Статья на тему: «Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму»
статья
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» является формирование толерантной среды коллектива и воспитанников организации на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере
«Скажем STOP терроризму»
Выполнила:
Воспитатель Ю.Н. Гайдашова
Проблема распространения экстремистской и террористической идеологии является злободневной и одной из самых обсуждаемых.
Отдельная категория это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые имеют наследственную патологию, другие многочисленные отклонения, что является отягощающим фактором становления личности.
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» является формирование толерантной среды коллектива и воспитанников организации на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Поэтому целевая аудитория для реализации данной программы не только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и педагогический состав, специалисты и работники детского дома.
К сожалению, в организациях педагоги, специалисты не всегда достаточно внимательны к данной проблематике по множеству причин:
- приоритет других аспектов воспитательной работы;
- недооценка степени важности и серьезности описываемой проблемы ввиду отсутствия четкого представления о формах и методах работы современных террористических и экстремистских организаций;
- отсутствие необходимых знаний в области правовых и профилактических аспектов.
Поэтому, работа по формированию антиэкстремистского мировоззрения воспитанников я начала с единых согласованных педагогических позиций в среде взрослых участников воспитательно - образовательной среды: администрации, сопровождающего персонала, воспитателей, специалистов, всех тех, кто непосредственно контактируют с подростками. Любая психологическая поддержка со стороны взрослых дала практически сразу необходимый коррекционный результат при условии обретения взрослыми авторитетной позиции в глазах подросткового сообщества. В этом значительную роль сыграл эмоциональный контакт и личностно-заинтересованное общение специалистов-психологов и педагогов с воспитанниками. Стоит отметить, что специфика воспитательной среды от педагогического состава потребовала определенных компетенций, в том числе учета возрастных, психологических и когнитивных особенностей развития воспитанников.
Для педагогического состава мною были проведены мероприятия по воспитанию и профилактике экстремистской деятельности среди воспитанников:
- тематические воспитательные часы;
- дни Правовых знаний;
- патриотические мероприятия (День Победы и др.);
- библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные, но мы вместе»);
- разъяснительные беседы «Преступление против личности, общества и государства», «Экстремизм – угроза человеку и государству»;
- клуб свободного общения «Как работать с воспитанниками «группы риска»;
- организация спортивных праздников.
В рамках программы «Скажем STOP терроризму» воспитанники прошли:
- диагностическое обследование, направленное на выявление среди воспитанников «потенциала вербуемости» и исследование социального самочувствия воспитанников в подростковой среде;
- заполнили анкету «Выявление сферы интересов и общения подростков», разработанная для выяснение сферы интересов и общения подростков и реального отношения респондентов к экстремизму и терроризму;
- выполнили проективные методики, рисуночные тесты - для понимания психоэмоционального состояния подростков «Человек под дождем»;
- Тест «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию» Н.В. Киршева – Н.В. Рябчикова;
- Тест на определение внушаемости Е. Мерзляковой;
- Валидные апробированные тесты, направленные на выявление уровня честности и открытости испытуемого (по шкале лжи).
В качестве основанного и дополнительного инструментария я использовала комплекс компьютерных психодиагностических методик Эффектон - студио.
Результаты диагностирования позволили оценить степень удовлетворенности воспитанниками условиями проживания в учреждении, провести анализ знаний и отношения подростков к проблеме, в том числе, отношение к различным молодежным субкультурам.
Тематический план мероприятий с воспитанниками к программе
«Скажем STOP терроризму» включает три блока:
- диагностико-аналитический — 3 часа;
- коррекционно-профилактический — 21 час;
- итоговый — 2 часа.
