Физическая и коллоидная химия
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizhimiya_zaytseva.docx | 84.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»
(ГАПОУ КК «НКСЭ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Физическая и коллоидная химия»
Для специальности 240111
«Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»
2014
УтверждаюЗам. директора по УР ___________ Н.В. Плющева "____" ___________ 2014 г СогласованоМетодический совет Протокол № ____ от "___" _________2014 г Составитель: ____________М.И.Зайцева Преп. спец. дисциплин ГАПОУ КК «НКСЭ» Рецензент: _______ Л.Л.Клюева Преп. спец. дисциплин ГАПОУ КК «НКСЭ» Рецензент: _______ А.Б.Аткарская Д.т.н., проф. Филиал ФГБОУ ВПО БГТУ в г. Новороссийске | Рассмотрено на заседании цмк «Технологии производства строительных материалов и дисциплин градостроительства»Протокол № ____ от "___" _________2014 г. Председатель цикловой комиссии __________И.И.Недильская | Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей 240000 «Химическая и биотехнологии» для специальности 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» приказ Министерства образования и науки № №685 от 23.06.2010 г. зарегистрирован в Минюсте приказ № №18035 от 02.08.2010 г. |
СОДЕРЖАНИЕ стр
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
5. Критерии оценки выполнения студентами самостоятельной
работы 14
6. Контрольные вопросы 16
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям технического профиля.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области строительства.
Учебной дисциплиной «Физическая химия» предусматривается изучение строения веществ, основ химической термодинамики и кинетики, электрохимии, коллоидной химии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
закономерности протекания химических и физико-химических процессов; законы идеальных газов; механизм действия катализаторов; механизмы гомогенных и гетерогенных реакций; основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики и термохимии; основные методы интенсификации физико-химических процессов; свойства агрегатных состояний веществ; сущность и механизм катализа; схемы реакций замещения и присоединения; условия химического равновесия; физико-химические методы анализа веществ, применяемые приборы; физико-химические свойства сырьевых материалов и продуктов
уметь:
выполнять расчеты электродных потенциалов, электродвижущей силы (э. д. с.) гальванических элементов; находить в справочной литературе показатели физико-химических свойств веществ и их соединений; определять концентрацию реагирующих веществ и скорость реакций; строить фазовые диаграммы; производить расчеты: параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химического равновесия; рассчитывать тепловые эффекты и скорость химических реакций; определять параметры каталитических реакций;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Специальности технического профиля
максимальной учебной нагрузки студента 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов,
в том числе
24 часа - лабораторные работы,
12 часов – практические работы,
самостоятельной работы обучающегося - 60 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 24 |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 60 |
Домашняя контрольная работа Подготовка рефератов и презентаций | 6 54 |
Итоговая аттестация: в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая и коллоидная химия »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1 | Химическая термодинамика | 58 | ||||||
Тема 1.1 Первый и второй закон термодинамики | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Введение | 2 | 2 | |||||
2 | Основные понятия и определения | 2 | 2 | |||||
3 | Термодинамический процесс | 2 | 2 | |||||
4 | Тепловой эффект химической реакции | 2 | 2 | |||||
5 | Закон Лавуазье-Лапласа | 2 | 2 | |||||
6 | Закон Гесса. Следствия закона Гесса | 2 | 2 | |||||
7 | Второе начало термодинамики | 2 | 2 | |||||
8 | Энтропия как мера необратимости процесса | 2 | 2 | |||||
9,10 | Практическая работа №1. Расчёты тепловых эффектов по закону Гесса | 4 | 3 | |||||
11,12 | Лабораторная работа №1. Определение теплоты растворения соли | 4 | 3 | |||||
Самостоятельная работа студента. Реферат по теме «Использование Закона Гесса в промышленном производстве» | 8 | 3 | ||||||
