Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии
рабочая программа
научить слушателей основам противодействия возможным фактам проявления радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnoy_distsipliny.docx | 25.85 КБ |
prezentatsiya_po_distsipline_5_lektsiya_2_.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины
Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии
1. Цель курса: научить слушателей основам противодействия возможным фактам проявления радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
2. Задачи курса:
- познакомиться с основными понятиями: информация и информационные технологии;
- изучить средства и методы борьбы с радикализмом в информационной сети;
- изучить основы профилактики распространения радикальной идеологии в сети Интернет;
- воспитать чувство толерантности и терпимости у обучающихся.
3. Модуль направлен на формирование компетенций:
- готовность использовать информационно-коммуникационные методы борьбы в профессиональной деятельности.
Это находит выражение в достижении планируемых результатов обучения:
слушатель должен знать:
- основные понятия: Интернет и социальные сети;
- принципы организации профилактической работы с радикальной и иной деструктивной идеологии с использованием сети Интернет;
- возможности использования наглядно-агитационных материалов, направленных на формирование у молодёжи чувства патриотизма и гражданственности и правила их размещения на сайте образовательной организации.
слушатель должен уметь:
- противодействовать радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет;
- использовать возможности сети Интернет в воспитательных и профилактических целях.
слушатель должен владеть:
- приемами работы с информационными средствами и гаджетами.
Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии (12ч.)
Тема1. Понятие сети Интернет. Интернет как сфера распространения радикальной и иной деструктивной идеологии. (1ч.)
Киберпреступления в сети Интернет. Основные проблемы и угрозы в социальных сетях. «Группы смерти» и их влияние на обучающихся. Проблема популярности видеороликов в Интернете. Видеоигры и их влияние на сознание молодежи.
Тема2. Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет (1ч.).
Меры по профилактики распространения радикализма в молодежной среде. Формы и направления работы с обучающимися по профилактике распространения различных деструктивных идеологий. Методы противодействия вербовки в сети Интернет. Характерные особенности проявления радикальной идеологии и средства борьбы с ней. Роль образовательных организаций в системе профилактической работы по борьбе с радикализмом.
Тема3.Практическое занятие (2ч.)
Интернет как сфера распространения радикальной и иной деструктивной идеологии. Изучение сайта Министерства Юстиции РФ (эстремистские материалы)
Тема4.Практическое занятие (2ч.)
Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии в сети Интернет. Формы и методы ограничения доступа, обучающихся к сайтам и материалам экстремистской направленности.
Методические рекомендации, пособия и материальные условия реализации учебной программы
Методические рекомендации и пособия по реализации учебной программы доступны слушателям в библиотеке техникума.
Дисциплина реализуется на основе материально-технической базы Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий. Для проведения занятий по дисциплине техникум имеет все необходимые условия:
- аудитории и лаборатории, оборудованные современным компьютерным и мультимедийным оборудованием и имеющие доступ в сеть Интернет;
- доступ к электронным образовательным и иным информационным ресурсам техникума, к национальным и международным информационным ресурсам.
Контрольные задания
Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе учебного процесса в форме опроса слушателей и по результатам выполнения практических заданий и самостоятельных работ. В качестве промежуточного контроля применяется выполнение контрольного задания. Результаты освоения дисциплины выставляется с учетом текущей успеваемости, качества выполнения практических, самостоятельных работ, выполнения контрольного (тестового) задания . Задание считается выполненным, если слушатель верно ответил более чем на 60% вопросов.
Тест по теме
Информационное противодействие радикальной и иной деструктивной идеологии
1. Выберите правильный ответ
На какой контингент людей направлены вербовщики и исламисты, чтобы заманипулировать и завладеть интересом для собственных целей?
- дети;
- пенсионеры;
- родители;
- подростки.
2. Выберите правильный ответ
Какие названия были у известных групп смерти в социальных сетях?
- «Синий кит», «Тихий дом», «F57»;
- «Продвижение», «Красная плесень», «Против!»;
- «Морской кит», «Дом у моря», «Демон»;
- «Князь», «Кукрыниксы», «Против всех».
3. Выберите правильный ответ.
