Методическая разработка к уроку Каналы связи. Передача информации.
методическая разработка на тему
Каналами связи называют технические средства, позволяющие передачу данных на растоянии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_vidy_signalov_peredachi_dannyh.doc | 62 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 779.5 КБ |
prakticheskaya_rabota.doc | 58.5 КБ |
tablitsa_s_voprosami.doc | 39.5 КБ |
voprsy_otvety.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Каналы связи. Передача информации.
Цель урока: освоить основные характеристики каналов связи; иметь представление об искажениях информации при передаче по каналам связи; иметь представление о средствах защиты по усилению помехоустойчивости передаваемой информации.
Задачи урока:
образовательные: познакомить обучающихся с технологией передачи; способствовать формированию у обучающихся в целостного представления о работе Интернета, взаимодействии технических и программных средств; освоение основных понятий из области сетевых технологий; освоение основных характеристик передачи информации с использованием технических средств;
развивающие: формирование и закрепление навыков систематизации и структуризации информации; формирование навыков ориентирования в информационной среде; развивать познавательный интерес, речь и внимание школьников, формировать у них информационную культуру и потребность в приобретении знаний; формирование общеучебных умений и навыков; расширение кругозора; развитие коммуникативных качеств личности; развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий;
воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету, воспитание положительного отношения к знаниям;
Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала с заданиями
Оборудование: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: презентация в Power Point по теме урока
При подготовке урока использовалась литература:
1.Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
2. Семакин И.Г, Хеннер Е.К. Информатика: 10-й класс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
План урока:
1. Организационная часть
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
3. Изложение нового материала.
4. Задание.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Сообщение темы и постановка целей урока
Демонстрируется слайд 1(Презентация)
Сегодня на уроке мы начнем новый раздел: Средства и технологии обмена информации с помощью компьютерных сетей ( сетевые технологии). В учебнике глава 12, коммуникационные технологии. Этот раздел посвящен Всемирной путине Интернет, локальной сети, электронной почте и веб сайтам.
Демонстрируется слайд 2(Презентация)
Тема сегодняшнего урока: Каналы связи. Передача информации. Мы познакомимся с каналами связи и их основными характеристиками, узнаем, как передается информация и единицы её измерения.
- Изложение нового материала
Демонстрируется слайд 3(Презентация)
Сегодня Интернет – это объединение большого количества сетей. Каждая сеть состоит из десятков и сотен серверов. Серверы соединены между собой напрямую различными линиями связи: кабельными, наземной радиосвязью, спутниковой радиосвязью. К каждому серверу подключается большое количество компьютеров и локальных компьютерных сетей, которые являются клиентами сети. Клиенты могут соединяться с сервером не только по прямым линиям, но и по обычным телефонным каналам. Каналами связи называют технические средства, позволяющие осуществлять передачу данных на расстоянии. Основными характеристиками каналов связи являются пропускная способность и помехоустойчивость.
Каналами связи называют технические средства, позволяющие осуществлять передачу данных на расстоянии. В рассматриваемом нами контексте каналами связи будем называть средства установления связи для передачи информации между удаленными компьютерами. В качестве технических средств передачи информации могут использоваться обычные каналы связи (телефонные, телеграфные, спутниковые и т. д.). Сейчас более прогрессивными средствами считаются каналы связи, построенные специально для передачи цифровой информации. К таковым относятся, например, оптоволоконные сети.
Демонстрируется слайд 4(Презентация)
Основными характеристиками каналов связи являются пропускная способность и помехоустойчивость. Пропускная способность отражает способность канала передавать заданное количество сообщений за единицу времени. Данный параметр зависит от физических свойств канала связи. Другими словами, пропускная способность - это объем данных, передаваемых модемом в единицу времени, без учета дополнительной служебной информации, например стартового и стопового битов, начальных конечных записей Стоков и т. д.
Помехоустойчивость задает параметр уровня искажения передаваемой информации. Для того чтобы избежать изменения или потери информации при ее передаче, используют специальные методы, позволяющие сократить влияние шумов.
Демонстрируется слайд 5(Презентация)
Классифицировать компьютерные каналы связи можно так:
- по способу кодирования: цифровые и аналоговые;
- по способу коммуникации: выделенные (постоянное соединение) и коммутируемые (временное соединение);
- по способу передачи сигнала:
1.Кабельные: витая пара, коаксиальные кабели, оптико-волоконные кабели; оптические (световоды), радиорелейные, беспроводные, спутниковые.