Тема 1.2 Термодинамическое равновесие | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Адсорбция. Типы адсорбции | 2 | 2 | |||||
2 | Применение адсорбции | 2 | 2 | |||||
3 | Уравнение изотермы реакции | 2 | 2 | |||||
4 | Химическое сродство | 2 | 2 | |||||
5 | Константа химического равновесия | 2 | 2 | |||||
6 | Способы определения константы химического равновесия | 2 | 2 | |||||
7 | Влияние температуры и давления на химическое равновесие | 2 | 2 | |||||
8 | Принцип Ле-Шателье - Брауна | 2 | 2 | |||||
9 | Практическая работа №2. Упражнения по расчёту константы химического равновесия | 2 | 3 | |||||
Самостоятельная работа студента Подготовка презентаций по теме 1.2. | 8 | 3 | ||||||
Раздел 2 | Химическая кинетика | 14 | ||||||
Тема 2.1 Общая теория протекания реакций | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Назначение химической кинетики. Основные понятия и определения. | 2 | 1 | |||||
2 | Основной закон химической кинетики | 2 | 1 | |||||
Тема 2.2 Катализ | 3 | Катализ. Основные понятия и определения. Механизм действия | 2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа студента. Решение типовых задач по теме 2.1. | 8 | 3 | ||||||
Раздел 3 | Физико-химическое равновесие | 20 | ||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
1. | Фазовое равновесие . Основные понятия и определения | 2 | 1 | |||||
2. | Правило фаз | 2 | 1 | |||||
3. | Фазовая диаграмма воды | 2 | 3 | |||||
4,5. | Уравнение Клаузиуса-Клайперона | 4 | 2 | |||||
6. | Фазовая диаграмма двухкомпонентной системы | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа студента. Домашняя контрольная работа | 6 | 3 | ||||||
Всего за 1 семестр: | 90 | |||||||
Раздел 4 | Электрохимия | 52 | ||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Электродный потенциал. Уравнение Нернста | 2 | 2 | |||||
2 | Электродный ряд напряжения | 2 | 2 | |||||
3 | Электродвижущая сила и принцип действия гальванического элемента | 2 | 2 | |||||
4 | Измерение электродного потенциала | 2 | 2 | |||||
5 | Электролиз | 2 | 2 | |||||
6 | Законы электролиза | 2 | 2 | |||||
7,8 | Практическое занятии 3. Расчёты ЭДС химический реакций | 4 | 3 | |||||
9,10 | Лабораторная работа 2. Измерение электродного потенциала | 4 | 3 | |||||
Самостоятельная работа студента. Решение задач по темам раздела 4. | 10 | |||||||
11 | Применение электролиза | 2 | 2 | |||||
12 | Химические источники электрического тока | 2 | 2 | |||||
13 | Электрохимическая коррозия | 2 | 2 | |||||
14 | Проводники электрического тока и их особенности | 2 | 2 | |||||
15 | Эквивалентная электропроводность | 2 | 2 | |||||
16 | Лабораторная работа 3. Изучение электропроводности | 2 | 3 | |||||
17 | Практическое занятие 4. Решение задач на ЭДС | 2 | 3 | |||||
Самостоятельная работа студента. Подготовка реферата на тему: «Значение электролиза в промышленности». | 10 | |||||||
Раздел 5 | Коллоидная химия | 36 | ||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Дисперсная среда и дисперсная фаза | 2 | 2 | |||||
2 | Классификация дисперсных систем | 2 | 2 | |||||
3 | Очистка золей | 2 | 2 | |||||
4 | Кинетические свойства золей | 2 | 2 | |||||
5 | Оптические свойства золей | 2 | 2 | |||||
6,7,8 | Лабораторная работа 4. Получение и коагуляция золей | 6 | 3 | |||||
9,10 | Лабораторная работа 5. Определение заряда глинистых частиц методом катофореза | 4 | 3 | |||||
11 | Высокомолекулярные соединения | 2 | 2 | |||||
12,13 | Лабораторная работа 6. Определение температуры затвердевания желатина | 4 | 3 | |||||
Самостоятельная работа студента. Подготовка рефератов по теме: «Значение коллоидной химии для производства строительных материалов» | 10 | |||||||
Всего за 2 семестр | 90 | |||||||
ИТОГО | 180 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины планируется на базе учебного кабинета «Лаборатория химии. Химического анализа и контроля производства, испытания строительных материалов и конструкций»
Оборудование учебного кабинета:
Набор лабораторной посуды, химические реактивы, образцы коллекции минералов, плакаты.
Технические средства обучения: компьютер с интернет доступом, интерактивная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бобкова Н.М., Физическая химия силикатных и тугоплавких соединений, - Минск: Высшая школа, 1984.