За 1 полугодие 2021 года в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Профилактика противодействия идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в подростково - молодежной сфере «Скажем STOP терроризму» мною было проведено 9 занятий:
Диагностико-аналитический блок:
- Диагностическое обследование воспитанников:
- Анкета «Выявление сферы интересов и общения подростков»
- Тест на определение внушаемости Е. Мерзляковой;
- Дополнительное диагностическое обследование для воспитанников, получивших не удовлетворительные результаты по анкете, с использованием комплекса компьютерных психодиагностических методик Эффектон-студио;
- Анализ результатов обследования. Выявление группы воспитанников для работы по направлению «вторичная профилактика» - социометрия.
Результаты диагностирования позволили оценить степень удовлетворенности воспитанниками условиями проживания в учреждении, провести анализ знаний и отношения подростков к проблеме, в том числе, отношение к различным молодежным субкультурам.
Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дала практически никакого эффекта. В связи с чем я выстроила систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Поэтому, после подведения результатов диагностирования разработала цикл практических занятий, поскольку только в случае эмоционального «проживания» можно формировать новые установки, мотивы и потребности подростков. Профилактические мероприятия я направила на изменение психологии подростков и формирование правильного воздействия на их мировоззрение. Целенаправленно организованные коррекционно – профилактические занятия способствовали формированию антитеррористической идеологии, разрешению социальных, культурных проблем и противоречий.
Коррекционно-профилактический блок:
- Проведение работы по недопущению правонарушений и антиобщественных действий со стороны воспитанников группы риска - профилактические беседы; заседания совета по профилактике;
- Консультативно-обучающее мероприятие: «Как тебя могут вовлечь в экстремистскую организацию?» - семинар;
- Информационное мероприятие, направленное на гармонизацию межнациональных отношений:
- «Учимся уважать культуру и традиции многонационального государства»;
- Разъяснительное мероприятие по ст.13 ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности»
- Тема: «Запрещённые в РФ организации. Что относится к экстремистской литературе?»;
- Информационное мероприятие на тему «Негативное влияние социальных сетей и Интернет»;
- Фестиваль социально-творческих работ:
- «Дети против экстремизма».
Одним из эффективных направлений профилактики являлось взаимодействие детского дома и полиции по данной проблематике. Привлечение сотрудников полиции к профилактическим формам работы с воспитанниками повысило авторитет и значимость мероприятий, способствовало повышению качества знаний в данной области. В рамках своих компетенций представители МВД осуществили профилактическую работу по противодействию экстремизма.
Важно отметить, что мною использовались не только психологические инструментарии, также изучались вербальные и визуальные маркеры проявления виртуальной жизни подростков: самопрезентация молодых людей в социальных сетях (статусы, "аватарки", визуальные изображения, их интернет-интересы и др.). Поэтому, следует отдельно сказать о правилах работы с информацией в сети «Интернет», представляющей угрозу жизни и здоровью воспитанников. Специалистами учреждения периодически просматривались гаджеты воспитанников, страницы соц. сетей, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299153-1379655033.jpg)
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-1285370-1604352862.jpg)
Статья "Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках изучения учебных дисциплин "История" и "Обществознание"
Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг. в рамках изучения учебных дисциплин в ОГБПОУ" Смоленский автотранспортный коллед...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/13/picture-1420677-1663069176.jpg)
Материалы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма
Информационно-пропагандистские материалы по профилактики идеологии терроризма и экстремизма...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/14/picture-1462873-1678784228.jpg)
Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде
Профилактика экстремизма в сети интернет в подростковой среде...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-1073227-1607878109.jpg)
22.04.2020г. Дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе"
22.04.2020г года прошел дистанционный классый час,на тему: "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Формирование здоровых отношений в обществе" В мероприятии приняли участие обучающиеся...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/15/picture-1193805-1592234210.jpg)
Занятие 1.1 Принципы государственной политики в сфере противодействия идеологии терроризма, неонацизма, радикальных неонацистких воззрений. Совершенствование механизма правового регулирования ответственности за распространение идеологии терроризма, неонац
Тема 1. Противодействие идеологии терроризма, неонацизма, радикальных неонацистких воззрений....
приказ о реализации мероприятий Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма
приказ о реализации мероприятий Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма...