Внеклассное интегрированное мероприятие "Молекула ДНК как носитель информации"
методическая разработка
В этом уроке представленно целостное воспириятие данной темы с точки зрения трех наук: информаики, биологии и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок информатики, биологии и химии | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
Предметы: Информатика и ИКТ, Биология, химия
В проводимом нами интегрированном уроке мы стремились довести до учащихся целостное восприятие данной темы с точки зрения трех наук – информатики, биологии и химии.
В.И. Вернадский, предвидя бурные развитие наук, изучающих взаимосвязи «человек – природа», отмечал, что учёные в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам.
Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современный образовательной системы.
На уроке использовалась методика познавательно – побуждающих мотивов бескорыстного поиска знаний. В процессе умственного труда возникает мотивационная среда. Она не просто стимулирует учащихся на выполнение обязательной работы, но и воздействует на поведение учащихся в интересах саморазвития и самосовершенствования. Начало урока позволило активизировать мышление.
Активные методы побуждают учащихся к активной познавательной деятельности. Мы использовали на уроке следующие приёмы обучения: диалог, коммуникативная атака, игровые моменты «Найди ошибку», онлайн тест и онлайн кроссворд, эмоциональность подачи, сравнения и аналогии.
На уроке мы применили адаптивную систему обучения, которая активно разрабатывается в последнее время. Её задачи установить ориентацию не на запоминание, а на понимание и анализ. Это открывает возможности непроизвольного запоминания без специальных затрат времени на усвоение и закрепление. Для этого информация была разбита на блоки, которые представляли собой сообщения по двум направлениям конференции естественные и искусственные носители информации.
На уроке использовались технология коллективного обучения, что способствовало достижению единой цели и установлению межличностных отношений.
Данная технология совместной учебной деятельности помогает решить проблему «публичного одиночества», когда многие учащиеся в присутствий других чувствуют себя изолированными и одинокими.
Задача преподавателя сделать урок актуальным, а знания – достоянием учеников. Мы думаем, что этой цели мы достигли
Внеклассное интегрированное мероприятие
по информатике, биологии и химии
«Молекула ДНК как носитель информации»
Вид занятия урок -лекция, беседа, презентация, исследование.
Тип занятия: урок получения нового знания
Преподаватели: Магомедова З.А.., преподаватель информатики Хамавова Э.Б., преподаватель биологии, Алейникова Л.А. преподаватель химии
Предметы: Информатика и ИКТ, Биология, Химия
Образованность - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.
Д. Хиббен
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но …размышляйте, хотя и криво, да сами.
Г.Э Лессинг
Цели занятия:
- формирование исследовательских умений и навыков у учащихся через интегрированный подход в изучении предметов естественнонаучного цикла;
- получить целостное представление о понятии «Носители информации» с точки зрения различных наук;
- развить навыки обобщения и систематизации знаний по естественным и машинным носителям информации;
- систематизировать свой субъективный опыт в соответствии полученными знаниями.
Содействовать формированию:
- исследовательской культуры – устанавливать связи и соответствия, демонстрировать презентации;
- библиографической культуры – умение вести конспект с целью улучшения восприятия, работать со вспомогательным текстом, презентациями;
- интеллектуальной культуры – умение устанавливать индуктивные и дедуктивные соотношения и связи, систематизировать полученные знания;
- воспитательная: воспитание стремления к познанию окружающего мира и своего места в нем, сознательного отношения к учению, уверенности в себе, умения слушать и слышать, умения давать оценку и самооценку.
- развивающая: развитие аналитического мышления, логического рассуждения, анализа и самоанализа, расширение кругозора, развитие умений в отборе нужной информации.
Задачи:
- развитие навыков самостоятельной работы с раздаточным материалом, умений в отборе нужной информации;
- развитие навыков самостоятельной работы в группах;
- приобретение опыта работы с компьютерными тестами.
Оборудование: компьютерный класс (компьютеры PC/AT c OC Windows ХР и выше), программы пакета MS Office: Word, Power Point, мультимедийный проектор.
План занятия:
- Организационный момент: подготовить студентов к выполнению заданий по уроку.
Содержание:
- Поприветствовать.
- Зафиксировать отсутствующих.
- Объявить цель урока.
- Объявить план работы:
сообщения студентов:
- презентация «История развития носителей информации»
- «ДНК - альтернатива традиционным носителям»;
- Видеоролик «Теория происхождения жизни на Земле»
- Онлайн-тест «ДНК»
- Анализ и систематизация знаний с использованием игровых моментов: «Найди ошибку»
- «Вода имеет память»;
- Онлайн-тест «Носители информации»
- Сообщения студентов
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия по методу неоконченной фразы. Фильм о воде.
Вступительное слово преподавателя информатики:
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы проводим внеклассное интегрированное мероприятие по двум дисциплинам «Биологии» и «Информатике и ИКТ».
Объявляет тему, тип занятия, цели и задачи и план:
На протяжении своей истории человечество использовало немало самых разных физических носителей информации - от глиняных табличек, папируса, пергамента до бумаги и магнитных и полупроводниковых материалов.