- Клюковский Г.И., Физическая и коллоидная химия и химия кремния, - М : Высшая школа, 1975.
- Гамеев О.С., Физическая и коллоидная химия,- М : Высшая школа, 1977.
- Павлов П.В., Физика твёрдого тела, - М : Высшая школа, 1985.
- Горшков B.C., Физическая химия силикатов и других тугоплавких соединений,-М: Высшая школа, 1988.
- Балезин СИ., Основы физической и коллоидной химии,-М: Просвещение, 1975.
- Савельев В.Г., Химия кремния и физическая химия силикатов,-М : издательство МХТИ им.Менделеева, 1972.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: выполнять расчеты электродных потенциалов, электродвижущей силы (э. д. с.) гальванических элементов; находить в справочной литературе показатели физико-химических свойств веществ и их соединений; определять концентрацию реагирующих веществ и скорость реакций; строить фазовые диаграммы; производить расчеты: параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химического равновесия; рассчитывать тепловые эффекты и скорость химических реакций; определять параметры каталитических реакций; Знать: закономерности протекания химических и физико-химических процессов; законы идеальных газов; механизм действия катализаторов; механизмы гомогенных и гетерогенных реакций; основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики и термохимии; основные методы интенсификации физико-химических процессов; свойства агрегатных состояний веществ; сущность и механизм катализа; схемы реакций замещения и присоединения; условия химического равновесия; физико-химические методы анализа веществ, применяемые приборы; физико-химические свойства сырьевых материалов и продуктов. | Текущий контроль в форме тестирования. Защита самостоятельных работ. Контрольная работа Итоговый контроль: Экзамен |
5 Критерии оценки выполнения студентами самостоятельной работы
№ пп | Оцениваемые навыки, умения, знания | Метод оценки | Граничные критерии оценки | |
отлично | неудовлетворительно | |||
Отношение к работе | Наблюдение руководителя | Все материалы представлены в указанный срок, они не требуют дополнительного времени на их завершение и доработку | В отведенное для работы время не уложился и материалы в срок не представил | |
Применение полученных ранее знаний по данному предмету и смежным дисциплинам при выполнении учебных заданий, письменном или устном ответе на конкретные вопросы | Наблюдение руководителя, просмотр представленных материалов, оценка ответов на вопросы | Без дополнительных пояснений использует в полном объеме знания, умения и навыки, полученные как по данному предмету, так и при изучении смежных дисциплин | Не способен использовать знания при ответе на вопросы, при подготовке учебных заданий, имеет серьезные пробелы в знаниях | |
Умение отвечать на вопросы, пользоваться специальной терминологией, ставить вопросы по изученным специальным текстам | Собеседование, прослушивание выступлений и просмотр подготовленных текстов | Логично и правильно отвечает на вопросы, используя специальную терминологию, четко и уверенно дает определения основным изученным понятиям | Не способен полно и ясно ответить на вопросы, ограниченный запас слов, не знает основных терминов и понятий | |
Умение работать с учебной литературой и специальными текстами, правильно их реферировать, логично и последовательно излагать их суть, обобщать и анализировать основные идеи, делать выводы | Собеседование, прослушивание выступлений и просмотр подготовленных текстов | Логичный, аналитический характер изложения, при использовании нескольких источников и оценке различных взглядов по излагаемому вопросу | Анализ и выводы отсутствуют, имеет место простой. Неосмысленный пересказ текста источника, фрагментальное и поверхностное его понимание и изложение | |
Оформление работы | Проверка соответствия нормоконтролю | Работа оформлена согласно требованиям | Работа оформлена небрежно, имеются грамматические ошибки |
6 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 Основные понятия термодинамики: система, внутренняя энергия, теплота, работа, мольная теплоёмкость.
2 Первый закон термодинамики, его уравнение.
3 Работа термодинамических процессов: изобарический, изохорический, изотермический, адиабатический.
4 Теплота образования, плавления, испарения, растворения, нейтрализации.
5 Закон Гесса. Следствия закона Гесса. Расчёты теплоты образования по закону Гесса.
- Второе начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы.
7 Коэффициент полезного действия идеальной тепловой машины. Энтропия как мера необратимости процесса
- Электродный потенциал
- Уравнение Нернста
- Принцип действия гальванического элемента
- Электроды сравнения
- Электрохимический ряд напряжений металлов
- Потенциометрия
- Составление гальванических элементов
- Электролиз
- Законы электролиза
- Применение электролиза
- Химические источники электрического тока
- Электрохимическая коррозия
- Эквивалентная электропроводность
- Закон Кольрауша
- Составление уравнений электролиза
23 Дисперсная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем.
24 Очистка золей. Кинетические свойства золей.
25 Оптические свойства золей. Опалесценция. Микроскопия золей.
26 Поверхностные явления. Пограничное натяжение.
27 Адсорбция. Уравнение Гиббса. Поверхностная активность.
28 Строение частиц золей. Ядро, гранула, мицелла.
29 Коагуляция. Седиментационный анализ.
30 Сущность процесса коагуляции, коагуляция электролитами.
31 Пептизация, строение глинистых частиц.
32 Электрокинетические явления. Общий и электрокинетический потенциал. Электроосмос и электрофорез.
33 Состояние высокомолекулярных соединений: стеклообразное, высокоэластичное, вязкотекучее.
34 Специфические свойства растворов высокомолекулярных соединений. Высаливание полимеров из их растворов.
35 Лиотропные ряды. Понятия о полуколлоидах.
36 Силикагель. Поглотительные свойства силикагеля. Использование силикагеля в качестве адсорбента.
Примерные расчетные задачи экзаменационных билетов
Пример 1. Рассчитайте изменение внутренней энергии гелия (одноатомный идеальный газ) при изобарном расширении от 5 до 10 л под давлением 196 кПа.
Решение. p1 = p2 = 196 кПа, V1 = 5 л, V2 = 10 л. Начальная и конечная температуры: T1 = p1V1 / nR, T2 = p2V2 / nR. Изменение внутренней энергии идеального газа определяется только начальной и конечной температурой (CV = 3/2 nR - идеальный одноатомный газ):
U = CV (T2-T1) = 3/2 nR (T2-T1) = 3/2 (p2V2 - p1V1) = 3/2 (196. 103) (10-5). 10-3 =
= 1470 Дж.
Ответ. 1470 Дж.
Пример 2. Используя первый закон и определение теплоемкости, найдите разность изобарной и изохорной теплоемкостей для произвольной термодинамической системы.
Решение. В определение теплоемкости (2.6) подставим дифференциальное представление первого закона (2.1) и используем соотношение (2.13) для внутренней энергии как функции температуры и объема:
Отсюда при постоянном давлении получаем:
Пример 3. Один моль ксенона, находящийся при 25 оС и 2 атм, расширяется адиабатически: а) обратимо до 1 атм, б) против давления 1 атм. Какой будет конечная температура в каждом случае?
Решение. а) Исходный объем ксенона (n = 1):
V1 = nRT1 / p1 = 0.082. 298 / 2 = 12.2 л.
Конечный объем можно найти из уравнения адиабаты (для одноатомного идеального газа = Cp / CV = 5/3):
p1V15/3 = p2V25/3
V2 = V1 . (p1/p2)3/5 = 12.2 . 23/5 = 18.5 л.
Конечную температуру находим по уравнению состояния идеального газа (p2 = 1 атм):
T2 = p2V2 / nR = 18.5 / 0.082 = 225 К.
б) При необратимом расширении против постоянного внешнего давления уравнение адиабаты неприменимо, поэтому надо воспользоваться первым законом термодинамики. Работа совершается за счет убыли внутренней энергии:
A = - U = nCV (T1-T2),
где n = 1, CV = 3/2 R (одноатомный идеальный газ). Работа расширения против постоянного внешнего давления p2 равна:
A = p2 (V2-V1) = nRT2 - p2V1.
Приравнивая последние два выражения, находим температуру T2:
T2 = (nCVT1 + p2V1) / (nCV + nR) = 238 К.
Температура выше, чем при обратимом расширении, т.к. в обратимом случае совершается бМльшая работа, расходуется больше внутренней энергии и температура понижается на большую величину.
Ответ. а) 225 К; б) 238 К.
Пример 4. Один моль водяных паров обратимо и изотермически сконденсировали в жидкость при 100 оС. Рассчитайте работу, теплоту, изменение внутренней энергии и энтальпии в этом процессе. Удельная теплота испарения воды при 100 оС равна 2260 Дж/г.
Решение. В процессе
H2O(г) H2O(ж)
произошло обратимое сжатие газа при постоянном давлении p = 1 атм от объема V1 = nRT / p = 0.082. 373 = 30.6 л до объема одного моля жидкой воды V2 ~ 0.018 л. Работа сжатия при постоянном давлении равна:
A = p (V2-V1) -pV1 = -101.3 кПа 30.6 л = -3100 Дж.
При испарении одного моля воды затрачивается теплота 2260 Дж/г 18 г = 40700 Дж, поэтому при конденсации одного моля воды эта теплота, напротив,
выделяется в окружающую среду:
Q = -40700 Дж.
Изменение внутренней энергии можно рассчитать по первому закону:
U = Q - A = -40700 - (-3100) = -37600 Дж,
а изменение энтальпии - через изменение внутренней энергии:
H = U + (pV) = U + p V = U + A = Q = -40700 Дж.
Изменение энтальпии равно теплоте, т.к. процесс происходит при постоянном давлении.
Ответ. A = -3100 Дж, Q = H = -40700 Дж, U = -37600 Дж.
ЗАДАЧИ
1. Газ, расширяясь от 10 до 16 л при постоянном давлении 101.3 кПа, поглощает 126 Дж теплоты. Определите изменение внутренней энергии газа.
2. Определите изменение внутренней энергии, количество теплоты и работу, совершаемую при обратимом изотермическом расширении азота от 0.5 до 4 м3 (начальные условия: температура 26.8оС, давление 93.2 кПа).
3. Один моль идеального газа, взятого при 25 oC и 100 атм, расширяется обратимо и изотермически до 5 атм. Рассчитайте работу, поглощенную теплоту, U и H.
4. Рассчитайте изменение энтальпии кислорода (идеальный газ) при изобарном расширении от 80 до 200 л при нормальном атмосферном давлении.
5. Какое количество теплоты необходимо для повышения температуры 16 г кислорода от 300 до 500 К при давлении 1 атм? Как при этом изменится внутренняя энергия?
6. Объясните, почему для любой термодинамической системы Cp > CV.
7. Чайник, содержащий 1 кг кипящей воды, нагревают до полного испарения при нормальном давлении. Определите A, Q, U, H для этого процесса. Мольная теплота испарения воды 40.6 кДж/моль.
8. Определите конечную температуру и работу, необходимую для адиабатического сжатия азота от 10 л до 1 л, если начальные температура и давление равны 26.8 оС и 101.3 кПа, соответственно.
9. Три моля идеального одноатомного газа (CV = 3.0 кал/(моль. К)), находящегося при T1 = 350 K и P1 = 5 атм, обратимо и адиабатически расширяются до давления P2 = 1 атм. Рассчитайте конечные температуру и объем, а также совершенную работу и изменение внутренней энергии и энтальпии в этом процессе.
10. Система содержит 0.5 моль идеального одноатомного газа (CV = 3.0 кал/(моль. К)) при P1 = 10 атм и V1 = 1 л. Газ расширяется обратимо и адиабатически до давления P2 = 1 атм. Рассчитайте начальную и конечную температуру, конечный объем, совершенную работу, а также изменение внутренней энергии и энтальпии в этом процессе. Рассчитайте эти величины для соответствующего изотермического процесса.
11. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания воздуха в квартире общим объемом 600 м3 от 20 оС до 25 оС. Примите, что воздух - это идеальный двухатомный газ, а давление при исходной температуре нормальное. Найдите U и H для процесса нагревания воздуха.
12. Человеческий организм в среднем выделяет 104 кДж в день благодаря метаболическим процессам. Основной механизм потери этой энергии - испарение воды. Какую массу воды должен ежедневно испарять организм для поддержания постоянной температуры? Удельная теплота испарения воды - 2260 Дж/г. На сколько градусов повысилась бы температура тела, если бы организм был изолированной системой? Примите, что средняя масса человека - 65 кг, а теплоемкость равна теплоемкости жидкой воды.
13. Один моль паров брома обратимо и изотермически сконденсировали в жидкость при 59 оС. Рассчитайте работу, теплоту, изменение внутренней
энергии и энтальпии в этом процессе. Удельная теплота испарения брома при 59 оС равна 184.1 Дж/г.
14. Один моль идеального одноатомного газа вступает в следующий замкнутый цикл:
Процесс 1 2 - изотермический, 3 1 - адиабатический. Рассчитайте объемы состояний 2 и 3, а также температуры состояний 1, 2 и 3, считая стадии 1 2 и 3 1 обратимыми. Рассчитайте Uи H для каждой стадии.
15. Придумайте циклический процесс с идеальным газом, состоящий из четырех стадий. Изобразите этот процесс в координатах p - V. Рассчитайте полное изменение внутренней энергии, а также теплоту и совершенную газом работу.
16. Один моль фтороуглерода расширяется обратимо и адиабатически вдвое по объему, при этом температура падает от 298.15 до 248.44 К. Чему равно значение CV?
17. Докажите соотношение (2.16) для работы обратимого адиабатического процесса.
18. Один моль метана, взятый при 25 оС и 1 атм, нагрет при постоянном давлении до удвоения объема. Мольная теплоемкость метана дается выражением:
Cp = 5.34 + 0.0115. T кал/(моль. К).
Рассчитайте U и H для этого процесса. Метан можно считать идеальным газом.
19. Выведите уравнение для обратимого адиабатического сжатия неидеального газа, если уравнение состояния одного моля газа имеет вид:
p (V-b) = RT.
20*. Используя уравнение состояния и первый закон термодинамики, выведите уравнение адиабаты для газа Ван-дер-Ваальса.
ПРИМЕРЫ
Пример 1. Стандартные энтальпии образования жидкой и газообразной воды при 298 К равны -285.8 и -241.8 кДж/моль, соответственно. Рассчитайте энтальпию испарения воды при этой температуре.
Решение. Энтальпии образования соответствуют следующим реакциям:
H2(г) + ЅO2(г) = H2O(ж), H10 = -285.8;
H2(г) + ЅO2(г) = H2O(г), H20 = -241.8.
Вторую реакцию можно провести в две стадии: сначала сжечь водород с образованием жидкой воды по первой реакции, а затем испарить воду:
H2O(ж) = H2O(г), H0исп = ?
Тогда, согласно закону Гесса,
H10 + H0исп = H20,
откуда H0исп = -241.8 - (-285.8) = 44.0 кДж/моль.
Ответ. 44.0 кДж/моль.
Пример 2. Рассчитайте энтальпию реакции
6C(г) + 6H(г) = C6H6(г)
а) по энтальпиям образования; б) по энергиям связи, в предположении, что двойные связи в молекуле C6H6 фиксированы.
Решение. а) Энтальпии образования (в кДж/моль) находим в справочнике (например, P.W.Atkins, Physical Chemistry, 5th edition, pp. C9-C15): fH0(C6H6(г)) = 82.93, fH0(C(г)) = 716.68, fH0(H(г)) = 217.97. Энтальпия реакции равна:
rH0 = 82.93 - 6 716.68 - 6 217.97 = -5525 кДж/моль.
б) В данной реакции химические связи не разрываются, а только образуются. В приближении фиксированных двойных связей молекула C6H6 содержит 6 связей C- H, 3 связи C- C и 3 связи C=C. Энергии связей (в кДж/моль) (P.W.Atkins, Physical Chemistry, 5th edition, p. C7): E(C- H) = 412, E(C- C) = 348, E(C=C) = 612. Энтальпия реакции равна:
rH0 = -(6 412 + 3 348 + 3 612) = -5352 кДж/моль.
Разница с точным результатом -5525 кДж/моль обусловлена тем, что в молекуле бензола нет одинарных связей C- C и двойных связей C=C, а есть 6 ароматических связей C C.
Ответ. а) -5525 кДж/моль; б) -5352 кДж/моль.
Пример 3. Пользуясь справочными данными, рассчитайте энтальпию реакции
3Cu(тв) + 8HNO3(aq) = 3Cu(NO3)2(aq) + 2NO(г) + 4H2O(ж)
при 298 К.
Решение. Сокращенное ионное уравнение реакции имеет вид:
3Cu(тв) + 8H+(aq) + 2NO3-(aq) = 3Cu2+(aq) + 2NO(г) + 4H2O(ж).
