Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии
рабочая программа

Попов Денис Юрьевич

научить слушателей основам противодействия возможным фактам проявления радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая   программа  учебной  дисциплины

Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии

1. Цель курса: научить слушателей основам противодействия возможным фактам проявления радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

2. Задачи курса:

  • познакомиться с основными понятиями: информация и информационные технологии;
  • изучить средства и методы борьбы с радикализмом в информационной сети;
  • изучить основы профилактики распространения радикальной идеологии в сети Интернет;
  • воспитать чувство толерантности и терпимости у обучающихся.

3. Модуль направлен на формирование компетенций: 

  • готовность использовать информационно-коммуникационные методы борьбы в профессиональной деятельности.

Это находит выражение в достижении планируемых результатов обучения: 

слушатель должен знать:

  • основные понятия: Интернет и социальные сети;
  • принципы организации профилактической работы с радикальной и иной деструктивной идеологии с использованием сети Интернет;
  • возможности использования наглядно-агитационных материалов, направленных на формирование у молодёжи чувства патриотизма и гражданственности и правила их размещения на сайте образовательной организации.

слушатель должен уметь:

  • противодействовать радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет;
  • использовать возможности сети Интернет в воспитательных и профилактических целях.

слушатель должен владеть:

  • приемами работы с информационными средствами и гаджетами.

Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии (12ч.)

Тема1. Понятие сети Интернет. Интернет как сфера распространения радикальной и иной деструктивной идеологии. (1ч.) 

Киберпреступления в сети Интернет. Основные проблемы и угрозы в социальных сетях. «Группы смерти» и их влияние на обучающихся. Проблема популярности видеороликов в Интернете. Видеоигры и их влияние на сознание молодежи.

Тема2. Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет (1ч.).

Меры по профилактики распространения радикализма в молодежной среде. Формы и направления работы с обучающимися по профилактике распространения различных деструктивных идеологий. Методы противодействия вербовки в сети Интернет. Характерные особенности проявления радикальной идеологии и средства борьбы с ней. Роль   образовательных организаций в системе профилактической работы по борьбе с радикализмом. 

Тема3.Практическое занятие (2ч.)

Интернет как сфера распространения радикальной и иной деструктивной идеологии. Изучение сайта Министерства Юстиции РФ (эстремистские материалы)

Тема4.Практическое занятие (2ч.)

Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет. Формы и методы ограничения доступа, обучающихся к сайтам и материалам экстремистской направленности.

Методические рекомендации, пособия и материальные условия реализации учебной программы

Методические рекомендации и пособия по реализации учебной программы доступны слушателям в библиотеке техникума.

Дисциплина реализуется на основе материально-технической базы Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий. Для проведения занятий по дисциплине техникум имеет все необходимые условия:

  • аудитории и лаборатории, оборудованные современным компьютерным и мультимедийным оборудованием и имеющие доступ в сеть Интернет;
  • доступ к электронным образовательным и иным информационным ресурсам техникума, к национальным и международным информационным ресурсам.

Контрольные задания

Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе учебного процесса в форме опроса слушателей и по результатам выполнения практических заданий и самостоятельных работ. В качестве промежуточного контроля применяется выполнение контрольного  задания. Результаты  освоения дисциплины выставляется с учетом текущей успеваемости, качества выполнения практических, самостоятельных работ, выполнения контрольного (тестового) задания . Задание считается выполненным, если слушатель     верно ответил более  чем на 60% вопросов.  

Тест по теме

Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии

1. Выберите правильный ответ

На какой контингент людей направлены вербовщики и исламисты, чтобы заманипулировать и завладеть интересом для собственных целей?

  1. дети;
  2. пенсионеры;
  3. родители;
  4. подростки.

2. Выберите правильный ответ

Какие названия были у известных групп смерти в социальных сетях?

  1. «Синий кит», «Тихий дом», «F57»;
  2. «Продвижение», «Красная плесень», «Против!»;
  3. «Морской кит», «Дом у моря», «Демон»;
  4. «Князь», «Кукрыниксы», «Против всех».

3. Выберите правильный ответ

Перспективными направлениями в работе с молодежью являются? 

  1. поддержка и симуляция;
  2. доступность и достоверность;
  3. восприятие и реагирование;
  4. профилактика и противодействие.