2.Телефонные;
3.Радио: радиорелейные, спутниковые.
Витая пара состоит из двух изолированных проводов, свитых между собой. Скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы. Самый простой вариант витой пары - телефонный кабель. Основной недостаток витой пары - плохая помехозащищённость и низкая скорость передачи информации. Витая пара по стандарту UTP-6 обеспечивает скорость передачи до 10Гб/с на расстоянии до 100м. Для повышения помехозащищённости используется экранированная витая пара
Коаксиальный кабель по сравнению с витой парой обладает более высокой механической прочностью, помехозащищённостью. Для промышленного использования выпускается два типа коаксиальных кабелей: толстый и тонкий. Толстый кабель более прочен и передаёт сигналы нужной амплитуды на большее расстояние, чем тонкий. В то же время тонкий кабель значительно дешевле.
Оптоволоконный кабель - идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей и сам практически не имеет излучения.
Использование светового сигнала обеспечивает абсолютную независимость от электромагнитных помех природного происхождения и возникающих в результате функционирования самых разнообразных технических устройств на производствах, транспорте, в системах связи и в быту, а также отсутствие электромагнитного излучения от линии. Преимущество волоконной оптики несомненно: реализуемые в оптических каналах скорости передачи информации пока недостижимы для медных кабелей.
Радиорелейные линии связи (РРЛ) предназначены для передачи сигналов в диапазонах дециметровых, сантиметровых и миллиметровых волн. Передача ведется через систему ретрансляторов, расположенных на расстоянии прямой видимости. Ретрансляторы осуществляют прием сигнала, усиление его, обработку и передачу на следующий ретранслятор. Общая протяженность РРЛ может достигать тысяч километров. К недостаткам можно отнести: ограниченную дальность одного сегмента, не превышающую 100 км не только из-за энергетики, но и из-за влияния кривизны земли на обеспечение прямой видимости (исключение - ТРЛ), зависимость качества связи от времени года и времени суток.
Беспроводное сетевое оборудование предназначено для передачи по радиоканалам информации (данных, телефонии, видео и др.) между компьютерами, сетевыми и другими специализированными устройствами. В последнее время все большую популярность приобретает идея построения городской опорной сети с беспроводным доступом.
Спутниковые линии связи работают в 9 - 11 диапазонах частот и, в перспективе, в оптических диапазонах. В этих системах сигнал с земной станции посылается на спутник, содержащий приемопередающую аппаратуру, там усиливается, обрабатывается и посылается обратно на Землю, обеспечивая связь на большие расстояния и перекрывая большие площади. Существует множество разнообразных спутниковых систем, как коммерческого, так и специального назначения. Скорость передачи в спутниковом канале - до 45 Мбит/c. Традиционные системы спутниковой связи постоянно развиваются, и главная тенденция их развития - удешевление. Но основное препятствие к использованию широкополосного спутникового доступа для Интернета - это стоимость выделенных широкополосных каналов связи: обычно более эффективно использовать каналы связи с низкой полосой пропускания.
Современное производство требует высоких скоростей обработки информации, удобных форм её хранения и передачи. А поэтому для развития каналов связи в сети Интернет необходимо совершенствовать имеющие и искать новые технологии.
Демонстрируется слайд 6
Каналы связи делятся на симплексные и дуплексные. В одном случае информация передается только в одном направлении, что является менее эффективным средством. В другом случае информация передается в двух направлениях, причем одновременно могут передаваться несколько сообщений. Специальные фильтры позволяют различать передаваемые данные, например, за счет различных по частоте передаваемых сообщений.
Как уже отмечали ранее, в качестве физического процесса, осуществляющего передачу данных на расстоянии, используют сигналы. На этот процесс могут влиять различные явления, создающие помехи (например, это может быть напряжение постороннего происхождения, появляющееся в каналах связи и ограничивающее дальность передачи полезных сигналов).
Демонстрируется слайд 7(Презентация)
В зависимости от источника возникновения и от характера их воздействия помехи делятся на собственные помехи канала связи, взаимные, создаваемые влиянием каналов друг на друга, и внешние - от посторонних электромагнитных полей.
Собственные помехи, или шумы, возникают от источников, находящихся в данном канале связи (например, из-за свободного блуждания электронов в веществе). Взаимные помехи, возникающие при передаче информации по соседним каналам, появляются в результате:
- недостаточного переходного затухания между данным каналом и влияющими каналами;
- незначительного затухания фильтров, предназначенных для разделения каналов или для подавления частот;
•различных повреждений в аппаратуре влияющих каналов.
Внешние помехи делятся на промышленные, радиопомехи, атмосферные и космические. Промышленные помехи создаются в результате влияния электромагнитных полей различных электрических устройств: линий электропередачи, электрооборудования промышленных предприятий, медицинских установок, контактных сетей электрифицированного транспорта (трамвая, троллейбуса и т. п.), световой рекламы на газоразрядных лампах и т. п.
Радиопомехи возникают от излучения радиостанций различного назначения, спектр которых по каким-либо причинам накладывается на спектр полезных сигналов тракта связи. К атмосферным помехам относятся помехи, вызванные различными атмосферными явлениями: магнитными бурями, северными сияниями, грозовыми разрядами и т. д. К космическим помехам относятся электромагнитные помехи, создаваемые излучениями Солнца, видимых и невидимых звезд, туманностей, в соответствующих диапазонах частот. Чтобы шумы не снижали качества передачи, их влияние необходимо ограничивать.
Демонстрируется слайд 8(Презентация)
Практика показала, что избавление от шумов (помех) невозможно из-за естественных (неустранимых) причин их возникновения. Тогда была предложена идея поиска возможности защиты в самом передаваемом тексте (К.Э. Шеннон). Наилучшим способом стало использование избыточного кода. Функция защиты информации при передаче по каналам связи включает три компонента: подтверждение, обнаружение ошибок и уведомление о них, возврат в исходное состояние. Информация кодируется соответствующим образом, вместе с основным содержанием передается информация о размере передаваемой информации. При получении информации сверяется информация о длине сообщения с исходным состоянием, при несовпадении значений в пункт передачи информации передается сигнал о необходимости повторной пересылки.
Демонстрируется слайд 9(Презентация)
Прокси-сервер - промежуточный, транзитный веб-сервер, используемый как посредник между браузером и конечным вебсервером. Основная причина использования прокси-сервера - экономия объема передачи информации и увеличение скорости доступа за счет кэширования. Например, если большинство сотрудников компании часто пользуются одним и тем же веб-сервером, содержащим актуальный курс валют, то эта информация сохранится в прокси, и, таким образом, страницы будут запрошены с оригинального сервера всего 1 раз. При использовании прокси компании нужен всего один публичный IP-адрес.
Протокол (protocol) - полный набор операций, который один объект может осуществлять над другим объектом вместе с правильным порядком, в котором эти операции вызываются; совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между двумя независимыми процессами или устройствами. Существует множество видов протоколов, управляющих всеми аспектами связи и передачи данных: распечатка сообщений о событиях операционной системы и сбоях, выдаваемая на операторский терминал; регистрация данных в специальный файл (журнал) и т. д. Различают несколько видов протоколов, которые отвечают за различные участки деятельности.
Демонстрируется слайд 10(Презентация)
Протокол межсетевого обмена пакетами (IPX - Internet Work Packet Exchange) - используется по умолчанию в системах NetWare для маршрутизации информационных пакетов, передаваемых в локальной сети или WAN. IPX выполняет те же функции, что и протокол TCP/IP. Протокол передачи гипертекстовой информации (Hyper Text Transfer Protocol, HTTP) - транспортный протокол, обеспечивающий доступ к документам на веб-узлах. В этом качестве он фактически выполняет все запросы к веб-узлам.
Протокол сетевой (network protocol) - совокупность правил и соглашений, использующихся при передаче данных. Различают три основных типа протоколов, работающих в разных сетях и с разными операционными системами: Novell IPX (Inter Packet Exchange), TCP/IP, NetBEUI (Network BIOS User Interface). Общим для них является осуществление обмена блоками данных (пакетами, кадрами) с заданными адресами отправителя и получателя и контрольной суммой кадра, отличительной характеристикой могут выступать размер формируемого пакета, уровень представления заголовка и способ формирования адреса получателя.
Протокол управления передачей/межсетевой протокол (Transmission Control Protocol/Internet Protocol, TCPMP) - набор протоколов, разработанный для Интернета и ставший его основой. TCP гарантирует, что каждый посланный байт дойдет до получателя без потерь. IP присваивает локальные IP-адреса физическим сетевым адресам, обеспечивая тем самым адресное пространство с которым работают маршрутизаторы. В семейство TCP/IP входят: протокол Telnet, который позволяет удаленным терминалам подключаться к удаленным узлам (компьютерам); система доменной адресации DNS, дающая возможность пользователям адресоваться к узлам сети по символьному доменному имени вместо цифрового IP-адреса; протокол передачи файлов FTP, который определяет механизм хранения и передачи файлов; протокол передачи гипертекста HTTP.
4. Контроль усвоения материала темы урока
Найти основные характеристики каналов связи и внести данные в предложенную таблицу. В качестве источников исходных данных можно использовать любые источники.
Демонстрируется слайд 11(Презентация)
1.Заполните таблицу.
№ | Канал связи | Физические характеристики | Пропускная способность | Помехоустойчивость |
1 | Телефонная связь | |||
2 | Радиосвязь | |||
3 | Оптическое волокно | |||
4 | Спутниковая связь |
Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону- с помощью электрических сигналов, которые распространяются по линиям связи. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др.
Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации. Если производится двусторонний обмен информацией, то отправитель и получатель информации могут меняться ролями.
Демонстрируется слайд 12(Презентация)
Демонстрируется слайд 13(Презентация)
Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.
Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы измерения используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.
Соотношения между единицами пропускной способности канала передачи информации такие же, как между единицами измерения количества информации:
1 байт/с=23 бит/с=8 бит/с;
1 Кбит/с=210 бит/с=1024 бит/с;
1 Мбит/с=210 Кбит/с=1024 Кбит/с;
1 Гбит/с=210 Мбит/с=1024Мбит/с.
Задание
2.Какое количество байтов будет передаваться за одну секунду по каналу с пропускной способностью 100 Мбит/с?
5. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итоги урока. Что мы сегодня узнали? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Если ответов нет или они не полные, то учитель резюмирует.
1.Что такое каналы связи?
2.Характеристики каналов связи и их классификацию.
3.Что осуществляет управление информационными потоками в каналах связи.
6. Домашнее задание.
Прочитайте §12.1. Выучите записи в тетради. Выполните задание 12.1.
- На этом мы не заканчиваем знакомство с Интернетом. Нас ждут новые знания и открытия!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест по теме: «Компьютерные сети»
Тест по теме: Информационные процессы
Практическая работа 1 № Ситуация Источник Приемник Характер передачи 1 Школьник читает текст в учебнике Учебник Школьник Односторонний (1) 2 Бабушка читает письмо Письмо Бабушка Односторонний (1) 3 Мальчик просыпается от звонка будильника Будильник Мальчик Односторонний (1) 4 Разговаривают две подруги Таня и Лена Таня и Лена Таня и Лена Двусторонний (2) 5 Учитель объясняет новый материал всему классу Учитель класс Двусторонний (2) 6 Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов Регулировщик Пешеходы, водители Двусторонний (2) 7 Человек читает объявление в газете Газета человек Односторонний (1) 8 Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков Завуч Ученики и учителя Односторонний (1) 9 Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется диспетчер Пассажиры Односторонний (1) 10 Вывешен знак, запрещающий проезд по улице знак Водители Односторонний (1) 11 Мальчик получил пригласительный билет на елку Билет Мальчик Односторонний (1)
Тип связи Электрические кабели: Пропускная способность, Мбит/с Надежность Возможность расширения (подключения новых компьютеров и устройств) изображение Витая пара 10 – 100 Низкая Простая Коаксиальный кабель До 10 Высокая Проблематичная Оптоволоконный кабель 100 - 2000 Абсолютная Без проблем Практическая работа 2
ВОПРОС-ОТВЕТ Вопрос Ответ Что такое прокси-сервер? компьютер, который используется для снижения нагрузки в сети и повышения быстродействия. Что понимается под термином «протокол»? это набор правил, определяющих формы представления и способы пересылки сообщений, процедуры их интерпретации, правила совместной работы различного оборудования. Что называется каналом связи? среда, посредством которой передается информация Какие бывают каналы по способу передачи сигнала? проводные (электрический кабель), оптические (световоды), радиоканалы Что называется пропускной способностью? скорость передачи данных — максимально возможный объем передачи информации за 1 с. Какие основные характеристики каналов связи существуют? пропускная способность и помехоустойчивость Каналы связи делятся на? симплексные и дуплексные
РЕБУСЫ
ИГРА «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ»
Предварительный просмотр:
Практическая работа
№ | Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
1 | Школьник читает текст в учебнике | Учебник | Школьник | Односторонний (1) |
2 | Бабушка читает письмо | Письмо | Бабушка | Односторонний (1) |
3 | Мальчик просыпается от звонка будильника | Будильник | Мальчик | Односторонний (1) |
4 | Разговаривают две подруги Таня и Лена | Таня и Лена | Таня и Лена | Двусторонний (2) |
5 | Учитель объясняет новый материал всему классу | Учитель | класс | Двусторонний (2) |
6 | Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов | Регулировщик | Пешеходы, водители | Двусторонний (2) |
7 | Человек читает объявление в газете | Газета | человек | Односторонний (1) |
8 | Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков | Завуч | Ученики и учителя | Односторонний (1) |
9 | Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется | диспетчер | Пассажиры | Односторонний (1) |
10 | Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | знак | Водители | Односторонний (1) |
11 | Мальчик получил пригласительный билет на елку | Билет | Мальчик | Односторонний (1) |
Практическая работа
№ | Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
1 | Школьник читает текст в учебнике | |||
2 | Бабушка читает письмо | |||
3 | Мальчик просыпается от звонка будильника | |||
4 | Разговаривают две подруги Таня и Лена | |||
5 | Учитель объясняет новый материал всему классу | |||
6 | Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов | |||
7 | Человек читает объявление в газете | |||
8 | Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков | |||
9 | Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется | |||
10 | Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | |||
11 | Мальчик получил пригласительный билет на елку |
Предварительный просмотр:
Вопрос | Ответ |
Что такое прокси-сервер? | компьютер, который используется для снижения нагрузки в сети и повышения быстродействия. |
Что понимается под термином «протокол»? | это набор правил, определяющих формы представления и способы пересылки сообщений, процедуры их интерпретации, правила совместной работы различного оборудования. |
Что называется каналом связи? | среда, посредством которой передается информация |
Какие бывают каналы по способу передачи сигнала? | проводные (электрический кабель), оптические (световоды), радиоканалы |
Что называется пропускной способностью? | скорость передачи данных — максимально возможный объем передачи информации за 1 с. |
Какие основные характеристики каналов связи существуют? | пропускная способность и помехоустойчивость |
Каналы связи делятся на? | симплексные и дуплексные |
Вопрос | Ответ |
Что такое прокси-сервер? | |
Что понимается под термином «протокол»? | |
Что называется каналом связи? | |
Какие бывают каналы по способу передачи сигнала? | |
Что называется пропускной способностью? | |
Какие основные характеристики каналов связи существуют? | |
Каналы связи делятся на? |
Предварительный просмотр:
Тест по теме: Информационные процессы
1. Информационными процессами называются действия, связанные:
а) с созданием глобальных информационных систем;
б) с работой средств массовой информации;
в) с получением (поиском), хранением, передачей, обработкой и использованием информации;
г) с организацией всемирной компьютерной сети;
д)с разработкой новых персональных компьютеров.
2. Под носителем информации понимают:
а) линии связи для передачи информации;
б) параметры физического процесса произвольной природы, интерпретирующиеся как информационные сигналы;
в) устройства для хранения данных в персональном компьютере;
г) аналого-цифровой преобразователь;
д) среду для записи и хранения информации.
3. Расследование преступления представляет собой информационный процесс:
а) кодирования информации;
б) поиска информации;
в) хранения информации;
г) передачи информации;
д) защиты информации.
4. При передаче информации в обязательном порядке предполагается наличие:
а) двух людей;
б) осмысленности передаваемой информации;
в) источника и приемника информации, а также канала связи между ними;
г) избыточности передающейся информации;
д) дуплексного канала связи.
5. Какой из следующих сигналов является аналоговым:
а) сигнал маяка;
б) сигнал S0S;
в) кардиограмма;
г) дорожный знак;
д) сигнал светофора?
6. Внутреннее представление информации в компьютере:
а) непрерывно;
б) дискретно;
в) частично дискретно, частично непрерывно;
г) нельзя описать с использованием терминов «дискретно», «непрерывно»;
д) и дискретно, и непрерывно одновременно.
7. Перевод текста с английского языка на русский является процессом:
а) хранения информации;
б) передачи информации;
в) поиска информации;
г) обработки информации;
д) ни одним из перечисленных выше процессов.
10. Хранение информации — это:
а) распространение новой информации, полученной в процессе научного познания;
б) способ распространения информации во времени;
в) предотвращение доступа к информации лицам, не имеющим на это права;
г) предотвращение непредумышленного или несанкционированного использования, изменения информации;
д) процесс создания распределенных компьютерных баз и банков данных.
11. Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков, выступает:
а) бумага;
б) камень;
в) папирус;
г) фотопленка;
д) холст.
12. Измерение на метеостанции температуры воздуха, атмосферного давления, скорости ветра представляет собой процесс:
а) хранения информации;
б) передачи информации;
в) защиты информации;
г) получения информации;
д) использования информации.
13. Обработка информации — это процесс ее:
а) преобразования из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
б) интерпретации (осмысления) при восприятии;
в) преобразования к виду удобному для передачи;
г) преднамеренного искажения;
д) поиска.
14. При телефонном разговоре в качестве источника информации следует рассматривать:
а) человека слушающего;
б) телефонную трубку;
в) человека говорящего;
г) телефонную сеть;
д) телефонный провод.
15. Дискретизация представляет собой:
а) изменяющийся во времени физический процесс;
б) характеристику сигнала;
в) процесс преобразования непрерывного сигнала в дискретный;
г) процесс преобразования дискретного сигнала в непрерывный;
д) процесс преобразования физической природы сигнала.
16. Говорят, что «не бывает сигнала, принимающего только одно дискретное значение». По этому поводу можно заметить, что:
а) сформулированное суждение ложно, так как, например, дорожный знак, именуемый в просторечии «кирпич», есть своего рода сигнал, принимающий ровно одно значение — «проезд запрещен!»;
б) о приведенном суждении нельзя с уверенностью сказать истинно оно или ложно без дополнительных уточнений понятия «сигнал» (например, такого — «отсутствие сигнала следует также рассматривать как сигнал»);
в) бессмысленно говорить об истинности или ложности рассматриваемого суждения безотносительно конкретной физической природы сигнала;
г) приведенное суждение истинно, так как по определению сигнал есть изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения;
д) истинность данного утверждения зависит от того, что имеется в виду под термином «значение сигнала».
17. Основой процесса управления в обществе выступает:
а) целенаправленная обработка информации;
б) процесс передачи информации;
в) информация о состоянии управляемого объекта;
г) информация о состоянии окружающей среды;
д) принципы управления.
19. Записная книжка обычно используется:
а) при обработке информации;
б) для хранения информации;
в) для передачи информации;
г) как средство обработки и передачи информации;
д) для защиты информации.
20. Хранение информации невозможно без:
а) компьютера;
б) линий связи;
в) библиотек, архивов;
г) носителя информации;
д) печатной продукции (книг, газет, фотографий).
21. В ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: «Лиса взяла след зайца»:
а) физический носитель информации — давление, воспринимающий информацию орган — кожа;
б) физический носитель информации — концентрация молекул в растворе, воспринимающий информацию орган — язык;
в) физический носитель информации — концентрация молекул газа, воспринимающий информацию орган — обонятельные рецепторы слизистой оболочки носа;
г) физический носитель информации — звуковые волны, воспринимающий информацию орган — слух;
д) физический носитель информации — световые волны, воспринимающий информацию орган — зрение.
22. Поиск информации — это:
а) написание реферата;
б) ее трансляция во времени;
в) декодирование;
г) процесс наблюдения;
д) извлечение хранимой информации.
24. Сигнал называется дискретным, если он:
а) не кодируется и не декодируется в процессе передачи информации;
б) меняется непрерывно по времени в амплитуде;
в) передается в электрической форме;
г) может принимать лишь конечное число значений в конечное число моментов времени;
д) кодируется в процессе передачи информации.
25. Канал связи — это:
а) совокупность устройств, обеспечивающих прием информации при ее передаче;
б) совокупность устройств, преобразующих исходное сообщение источника информации к виду, в котором это сообщение передается;
в) устройство кодирования и декодирования информации при передаче сообщений;
г) носитель информации;
д) совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу и прием сигнала от источника к получателю.
28. В системе «телевизионная вышка-телевизор» носителем информации является:
а) гравитационное поле;
б) звуковые волны;
в) электромагнитные волны;
г) вакуум;
д) концентрация молекул азота в воздухе.
29. В ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: «Турист, собираясь в поход и слушая по радио прогноз погоды, решает, что из одежды взять с собой»:
а) физический носитель информации — давление, воспринимающий информацию орган — кожа;
б) физический носитель информации — концентрация молекул в растворе, воспринимающий информацию орган — вкусовые рецепторы слизистой оболочки рта, языка;
в) физический носитель информации — концентрация молекул газа, воспринимающий информацию орган — обонятельные рецепторы слизистой оболочки носа;
г) физический носитель информации — звуковые волны, воспринимающий информацию орган — слух;
д) физический носитель информации — световые волны, воспринимающий информацию орган — зрение.
30. Какой из перечисленных ниже методов поиска информации наиболее полезен для получения учителем информации о конкретном ученике:
а) чтение психолого-педагогической литературы;
б) просмотр видео- и телепрограмм по педагогической проблематике;
в) прослушивание радиопередач, посвященных проблемам воспитания детей;
г) работа с информационными системами, банками и базами данных педагогической информации;
д) непосредственное наблюдение за учеником на уроках, в процессе внеклассной работы.
31. В качестве примера процесса передачи информации можно указать:
а) отправку телеграммы;
б) запрос к базе данных;
в) проверку диктанта;
г) коллекционирование марок.
д) поиск нужного слова в словаре,
32. Аналоговый сигнал — это:
а) сигнал, который может принимать лишь конечное число значений в конечное число моментов времени;
б) сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и по времени;
в) сигнал, несущий текстовую информацию;
г) любой процесс, несущий информацию;
д) цифровой сигнал.
33. К числу симплексных систем передачи информации относится:
а) система телевещания;
б) компьютерные сети;
в) телеграф;
г) телефонные сети;
д) система почтовой связи.
34. Автоматизированная обработка информации:
а) возможна без наличия строгих формальных правил ее обработки;
б) возможна только при наличии строгих формальных правил ее обработки;
в) осуществима только при условии семантической значимости обрабатываемой информации;
г) возможна только в том случае, если она предста-вима в виде аналогового сигнала;
д) невозможна в принципе.
35. Алгоритмом управления называется:
а) совокупность правил, в соответствии с которыми информация, поступающая в управляющее устройство, перерабатывается в сигналы управления;
б) установление наилучшего в определенном смысле режима работы управляемого объекта;
в) регулирование параметров управляемой системы вблизи некоторых неизменных заданных значений;
г) поддержание как можно более точного соответствия некоторого управляемого параметра;
д) произвольное воздействие на объект управления.
36. Какое из утверждений справедливо:
а) в качестве носителя информации могут выступать исключительно световые и звуковые волны;
б) информация не связана с материальным носителем;
в) информация может быть связана с материальным носителем, но может существовать и вне его;
г) в качестве носителя информации могут выступать только материальные предметы (бумага, камень, магнитные диски и т. д.);
д) информация всегда связана с материальным носителем.
37. В ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: «Повар, пробуя борщ, решает, подсаливать его или нет» физическим носителем информации выступает:
а) давление;
б) концентрация молекул в растворе;
в) концентрация молекул газа;
г) звуковые волны;
д) световые волны.
38 Шантаж с использованием компрометирующих материалов есть процесс:
а) передачи информации;
б) поиска информации;
в) использования информации (уголовно наказуемый);
г) декодирования информации;
д) кодирования информации.
39. Видеозапись школьного праздника осуществляется для:
а) обработки информации;
б) передачи информации;
в) хранения информации;
г) поиска информации;
д) декодирования информации.
40. Сигналом называется:
а) любой материальный предмет;
б) изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения;
в) радиоволна;
г) вещество в различном состоянии;
д) физический процесс.
41. Сигналы, в зависимости от числа принимаемых значений, подразделяются на:
а) технические и биологические;
б) биологические и социальные;
в) аналоговые и дискретные;
г) симплексные и дуплексные;
д) электромагнитные и звуковые
Ответы Информационные процессы
1. Информационными процессами называются действия, связанные: в) с получением (поиском), хранением, передачей, обработкой и использованием информации;
2. Под носителем информации понимают: д) среду для записи и хранения информации.
3. Расследование преступления представляет собой информационный процесс:
б) поиска информации;
4. При передаче информации в обязательном порядке предполагается наличие:
в) источника и приемника информации, а также канала связи между ними;
5. Какой из следующих сигналов является аналоговым:
в) кардиограмма;
6. Внутреннее представление информации в компьютере:
б) дискретно;
7. Перевод текста с английского языка на русский является процессом: г) обработки информации;
8. В разомкнутой системе управления: б) информация о состоянии объекта управления не поступает в управляющую систему;
9. В системе управления «водитель — автомобиль» передачу управляющих воздействий обеспечивает: в) руль;
10. Хранение информации — это: б) способ распространения информации во времени;
11. Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков, выступает: б) камень;
12. Измерение на метеостанции температуры воздуха, атмосферного давления, скорости ветра представляет собой процесс: г) получения информации;
13. Обработка информации — это процесс ее: а) преобразования из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
14. При телефонном разговоре в качестве источника информации следует рассматривать: в) человека говорящего;
15. Дискретизация представляет собой: в) процесс преобразования непрерывного сигнала в дискретный;
16. Говорят, что «не бывает сигнала, принимающего только одно дискретное значение». По этому поводу можно заметить, что: г) приведенное суждение истинно, так как по определению сигнал есть изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения;
17. Основой процесса управления в обществе выступает: а) целенаправленная обработка информации;
18. Замкнутая система управления отличается от разомкнутой: в) наличием одного или нескольких каналов обратной связи;
19. Записная книжка обычно используется: б) для хранения информации;
20. Хранение информации невозможно без: г) носителя информации;
21. В ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: «Лиса взяла след зайца»: в) физический носитель информации — концентрация молекул газа, воспринимающий информацию орган — обонятельные рецепторы слизистой оболочки носа;
22. Поиск информации — это: д) извлечение хранимой информации.
23. Восприятие информации (приемником информации) при ее передаче осуществляется путем:
в) фиксации изменения (или отсутствия такового) некоторого физического процесса (сигнала);
24. Сигнал называется дискретным, если он:
г) может принимать лишь конечное число значений в конечное число моментов времени;
25. Канал связи — это: д) совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу и прием сигнала от источника к получателю.
26. Система регулирования дорожным движением с использованием исключительно светофоров и дорожных знаков: в) может рассматриваться как пример разомкнутой системы управления;
27. К устройствам, обеспечивающим функционирование канала обратной связи в системе управления «водитель—автомобиль», относится: г) спидометр;
28. В системе «телевизионная вышка-телевизор» носителем информации является: в) электромагнитные волны;
29. В ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: «Турист, собираясь в поход и слушая по радио прогноз погоды, решает, что из одежды взять с собой»:
г) физический носитель информации — звуковые волны, воспринимающий информацию орган — слух;
30. Какой из перечисленных ниже методов поиска информации наиболее полезен для получения учителем информации о конкретном ученике: д) непосредственное наблюдение за учеником на уроках, в процессе внеклассной работы.
31. В качестве примера процесса передачи информации можно указать: а) отправку телеграммы; в) проверку
32. Аналоговый сигнал — это: б) сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и по времени;
33. К числу симплексных систем передачи информации относится:
а) система телевещания;
34. Автоматизированная обработка информации: б) возможна только при наличии строгих формальных правил ее обработки;
35. Алгоритмом управления называется:
а) совокупность правил, в соответствии с которыми информация, поступающая в управляющее устройство, перерабатывается в сигналы управления;
36. Какое из утверждений справедливо: д) информация всегда связана с материальным носителем.
37. В ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: «Повар, пробуя борщ, решает, подсаливать его или нет» физическим носителем информации выступает: б) концентрация молекул в растворе;
38. Шантаж с использованием компрометирующих материалов есть процесс: в) использования информации (уголовно наказуемый);
39. Видеозапись школьного праздника осуществляется для: в) хранения информации;
40. Сигналом называется: б) изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщения;
41. Сигналы, в зависимости от числа принимаемых значений, подразделяются на: в) аналоговые и дискретные;
42. Укажите устройство, с помощью которого формируется дискретный сигнал:
в) светофор;
43. Канал обратной связи в замкнутой системе управления предназначен для: г) передачи информации о состоянии управляемой подсистемы;
44. Передача информации об окружающей среде в системе управления «водитель—автомобиль» осуществляется с помощью: д) зеркала заднего обзора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме А.Н. Островског...
Методическая разработка открытого урока на тему: « Обратная связь в усилителях».
Обратная связь в усилителях- это технология , позволяющая влиять на качественные характеристики электронных усилитей в нужном направлении, поэтому важна последовательность в изучении темы от про...
Методическая разработка открытого урока по физической культуре "Ведение мяча с сопротивлением. Передача мяча в движении различными способами со сменой мест"
Методическая разработка занятия по физической культуре для студентов СПО...
Методическая разработка открытого урока ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ данной работе представлена разработка урока по учебной практике на тему: «Создание буклета в программе MSPublisher».Методическая разработка урока содержит: подробный...
Методическая разработка онлайн урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников по профессии: 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» номинация: «Знакомство с миром профессий» тема: «Значимость электронных устройств в жизни
Данная методическая разработка составлена для проведения урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников. Тема урока: «Значимость электронных устройств в жизни современног...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...
Методическая разработка проведения урока по технологии межпредметных связей на тему «Учет основных средств» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Методическая разработка проведения урока по технологии межпредметных связей на тему «Учет основных средств» ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского уч...