По закону Гесса, энтальпия реакции равна:
rH0 = 4 fH0(H2O(ж)) + 2 fH0(NO(г)) + 3 fH0(Cu2+(aq)) - 2 fH0(NO3-(aq))
(энтальпии образования меди и иона H+ равны, по определению, 0). Подставляя значения энтальпий образования (P.W.Atkins, Physical Chemistry, 5th edition, pp. C9-C15), находим:
rH0 = 4 (-285.8) + 2 90.25 + 3 64.77 - 2 (-205.0) = -358.4 кДж
(в расчете на три моля меди).
Ответ. -358.4 кДж.
Пример 4. Рассчитайте энтальпию сгорания метана при 1000 К, если даны энтальпии образования при 298 К: fH0(CH4) = -17.9 ккал/моль, fH0(CO2) = -94.1 ккал/моль, fH0(H2O(г)) = -57.8 ккал/моль. Теплоемкости газов (в кал/(моль. К)) в интервале от 298 до 1000 К равны:
Cp(CH4) = 3.422 + 0.0178. T, Cp(O2) = 6.095 + 0.0033. T,
Cp(CO2) = 6.396 + 0.0102. T, Cp(H2O(г)) = 7.188 + 0.0024. T.
Решение. Энтальпия реакции сгорания метана
CH4(г) + 2O2(г) = CO2(г) + 2H2O(г)
при 298 К равна:
= -94.1 + 2 (-57.8) - (-17.9) = -191.8 ккал/моль.
Найдем разность теплоемкостей как функцию температуры:
Cp = Cp(CO2) + 2 Cp(H2O(г)) - Cp(CH4) - 2 Cp(O2) =
= 5.16 - 0.0094T (кал/(моль. К)).
Энтальпию реакции при 1000 К рассчитаем по уравнению Кирхгофа:
= + = -191800 + 5.16
(1000-298) - 0.0094 (10002-2982)/2 = -192500 кал/моль.
Ответ. -192.5 ккал/моль.
ЗАДАЧИ
1. Сколько тепла потребуется на перевод 500 г Al (т.пл. 658 оС, H0пл = 92.4 кал/г), взятого при комнатной температуре, в расплавленное состояние, если Cp(Alтв) = 0.183 + 1.096 10-4T кал/(г К)?
2. Стандартная энтальпия реакции CaCO3(тв) = CaO(тв) + CO2(г), протекающей в открытом сосуде при температуре 1000 К, равна 169 кДж/моль. Чему равна теплота этой реакции, протекающей при той же температуре, но в закрытом сосуде?
3. Рассчитайте стандартную внутреннюю энергию образования жидкого бензола при 298 К, если стандартная энтальпия его образования равна 49.0 кДж/моль.
4. Рассчитайте энтальпию образования N2O5(г) при T = 298 К на основании следующих данных:
2NO(г) + O2(г) = 2NO2(г), H10 = -114.2 кДж/моль,
4NO2(г) + O2(г) = 2N2O5(г), H20 = -110.2 кДж/моль,
N2(г) + O2(г) = 2NO(г), H30 = 182.6 кДж/моль.
5. Энтальпии сгорания -глюкозы, -фруктозы и сахарозы при 25 оС равны -2802,
-2810 и -5644 кДж/моль, соответственно. Рассчитайте теплоту гидролиза сахарозы.
6. Определите энтальпию образования диборана B2H6(г) при T = 298 К из следующих данных:
B2H6(г) + 3O2(г) = B2O3(тв) + 3H2O(г), H10 = -2035.6 кДж/моль,
2B(тв) + 3/2 O2(г) = B2O3(тв), H20 = -1273.5 кДж/моль,
H2(г) + 1/2 O2(г) = H2O(г), H30 = -241.8 кДж/моль.
7. Рассчитайте теплоту образования сульфата цинка из простых веществ при T = 298 К на основании следующих данных:
ZnS = Zn + S, H10 = 200.5 кДж/моль,
2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2, H20 = -893.5 кДж,
2SO2 + O2 = 2SO3, H30 = -198.2 кДж/моль,
ZnSO4 = ZnO + SO3, H40 = 235.0 кДж/моль.
8. Найдите rH0298 для реакции
CH4 + Cl2 = CH3Cl(г) + HCl(г),
если известны теплоты сгорания метана ( cH0(CH4) = -890.6 кДж/моль), хлорметана ( cH0(CH3Cl) = -689.8 кДж/моль), водорода ( cH0(H2) = -285.8 кДж/моль) и теплота образования HCl ( fH0(HCl) = -92.3 кДж/моль)).
9. Рассчитайте тепловой эффект реакции
NH3 + 5/4 O2 = NO + 3/2 H2O(г)
при T = 298 K, если известны следующие данные:
H2O(г) = H2O(ж), H10 = -44 кДж/моль,
1/2N2 + 3/2H2 = NH3, H20 = -46.2 кДж/моль,
H2 + 1/2O2 = H2O(ж), H30 = -285.8 кДж/моль,
NO = 1/2N2 + 1/2O2, H40 = -91.3 кДж/моль.
10. При взаимодействии 10 г металлического натрия с водой rH298 = -79.91 кДж, а при взаимодействии 20 г оксида натрия с водой rH298 = -76.76 кДж. Вода берется в большом избытке. Рассчитайте теплоту образования оксида натрия fH0298(Na2O), если fH0298(H2Oж) = -285.8 кДж/моль.
11. Энергия связи в молекуле H2 равна 432.1 кДж/моль, а энергия связи в молекуле N2 равна 945.3 кДж/моль. Какова энтальпия атомизации аммиака, если энтальпия образования аммиака равна -46.2 кДж/моль?
12. Рассчитайте стандартный тепловой эффект реакции нейтрализации
NaOH + HCl = NaCl + H2O,
протекающей в водном растворе при 298 К.
13. Рассчитайте стандартный тепловой эффект реакции
CaSO4(тв) + Na2CO3(aq) = CaCO3(тв) + Na2SO4(aq)
при 298 К.
14. Напишите уравнение Кирхгофа для реакции, протекающей при постоянном объеме.
15. Зависимость теплового эффекта реакции CH3OH(г) + 3/2O2 = CO2 + 2H2O(г) от температуры выражается уравнением:
(Дж) =
Рассчитайте изменение теплоемкости Cp для этой реакции при 500 К.
16. Стандартная энтальпия образования Al2O3(тв) при 298 К равна -1675 кДж/моль. Рассчитайте стандартную энтальпию образования Al2O3(тв) при 800 К, если даны мольные теплоемкости (в Дж/(моль. К)):
Cp(Al) = 20.67 + 12.39. 10-3T, Cp(O2) = 31.46 + 3.39. 10-3T - 3.77. 105T-2,
Cp(Al2O3) = 114.56 + 12.89. 10-3T - 34.31. 105T -2.
17. Энтальпия диссоциации карбоната кальция при 900 оС и давлении 1 атм равна 178 кДж/моль. Выведите уравнение зависимости энтальпии реакции от температуры и рассчитайте количество теплоты, поглощенное при разложении 1 кг карбоната кальция при 1000 оС и 1 атм, если даны мольные теплоемкости (в Дж/(моль. К)):
Cp(СaCO3(тв)) = 104.5 + 21.92. 10-3T - 25.94. 105T-2,
Cp(СaO(тв)) = 49.63 + 4.52. 10-3T - 6.95. 105T-2,
Cp(CO2(г)) = 44.14 + 9.04. 10-3T - 8.53. 105T-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по физической и коллоидной химии
Тестовые задания по физической и коллоидной химии для студентов, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».Пособие представляет собой сборник тестов с ответами п...
Рабочая программа по физической и коллоидной химии.
Рабочая программа по физической и коллоидной химии составлена в соответствии с требованиями стандартов ФГОС....
Календарно-тематический план по предмету физическая и коллоидная химия.
Планирование учебных занятий по физ. химии....
КОС Физическая и коллоидная химия
Комплект оценочных средств по предмету "Физическая и коллоидная химия"...
Вопросы и задачи к экзамену по физической и коллоидной химии
Вопросы и задачи к экзамену по физической и коллоидной химии...
Интегрированный урок по учебным дисциплинам «Физическая и коллоидная химия»,«Английский язык».Тема: Электролиз. Закон Фарадея.Module “Identity”
Интегрированный открытый урок по учебным дисциплинам «Физическая и коллоидная химия»,«Английский язык». Тема: Электролиз. Закон Фарадея. Module “Ide...
Задания для самостоятельной работы по разделу "Физическая и коллоидная химия" (по дисциплине Химия)
Задания для самостоятельной работы по разделу "Физическая и коллоидная химия"...