Преподаватель биологии:
Между тем существует более древний, более компактный и, очевидно, более надежный, прочный и долговечный носитель информации - рибонуклеиновые кислоты. Не зря же зарождение и развитие жизни на Земле, вся биологическая эволюция связаны именно с этим носителем. Поэтому вполне понятно, что ученые пытаются теперь использовать молекулы ДНК для записи и хранения не природной, а рукотворной информации.
Преподаватель информатики:
Все фильмы на свете можно сохранить на донышке пробирки. для этого нужно записать их на ДНК. эта молекула — самый компактный носитель информации из всех, что нам известны. пройдет десяток лет, и ДНК-память станет такой же привычной, как жесткий диск
Это шутка? Или какой-то экзотический эксперимент? Нет. Природа создала ДНК специально для хранения информации, и молекула очень хороша в этой роли. В теле среднего человека всего 200 граммов ДНК, но на это количество в теории можно было бы записать 43 тысячи петабайт данных (один петабайт равняется тысяче терабайтам, или квадриллиону байт, это число с пятнадцатью нулями). Чтобы разместить столько же информации на жестких дисках, понадобилось бы 4 миллиона 300 тысяч 10-терабайтных носителей, которые заняли бы куб с ребром почти 12 метров.
Студент представляет презентацию «История развития носителей информации»
Преподаватель биологии:
О том, что такое ДНК нам расскажут наши студенты.
Студенты зачитывают сообщение «ДНК» и «Клетка как живая флэшка»
Далее мы просмотрим видеоролик о том как клетка может быть носителем целой базы данных.
Просмотр видео Клетка ДНК
А теперь ребята мы с вами пройдем онлайн-тест на тему ДНК.
Преподаватель информатики:
для активизации нашего занятия проведем игру «Найди ошибку» Суть игры: группу делим на 2 команды. Я читаю вам фразы с верной и ошибочной информацией по теме «Носители информации». Команда, которая наберет больше баллов, выигрывает. Вы должны отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Вопросы по теме «Носители информации».
- Носитель информации – это материальный объект несущий информацию...
- Носитель предусматривает наличие источника и получателя…
+ CD DWD диски изготовлены из пластического материала…
- CD-R DWD-R диски предназначены только для чтения…
+ Запись информации на винчестер осуществляется за счет намагничивания…
- Жесткий магнитный диск, CD и DWD-диски - устройства многократной записи…
+ ДНК-хранитель наследственной информации…
- В состав ДНК входит урацил…
- Мономером ДНК является аминокислота…
+ ДНК построена по принципу комплементарности …
+ ДНК имеет вид двойной спирали …
- Нуклеотид ДНК содержит углевод рибозу…
- ДНК находится в рибосомах….
Преподаватель биологии:
Молодцы ребята. Активно отвечали на вопросы. А теперь прослушаем сообщения наших студентов о плюсах и минусах использования ДНК как носителя информации.
Студенты зачитывают сообщение
Преподаватель химии:
Ребята я хочу вам показать результаты проведенного вместе с вами опыта «Вода имеет память». В двух стаканах мы с вами замочили рис. И в течении нескольких дней над одним стаканом произносили негативные слова, а над другим стаканом произносили положительные слова, проявляли положительные эмоции. И вы видите результат. В стакане над которым произносили положительные слова чистая вода и рис, а в другом стакане мутная вода и рис темный.
Преподаватель информатики: для закрепления знаний о носителях информации заполним кроссворд.
Онлайн-кроссворд
Преподаватель биологии:
Современные носители цифровой информации - будь то магнитные или оптические диски, флэш-карты и так далее - далеки от совершенства. На смену им могут вскоре прийти... молекулы ДНК. Ученые предлагают хранить информацию на "природных" носителях. Сейчас просмотрим с вами видео о развитии генной инженерии.
Преподаватель химии:
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: ознакомиться с авторитетными мнениями в интернете по вопросам генной инженерии в отношении программирования ДНК, а также введения УЭК: за и против.
Преподаватель информатики:
В заключение можно сказать, что использование ДНК как носителя информации является одной из самых перспективных и инновационных технологий в будущем. Информатика это наука которая развивается настолько быстро что мы не всегда можем знать о развитии каких либо новейших технологий. Сегодня мы на уроке рассмотрели одно из перспективных направлений развития в сфере науки информатика. Это технологии вашего поколения вашего будущего. Надеюсь, полученная вами информация была интересной и познавательной.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"
Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...
Носители информации
разработка урока...
Разработка практического занятия по МДК 02.02. Ведение конфиденциального делопроизводства на тему: Проверка наличия носителей конфиденциальной информации.
Практическое занятие по теме: Проверка наличия носителей конфиденциальной информации....
Интегрированное внеклассное мероприятие литература-экономика
Цели: Образовательные: Формировать навыки лингвистического анализа художественного произведения; раскрыть важность изучения лексики и фразеологии экономического характера, на примере творческого...
Интегрированное внеклассное мероприятие «В огне рождественских свечей» (Рождество в Германии и России)
Цель методической разработки – совершенствование навыков устной речи у студентов, повышение уровня практических навыков говорения; расширение знаний студентов о стране изучаемого языка, праздник...
Открытый урок: «Работа с накопителями (носителями) информации»
Информационные технологии в профессиональной деятельности...
Порядок уничтожения документов, дел, носителей информации
Конфиденциальные документы уничтожаются, если истек срок хранения. Разрешение на уничтожение дается первым руководителем фирмы....