетическая теория агрегатных состояний вещества | 24 | |
Тема 1.1.1 Газообразное состояние. Газовые законы. | Газообразное состояние. Идеальный газ. Молекулярно – кинетическая теория идеального газа. Основные газовые законы. Уравнение Клапейрона – Менделеева. .Самостоятельная работа обучающихся: Графическое изображение газовых законов. | 2 1 | 1 |
Тема 1.1.2 Расчёты по формулам и уравнениям | Практическое занятие № 1 Расчёты параметров идеальных газов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач по расчёту параметров газов по теме 1.1.1 – Газовые законы. | 2 1 | |
Тема 1.1.3 Реальные газы | Реальные газы, их особенности. Уравнение состояния. Изотерма реального газа. Сжижение газов. Критическая точка.
Самостоятельная работа обучающихся: Эффект Джоуля-Томпсона. Решение задач по расчётам параметров реальных газов по теме 1.1.2 – Реальные газы. | 2 1 | 1 |
Тема 1.1.4 Расчёты по формулам и уравнениям | Практическое занятие № 2 Расчёты параметров газов с применением газовых законов, таблиц коэффициентов сжимаемости и методического пособия (1) по данной теме. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по индивидуальным заданиям. Применение сжиженных газов в промышленности. | 2 1 | 2 |
Тема 1.1.5 Газовые смеси | Газовые смеси. Парциальное давление. Закон Дальтона. Демонстрации: Схемы о кинетических представлениях отдельных газов и газовых смесей, в электронном виде. Самостоятельная работа обучающихся: Диффузия и эффузия газов. | 2 1 | 2 |
Тема 1.1.6 Расчёты по формулам и уравнениям | Практическое занятие № 3 Расчёты параметров газовых смесей с применением методического пособия (1). Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач по теме 1.1.4 – Газовые смеси. | 2 1 | 2 |
Тема 1.1.7 Жидкое состояние вещества | Жидкое состояние вещества. Структура жидкостей. Свободная энергия поверхности жидкости. Поверхностное натяжение. Внутреннее трение и вязкость жидкостей. Виды вязкости. Испарение и конденсация жидкостей. Теплота испарения. Правило Трутона. Демонстрации: Растворов солей никеля, кобальта и несмешивающихся жидкостей. Наблюдение шарообразной формы капли анилина в воде. (Опыт Дарлинга) Опыт Плато. Самостоятельная работа обучающихся: Поверхностно – активные вещества и их значение. Явление смачивания. Адгезия и когезия. | 2 1 | 2 |
Тема 1.1.8 Расчёты свойств жидкостей | Практическое занятие № 4 Расчёты вязкости, поверхностного натяжения и теплот испарения жидкостей с применением справочных данных. Самостоятельная работа обучающихся: Расчёты свойств жидкостей по индивидуальным заданиям. | 2 1 | 2 |
Тема 1.1.9 Экспериментальные определения свойств жидкостей | Лабораторное занятие № 1 Определение плотности, поверхностного натяжения жидкости. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторного отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 2 1 | 2 |
Лабораторное занятие № 2 Определение коэффициента динамической вязкости вискозиметрическим методом, степени влияния температуры и концентрации на вязкость жидкости. Демонстрации: Установка для измерения вязкости. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторного отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. Значение вязкости в промышленности. | 4 1 | 2 | |
Тема 1.1.10 Твёрдое состояние вещества | Твёрдое состояние вещества, его особенности. Кристаллические и аморфные тела. Плавление. Кристаллизация. Виды кристаллических решеток. Демонстрация Кристаллических решеток: графита, металлов, поваренной соли. Образцы минералов: серы, кальция, галита и др. Самостоятельная работа обучающихся: Плазма – четвертое состояние вещества. Жидкие кристаллы и их применение. | 1 1 | 1 |
Тема 1.1.11 Контроль и обобщение знаний | Контрольная работа № 1 по Теме 1.1 - Молекулярно – кинетическая теория агрегатных состояний вещества | 1 | 2 |
Тема 1.2 | Основы химической термодинамики (ТД) | 27 | |
Тема 1.2.1 Первый закон термодинамики | Основные термодинамические понятия и определения. Роль химической термодинамики в изучении химических процессов. Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики, его формулировки. Внутренняя энергия. Энтальпия. Самостоятельная работа обучающихся: Термодинамические процессы и термодинамическое равновесие. Решение задач по теме 1.2.1 – Первый закон термодинамики. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.2 Теплоёмкость газов и газовых смесей | Теплоёмкость газов и газовых смесей. Виды теплоёмкости, их взаимосвязь и зависимость от различных факторов, для органических веществ. Демонстрации: Системы с различной теплоёмкостью. Самостоятельная работа обучающихся: Теплоёмкость газов и газовых смесей для неорганических веществ. Уравнение Майера. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.3 Расчёты по формулам и уравнениям | Практическое занятие № 5 Расчёты теплоёмкостей индивидуальных веществ и смесей с применением справочной литературы [4].. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме 1.2.2 - Теплоёмкость газов и газовых смесей. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.4 Термодинамические функции основных обратимых процессов | Работа, теплота и энтальпия термодинамических процессов идеального газа. Демонстрации Графическое изображение обратимых термодинамических процессов в системе «Р-V» координат. Самостоятельная работа обучающихся: Политропные термодинамические процессы в системе «Р - V» координат. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.5 Расчёты по формулам и уравнениям | Практическое занятие № 6 Расчёты работы и теплоты термодинамических процессов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме 1.2.4 - Термодинамические функции основных обратимых процессов, по индивидуальным заданиям. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.6 Термохимия | Термохимия. Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Стандартные тепловые эффекты реакций образования и сгорания. Следствия закона Гесса. Формула Коновалова. Демонстрации: 1.Калориметрическая установка для определения теплоты сгорания. 2.Опыт. Энергетические изменения при растворении различных веществ в воде. Самостоятельная работа обучающихся: Расчёты стандартных тепловых эффектов по закону Гесса. Теплоты растворения и нейтрализации, их зависимость от различных факторов. | 2 1 | 2 3 |
Практическое занятие № 7 Расчёты стандартных тепловых эффектов химических реакций по закону Гесса. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по индивидуальным заданиям. | 2 | ||
Тема 1.2.7 Закон Кирхгофа | Факторы влияющие на тепловой эффект реакции. Закон Кирхгофа. Демонстрации: Графическая зависимость изменения стандартной энтальпии исходных веществ и продуктов реакции от температуры. Самостоятельная работа обучающихся: Зависимость теплоёмкости от температуры. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.2.8 Расчёты по формулам и химическим уравнениям | Практическое занятие № 8 Расчёты тепловых эффектов химических реакций по закону Кирхгофа с применением [4].. Самостоятельная работа обучающихся: Расчёты тепловых эффектов химических реакций при заданной температуре по индивидуальным заданиям. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.2.9 Экспериментальные определения тепловых эффектов | Лабораторная работа № 3 Определение теплоты растворения соли. Демонстрации: Установка определения теплоты растворения соли. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторного отчёта. Письменные ответы на вопросы контроля знаний по данной лабораторной работе. Лабораторная работа № 4 Определение теплоты нейтрализации. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчёта лабораторной работы. Ответы на вопросы контроля знаний лабораторной работы. | 2 1 2 1 | 2 2 2 2 |
Тема 1.2.10 Второй закон термодинамики | Второй закон термодинамики, его физическая сущность. Факторы интенсивности и экстенсивности. Энтропия и её свойства. Причины и следствия изменения энтропии. Демонстрации: Схема изменения энтропии для самопроизвольных и не самопроизвольных процессов при V= const и U = const. Самостоятельная работа обучающихся: Тепловая машина Карно. Коэффициент полезного действия машины. Изменение энтропии основных термодинамических процессов. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.2.11 Расчёты по формулам | Практическое занятие № 9 Расчёты энтропии физико-химических процессов и возможности их самопроизвольного течения. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчётам изменения энтропии физико-химических процессов по индивидуальным заданиям. Третий закон термодинамики. Постулат Планка. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.2.12 Термодинамические потенциалы | Свободная энергия системы. Изобарно-изотермические и изохорно-изотермические потенциалы (энергии Гиббса и Гельмгольца). Принцип минимума свободной энергии. Значение второго закона термодинамики в определении возможности, направления и пределов течения самопроизвольных химических процессов в изолированных системах. Демонстрации: Схема изменения энергии Гиббса и Гельмгольца в различных процессах. Самостоятельная работа обучающихся: Критерии направленности процессов и равновесия в системах переменного состава. Химический потенциал. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.13 Расчёты по формулам и химическим уравнениям | Практическое занятие № 10 Расчёты стандартной энергии по Гиббсу и Гельмгольцу с применением справочной литературы [4].. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по определению возможности и направления самопроизвольного течения физико-химического процесса. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.2.14 Контроль и обобщение знаний | Контрольная работа №2 по теме 1.2 - Основы химической термодинамики | 1 | 2 |
Тема 1.3 |
Химическая кинетика | 16 | |
Тема 1.3.1 Скорость химических реакций | Основные понятия и определения. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Демонстрации: Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. (Изменение окраски перманганата калия). Опыт 2. Зависимость скорости реакции от температуры. Самостоятельная работа обучающихся: Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Быстрые и сверхбыстрые реакции. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.3.2 Классификация химических реакций | Кинетика простых реакций. Реакции первого и второго порядка, их кинетические уравнения. Период полупревращения. Демонстрации: Графическая зависимость скорости реакции взаимодействия между магнием и хлорводородной кислотой разной концентрации. Анализ графиков. Самостоятельная работа обучающихся: Кинетика сложных реакций: последовательных, параллельных и сопряженных. Расчёты скорости, концентрации веществ и времени течения химических реакций. | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.3.3 Энергия активации | Активные молекулы. Потенциальный барьер. Энергия активации. Уравнение Аррениуса. Демонстрации: Графики энергетических характеристик элементарного акта эндо- и экзотермических реакций, их анализ. Самостоятельная работа обучающихся: Основы теории активных столкновений. Письменные ответы на контрольные вопросы по теме 1.3 - Химическая кинетика | 2 1 | 2 3 |
Тема 1.3.4 Расчёты по формулам и уравнениям | Практическое занятие № 11 Расчёт кинетических параметров реакции и энергии активации. Демонстрации: Опыт. Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой и анализ опыта. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчётам кинетических параметров и энергии активации химических процессов. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.3.5 Экспериментальные исследования химических реакций | Лабораторная работа № 5 Экспериментальное определение скорости химической реакции. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 5. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 2 1 | 2 2 |
Лабораторная работа № 6 Определение константы скорости реакции инверсии сахара. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 6. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 4 1 | 3 2 | |
Тема 1.3.6 Цепные реакции | Цепные реакции. Особенности, характеристика. Работы Семёнова Н.Н. Фотохимические и радиационно-химические процессы и их значение. Демонстрации: Схемы механизма разветвлённой и неразветвлённой химических цепей цепных реакций. Их анализ. | 1 | 2 |
Тема 1.3.7 Контроль и обобщение знаний | Контрольная работа № 3 по теме 1.3 - Химическая кинетика | 1 | 3 |
Тема 1.4 |
Катализ | 12 | |
Тема 1.4.1 Адсорбция | Поверхностные явления. Особенности процесса сорбции, влияние на него различных факторов. Адсорбция на твёрдых адсорбентах. Теория Ленгмюра. Изотерма адсорбции. Демонстрации: 1. Образцы адсорбентов. 2. Адсорбция активированным углем различных красителей из растворов. 3. Адсорбция силикагелем красящих веществ. 4. Ориентация молекул ПАВ в насыщенном поверхностном слое. 5. Схема мономолекулярной адсорбции. Самостоятельная работа обучающихся: Ионообменная адсорбция. Хроматография: понятия, виды. Практическое применение адсорбции. | 2 1 | 3 2 |
Тема 1.4.2 Экспериментальные исследования и определения | Лабораторная работа № 7. Построение изотермы адсорбции по эксперименту. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 7. Ответы на вопросы контроля знаний лабораторной работы № 7. Применение адсорбции. | 4 2 | 3 2 |
Тема 1.4.3 Катализ | Гомогенный катализ. Особенности каталитических процессов. Автокатализ. Гетерогенный катализ, его особенности. Промоторы и каталитические яды. Мультиплетная теория катализа. Демонстрации: Коллекция катализаторов. Схематическое изображение пяти стадий гетерогенного катализа. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Ферментативный катализ. Ферменты в жизни человека. 2. Применение катализа в химической технологии. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.4.4 Расчёты по формулам | Практическое занятие № 12 Расчёты каталитической активности, селективности и производительности катализатора физико-химических процессов. | 1 | |
Тема 1.4.5 Экспериментальное исследование и определение | Лабораторная работа № 8 Определение влияния катализаторов на скорость химических процессов. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 8. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.4.6 Контроль и обобщение знаний | Дифференцированный зачёт. | 2 | 2 |
Тема 1.5 |
Химическое равновесие | 10 | |
Тема 1.5.1 Основные закономерности химического равновесия | Обратимость химических реакций. Сущность истинного химического равновесия. Константы равновесия реакции. Способы выражения. Зависимость констант равновесия от различных факторов. Факторы, влияющие на равновесие. Принцип Ле-Шателье. Демонстрации: Влияние концентрации вещества на состояние химического равновесия, на примере реакции образования роданида железа. Смещение химического равновесия под действием температуры (Диссоциация четырёх-окиси азота). Смещение химического равновесия под влиянием освещения (Фотохимическое восстановление тионина). Самостоятельная работа обучающихся: Записать уравнений химических реакций и на основании принципа Ле-Шателье дать теоретическое обоснование демонстрационных опытов. | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.5.2 Расчёты по химическим формулам и уравнениям | Практическое занятие № 13 Расчёты констант химического равновесия, равновесных и исходных концентраций, выхода целевого продукта химических процессов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчётам состава равновесной смеси. Практическое значение констант химического равновесия. | 2 1 | 2 1 |
Практическое занятие № 14 Определение оптимальных условий ведения производственных химических процессов получения: серной кислоты, водорода - конверсией метана, аммиака, азотной кислоты, метанола, этанола. Самостоятельная работа обучающихся: Равновесие в гетерогенных системах. | 2 1 | 2 2 | |
Тема 1.5.3 Химическое сродство | Реакционная способность химико-технологических систем. Химическое сродство. Уравнение изотермы химической реакции. Стандартная энергия Гиббса. Изменение константы химического равновесия в зависимости от температуры. Уравнение изохоры и изобары химической реакции. Самостоятельная работа обучающихся: Стандартная энергия Гельмгольца. | 2 1 | 3 2 |
Тема 1.5.4 Расчёты по химическим формулам и уравнениям | Практическое занятие № 15 Определение полезной работы химических реакций. | 2 | 2 |
Тема 1.6 |
Фазовое равновесие | 6 | |
Тема 1.6.1 Правило фаз Гиббса | Основные понятия фазового равновесия. Классификация систем. Определение числа фаз, числа зависимых компонентов и степеней свободы при фазовых равновесиях. Правило фаз Гиббса. Демонстрации: Коллекция гомогенных и гетерогенных физико-химических систем. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы проверки знаний – основные определения фазового равновесия. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.6.2 Фазовые диаграммы состояния | Фазовое равновесие в однокомпонентных системах. Фазовая диаграмма состояния однокомпонентных систем на примере воды. Анализ диаграммы. Тройная точка. Фазовое равновесие в двухкомпонентных системах. Фазовая диаграмма состояния двухкомпонентной системы на примере бинарного сплава. Кривые охлаждения. Эвтектический сплав. Термографический анализ. Правило рычага. Демонстрации: Диаграмма состояния воды, диоксида углерода, бинарного сплава – алюминий-кремний. Анализ диаграмм. Схема правила рычага. Самостоятельная работа обучающихся: Водно-солевые системы. Криогидратная точка. Диаграмма растворимости в системе KCl – H2O. Работы Н.С.Курнакова по физико-химическому анализу. | 3 2 | 2 2 |
Тема 1.6.3 Расчёты и упражнения по фазовым диаграммам | Практическое занятие № 16 1. Построить фазовую диаграмму (диаграмма плавкости) состояния двухкомпонентной системы (сплава) по имеющимся экспериментальным данным. 2. На основании данных температур начала кристаллизации и состава системы построить все кривые охлаждения возможные в данной системе. 3. Определить число фаз и число степеней свободы для системы с указанной температурой и составом. 4. Определить массу образовавшихся кристаллов при охлаждении системы определённого состава от температуры t1 до t2 по правилу рычага. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Предложить и описать методику эксперимента термографического анализа бинарного сплава или водно-солевой системы. 2. Сущность диаграмм состояния. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.7 |
Растворы | 28 | |
Тема 1.7.1 Основные понятия и определения | Процесс растворения и применение к нему принципа минимума свободной энергии. Классификация растворов, их строение. Сольватная теория образования растворов Д.И.Менделеева. Термодинамика растворения. Демонстрации: Коллекция различных типов растворов: жидкость-твёрдое, жидкость-жидкость, жидкость-газ, несмешивающихся жидкостей. Самостоятельная работа обучающихся: Растворы электролитов. Степень диссоциации и константа электролитической диссоциации. Концентрация и способы выражения концентрации растворов. | 1 1 | 1 2 |
Тема 1.7.2 Коллигативные свойства растворов | Осмотическое давление в растворах неэлектролитов и электролитов. Закон Вант-Гоффа. Изотонический коэффициент. Демонстрации: Коллекция полупроницаемых мембран (ППМ). Схема перехода растворителя через ППМ. Энергетические изменения при растворении NaOH (KOH), NH4SCN в воде. Схема тургора и плазмолиза в клетках растений. Самостоятельная работа обучающихся: Полупроницаемые мембраны, их значение для живых организмов и процессов получения, очистки пищевых и непищевых продуктов. Мембранная технология. | 1 1 | 2 2 |
Давление пара разбавленных растворов. Абсолютное и относительное понижение давления пара растворителя в растворе. Закон Рауля для растворов неэлектролитов и электролитов. Демонстрации: Изменение объёма при растворении этанола, подкрашенного фуксином, в дистиллированной воде. Диаграмма “Давление пара – состав” “P – X” бинарного раствора при T = const.. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы проверки знаний коллигативных свойств растворов. | 1 1 | 2 1 | |
Замерзание растворов. Абсолютное понижение температуры замерзания раствора. Криоскопия. Криоскопическая постоянная. Условия кипения растворов. Температура кипения растворов. Абсолютное повышение температуры кипения. Эбуллиоскопическая постоянная. Эбуллиоскопия. Демонстрации: Установки экспериментального определения температуры замерзания и кипения растворов. Самостоятельная работа обучающихся: Практическое применение закона Рауля. | 1 1 | 2 2 | |