Перспективными направлениями в работе с молодежью являются?
- поддержка и симуляция;
- доступность и достоверность;
- восприятие и реагирование;
- профилактика и противодействие.
4. Выберите правильный ответ
Основная цель профилактики и противодействия?
- воспитать в себе патриотизм, способный противостоять радикалам;
- сформировать в себе антирадикальную идеологию;
- помочь молодому человеку развить в себе сильную социальную личность, способную противостоять факторам риска;
- изучить практические аспекты формирования антирадикальной идеологии.
5. Выберите правильный ответ
Для чего первоначально были созданы видео игры?
- в качестве средств противодействия;
- в качестве симуляторов;
- в качестве тренажеров;
- в качестве механизмов.
6. Выберите правильный ответ
Опасность кибертерроризма состоит в том что…..?
- он зависит от внедрения инновационных технологий;
- он объединен в техническую цепочку;
- он создан для графических устройств;
- он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира.
7. Выберите правильный ответ
Единственным методом борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» является…?
- профилактика и борьба с информацией;
- мониторинг и разработка информации;
- проверка и перепроверка информации;
- противодействие радикальной информации.
8. Выберите правильный ответ
………- это сообщества участники которых получают задания асоциального характера, вплоть до экстремистских?
- Группы борьбы;
- Группы смерти;
- Группы лжи;
- Группы власти.
9. Выберите правильный ответ
…….. позволяет своевременно отслеживать материалы радикальной тематики и оперативно удалять или блокировать к ним доступ?
- мониторинг;
- администратор;
- оперативная служба;
- техническая компания.
10. Выберите правильный ответ
Наиболее распространенные в России социальные сети? Выберите несколько правильных ответов.
- «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники»;
- «Ameba», «Instagram», «mixi»;
- «Instagram» «Viber», «Twitter»;
- «Viber», «Tagworld», «Friendster».
11. Выберите правильный ответ
Интернет является…. ?
- совокупностью методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации;
- средством передачи информации о деятельности радикальных и иных деструктивных организаций и проведения пропаганды экстремизма;
- целенаправленно работающей с информацией и использование для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию.
12. Выберите правильный ответ
Какие возможности используют идеологи Исламского государства? Выберите несколько правильных ответов.
- комментирование;
- выход на связь с объектом;
- тематические страницы в социальных сетях и форумах;
- отправление письма через почту.
Ключ к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
d | a | d | c | c | d | c | b | a | a,c | b | a,c |
Организация самостоятельной работы
Номер темы | Виды СРС | Всего часов |
1 | Разработка конспекта внеурочного занятия по следующим темам (включая презентацию). 1.Интернет-пространство как средство противодействия проявлениям радикальной и иной деструктивной идеологии в молодежной среде. 2.Радикальные и иные деструктивные сообщества в информационной сети. 3.Группы смерти и их влияние на общественную жизнь обучающегося. 4.Информационный терроризм в мире. 5.Новые тенденции деструктивных молодежных идеологий. | 3 |
2. | Разработка рефератов по следующим темам:
| 3 |
Итого часов: | 6 |
Литература
Основная литература
- Конституция РФ.
- Закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
- Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Природа этнорелигиозного терроризма./ Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект-Пресс, 2016.
- Горбунова А. Ю. Социальная сеть – угроза безопасности подростка // Молодой ученый. — 2017.
- Воронцов С.А. Терроризм 2016: Новые вызовы и угрозы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 108-113.
- Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.
- Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. М.: Дрофа, 2015.
- Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. Изд-во «ТОМ», 2017.
- Козлов Г. А. Безопасность в социальных сетях [Электр. ресурс] // Сайт Московской вальдорфской школы имени А. Пинского.
- Петров, С. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / С. В. Петров, И. П. Слинькова, В. В. Гафнер, П. А. Кисляков. – Новосибирск : АРТА, 2012.
