Сценарий урока: "Права человека"
классный час

Ибрагимова Ирина Александровна

Длительность

40 минут

Количество участников

до 30 человек

Цель

Ознакомление с основными идеями и статьями Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.

Задачи

  • раскрыть значение прав человека в жизни общества
  • дать представление о Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.
  • сформировать уважительное отношение к правам человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_prava_cheloveka_9_11_klass_spo.docx160.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Всероссийского единого урока

«Права человека»

9 – 11 класс, СПО


Общие сведения о мероприятии

Длительность

40 минут

Количество участников

до 30 человек

Цель

Ознакомление с основными идеями и статьями Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.

Задачи

  • раскрыть значение прав человека в жизни общества
  • дать представление о Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.
  • сформировать уважительное отношение к правам человека

Необходимые материалы

Компьютер

1 шт.

Проектор

1 шт.

Бумага А4

по количеству детей

Ватман

2 (по количеству детей, чтобы они смогли разместить свои записи и рисунки)

Ножницы

по количеству детей

Стикеры

по 10 на 4 группы


Слайд 1, 2

Добрый день, уважаемые ученики. 10 декабря в мире отмечается День прав человека. Мы с вами уже в разных предметах изучали понятие о праве человека. Сегодня мы обсудим с вами, существует ли возможность защитить права всех людей на Земле и что для этого нужно сделать. Это будет нашим проблемным вопросом.

Но сначала вспомним, что же такое права.

Ответы ребят

Слайд 3. Всеобщая декларация прав человека 

Основным источником прав человека являются документы. Одним из них является Всеобщая декларация прав человека. Декларация – это не юридический договор, а провозглашение прав. В связи с этим в данном документе не записаны наказания. Однако более 90 стран мира приняли этот документ за основу своих законов. Декларация появилась в 1948 году.

Скажите, почему тогда она была особенно актуальной?

Ответы ребят

(Примерный ответ: потому что мир пережил ужасы Второй мировой войны, и люди делали всё для того, чтобы больше этого не повторилось.)

Слайд 4. Конституция РФ 

Одной из таких стран является Российская Федерация. В Конституции Российской Федерации существуют статьи, которые построены на основе Всеобщей декларации.

Как вы думаете, почему так было сделано?

Ответы ребят

(Примерный ответ: Россия – передовое государство, поэтому законодательство построено на принципах современного права. Кроме того, Россия также является правопреемницей СССР, представители которого участвовали в написании этого документа.)

Слайд 5. Права человека

Слайд 6. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ

Статьи Всеобщей декларации прав человека

Статьи Конституции Российской Федерации

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 19

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, и равные возможности для их реализации.

Кроме того, Декларация включает гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права. Подобную разбивку мы можем видеть и в Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации – это главный закон нашей страны.

Приоритет прав человека – основополагающий принцип конституционного строя России, то есть самое главное. Для того чтобы люди имели равные права, также существуют и обязанности. Сейчас нас ждёт групповая работа. Каждая группа получает текст Конституции РФ. Статьи: 19-54. Группа № 1 – гражданские права, группа № 2 – политические права, группа № 3 – экономические права, группа № 4 – социально-культурные права.

Слайд 8. Задание

Ваша задача, уважаемые ребята, в течение 10 минут ознакомиться с текстом Конституции ст. 19-54 и найти, какие права входят в тот блок, с которым должна работать ваша группа. Выпишите свои предложения на стикеры и наклейте на ватман, который висит на доске, в ту колонку, которая показывает вашу группу. Подготовьте ответ на вопрос: является ли ваша группа прав наиболее важной и почему?

(у каждой группы будет 3 минуты на трансляцию прав, которые они выявили, и ответ на вопрос)

Как мы с вами поняли, нет каких-то прав важнее, чем другие, поэтому все они достойны уважения и нашего исполнения.

Слайд 9. Уполномоченный по правам человека

В Российской Федерации есть специальный человек, который занимается защитой прав человека. Это Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Сейчас в нашей стране эту должность занимает Татьяна Николаевна Москалькова. Часто в СМИ Уполномоченный по правам человека называется омбудсменом. Также в каждом субъекте Российской Федерации есть свои уполномоченные по правам человека.

Чем занимается омбудсмен?

Ответ ребят

Слайд 10. Чем занимается Уполномоченный по правам человека?

  1. Рассмотрение жалоб граждан на государственные органы, муниципальные органы, должностных лиц, содействие в восстановлении нарушенных прав.
  2. Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  3. Участие в правовом просвещении граждан относительно форм и методов защиты своих прав
  4. Развитие международного сотрудничества в вопросах защиты прав и свобод человека.
  5. Координация деятельности и методическое руководство деятельностью уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Слайд 11. Вопрос

Вернёмся к проблемному вопросу, который мы назвали в начале урока: существует ли возможность защитить права всех людей на Земле? И что для этого нужно сделать?

Ответы ребят

Ученики могут высказываться в формате телевизионного ток-шоу, в котором они выбирают по 1-2 спикера от каждой группы.

Один из механизмов защиты прав человека в мире – это исполнение обязанностей. А какие обязанности гражданина РФ вы можете назвать?

Ответы ребят

Слайд 12. Обязанности 

Конституционные обязанности:

  • защита Отечества;
  • обязанность родителей заботиться о своих детях и воспитывать их, а также обязанность трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду;
  • сохранять и заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • соблюдать законы и Конституцию Российской Федерации;
  • платить законно установленные налоги и сборы.

Слайд 13. Завершение

Философ Иммануил Кант говорил: «Высшей среди… обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его».

Слайд 14. Задание

А бывает, что права всё-таки нарушают. Вам снова нужно будет поработать в группах: имеет место нарушение прав человека – куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права?

  • хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребёнка;
  • учитель на уроке обозвал ученика;
  • два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
  • неизвестные ограбили квартиру;
  • полицейские задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
  • вас не приняли на работу без объяснения причины;
  • в поликлинике отказались оказывать необходимую вам медицинскую помощь;
  • вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.

Слайд 15. Запомните

Знайте и учитесь отстаивать свои права, ведь существует интересная фраза: «Незнание закона не освобождает от ответственности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессионально важных качеств на уроках права

Главная задача профессионального образования подготовить квалифицированных специалистов, которые будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вне ...

Самоанализ урока иностранного языка. Тема урока «Правила использования легкового автомобильного транспорта»

Данный урок был направлен на развитие устно-речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка. По типологии уроков иностранного языка данный ур...

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"...

План конспект Тема урока: «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта»

План конспект по дисциплине ОБЖТема урока:   «Правила безопасного  поведения при угрозе террористического акта»...

Презентация "Кроссенс, как инновационный прием обучения на уроках права"

Презентация "Кроссенс как инновационный прием оьучения на уроках права" Данная технология интерактивного метода повышает интерес обучающихся к изучению дисциплины, в основе данного приема ле...

План конспект урока Право собственности

Конспект урока по дициплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности...

урок "Права потребителей и их защита"

данный урок проводится по дисциплине теоретические основы товароведения  "Права потребителей и их защита".  Изучается в разделе "обеспечение качества товаров"...