Тема 1.7.3 Расчёт по химическим формулам и диаграммам | Практическое занятие № 17 Расчёт коллигативных свойств растворов: осмотического давления, давления пара раствора, температуры замерзания и кипения. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач по индивидуальным заданиям методического пособия темы -“Растворы”. | 2 2 | 3 2 |
Тема 1.7.4 Экспериментальные определения | Лабораторная работа № 9 Определение молярной массы растворённого вещества криоскопическим методом. Демонстрации: Установка для криоскопических измерений. Методическое пособие для выполнения лабораторной работы. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчёта по лабораторной работе. Провести анализ полученных экспериментальных результатов. | 2 2 | 3 2 |
Тема 1.7.5 Первый закон Д.П.Коновалова для идеальных растворов | Идеальные бинарные растворы. Взаимная растворимость жидкостей с учётом межчастичного взаимодействия. Диаграммы для идеальных систем из двух летучих компонентов. Перегонка. Схема и диаграмма “Температура кипения – состав” “Т - Х” для процесса перегонки бинарных растворов при Р = const. Первый закон Д.П.Коновалова. Дефлегмация. Ректификация. Демонстрации: Диаграмма “Т – Х” для перегонки при Р = const. Лабораторная установка для процесса перегонки. Образцы дефлегматоров. Схема ректификационной колонны. Самостоятельная работа обучающихся: Ректификационная колонна, устройство, работа и применение. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.7.6 Неидеальные растворы. Второй закон Д.П.Коновалова | Системы с отклонениями от закона Рауля. Примеры. Диаграммы “Р – Х” и “T – X” для растворов с положительными и отрицательными отклонения от закона Рауля. Азеотропные смеси. Второй закон Д.П.Коновалова. Демонстрации: Диаграммы состояния “P – X” и “T – X” для бинарных систем с положительными и отрицательными отклонениями от закона Рауля. Самостоятельная работа обучающихся: Особенности ректификации неидеальных растворов. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.7.7 Расчёты по формулам и диаграммам | Практическое занятие № 18 Расчёт процессов перегонки по индивидуальным заданиям методического пособия по теме “Растворы”. Для данной зависимости состава жидкой Х и газообразной фаз У от температуры Т для бинарной жидкой смеси А – В при P = const., построить диаграмму “Т- Х” . (Составы X и У выражены в мольных процентах вещества А) Определить температуру кипения системы, содержащей Х1 % (моль) компонента А. Определить состав пара, находящегося в равновесии с жидкой бинарной системой кипящей при температуре Т1. Определить состав остатка в перегонной колбе при температуре Т1. Самостоятельная работа обучающихся: Предложить методику эксперимента и перечень необходимого лабораторного оборудования, для выполнения задания. | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.7.8 Экспериментальные определения | Лабораторная работа № 10 Построение диаграммы “Т – Х” по экспериментальным данным. Демонстрации: Оборудование для лабораторной работы. Самостоятельная работа обучающихся: Анализировать достоверность лабораторных экспериментов. Дать ответы на вопросы контроля знаний по данной работе. | 4 1 | 3 2 |
Тема 1.7.9 Закон распределения Нернста - Шилова | Система “жидкость-жидкость” для жидкостей не растворимых друг в друге. Перегонка с водяным паром. Равновесное распределение третьего компонента между двумя несмешивающимися жидкостями. Закон распределения Нернста – Шилова. Экстракция. Демонстрации: Системы несмешивающихся жидкостей “бензол-вода” и распределение в ней спиртового раствора йода. Экстракция йода из морской воды бензолом в делительной воронке. Самостоятельная работа обучающихся: Применение экстракции в промышленности. Вакуумная перегонка. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.7.10 Расчёты по формулам | Практическое занятие № 19 Расчёты процессов экстракции растворов. Решение задач на определение массы экстрагированного вещества и количества вещества в водном растворе, если проводить однократно и многократно экстракцию и числа обработок, с целью достижения заданной степени извлечения. Самостоятельная работа обучающихся: Анализировать достоверность результатов расчётов. Взаимное растворение жидкостей. | 1 1 | 2 2 |
Тема 1.7.11 Экспериментальное определение | Лабораторная работа № 11 Определение коэффициента распределения уксусной кислоты в системе “изоамиловый спирт – вода”. Демонстрации: Установка для выполнения работы. Самостоятельная работа обучающихся: Предложить схему и методику извлечения масла из семян, из плодов косточковых культур и из лепестков роз; сахара из свеклы и из сахарного тростника. | 4 1 | 2 2 |
Тема 1.7.12 Закон Генри | Растворы газов в жидкости. Растворимость газов. Факторы, влияющие на растворимость. Закон Генри. Растворимость смеси газов. Закон Генри-Дальтона. Абсорбция газов жидкостями. Десорбция газов. Самостоятельная работа обучающихся: Значение закона Генри и Генри-Дальтона. Подготовка к контрольной работе по теме 1.7 – Растворы. | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.7.13 Контроль обобщения знаний | Контрольная работа № 4 по теме 1.7 – Растворы Ответить на три вопроса.
