Календарно-тематический план по предмету физическая и коллоидная химия.
календарно-тематическое планирование на тему
Планирование учебных занятий по физ. химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.t.pl_.f.i_k.kh_.ispr_.12g.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «Щёлковский политехнический техникум» .
Наименование образовательного учреждения профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР
_____________ Козлова Н.В. _____________ Козлова Н.В. _____________ Козлова Н.В.
«_____» _____________ 2012 г. «____» _____________2013 г. «____» _____________ 2014 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине (предмету) физическая и коллоидная химия____________________________
на 2012/2013 г. на 2013/2014 г. на 2014/2015 г.
Составлен на основании рабочей программы, утверждённой заместителем директора по УВР ___28. 08. 2012 г._
Специальность ___240113 Химическая технология органических веществ__________ Группа ___21 _
Семестр _____________3, 4__________________________________________________________________________
Преподаватель __________Кудряшова Л.М.______________________________________________________________
Всего часов | Теоретические | Лабораторно – практические | Контрольные работы |
157 | 3 Семестр – 41 | 3 Семестр – 46, -22-лаб.,-24-практ. | 3 Семестр – 3 |
4 Семестр – 38 | 4 Семестр – 32, -18-лаб., -14-практ. | 4 Семестр – 2 |
Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________________________________________
Протокол № _1_____ от «_28__» ______августа_______ 2012___ года
Протокол № _______ от «_____» ___________________ 2013___ года
Протокол № ________от «_____» ___________________ 2014___ года
№№ зан - ия | Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий | Кол-во час. | Календар. сроки изучения тем | Вид занятия | Методическое и материаль ное обеспечение занятия, Интернет ресурс. | Задания для обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение. Физическая и коллоидная химия, её роль и место среди других наук. М.В.Ломоносов – основоположник физхимии. Самостоятельная работа обучающихся: Роль отечественных ученых в становлении и развитии физхимии. Современные направления развития физической и коллоидной химии: лазерная, ядерная, радиационная, плазмохимия, космохимия, химия высокомолекулярных соединений. | 2 1 | 1 | лекция | Сх. Кинетические представ ления агрегатных состоя -ний веществ. | [1], с. 6-10 [2], с. 5-9 Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
Раздел 1. Физическая химия | ||||||
Тема 1.1 Молекулярно – кинетическая теория агрегатных состояний вещества | ||||||
2 | Тема 1.1.1 Газообразное состояние. Идеальный газ. Молекулярно – кинетическая теория идеального газа. Основные газовые законы. Уравнение Клапейрона – Менделеева.. .Самостоятельная работа обучающихся: Графическое изображение газовых законов. | 2 1 | 1 | Урок- лекция | Сх. Графическое изображение газовых законов. | [1], с. 10-15 [2], с. 9-15 Подготовить индивидуальные сообщения по теме. |
3 | Тема 1.1.2 Практическое занятие № 1 Расчёты параметров идеальных газов Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач по расчёту параметров газов по теме 1.1.1 – Газовые законы | 2 1 | 2 | Практич. | [6], с. 5-11 Индивидуальное задание. | [1], с. 26, (№ 1-7, 14-16) Решение задач по индивидуальнам заданиям. |
4 | Тема 1.1.3 Реальные газы, их особенности. Уравнение состояния. Изотерма реального газа. Сжижение газов. Критическая точка. Самостоятельная работа обучающихся: Эффект Джоуля-Томпсона. Решение задач по расчётам параметров реальных газов по теме 1.1.2 – Реальные газы | 2 1 | 2 | Урок- лекция | Сх.1. Отклонения св-в ре -альных газов от идеальных при 273 К. 2 Изотермы диоксида углерода. | [1], с. 18-20 [2], с. 20-24 Решение задач по индивидуальнам заданиям. |
5 | Тема 1.1.4 Практическое занятие № 2 Расчёты параметров газов с применением газовых законов, таблиц коэффициентов сжимаемости и методического пособия (1) по данной теме. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по индивидуальным заданиям. Применение сжиженных газов в промышленности. | 2 1 | 2 | Практич. | [4], [6], с. 7-13 Индивидуальное задание. | [1], с. 26, (№ 8-10, 17-16) Работа с литературой. Решение задач по индивидуальнам заданиям. |
6 | Тема 1.1.5 Газовые смеси. Парциальное давление. Закон Дальтона. Самостоятельная работа обучающихся: Диффузия и эффузия газов. | 2 1 | 3 | Урок-лекция | Сх. Кинетическое представление отдельных газов и газовых смесей. | [1], с. 14-16 [2], с. 17-20 Решение задач по индивидуальнам заданиям. |
7 | Тема 1.1.6 Практическое занятие № 3 Расчёты параметров газовых смесей с применением методического пособия (1). Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач по теме 1.1.4 – Газовые смеси. | 2 1 | 3 | Практич. | [6], с. 18-29 Индивидуальные задания. | [3], с. 21, (№ 1, 6). Решение задач по индивидуальнам заданиям. |
8 | Тема 1.1.7 Жидкое состояние вещества. Структура жидкостей. Свободная энергия поверхности жидкости. Поверхностное натяжение. Внутреннее трение и вязкость жидкостей. Виды вязкости. Испарение и конденсация жидкостей. Теплота испарения. Правило Трутона Самостоятельная работа обучающихся: Поверхностно – активные вещества и их значение. Явление смачивания. Адгезия и когезия. | 2 1 | 4 | Урок-лекция | 1.Сх. Возникновение повер хностного натяжения. 2.Растворы солей никеля, кобальта и несмешиваю- щихся жидкостей. Опыт Дарлинга. Опыт Плато. | [1], с. 20-22 [2], с. 26-34 Работа с литературой. Подготовить индивидуальные сообщения по вопросам. |
9 | Тема 1.1.8 Практическое занятие № 4 Расчёты вязкости, поверхностного натяжения и теплот испарения жидкостей с применением справочных данных. Самостоятельная работа обучающихся: Расчёты свойств жидкостей по индивидуальным заданиям. | 2 1 | 4 | Практич. | [4] Индивидуальные задания. | [1], с. 26, (№ 10-13). Работа с литературой. Решение задач по индивидуальнам заданиям. |
10 | Тема 1.1.9 Лабораторное занятие № 1 Определение плотности, поверхностного натяжения жидкости. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторного отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. Значение вязкости в промышленности. | 2 1 | 4 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Сталагмометры, ареометры, растворы глицерина. | Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. |
11-12 | Тема 1.1.9 Лабораторное занятие № 2 Определение коэффициента динамической вязкости вискозиметрическим методом, степени влияния температуры и концентрации на вязкость жидкости. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторного отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 4 1 | 5 | Лаборатор- ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка для измерения вязкости. Растворы глицерина. | Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. |
13 | Тема 1.1.10 Твёрдое состояние вещества, его особенности. Кристаллические и аморфные тела. Плавление. Кристаллизация. Виды кристаллических решеток. Самостоятельная работа обучающихся: Плазма – четвертое состояние вещества. Жидкие кристаллы и их применение | 1 1 | 6 | Лекция | Сх. Кристаллич. решётки.. Кристаллические решетки: графита, металлов, поварен ной соли. Образцы минера- лов: серы, кальция, галита. | [1], с. 22-25 [2], с. 35-38, 39-43 Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
13 | Тема 1.1.11 Контрольная работа № 1 по Теме 1.1 – Молекулярно – кинетическая теория агрегатных состояний вещества | 1 | 6 | Контроль и обобщение знаний | Индивидуальные задания. | [2], с. 35, (№ 5, 8-10) Работа с литературой. |
Тема 1.2 Основы химической термодинамики (ТД) | ||||||
14 | Тема 1.2.1 Основные термодинамические понятия и определения. Роль химической термодинамики в изучении химических процессов. Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики, его формулировки. Внутренняя энергия. Энтальпия. Самостоятельная работа обучающихся: Термодинамические процессы и термодинамическое равновесие. Решение задач по теме 1.2.1 – Первый закон термодинамики. | 2 1 | 6 | Урок-лекция | Схемы систем: изолированная, закрытая, открытая. [6], с. 29-32 | [1], с. 27-31, 44-36 [2], с. 43-47, 63-66 Доклад – М.В.Ломоносов основоположник Термодинамики. |
15 | Тема 1.2.2 Теплоёмкость газов и газовых смесей. Виды теплоёмкости, их взаимосвязь и зависимость от различных факторов, для органических веществ. Самостоятельная работа обучающихся: Теплоёмкость газов и газовых смесей для неорганических веществ. Уравнение Майера | 2 1 | 6 | Урок-лекция | Системы с различной теплоёмкостью. | [1], с. 36-37, [2], с. 53-56 |
16 | Тема 1.2.3 Практическое занятие № 5 Расчёты теплоёмкостей индивидуальных веществ и смесей с применением [4]. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме 1.2.2 - Теплоёмкость газов и газовых смесей. | 2 1 | 7 | Практич. | [4], [6], с. 29-32 Индивидуальные задания. | [1], с. 69, (№ 1-3). Работа с литературой. Решение задач по заданиям.