4. Выберите правильный ответ

Основная цель профилактики и противодействия?

  1. воспитать в себе патриотизм, способный противостоять радикалам;
  2. сформировать в себе антирадикальную идеологию;
  3. помочь молодому человеку развить в себе сильную социальную личность, способную противостоять факторам риска;
  4. изучить практические аспекты формирования антирадикальной идеологии.

5. Выберите правильный ответ

 Для чего первоначально были созданы видео игры?

  1. в качестве средств противодействия;
  2. в качестве симуляторов;
  3. в качестве тренажеров;
  4. в качестве механизмов.

6. Выберите правильный ответ

Опасность кибертерроризма состоит в том что…..?

  1. он зависит от внедрения инновационных технологий;
  2. он объединен в техническую цепочку;
  3. он создан для графических устройств;
  4. он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира.

7. Выберите правильный ответ

Единственным методом борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» является…?

  1. профилактика и борьба с информацией;
  2. мониторинг и разработка информации;
  3. проверка и перепроверка информации;
  4. противодействие радикальной информации.

8.  Выберите правильный ответ

………- это сообщества участники которых получают задания асоциального характера, вплоть до экстремистских?

  1. Группы борьбы;
  2.  Группы смерти;
  3. Группы лжи;
  4. Группы власти.

9. Выберите правильный ответ

 …….. позволяет своевременно отслеживать материалы радикальной тематики и оперативно удалять или блокировать к ним доступ?

  1. мониторинг;
  2. администратор;
  3. оперативная служба;
  4. техническая компания.

10. Выберите правильный ответ

  Наиболее распространенные в России социальные сети? Выберите несколько правильных ответов.

  1. «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники»;
  2. «Ameba», «Instagram», «mixi»;
  3. «Instagram» «Viber», «Twitter»;  
  4. «Viber», «Tagworld», «Friendster».

11.  Выберите правильный ответ

Интернет является…. ?

  1. совокупностью методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации;
  2. средством передачи информации о деятельности радикальных и иных деструктивных организаций и проведения пропаганды экстремизма;
  3. целенаправленно работающей с информацией и использование для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию.

12. Выберите правильный ответ

Какие возможности используют идеологи Исламского государства? Выберите несколько правильных ответов.

  1. комментирование;
  2.  выход на связь с объектом;
  3. тематические страницы в социальных сетях и форумах;
  4. отправление письма через почту.

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

d

a

d

c

c

d

c

b

a

a,c

b

a,c

Организация самостоятельной работы

Номер темы

Виды СРС

Всего часов

1

Разработка конспекта внеурочного занятия по следующим темам (включая презентацию).

1.Интернет-пространство как средство противодействия проявлениям радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде.

2.Радикальные и иные деструктивные сообщества в информационной сети.

3.Группы смерти и их влияние на общественную жизнь обучающегося.

4.Информационный терроризм в мире.

5.Новые тенденции деструктивных молодежных идеологий.

3

2.

Разработка рефератов по следующим темам:

  1. Опасность социальных сетей.
  2. Проблема молодёжного радикализма в России.
  3. Методы и средства обеспечения информационной безопасности в сети Интернет.
  4. Профилактика распространения противоправного контента в сети Интернет
  5. Технологии обеспечения безопасности обучающихся от противоправных действий в информационной сети.

3

Итого часов:

6

Литература

Основная литература

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ от 25.07.2002  № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
  3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
  5. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Природа этнорелигиозного терроризма./ Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект-Пресс, 2016.
  6. Горбунова А. Ю. Социальная сеть – угроза безопасности подростка // Молодой ученый. — 2017.
  7. Воронцов С.А. Терроризм 2016: Новые вызовы и угрозы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 108-113.
  8. Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.
  9. Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. М.: Дрофа, 2015.
  10. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. Изд-во «ТОМ», 2017.
  11. Козлов Г. А. Безопасность в социальных сетях [Электр. ресурс] // Сайт Московской вальдорфской школы имени А. Пинского.
  12. Петров, С. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / С. В. Петров, И. П. Слинькова, В. В. Гафнер, П. А. Кисляков. – Новосибирск : АРТА, 2012.