| 1 | 2 |
Тема 1.8 |
Электрохимия | 16 | |
Тема 1.8.1 Электрохимические процессы | Взаимное превращение химической и электрической энергии. Проводники электрического тока первого и второго рода. Электродные процессы и электродный потенциал. Формула Нернста. Электроды. Примеры электродов. Стандартный равновесный потенциал электрода. Электрохимический ряд напряжений. Демонстрации: Электроды первого и второго рода. Схема электрода. Схемы возникновения электродных потенциалов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач расчётов электродных потенциалов по заданию. История развития электрохимии и её прикладное значение. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.8.2 Электрохимические системы | Гальванические элементы. Механизм возникновения электрического тока в них. ЭДС гальванического элемента. Типы гальванических элементов, их особенности. Демонстрации: Гальванические элементы Якоби-Даниэля, Вестона. Схемы окислительно-восстановительных, концентрационных и топливных гальванических элементов. Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить расчёты ЭДС гальванических элементов по заданию. Химические источники электрического тока, их применение. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.8.3 Расчёты по формулам | Практическое занятие № 20 Расчёты ЭДС гальванических элементов по индивидуальным заданиям. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний по теме 1.8.2 – Электрохимические системы. Батареи и промышленные источники постоянного тока. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.8.4 Экспериментальные определения | Лабораторная работа № 12 Измерение ЭДС гальванического элемента. Демонстрации: Установка и схема для измерения ЭДС гальванического элемента. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт по данной лабораторной работе. Дать ответы на вопросы контроля знаний. | 2 1 | 2 |
Тема 1.8.5 Методы электрохимического анализа | Потенциометрия и pH – метрия. Электроды индикаторные и электроды сравнения. Демонстрации: Установка для потенциометрического титрования. Электроды индикаторные (стеклянные) и электроды сравнения каломельные. Кривые потенциометрического титрования. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний по теме 1.8.4 – Методы электрохимического анализа. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.8.6 Экспериментальные определения | Лабораторная работа № 13 Потенциометрическое титрование. Из предложенного лабораторного оборудования собрать установку для потенциометрического титрования. Обосновать выбор и провести эксперимент потенциометрического титрования. На основании экспериментальных данных построить кривую потенциометрического титрования и проанализировать достоверность полученных результатов. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт по данной лабораторной работе. Дать ответы на вопросы контроля знаний. | 2 1 | 3 |
Тема 1.8.7 Электрохимические процессы | Электролиз. Механизмы электролиза. Электролиз расплава и электролиз растворов. Законы электролиза Фарадея. Выход по току. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Факторы, вызывающие коррозию. Демонстрации: Ряд активности металлов. Схемы электролиза хлорида меди. Схема механизма коррозии и катодной защиты. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач расчётов электролизных процессов по заданию. Ответы на вопросы контроля знаний по теме 1.8.6 – Электрохимические процессы. Методы защиты металлов от коррозии. Гальванопластика, гальваностегия. Аккумуляторы. | 2 1 | 2 2 |