|
17 | Тема 1.2.4 Работа, теплота и энтальпия термодинамических процессов идеального газа. Самостоятельная работа обучающихся: Политропные термодинамические процессы в системе «Р - V» координат. | 2 1 | 7 | Урок-лекция | Схемы обратимых термоди намических процессов в системе «Р-V» координат. | [1], с. 31-36 |
18 | Тема 1.2.5 Практическое занятие № 6 Расчёты работы и теплоты термодинамических процессов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме 1.2.4 - Термодинамические функции основных обратимых процессов, по индивидуальным заданиям. | 2 1 | 8 | Практич. | [5] [6], с. 31-39 Индивидуальные задания. | [1], с. 69, (№ 8,9) Работа с литературой. Решение задач по заданиям. |
19 | Тема 1.2.6 Термохимия. Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Стандартные тепловые эффекты реакций образования и сгорания. Следствия закона Гесса. Формула Коновалова. Самостоятельная работа обучающихся: Расчёты стандартных тепловых эффектов по закону Гесса. Теплоты растворения и нейтрализации, их зависимость от различных факторов. | 2 1 | 8 | Урок-лекция | 1.Калориметрическая уста- новка для определения теп- лоты сгорания. 2.Опыт. Энергетические из менения при растворении различных веществ в воде. | [1], с. 39-44, Решение задач по заданиям. |
20 | Практическое занятие № 7 Расчёты стандартных тепловых эффектов химических реакций по закону Гесса. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по индивидуальным заданиям. | 2 1 | 8 | Практич. | [5] [6], с. 41-45 Индивидуальные задания. | [1], с. 69, (№ 4-6, 10) [2], с. 67-75 Решение задач по заданиям. |
21 | Тема 1.2.7 Факторы влияющие на тепловой эффект реакции. Закон Кирхгофа. . Самостоятельная работа обучающихся: Зависимость теплоёмкости от температуры для неорганических веществ. | 1 1 | 9 | Урок-лекция | Схемы зависимости измене ния стандартной энтальпии исходных веществ и проду ктов реакции от температ. | [1], с. 44-48 [2], с. 78-81 Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
21 | Тема 1.2.8 Практическое занятие № 8 Расчёты тепловых эффектов химических реак -ций по закону Кирхгофа с применением [4]. Самостоятельная работа обучающихся: Расчёты тепловых эффектов химических реакций при заданной температуре по индивидуальным заданиям. | 1 1 | 9 | Практич. | [4] [6], с. 44-48 Индивидуальные задания. | [1], с. 70, (№ 13-16). Работа с литературой |
22 | Тема 1.2.9 Лабораторная работа № 3 Определение теплоты растворения соли. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторного отчёта. Письменные ответы на вопросы контроля знаний по данной лабораторной работе. | 2 1 | 9 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка определения теплоты растворения соли | Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний. |
23 | Лабораторная работа № 4 Определение теплоты нейтрализации Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчёта лабораторной работы. Ответы на вопросы контроля знаний лабораторной работы. | 2 1 | 10 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка определения теплоты нейтрализации. | Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний. |
24 | Тема 1.2.10 Второй закон термодинамики, его физическая сущность. Факторы интенсивности и экстенсивности. Энтропия и её свойства. Причины и следствия изменения энтропии. Самостоятельная работа обучающихся: Тепловая машина Карно. Коэффициент полезного действия машины. Изменение энтропии основных термодинамических процессов. | 1 1 | 10 | Урок-лекция | Схемы изменения энтроп- ии для самопроизвольных и не самопроизвольных процессов при V= const и U = const. | [1], с. 49-54, [2], с. 94-102 Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
24 | Тема 1.2.11 Практическое занятие № 9 Расчёты энтропии физико-химических процессов и возможности их самопроизвольного течения. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчётам изменения энтропии физико-химических процессов по индивидуальным заданиям. Третий закон термодинамики. Постулат Планка. | 1 1 | 10 | Практич. | [4] [6], с. 50-56 Индивидуальные задания. | [1], с. 70, (№ 18). Работа с литературой. Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
25 | Тема 1.2.12 Свободная энергия системы. Энергии Гиббса и Гельмгольца. Принцип минимума свободной энергии. Значение второго закона термодинамики в определении возможности, направления и пределов течения самопроизвольных химических процессов в изолированных системах. Самостоятельная работа обучающихся: Критерии направленности процессов и равновесия в системах переменного состава. Химический потенциал. | 2 1 | 10 | Урок-лекция | Схема изменения энергии Гиббса и Гельмгольца в различных процессах. | [1], с. 57-65, [2], с. 82-84 |
26 | Тема 1.2.13 Практическое занятие № 10 Расчёты стандартной энергии по Гиббсу и Гельмгольцу с применением литературы [4]. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по определению возможности и направления самопроизвольного течения физико-химического процесса. | 2 1 | 11 | Практич. | [4] [6], с. 56-58 Индивидуальное задание. | [1], с. 70, (№ 19) Работа с литературой. Решение задач по заданиям. |
27 | Тема 1.2.14 Контрольная работа №2 по теме 1.2 - Основы химической термодинамики | 1 | 11 | Контроль и обобщение знаний | Индивидуальные задания | Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. |
Тема 1.3 Химическая кинетика | ||||||
28 | Тема 1.3.1 Основные понятия и определения. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Самостоятельная работа обучающихся: Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Быстрые и сверхбыстрые реакции. | 2 1 | 11 | Урок-лекция | Опыт 1. Зависимость ско -рости реакции от концен -трации реагирующих ве -ществ. (Изменение окраски перманганата калия). Опыт 2. Зависимость ско -рости реакции от температ. | [1], с. 173-184 [2], с. 152-156 Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
29 | Тема 1.3.2 Кинетика простых реакций. Реакции первого и второго порядка, их кинетические уравнения. Период полупревращения. Самостоятельная работа обучающихся: Кинетика сложных реакций: последовательных, параллельных и сопряженных. Расчёты скорости, концентрации веществ и времени течения химических реакций. | 2 2 | 12 | Урок-лекция | График зависимости скорости реакции взаимо- действия между магнием и хлорводородной кислотой разной концентрации. | [1], с. 178-184 [2], с. 157-161 Решение задач по заданиям. |
30 | Тема 1.3.3 Активные молекулы. Потенциальный барьер. Энергия активации. Уравнение Аррениуса. Самостоятельная работа обучающихся: Основы теории активных столкновений. Письменные ответы на контрольные вопросы по теме 1.3 - Химическая кинетика | 2 1 | 12 | Урок-лекция | Графики энергетических характеристик элементарно го акта эндо- и экзотерми -ческих реакций. | [1], с. 185-188 [2], с. 161-164 ответы на контрольные вопросы |
31 | Тема 1.3.4 Практическое занятие № 11 Расчёт кинетических параметров реакции и энергии активации. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчётам кинетических параметров и энергии активации химических процессов. | 2 1 | 12 | Практич. | Опыт. Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой. | [1], с. 21, (№ 1,2,7,8,17,18,19) Решение задач по заданиям. |
32 | Тема 1.3.5 Лабораторная работа № 5 Экспериментальное определение скорости химической реакции. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 5. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 2 1 | 13 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Приборы и реактивы. | [1], с. 213, (№4, 5, 16). Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний |
33-34 | Лабораторная работа № 6 Определение константы скорости реакции инверсии сахара. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 6. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 4 1 | 13-14 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Поляриметры. Растворы сахара 10% (масс.), 1-н-НCl | [1], с. 213, (№10, 11). Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний. |
35 | Тема 1.3.6 Цепные реакции. Особенности, характеристика. Работы Семёнова Н.Н. Фотохимические и радиационно-химические процессы и их значение. | 1 | 14 | Урок-лекция | Схемы механизма развет -влённой и неразветвлённой химических цепей цепных реакций. | [1], с.188-204 [2], с.178-188 |
35 | Тема 1.3.7 Контрольная работа № 3 по теме 1.3 - Химическая кинетика | 1 | 14 | Контроль и обобщение знаний | Индивидуальные задания | Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. |
Тема 1.4 Катализ , | ||||||
36 | Тема 1.4.1 Поверхностные явления. Особенности процесса сорбции, влияние на него различных факторов. Адсорбция на твёрдых адсорбентах. Теория Ленгмюра. Изотерма адсорбции. Самостоятельная работа обучающихся: Ионообменная адсорбция. Хроматография: понятия, виды. Практическое применение адсорбции. | 2 1 | 14 | Урок-лекция | Образцы адсорбентов. Опыты: 1. Адсорбция активирован- ным углем различных красителей из растворов. 2. Адсорбция силикагелем красящих веществ. 3. Ориентация молекул ПАВ в насыщенном поверхностном слое. 4. Схема мономолекуляр - ной адсорбции. | [1], с. 214-227 Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
37-38 | Тема 1.4.2 Лабораторная работа № 7. Построение изотермы адсорбции по эксперименту. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 7. Ответы на вопросы контроля знаний. лабораторной работы. Применение адсорбции. | 4 1 | 15 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка для проведения и наблюдения адсорбции. | Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний. [1], с. 237, (№ 14). |
39 | Тема 1.4.3 Гомогенный катализ. Особенности каталитических процессов. Автокатализ. Гетерогенный катализ, его особенности. Промоторы и каталитические яды. Мультиплетная теория катализа. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Ферментативный катализ. Ферменты в жизни человека. 2. Применение катализа в химической технологии. | 2 1 | 16 | Урок-лекция | Коллекция катализаторов. Схематическое изображение пяти стадий гетерогенного катализа. | [1], с. 204-213 Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
39 | Тема 1.4.4 Практическое занятие № 12 Расчёты каталитической активности, селективности и производительности катализатора физико-химических процессов. | 2 | 16 | Практич. | Индивидуальные задания | [1], с. 237, (№ 4,5,6,7,) |
40 | Тема 1.4.5 Лабораторная работа № 8 Определение влияния катализаторов на скорость химических процессов Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт лабораторной работы № 8. Ответы на вопросы контроля знаний данной лабораторной работы. | 2 1 | 16 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Приборы и реактивы. | Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний. |
41 | Повторение основных тем курса | 2 | ||||
Тема 1.5 Химическое равновесие | ||||||
42 | Тема 1.5.1 Обратимость химических реакций. Сущность истинного химического равновесия. Константы равновесия реакции. Способы выражения. Зависимость констант равновесия от различных факторов. Факторы, влияющие на равновесие. Принцип Ле-Шателье. Самостоятельная работа обучающихся: Записать уравнений химических реакций и на основании принципа Ле-Шателье дать теоретическое обоснование демонстрационных опытов. | 2 2 | 16 | Урок-лекция | Демонстрация опытов. 1. Влияние концентрации вещества на состояние химического равновесия, на примере реакции образо вания роданида железа. 2. Смещение химического равновесия под действием температуры (Диссоциация четырёх-окиси азота). | [1], с. 71-75 ]2], с. 131-139, 148-150 [2]. С. 142-150 Решение задач по заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа с.литературой. |