Автор: Попов Д.Ю., преподаватель-почасовик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меры по профилактики распространения радикализма ведение постоянного анализа Интернет пространства с целью выявления и блокирования фактов пропаганды террористической идеологии; предоставление возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей ; разработка и актуализация методического обеспечения процесса информационного противодействия терроризму и экстремизму; ведение классных часов и внеклассных занятий обучающимся с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия; привлечение обучающихся к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде, посредством экскурсий на всевозможные интерактивные выставки и т.д.
Направления работы с обучающимися профилактика – информационно-просветительская работа противодействие – формирование гражданского самосознания
Противодействию вербовки в Интернете служит заблокирование небезопасного контента
По данным Национального антитеррористического комитета, в регионах России активно формируются кибердружины – это сообщества молодых людей, стремящихся противостоять экстремистскому контенту . Для этого создан в 2012 году НЦПТИ (Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет). Целью, которого является пресечение попытков , какого либо влияния радикальной и иной деструктивной идеологии на подростков в сети Интернет.
Основная цель профилактики и противодействия – помочь молодому человеку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позицию, способную противостоять факторам риска.
Идеологи ИГ используют все возможности социальных сетей: тематические страницы в социальных сетях и форумах; личные страницы пользователей социальных сетей; размещение видео, аудио и других учебных материалов; комментирование.
Пропаганда ведётся как на арабском, так и на русском языке. Вербовщики прибегают к индивидуальному подходу, используя ту информацию, которую могут найти в сети о потенциальном стороннике своей организации.
На официальном сайте НЦПТИ создан специальный сервис, где каждый желающий может сообщить об обнаруженном видео, аудио и другом материале. Далее с заявками работают специалисты НЦПТИ.
Важна активная роль образовательного учреждения в общении с родителями. Можно проводить беседы с родителями, рассказывать негативные случаи о возможных последствиях таких знакомств в интернете и др. Итогом может стать выработка некоторых запретов на размещение той или иной информации в социальной сети подростком, например, домашнего адреса и номер сотового телефона, фотографий определенного рода.
УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ — это данные о пользователе, необходимые для его опознавания и предоставлении доступа к его данным и настройкам которая может включать: ‒ реальные имя и фамилию пользователя ‒ дату рождения ‒ домашний адрес ‒ электронную почту ‒ номер телефона ‒ фотографии, видеозаписи ‒ перечень интересов, сообществ ‒ друзья.
Шаги по профилактике радикальной идеологии образовательном учреждении 1 шаг- важна активная роль образовательного учреждения в общении с родителями и обучающимися 2 шаг- тематический урок обществознания, посвященный изучению основных моментов Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных». 3 шаг- — развенчать миф об анонимности в сети.
Отличия экстремистского материала в социальных сетях • призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т. е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность); • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации; • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания); • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте из Интернета присутствует, хотя бы один из перечисленных признаков , то относиться к этому тексту надо с повышенной настороженностью.
Список литературы Конституция РФ. Закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». Петров, С. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / С. В. Петров, И. П. Слинькова , В. В. Гафнер , П. А. Кисляков. – Новосибирск : АРТА, 2012. Воронцов С.А. ТЕРРОРИЗМ 2016: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 108-113. Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОУД.22 Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма по профессии 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» составлена в соответствии с требованиями к дополните...
Статья "Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках изучения учебных дисциплин "История" и "Обществознание"
Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг. в рамках изучения учебных дисциплин в ОГБПОУ" Смоленский автотранспортный коллед...
Статья на тему: «Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму»
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия...
Классный час «О причинах трансформации общества до состояния агрессивного националистического радикального национализма» прошёл в группе № 48 17 марта.
Цель: формирование у обучающихся активной гражданской позиции неприятия терроризма, вандализма и любых форм и проявлений экстремизма; воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания.Задач...
Материалы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма
Информационно-пропагандистские материалы по профилактики идеологии терроризма и экстремизма...
Занятие 1.1 Принципы государственной политики в сфере противодействия идеологии терроризма, неонацизма, радикальных неонацистких воззрений. Совершенствование механизма правового регулирования ответственности за распространение идеологии терроризма, неонац
Тема 1. Противодействие идеологии терроризма, неонацизма, радикальных неонацистких воззрений....
приказ о реализации мероприятий Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма
приказ о реализации мероприятий Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма...