урок "Права потребителей и их защита"
план-конспект урока на тему
данный урок проводится по дисциплине теоретические основы товароведения "Права потребителей и их защита". Изучается в разделе "обеспечение качества товаров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "права потребителей и их защита" проводится в игровой форме | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гагинский филиал ГБПОУ
«Лукояновский Губернский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урока: « ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА»
Гагино 2018г
План
- Психолого-педагогическая характеристика группы.
- Обоснование проекта урока (актуальность темы)
- Проект урока.
- Структура урока.
- Приложение, доклады.
Психолого- педагогическая характеристика группы
Характеристика группы:
-общее количество обучающихся- 21
-отношение к учебе у обучающихся положительное, преобладающая оценка «хорошо».
Успеваемость хорошая. Основные мотивы учения- это познавательные интересы.
Можно отметить самостоятельность в суждениях, умение самостоятельно анализировать, сравнивать. Память устойчивая.
Быстро схватывают основные понятия. Мышления развитое. Уровень сформированности у обучающихся группы знаний, умений, навыков средний. Социальные характеристики:
Обучающиеся редко конфликтуют друг с другом, доброжелательны. Во взаимоотношениях со сверстниками можно отметить взаимовыручку, часто сильные помогают слабым, сформированный коллектив способствует сплоченности группы. На замечание педагогов реагируют адекватно. Урок выбран –практикум, чтобы активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.
Обоснование проекта урока
Актуальность темы
- Актуальность проекта
-место урока в теме, разделе, курсе.
Данный урок проводится по дисциплине «Теоретические основы товароведения» Изучается в разделе: «Обеспечение качества и количества товаров» Тема: «Права потребителей и их защита» тип урока-урок изучение нового материала. вид урока-урок практикум с использованием учебно-правовых ситуаций .
Цели и задачи урока .
- Цель: формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
- Задачи:
- 1. Образовательная: познакомить обучающихся с основными правами потребителей; показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.
- 2. Развивающая: продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (анализ правовых документов), навыков поиска решения конфликта законным образом.
- 3. Воспитательная: формирование правомерного поведения в конкретных жизненных ситуациях; воспитание толерантного отношения друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей.
- 4. Социальная: отработка навыков практического применения знаний законодательства по защите прав потребителей.
Урок –практикум является очень важным, так как позволяет обучающимся самостоятельно выполнить задание, проанализировать сложившие ситуации.
Проект урока
Группа № 2 «Т»
Специальность: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Преподаватель: Костина Е.В.
Дата проведения: октябрь 2018г.
Тема: права потребителей и их защита
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: Урок -практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.
Цели урока:
формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
создать условия для формирования понимания, что каждый человек, независимо от его социальной роли, является потребителем; содействовать в усвоении основных прав потребителя, осмыслении понятия «суверенитет потребителя»;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать различные факты науки;
способствовать воспитанию культуры потребления;
познакомить с основными статьями Закона «О защите прав потребителей
Межпредметные связи: Основы права, Метрология, стандартизация и сертификация
Средства обучения.
1.Учебнор-методические средства
-методические указания для обучающихся
2.Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей»
3.Средства контроля:
Индивидуальный опрос;
Фронтальный опрос;
Самостоятельная работа.
Литература:
-Закон РФ «О защите прав потребителей»
-О.В. Памбухчиянц Технология розничной торговли: учебник для нач. проф. образования / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-288 с.
-Н.Э. Абоимова Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. Образования/ М.: Издательский центр «Академия», 2013.-256 с.
Хронокарта открытого урока
Время проведения 90 минут
№ | Структурный этап занятия | Время Мин. | Цели | Содержание (действие преподавателя) | Планируемый результат (действие студентов) |
1 | Организационный момент | 3 | Создание рабочей обстановки | Приветствие студентов. Проверка присутствующих и готовность к занятию | Приветствие преподавателя. Формирование дисциплинарных правил. Психологическая готовность обучающихся к уроку. |
2 | Целеполагание и мотивация учебной деятельности | 3 | Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию | вопросы | Ответы на поставленные вопросы |
3 | Определение темы и целей урока | 5 | Акцентирование внимания на значимость темы. Формирование готовности к восприятию | Сообщение темы, целей урока. Мотивация значимости данной темы. | Восприятие информации, включение в учебную деятельность. Проявление заинтересованности к изучаемому. |
4 | Активизация и закрепление теоретических знаний | 10 | Повторение основных понятий, сформированных на предыдущих занятиях | Вопросы, доклады | Слушают анализируют, отвечают на вопросы |
5 | Практикум | 30 | Самостоятельная работа | Решение ситуационных задач | Слушают анализируют, отвечают на вопросы |
6 | Закрепление материала | 20 | Выявление сформированности знаний обучающихся | Ответы на вопросы | |
7 | Обобщение изученного материала | 5 | Выявление сформированности знаний обучающихся | Обобщение знаний. | Коррекция знаний |
8 | Итог урока, оценка деятельности обучающихся | 10 | урока выявить соответствие поставленной и достигнутой цели | Выводы по результатам учебной деятельности и достижения цели урока. Выставление итоговой оценки. | Участие в подведение итогов |
9 | Сообщение домашнего задания | 2 | Выявление сформированности знаний | Составление ситуационных задач из своей практике. | Выполнение задания |
Содержание урока
№ | Ход урока | Обоснование деятельности преподавателя | Прогнозируемая деятельность студентов |
1 | Организация урока | Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку | Дежурный называет отсутствующих |
2 | Целеполагание и мотивация учебной деятельности | Вопросы: Что можно узнать о товаре по коробке. Что означает штрих код. Как определить контрольную цифру штрих кода. Качество товара –это | Обучающие отвечают на поставленные вопросы |
3 | Определение темы и целей урока | Тема урока ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА Сказк (Посвящается потребителям). 1.Автор: (Соловьева.А.)
( предлагается определить контрольную цифру штрих кода на коробке с чаем) | Записывают число, тему урока. Проявление заинтересованности к изучаемому |
4 | Активизация и закрепление теоретических знаний |
.Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?
Потому что в отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем Доклады обучающихся | Слушают анализируют, отвечают на вопросы |
5 | Практикум | У Вас на столах есть «Закон о защите прав потребителей». Сейчас мы обратимся к некоторым статьям этого закона и узнаем: Какие права имеет потребитель?
Право на безопасность Ст. 7. (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах) Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю. Ст. 14. Ст. 15.
Мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.
Знакомство. На этой стадии идет сбор и анализ информации о продавце (исполнителе), о необходимом товаре (услуге). Попросите обучающихся вспомнить источники информации (реклама в СМИ, друзья, знакомые, специальные ТВ передачи и рубрики в печати и д.р.). Вспомните, какую информацию о товаре или услуге обязан предоставить продавец.
| Слушают анализируют, отвечают на вопросы |
6 | Закрепление материала И обобщение изученного материала |
Готовясь к уроку, Вы ознакомились с «Законом о защите прав потребителей». Блиц – опрос. 1. Человек, приобретатель товара или услуги. (Потребитель) 2. Кто реализует товар по договору купли - продажи? (Продавец) 3. Чем отличается «Изготовитель» от «Продавца»? («Изготовитель» производит товары, «Продавец» их реализует) 4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. (Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.) (Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические). 5. С какого момента наступает гарантийный срок товара? (С момента передачи товара потребителю). 6. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя). 7. Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей отданы. (Роспотребнадзору) 8. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? (Срок замены некачественного товара 14 дней). | Коррекция знаний, ответы на вопросы |
7 | Итог урока, оценка деятельности обучающихся | Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:
Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали.
| Участие в подведение итогов |
8 | Сообщение домашнего задания | Домашнее задание. Составить образец претензии. | Выполнение задания |
((доклад обучающегося № 1) Приложение 1
Потребители и их права
В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться.
С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации?
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам. Все люди – потребители. Главный вопрос: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Что является движущей силой человеческой деятельности?
Потребности людей различаются по степени неотложности. На первом месте – потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище. Затем – в общении, принадлежности к коллективу, интересной работе, творчеству.
Набор потребностей отличался в разную историческую эпоху, в разных странах.
Права потребителей:
Право потребителей на качество товара (ст.4 Закона о защите прав потребителя)
С точки зрения права, потребителем является физическое лицо. Это связано с тем, что интересы организации, или, юридического лица, всегда защищают профессионалы ( юристы, экономисты). Потребитель-гражданин же, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права сам. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путём принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства.
Во многих странах действуют так называемые общества по защите прав потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров. Они публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. А телеканалы и газеты имеют спецрубрику, посвящённую экспертизе товаров. Куда ещё может обратиться потребитель? - Федеральную антимонопольную службу РФ и её территориальное управление; управление по защите прав потребителя, в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения (контроль за качеством и безопасностью товара, работ, услуг) – Росстандарт, Госэпиднадзор, Госторгинспекция, Министерство экологии и природных ресурсов; органы по защите прав потребителей при администрации области, города.
Как реализовывается право на качество в Законе?
- Закон устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этой договорённости будет рассматриваться как нарушение договора.
- Если стороны специально не оговаривали условия о качестве товара, то потребителю должен быть передан товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.
Вопрос для обсуждения. (преподаватель)
Гражданка К. вернулась из магазина и, вскрыв пакет с молоком, обнаружила, что оно прокисло. Имеет ли она право вернуть такое молоко в универсам? При каких условиях? Какие права есть у гражданки К.?
Право на безопасность (ст. 7 Закона о защите прав потребителя).
Как вы понимаете право на безопасность товара? Сталкивались ли вы с нарушением этого права?
Право потребителя на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителя:
1. мероприятия по недопущению в оборот товаров, которые могут причинить вред;
2. мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами уже поступившими в продажу.
Государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары. Контроль за этим – на государственные органы.
Изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другими способами специальные правила использования, хранения, транспортировки и утилизации товара. Продавец обязан довести эти правила до сведения покупателя.
Задание: группы получают товары и находят соответствие их стандартам по памяткам.
Право на возмещение вреда ( работа с Законом о защите прав потребителя).
Найти статьи Закона о возмещении вреда.
При причинении вреда здоровью возмещается утраченный заработок или его часть, расходы на лечение, протезирование, другие расходы, вызванные повреждением здоровья.
Если повреждено, либо утрачено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено повреждённое имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки ( стоимость утраченного имущества (реальный ущерб), а так же неполученные доходы (упущенная выгода).
Право на информацию (ст. 8 Закона о защите прав потребителя).
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
- Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
(доклад обучающегося) № 2
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителя, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила
о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
- Защита прав потребителей
Защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации,
союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.