43 | Тема 1.5.2 Практическое занятие № 13 Расчёты констант химического равновесия, равновесных и исходных концентраций, выхода целевого продукта химических процессов. Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчётам состава равновесной смеси. Практическое значение констант химического равновесия. | 2 1 | 17 | Практич. | Индивидуальные задания. | [1], с. 83, (№ 1-4, 9,10). Самостоятельная работа с. Литературой. Решение задач по заданиям. |
4 семестр | ||||||
44 | Тема 1.5.2 Практическое занятие № 14 Определение оптимальных условий ведения производственных химических процессов получения: серной кислоты, водорода - конверсией метана, аммиака, азотной кислоты, метанола, этанола. Самостоятельная работа обучающихся: Равновесие в гетерогенных системах. | 2 1 | 20 | Практич. | Индивидуальные задания. | [1], с. 83, (№ 1-5). Внеаудиторная самостоятельная раб. с литературой. Решение задач по заданиям. |
45 | Тема 1.5.3 Реакционная способность химико-технологических систем. Химическое сродство. Уравнение изотермы химической реакции. Стандартная энергия Гиббса. Изменение константы химического равновесия в зависимости от температуры. Уравнение изохоры и изобары химической реакции. Самостоятельная работа обучающихся: Стандартная энергия Гельмгольца. | 2 1 | 20 | Урок-лекция | [4] Индивидуальные задания. | [1], с. 76-83 Самостоятельная работа с литературой. Решение задач по заданиям. |
46 | Тема 1.5.4 Практическое занятие № 15 Определение полезной работы химических реакций. | 2 | 21 | Практич. | [4] Индивидуальные задания. | [1], с. 84, (№ 10, 13, 14) |
Тема 1.6 Фазовое равновесие | ||||||
47 | Тема 1.6.1 Основные понятия фазового равновесия. Классификация систем. Определение числа фаз, числа зависимых компонентов и степеней свободы при фазовых равновесиях. Правило фаз Гиббса. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы проверки знаний – основные определения фазового равновесия | 1 1 | 21 | Урок-лекция | Коллекция гомогенных и гетерогенных физико-химических систем. | [1], с. 85-92 [2], с. 190-194 Ответы на вопросы контроля знаний |
48 | Тема 1.6.2 Фазовое равновесие в одно- и двухкомпонентных системах. Фазовая диаграмма состояния однокомпонентных систем на примере воды. Анализ диаграммы. Тройная точка. Фазовая диаграмма состояния двухкомпонентной системы на примере бинарного сплава. Кривые охлаждения. Эвтектический сплав. Термографический анализ. Правило рычага. Самостоятельная работа обучающихся: Водно-солевые системы. Криогидратная точка. Диаграмма растворимости в системе KCl – H2O. Работы Н.С.Курнакова по физико-химическому анализу. | 3 2 | 21-22 | Урок-лекция | Диаграмма состояния воды, диоксида углерода, бинарного сплава – алюминий-кремний. Схема правила рычага. | [1], с. 96-104 [2], с. 195-199 Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. Ответы на вопросы контроля знаний. Построить фазовую диаграмму по заданию. |
49 | Тема 1.6.3 Практическое занятие № 16 1. Построение фазовых диаграмм состояния двухкомпонентных систем по имеющимся экспериментальным данным с проведением анализа диаграмм. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Предложить и описать методику эксперимента термографического анализа бинарного сплава или водно-солевой системы. 2. Сущность диаграмм состояния. | 2 1 | 22 | Построение диаграмм | Таблицы эксперименталь- ных данных, для построения диаграмм. | [1], с.108, (№ 1-5) Внеаудиторная самостоятельная раб. с литературой. Построить фазовую диаграмму по заданию. |
Тема 1.7 Растворы | ||||||
50 | Тема 1.7.1 Процесс растворения и применение к нему принципа минимума свободной энер -гии. Классификация растворов, их строение. Сольватная теория образования растворов Д.И.Менделеева. Термодинамика растворении Самостоятельная работа обучающихся: Растворы электролитов. Степень диссоциации и константа электролитической диссоциации. Концентрация и способы выражения концентрации растворов. | 1 1 | 23 | Урок-лекция | Коллекция различных типов растворов. | [1], с. 109-114 [2], с. 200-202 Внеаудиторная самостоятельная раб. с. литературой. Ответы на вопросы контроля знаний. |
50 | Тема 1.7.2 Осмотическое давление в растворах неэлектролитов и электролитов. Закон Вант-Гоффа. Изотонический коэффициент. Самостоятельная работа обучающихся: Полупроницаемые мембраны, их значение для живых организмов и процессов получения, очистки пищевых и непищевых продуктов. Мембранная технология. | 1 1 | 23 | Урок-лекция | Коллекция полупроницае- мых мембран (ППМ). Схема перехода раствори-теля через ППМ. Схема тургора и плазмоли- за в клетках растений. | [1], с. 122-124 [2], с. 208-210 Внеаудиторная самостоятельная раб. с. литературой. Ответы на вопросы контроля знаний. |
51 | Тема 1.7.2 Давление пара разбавленных растворов. Абсолютное и относительное понижение давления пара растворителя в растворе. Закон Рауля для растворов неэлектролитов и электролитов. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы проверки знаний коллигативных свойств растворов | 1 1 | 23 | Урок-лекция | Демонстрация изменение объёма при растворении этанола, подкрашенного фуксином. Диаграмма “Давление пара – состав” “P – X” бинарно- го раствора при T = const.. | [1], с.114-115 [2], с. 210-211 Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. Ответы на вопросы контроля знаний. |
51 | Тема 1.7.2 Замерзание растворов. Абсолютное понижение температуры замерзания раствора. Криоскопия. Криоскопическая постоянная. Условия кипения растворов. Температура кипения растворов. Абсолютное повышение температуры кипения. Эбуллиоскопическая постоянная. Эбуллиоскопия. Самостоятельная работа обучающихся: Практическое применение закона Рауля. | 1 1 | 23 | Урок-лекция | Установки эксперимен -тального определения температуры замерзания и кипения растворов. | [1], с. 119-122 [2], с. 211-215 Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. Решение задач по заданиям. |
52 | Тема 1.7.3 Практическое занятие № 17 Расчёт коллигативных свойств растворов: осмотического давления, давления пара раствора, температуры замерзания и кипения. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач по индивидуальным заданиям методического пособия темы -“Растворы”. | 2 2 | 24 | Практич. | Таблицы основных формул в расчётах св-в растворов. Индивидуальные задания. | [1], с.141, (№ 1,6, 7, 12) [1], с.141, (№ 2-4,13) Решение задач по заданиям. |
53 | Тема 1.7.4 Лабораторная работа № 9 Определение молярной массы растворённого вещества криоскопическим методом. Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчёта по лабораторной работе. Провести анализ полученных экспериментальных результатов. | 2 2 | 24 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка для криоскопи- ческих измерений. | Оформление отчёта лаб. работы. Ответы на вопросы контроля знаний лаб. работы. |
54 | Тема 1.7.5 Идеальные бинарные растворы. Взаимная растворимость жидкостей с учётом межчастичного взаимодействия. Диаграммы для идеальных систем из двух летучих компонентов. Перегонка. Схема и диаграмма “Температура кипения – состав” “Т - Х” для процесса перегонки бинарных растворов при Р = const. Первый закон Д.П.Коновалова. Дефлегмация. Ректификация. Самостоятельная работа обучающихся: Ректификационная колонна, устройство, работа и применение. | 2 1 | 25 | Урок-лекция | Диаграмма “Т – Х” для перегонки при Р = const. Лабораторная установка для процесса перегонки. Образцы дефлегматоров. Схема ректификационной колонны. | [1], с. 124-128, 131-135 [2], с. 208-210, 215-219 Внеаудиторная самостоятельная работа с литературой. Изобразить схему ректификационной колонны. |
55 | Тема 1.7.6 Системы с отклонениями от закона Рауля. Примеры. Диаграммы “Р – Х” и “T – X” для растворов с положительными и отрицатель- ными отклонения от закона Рауля. Азеотропные смеси. Второй закон Д.П.Коновалова. Самостоятельная работа обучающихся: Особенности ректификации неидеальных растворов. | 2 1 | 25 | Урок-лекция | Диаграммы состояния “P – X” и “T – X” для бинарных систем с положительными и отрицательными отклоне ниями от закона Рауля. | [1], с. 115-117, 128-130 [2], с. 219-223 Изобразить диаграммы “Р – Х” и “T – X” для системы HNO3 – H2O и проанализировать их. |
56 | Тема 1.7.7 Практическое занятие № 18 Расчёт процессов перегонки по индивидуаль- ным заданиям методического пособия по теме “Растворы”. Самостоятельная работа обучающихся: Предложить методику эксперимента и перечень необходимого лабораторного оборудования, для выполнения задания. | 2 2 | 26 | Практич. | Методическое пособие с примерами расчётов. Индивидуальные задания. | [1], с. 141, (№ 5,11, 14) Решение задач по заданиям. |
57-58 | Тема 1.7.8 Лабораторная работа № 10 Построение диаграммы “Т – Х” по экспериментальным данным. Самостоятельная работа обучающихся: Анализировать достоверность лабораторных экспериментов. Дать ответы на вопросы контроля знаний по данной работе. | 4 1 | 26-27 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка для перегонки растворов. | Оформление отчёта. Ответы на вопросы контроля знаний. |
59 | Тема 1.7.9 Система “жидкость-жидкость” для жидкостей не растворимых друг в друге. Перегонка с водяным паром. Равновесное распределение третьего компонента между двумя несмешивающимися жидкостями. Закон распределения Нернста – Шилова. Экстракция. Самостоятельная работа обучающихся: Применение экстракции в промышленности. Вакуумная перегонка. | 2 1 | 27 | Урок-лекция | Демонстрация распределения раствора йода в системе “бензол-вода”. Экстракция йода из морской воды бензолом. | [1], с. 135-140 [2], с. 223-231 Внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
60-61 | Тема 1.7.10 Лабораторная работа № 11 Определение коэффициента распределения уксусной кислоты в системе “изоамиловый спирт – вода”. Самостоятельная работа обучающихся: Анализировать достоверность результатов расчётов. Взаимное растворение жидкостей. | 4 1 | 28 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Оборудование для выполнения лаб. работы. | Оформление отчёта по лаб. работе. Ответы на вопросы контроля знаний. Решение задач по заданиям. |
62 | Тема 1.7.11 Растворы газов в жидкости. Растворимость газов. Факторы, влияющие на растворимость. Закон Генри. Растворимость смеси газов. Закон Генри-Дальтона. Абсорбция газов жидкостями. Десорбция газов. Самостоятельная работа обучающихся: Предложить схему и методику извлечения масла из семян, из плодов косточковых культур и из лепестков роз; сахара из свеклы и из сахарного тростника. | 2 1 | 29 | Урок-лекция | Схемы процессов абсорб-ции и адсорбции. Таблицы коэффициентов абсорбции газов в воде при стандарт –ных условиях. | [1], с.135-137 [2], с. 226-229 Внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовить сообщения по заданию. (Материал найти в Интернете) |
63 | Тема 1.7.12 Практическое занятие № 19 Расчёты процессов экстракции растворов. Самостоятельная работа обучающихся: Значение закона Генри и Генри-Дальтона. Подготовка к контрольной работе по теме 1.7 – Растворы. | 1 2 | 29 | Практич. | Методическое пособие с примерами расчётов про- цессов экстракции. | [1], с. 137-140 Ответы на вопросы контроля знаний.
Подготовка к контрольной работе по теме Растворы |
63 | Тема 1.7.13 Контрольная работа № 4 по теме 1.7 – Растворы | 1 | 29 | Контроль и обобщение знаний | Индивидуальные задания. | Внеаудиторная самостоятельная работа. |
Тема 1.8 Электрохимия | ||||||
64 | Тема 1.8.1 Взаимное превращение химической и электрической энергии. Проводники электрического тока первого и второго рода. Электродные процессы и электродные потенциалы. Формула Нернста. Примеры электродов. Электрохимический ряд напряжений. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач расчётов электродных потенциалов по заданию. История развития электрохимии и её прикладное значение. | 2 1 | 30 | Урок-лекция | Электроды первого и второго рода. Схема электрода. Схемы возникновения электродных потенциалов. | [1], с. 142-143, 154-160 [2], с. 232-237 Внеаудиторная самостоятельная работа Решение задач по заданиям. |
65 | Тема 1.8.2 Гальванические элементы. Механизм возникновения электрического тока в них. ЭДС гальванического элемента. Типы гальванических элементов, их особенности. Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить расчёты ЭДС гальванических элементов по заданию. Химические источники электрического тока, их применение. | 2 1 | 30 | Урок-лекция | Гальванические элементы Якоби-Даниэля, Вестона. Схемы окислительно-восстановительных, кон -центрационных и топлив -ных гальванических элементов. | [1], с. 143-150 [2], с. 233-234, 238-242 Внеаудиторная самостоятельная работа. Решение задач по заданиям. |
66 | Тема 1.8.3 Практическое занятие № 20 Расчёты ЭДС гальванических элементов по индивидуальным заданиям. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний по теме – Электрохимические системы. Батареи и промышленные источники постоянного тока. | 2 1 | 31 | Практич. | Методич. пособие с при- мерами расчёта ЭДС галь- ванических элементов. | [1], с. 172, (№ 1-8) Самостоятельная работа с литературой. Решение задач по заданиям. |
67 | Тема 1.8.4 Лабораторная работа № 12 Измерение ЭДС гальванического элемента. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт по данной лабораторной работе. Дать ответы на вопросы контроля знаний. | 2 1 | 31 | Лаборатор- ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка и схема для измерения ЭДС гальванического элемента. | Оформление отчёта лабораторной работы. Ответы на вопросы контроля знаний. |
68 | Тема 1.8.5 Потенциометрия и pH – метрия. Электроды индикаторные и электроды сравнения. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний по теме – Методы электрохимического анализа. | 2 1 | 32 | Урок-лекция | Электроды индикаторные и электроды сравнения (каломельные). Схема. Кривые потенциометри - ческого титрования. | [1], с. 154-156, 167-169. [1], с. 172, (№ 14) [2], с. 243-247 |
69 | Тема 1.8.6 Лабораторная работа № 13 Потенциометрическое титрование. Самостоятельная работа обучающихся: Оформить отчёт по данной лабораторной работе. Дать ответы на вопросы контроля знаний. | 2 1 | 32 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Установка для потенцио -метрического титрования и химреактивы. | Оформление отчёта лабораторной работы. Ответы на вопросы контроля знаний. |
70 | Тема 1.8.7 Электролиз. Механизмы электроли- за. Электролиз расплава и электролиз растворов Законы электролиза Фарадея. Выход по току. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Факторы, вызывающие коррозию. Самостоятельная работа обучающихся: Решение типовых задач расчётов электролизных процессов по заданию. Ответы на вопросы контроля знаний по теме – Электрохимические процессы. Методы защиты металлов от коррозии. Гальванопластика, гальваностегия. Аккумуляторы. | 2 1 | 33 | Урок-лекция | Ряд активности металлов. Схемы электролиза хлорида меди. Схема механизма коррозии и катодной защиты. | [1], с. 169-171 [2], с. 247-254, 256-259 Самостоятельная работа с литературой. Сообщение - Значение электрохимических процессов (Материал найти в Интернете) |
71 | Тема 1.8.8 Практическое занятие № 21 Расчёты: электролизных процессов расплавов и растворов электролитов по законам Фарадея, выхода по току. | 1 | 34 | Практич. | Методическое пособие с примерами расчётов электролизных процессов. | [1], с. 169-171 [2], с. 247-259 Решение задач по теме 1.8 |
71 | Тема 1.8.9 Контрольная работа № 5 по теме 1.8 - Электрохимия | 1 | 34 | Контроль знаний | Индивидуальные задания. | Внеаудиторная работа с литературой |
Раздел 2 Основы коллоидной химии | ||||||
Тема 2.1 Коллоидная химия – физхимия дисперсных систем | ||||||
72-73 | Тема 2.1.1 Дисперсные системы, их классифика- ция, получение и очистка. Кинетические, оптические и электрокинетические свойства дисперсных систем. Электрофорез и электроосмос. Самостоятельная работа обучающихся: Вклад русских учёных в развитие коллоидной химии. Значение коллоидной химии. | 4 1 | 34-35 | Урок-лекция | Таблицы классификации дисперсных систем по агре гатному состоянию и степе ни дисперсности. Демонстр. опыты. Эффект Фарадея-Тиндаля. Схема опыта Рейса. | 1. [2], с. 268-278 2. [1], с. 214-216, 238-241, 249-253, 259-261 Подготовить сообщение- Вклад русских учёных в развитие коллоидной химии. |
74 | Тема 2.1.2 Строение коллоидной частицы. Самостоятельная работа обучающихся: Составить схемы строения мицелл коллоидных растворов по заданию. | 2 1 | 35 | Урок-лекция | Схема строения мицеллы золя иодида серебра. | [2], с. 278-280 [1], с. 253-256 Решение задач по заданиям. |
75 | Тема 2.1.3 Лабораторная работа № 14 Получение ультрамикрогетерогенных систем. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний лабораторной работы. | 2 1 | 36 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Получение золей гидроксида железа Fe3+, серы, берлинской лазури. | [1], с. 281, (№ 6,7,8). Оформление отчёта лабораторной работы. |
76 | Тема 2.1.4 Кинетическая и агрегативная устойчивость дисперсных систем. Коагуляция. Зависимость коагуляции от различ- ных факторов. Порог коагуляции. Седимента –ция и пептизация золей. Самостоятельная работа обучающихся: Грубодисперсные системы. Эмульсии, пены, суспензии, аэрозоли. Методы получения. Устойчивость, стабилизация и разрушение. | 2 2 | 36 | Урок-лекция | Коагуляция золя гидроксида железа Fe3+. | [2], с. 280-283 [1], с. 274-277 [1], с. 281, (№ 1-4, 11,12) |
77 | Тема 2.1.5 Лабораторная работа № 15 Определение порога коагуляции золя гидроксида железа. Самостоятельная работа обучающихся: Ответы на вопросы контроля знаний свойств золей, строение частиц золя. Устойчивость, коагуляция и стабилизация золей. | 2 1 | 37 | Лаборатор-ное | Методическое пособие, для проведения лаб. работы. Реактивы, химпосуда. | Оформление отчёта лабораторной работы. Ответы на вопросы контроля знаний. |
Тема 2.2 Растворы высокомолекулярных соединений (ВМС) | ||||||
78 | Тема 2.2.1 Общая характеристика и особенности растворов ВМС. Сравнение их свойств со свой -ствами истинных и коллоидных растворов. Термодинамическая устойчивость растворов ВМС. Набухание ВМС. Самопроизвольное образование ВМС при неограниченном набухании. Самостоятельная работа обучающихся: Понятие устойчивости растворов ВМС. Высаливание. Студнеобразование. Стабилизация дисперсных систем посредством ВМС. | 2 1 | 37 | Урок-лекция | Сх. 1. Кинетика растворе - ния полимеров. 2. Реологические кривые разбавленных и концентрированных растворов полимеров. | [2], с. 294-303 [1], с. 278-281 Внеаудиторная работа с литературой. |
Рекомендуемая литература
Основные источники | |||
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год. |
1. | Физическая и коллоидная химия | В.В.Белик и др. | М. Академия, 2010 |
2. | Физическая и коллоидная химия | Б.В.Ахметов и др. | М. Высш. шк., 1986 |
3. | Задачи и упражнения по физической и коллоидной химии | Б.В.Ахметов | Л. Химия, 1989. |
4. | Краткий справочник физико-химических величин | Под ред. А.А.Равделя, И.Фёдоров | СПб. 2003 |
5. | Лабораторные работы по физической и коллоидной химии | С.А.Балезин | М. Просвещение, 1980 |
6 | Методические рекомендации для проведения практических занятий по физхимии на электронном и бумажном носителях | Л.М.Кудряшова | ЩПТ, 2010 |
7. | Методическое пособие для проведения лабораторных работ по физической и коллоидной химии | Л.М.Кудряшова | ЩПК, 2006 |
Дополнительная литература | |||
8. | Популярная физическая химия | А.Д.Зимон | М. Научный мир, 2005 |
9. | Физическая и коллоидная химия | О.С.Гамеева | М. Высш. шк., 1977 |
10. | Сборник задач и упражнений по физической и коллоидной химии | О.С.Гамеева | М. М. Высш. шк., 1980 |
11. | Демонстрационные опыты по физической и коллоидной химии | А.И.Болдырев | М. Высш. шк., 1976 |
12. | Перекрестки физики, химии и биологии | В.Р.Ильченко | Мос М. Просвещение, 1986 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по физической и коллоидной химии
Тестовые задания по физической и коллоидной химии для студентов, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Пособие представляет собой сборник тестов с ответами п...
Рабочая программа по физической и коллоидной химии.
Рабочая программа по физической и коллоидной химии составлена в соответствии с требованиями стандартов ФГОС....
КОС Физическая и коллоидная химия
Комплект оценочных средств по предмету "Физическая и коллоидная химия"...
Физическая и коллоидная химия
Рабочая программа дисциплины "Физическая и коллоидная химия" для специальности 240111 "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов"...
Вопросы и задачи к экзамену по физической и коллоидной химии
Вопросы и задачи к экзамену по физической и коллоидной химии...
Интегрированный урок по учебным дисциплинам «Физическая и коллоидная химия»,«Английский язык».Тема: Электролиз. Закон Фарадея.Module “Identity”
Интегрированный открытый урок по учебным дисциплинам «Физическая и коллоидная химия»,«Английский язык». Тема: Электролиз. Закон Фарадея. Module “Ide...
Задания для самостоятельной работы по разделу "Физическая и коллоидная химия" (по дисциплине Химия)
Задания для самостоятельной работы по разделу "Физическая и коллоидная химия"...