Тема 1.8.8 Расчёты по формулам | Практическое занятие № 21 Расчёты электролизных процессов расплавов и растворов электролитов по законам Фарадея, выхода по току. | 1 | 2 |
Тема 1.8.9 Контроль и обобщение знаний | Контрольная работа № 5 по теме 1.8 - Электрохимия | 1 | 2 |
Раздел 2 |
Основы коллоидной химии | 14 | |
Тема 2.1 |
Коллоидная химия – физхимия дисперсных систем | 12 | |
Тема 2.1.1 Свойства дисперсных систем | Дисперсные системы, их классификация, получение и очистка. Кинетические, оптические и электрокинетические свойства дисперсных систем. Электрофорез и электроосмос. Демонстрации: Таблицы классификации дисперсных систем по агрегатному состоянию и степени дисперсности. Схемы диализатора и электродиализатора. Эффект Фарадея-Тиндаля. Схема опыта Рейса. Самостоятельная работа обучающихся: Вклад русских учёных в развитие коллоидной химии. Значение коллоидной химии. | 4 1 | 1 2 |
Тема 2.1.2 Строение дисперсных систем | Строение коллоидной частицы. Демонстрации: Схема строения мицеллы золя иодида серебра. Самостоятельная работа обучающихся: Составить схемы строения мицелл коллоидных растворов по заданию. | 2 2 | 2 2 |
Тема 2.1.3 Экспериментальные исследования | Лабораторная работа № 14 Получение ультрамикрогетерогенных систем. Демонстрации: Золь гидроксида железа, хлорида серебра. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний лабораторной работы № 13. | 2 1 | 2 2 |
Тема 2.1.4 Устойчивость дисперсных систем | Кинетическая и агрегативная устойчивость дисперсных систем. Коагуляция скрытая и явная. Зависимость коагуляции от различных факторов. Порог коагуляции. Правило Шульце-Гарди. Седиментация, пептизация золей. ПАВ и их влияние на устойчивость дисперсных систем. Способы стабилизации и разрушения коллоидных и микрогетерогенных систем. Демонстрации: Коагуляция золей гидроксида железа Fe3+.
Самостоятельная работа обучающихся: Грубодисперсные системы. Эмульсии, пены, суспензии, аэрозоли. Методы получения. Устойчивость, стабилизация и разрушение. | 2 1 | 2 2 |
Тема 2.1.5. Экспериментальные исследования | Лабораторная работа № 15 Определение порога коагуляции золя гидроксида железа. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний свойств золей, строение частиц золя. Устойчивость, коагуляция и стабилизация золей. | 2 1 | 2 2 |
Тема 2.2 | Растворы высокомолекулярных соединений (ВМС) | 2 | |
Тема 2.2.1 Растворы ВМС | Общая характеристика и особенности растворов ВМС. Сравнение их свойств со свойствами истинных и коллоидных растворов. Термодинамическая устойчивость растворов ВМС. Набухание ВМС. Самопроизвольное образование ВМС при неограниченном набухании. Самостоятельная работа обучающихся: Понятие устойчивости растворов ВМС. Высаливание. Студнеобразование. Стабилизация дисперсных систем посредством ВМС. | 2 1 | 2 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории физхимии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Комплект учебно-наглядных пособий для изучения:
- агрегатные состояния веществ,
- основы химической термодинамики,
- химическая кинетика,
- химическое равновесие,
- фазовое равновесие,
- растворы,
- основы электрохимии,
- коллоидная химия.
2. Приборы для выполнения лабораторных работ:
вискозиметры, сталагмометры, ареометры, барометры, термостат, термометры, калориметры, калориметрическая бомба, поляриметры, сахариметры, установка для простой перегонки, перегонки с водяным паром, рефрактометры.
Установка для титрования, весы технические и аналитические.
Установка для измерения ЭДС.
РН – метры, магнитные мешалки.
Коллекция минералов и катализаторов, образцы объёмных кристаллических решеток.
Химическая посуда, химические реактивы.
3. Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы:
Основные источники:
1. В.В.Белик и др. Физическая и коллоидная химия, М, Академия, 2010, (ЛУ-1)
2. Б.В.Ахметов и др. Физическая и коллоидная химия, М, Высш. шк., 1986, (ЛУ-2)
3. Б.В.Ахметов. Задачи и упражнения по физической и коллоидной химии, Л, Химия, 1989, (ЛУ-3)
4. Под ред. А.А.Равделя, И.Фёдоров Краткий справочник физико-химических величин, СПб, 2003, (ЛС-4)
5. С.А.Балезин. Лабораторные работы по физической и коллоидной химии, М, Просвещение, 1980
6. Л.М.Кудряшова. Методические рекомендации для проведения практических занятий по физхимии на электронном и бумажном носителях, ЩПТ, 2012, (ЛМ-6)
Дополнительная литература:
1. А.Д.Зимон. Популярная физическая химия, М, Научный мир, 2005
2. О.С.Гамеева. Физическая и коллоидная химия, М, Высш. шк., 1977
3. О.С.Гамеева. Сборник задач и упражнений по физической и коллоидной химии, М. Высш. шк., 1980
4. А.И.Болдырев. Демонстрационные опыты по физической и коллоидной химии, М, Высш. шк., 1976
5. В.Р.Ильченко. Перекрестки физики, химии и биологии, Москва, Просвещение, 1986
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения урока- лекции, устных опросов, практических и лабораторных занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися проектов и индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
вести: расчёты параметров газов и газовых смесей, жидкостей, коллигативных свойств растворов, тепловых эффектов химических процессов, теплоём - костей газов и газовых смесей, работы теплоты термо - динамических процессов. Энергий Гиббса, кинетичес - ких параметров, энергии активации, концентрации реагирующих веществ, электродвижущей силы (ЭДС) гальванических элементов, электролизных процессов, перегонки, экстракции, абсорбции; | практические занятия, лабораторные занятия, тестирование, контрольные работы, устные опросы, внеаудиторная самостоятельная работа; |
предсказывать: оптимальные условия ведения произ - водственных химических процессов, возможность и направление самопроизвольного течения химических процессов; | практические занятия, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа; |
экспериментально определять: поверхностное натяже - ние и вязкость жидкостей, теплоты химических реак - ций, кинетические параметры хим. процессов, плот - ность и концентрацию растворов электролитов и неэ - лектролитов, температуры кипения и замерзания, мо - лярную массу растворённого вещества, ЭДС гальвани ческих элементов, коэффициент распределения, порог коагуляции золей, | лабораторные работы, устные опросы, самостоятельная работа, тестирование; |
проводить: разделение жидких смесей простой пере – гонкой и с водяным паром, экстракцией; | лабораторные работы, |
представлять экспериментальные данные в виде графи- ков, таблиц, диаграмм и уметь их анализировать; | самостоятельная работа, |
Знания: | |
-основные законы физической и коллоидной химии; - свойства агрегатных состояний вещества, - формулировки и математическое выражение газовых законов, | урок – лекция, практические занятия, лабораторные занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа; |
- основы химической термодинамики и термохимии, - теплоёмкости веществ, их расчёты, - способы определения возможности и направления течения самопроизвольных процессов; - основы химической кинетики; | |
- гомогенные и гетерогенные каталитические процессы, закономерности и механизм их течения; - адсорбция на твёрдых адсорбентах; - сущность химического равновесия, определение оптимальных условий ведения химических процессов; - основные методы интенсификации физико – химических процессов; | урок – лекция, тестирование, практические занятия, лабораторные занятия, внеаудиторная самостоятельная работа; |
- физико – химические методы анализа веществ, приме- няемые приборы; | |
- современные представления о растворах, коллигатив – ные свойства растворов; - процессы перегонки, ректификации, экстракции, абсор- бции; | |
- основы электрохимии; | |
- основы коллоидной химии; - строение, свойства ультрамикрогетерогенных систем, способы стабилизации и разрушения коллоидных и микрогетерогенных систем. | |
самостоятельный поиск химической информации с ис - пользованием различных источников; справочных, на –учно-популяных изданий, компьютерных баз данных, ре сурсов Интернета, использовать компьютерные техноло гии для обработки и передачи химич. информации; | самостоятельная работа; |
обосновывать: выбор методики эксперимента и лабора- торного оборудования по конкретному заданию; | лабораторные работы, творческие задания; |
использовать приобретенные знания и умения в практи ческой деятельности и повседневной жизни, для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей сре де, понимания глобальных проблем, стоящих перед челове чеством: экологических, энергетических и сырьевых, безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; | индивидуальные творческие задания; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по физической и коллоидной химии
Тестовые задания по физической и коллоидной химии для студентов, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Пособие представляет собой сборник тестов с ответами п...
Календарно-тематический план по предмету физическая и коллоидная химия.
Планирование учебных занятий по физ. химии....
КОС Физическая и коллоидная химия
Комплект оценочных средств по предмету "Физическая и коллоидная химия"...
Физическая и коллоидная химия
Рабочая программа дисциплины "Физическая и коллоидная химия" для специальности 240111 "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов"...
Вопросы и задачи к экзамену по физической и коллоидной химии
Вопросы и задачи к экзамену по физической и коллоидной химии...
Интегрированный урок по учебным дисциплинам «Физическая и коллоидная химия»,«Английский язык».Тема: Электролиз. Закон Фарадея.Module “Identity”
Интегрированный открытый урок по учебным дисциплинам «Физическая и коллоидная химия»,«Английский язык». Тема: Электролиз. Закон Фарадея. Module “Ide...
Задания для самостоятельной работы по разделу "Физическая и коллоидная химия" (по дисциплине Химия)
Задания для самостоятельной работы по разделу "Физическая и коллоидная химия"...