Автор: Попов Д.Ю., преподаватель-почасовик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет Подготовил: Попов Денис Юрьевич

Слайд 2

Меры по профилактики распространения радикализма ведение постоянного анализа Интернет пространства с целью выявления и блокирования фактов пропаганды террористической идеологии; предоставление возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей ; разработка и актуализация методического обеспечения процесса информационного противодействия терроризму и экстремизму; ведение классных часов и внеклассных занятий обучающимся с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия; привлечение обучающихся к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде, посредством экскурсий на всевозможные интерактивные выставки и т.д.

Слайд 3

Направления работы с обучающимися профилактика – информационно-просветительская работа противодействие – формирование гражданского самосознания

Слайд 5

Противодействию вербовки в Интернете служит заблокирование небезопасного контента

Слайд 6

По данным Национального антитеррористического комитета, в регионах России активно формируются кибердружины – это сообщества молодых людей, стремящихся противостоять экстремистскому контенту . Для этого создан в 2012 году НЦПТИ (Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет). Целью, которого является пресечение попытков , какого либо влияния радикальной и иной деструктивной идеологии на подростков в сети Интернет.

Слайд 7

Основная цель профилактики и противодействия – помочь молодому человеку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позицию, способную противостоять факторам риска.

Слайд 8

Идеологи ИГ используют все возможности социальных сетей: тематические страницы в социальных сетях и форумах; личные страницы пользователей социальных сетей; размещение видео, аудио и других учебных материалов; комментирование.

Слайд 9

Пропаганда ведётся как на арабском, так и на русском языке. Вербовщики прибегают к индивидуальному подходу, используя ту информацию, которую могут найти в сети о потенциальном стороннике своей организации.

Слайд 10

На официальном сайте НЦПТИ создан специальный сервис, где каждый желающий может сообщить об обнаруженном видео, аудио и другом материале. Далее с заявками работают специалисты НЦПТИ.

Слайд 11

Важна активная роль образовательного учреждения в общении с родителями. Можно проводить беседы с родителями, рассказывать негативные случаи о возможных последствиях таких знакомств в интернете и др. Итогом может стать выработка некоторых запретов на размещение той или иной информации в социальной сети подростком, например, домашнего адреса и номер сотового телефона, фотографий определенного рода.

Слайд 12

УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ — это данные о пользователе, необходимые для его опознавания и предоставлении доступа к его данным и настройкам которая может включать: ‒ реальные имя и фамилию пользователя ‒ дату рождения ‒ домашний адрес ‒ электронную почту ‒ номер телефона ‒ фотографии, видеозаписи ‒ перечень интересов, сообществ ‒ друзья.

Слайд 13

Шаги по профилактике радикальной идеологии образовательном учреждении 1 шаг- важна активная роль образовательного учреждения в общении с родителями и обучающимися 2 шаг- тематический урок обществознания, посвященный изучению основных моментов Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных». 3 шаг- — развенчать миф об анонимности в сети.

Слайд 14

Отличия экстремистского материала в социальных сетях • призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т. е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность); • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации; • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания); • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте из Интернета присутствует, хотя бы один из перечисленных признаков , то относиться к этому тексту надо с повышенной настороженностью.

Слайд 18

Список литературы Конституция РФ. Закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». Петров, С. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / С. В. Петров, И. П. Слинькова , В. В. Гафнер , П. А. Кисляков. – Новосибирск : АРТА, 2012. Воронцов С.А. ТЕРРОРИЗМ 2016: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 108-113. Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОУД.22 Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма по профессии 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» составлена в соответствии с требованиями к дополните...

Статья "Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках изучения учебных дисциплин "История" и "Обществознание"

     Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг. в рамках изучения учебных дисциплин в ОГБПОУ" Смоленский автотранспортный коллед...

Статья на тему: «Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму»

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия...

Классный час «О причинах трансформации общества до состояния агрессивного националистического радикального национализма» прошёл в группе № 48 17 марта.

Цель: формирование у обучающихся активной гражданской позиции неприятия терроризма, вандализма и любых форм и проявлений экстремизма; воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания.Задач...

Материалы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма

Информационно-пропагандистские материалы по профилактики идеологии терроризма и экстремизма...

приказ о реализации мероприятий Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма

приказ о реализации мероприятий Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма...