Деловая игра "Собери ПК"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Министерства образования Чувашской Республики
Методическая разработка открытого урока
по информатике и ИКТ
«Деловая игра «Собери ПК»
Разработала: преподаватель
Петрова Ольга Ивановна
Чебоксары 2024
Содержание
Приложения
Введение
Очевидно, что обучение любому предмету должно быть организовано таким образом, чтобы обучающимся было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Предмет "Информатика и ИКТ" с одной стороны находится в более выгодном положении, так как использование на уроках компьютеров уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие учащиеся связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно приучать использовать компьютер не только в игровых целях, а и в рабочих.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждают обучающиеся быть активными. На уроках с использованием этих методов обучающиеся самостоятельно принимают решения. Они обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на уроке, возбуждают интерес к предмету и вырабатывают потребность в приобретении самостоятельных знаний.
Одним из активных методов обучения является деловая игра. Результаты исследований показывают, что использование деловых игр позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большем эффекте усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим. Увлекательным. Активность в деловых играх у обучающиеся проявляется так ярко, носит настолько продолжительный характер, что говорят даже о вынужденной активности.
Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая таким образом свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации, т.е. моделирование ситуации, близкой к реальной.
План-конспект урока
Проведение урока по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Тема: Деловая игра «Собери ПК»
Цель: закрепить знания о характеристиках основных устройств компьютерной системы.
Задачи урока:
- Образовательные:
- научиться различать минимальную и свободную конфигурацию ПК;
- закрепить полученные знания и понятия классификаций различных периферийных устройств ПК;
- научиться различать достоинства и недостатки тех или иных устройств;
- научиться четко формулировать функциональное назначение каждого устройства.
- активизация мыслительной деятельности и развитие творческих способностей студентов;
- систематизация и закрепление знаний;
- применение теоретических знаний на практике, развитие навыков комплектации компьютера при покупке.
- Развивающие:
- развивать умения строить аналогии, обобщать и систематизировать;
- развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
- Воспитательные:
- приобретение обучающимися навыков общения при совместной работе;
- способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
- способствовать формированию бережного отношения к окружающим предметам, взаимного уважения друг к другу.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Форма урока: деловая игра
Продолжительность урока: 45 минут
Обучающийся должен
Знать:
- Основные характеристики процессора, внутренней и внешней памяти, устройств ввода и вывода
- Функциональную схему компьютера
Уметь:
- Определять характеристики основных устройств компьютера;
- Выбирать оптимальный вариант компьютерной системы
Средства обучения:
- Компьютер, доступ к Интернету, карточки с изображением устройства компьютера (приложение 1), прайс-лист (сайт http://virtm.ru/), кроссворды (приложение 2), тест (приложение 3), оценочный лист.
Методы контроля:
- рубежный контроль выполняемого задания;
- оценка приобретенных знаний и навыков.
План урока
- Подготовительный этап – 2 мин
- Разминка – 3 мин
- Разгадывание кроссворда – 10 минут
- Сборка компьютера – 15 минут
- Тест «Устройство компьютера» – 10 минут
- Подведение итогов урока – 3 минуты
- Домашнее задание – 2 минуты
Организация урока
Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 5 человек в каждой. Ведущий следит за правильностью ответа и оценивает работу групп. Ведущим является преподаватель, организовавший игру и преподающий в данной группе.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.
Система оценивания
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
Задание 1
- Правильность
- Быстрота
Задание 2
- Ориентация в материале
- Культура речи
- Краткость
- Логичность и убедительность
- Выделение существенного
- Умение заинтересовать слушателей
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
- Взаимопомощь в группе
- Умение общаться с коллегами
- Умение организовать работу в группе
- Умение уложиться во времени при решении задач
- Умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другом группы
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
- Каждое замечание ведущего – 1 балл
- Несоблюдение правил игры – 2 балла
- Грубое нарушение – до 5 баллов
Ход урока
- Подготовительный этап
Участники делятся на: игровые группы (3 группы).
Ведущий сообщает участникам цель и правила игры.
Ведущий:
Здравствуйте, сегодня у нас с вами итоговый урок по теме устройство ПК. Мы будем повторять и обобщать наши знания.
Основная цель: закрепить знания о характеристиках основных устройств компьютерной системы и кроме того попытаться укомплектовать рабочий компьютер в зависимости от сферы его применения.
Работать мы с вами будем в группах. И каждый из вас может получить две оценки: оценку, которая получит группа и оценку за тест по теме «Устройство компьютера».
Как видите на доске у нас примерная схема сегодняшней работы, здесь несколько заданий, которые вам нужно будет выполнить, где-то в группах, где-то индивидуально. За каждое задание команде будет начисляться определенное количество баллов и в итоге одна из команд станет победителем:
Разминка | Кроссворд | Сборка | |
Команда 1 | |||
Команда 2 | |||
Команда 3 |
Итак, начинаем, первое, что необходимо сделать – это разделиться на группы по 5 человек.
- Разминка
Ведущий:
Каждой команде я раздаю схемы устройства компьютера (приложение 1), вам необходимо расставить подписи к устройствам персонального компьютера. На задание вам дается 3 минуты. Пожалуйста, приступайте.
- Разгадывание кроссворда.
Ведущий:
Ну вот, кое-что вспомнили, что требовалось для начала работы. Сейчас вы посмотрели базовую комплектацию компьютера, вспомнили основные понятия. Теперь мы поговорим более подробно о внутренних устройствах системного блока, о том, что входит в его состав. Делать мы это будем в виде деловой игры. В чем суть игры.
Итак, пусть в нашем городе работают 3 фирмы по сборке компьютеров на заказ. Каждая из ваших групп сейчас выступит в роли этой фирмы. Придумайте название своим фирмам, в соответствие с темой нашего сегодняшнего занятия «Устройства ПК».
Работа каждой из фирм в течение одного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например разгадыванием кроссворда. На выполнение этого задания вам дается 10 минут.
Участникам раздаются кроссворды (приложение 2)
Свои решения команды передают ведущему.
- Сборка компьютера
Ведущий:
В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит собрать компьютер, но точно не знает какой конфигурации он должен быть и какое дополнительное оборудование ему понадобится.
Ваша задача собрать рабочий компьютер с учетом сферы деятельности заказчика и пожеланий.
Ситуация для 1-ой группы:
Заказчик работает программистом и хочет использовать для работы. Он может заплатить не более 20000,00 руб. Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок, цифровой камеры и т.п.
Ситуация для 2-ой группы:
Заказчик работает инженером-конструктором и хочет использовать компьютер для работы. Он может заплатить не более 25000,00 руб. Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок, цифровой камеры и т.п.
Ситуация для 3-ей группы:
Заказчик хочет купить компьютер для сына-школьника и жены-домохозяйки. Он может заплатить не более 20000,00 руб. Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок, цифровой камеры и т.п.
Памятка для 1-ой фирмы
«Заказчик работает программистом 1С. Компьютер должен соответствовать системным требованиям программы 1С:Предприятие 8.2. Заказчик хочет слушать музыку через колонки. А мышку хочет беспроводную».
Системные требования 1С:Предприятие 8.2:
-операционная система: MS Windows 2000/XP/Server 2003;
-процессор Intel Pentium III 866 МГц и выше (рекомендуется Intel Pentium IV/Celeron 1800 МГц);
-оперативная память 256 Мбайт и выше (рекомендуется 512 Мбайт);
-жесткий диск (при установке используется около 120 Мбайт);
-устройство чтения компакт дисков;
-USB-порт;
Памятка для 2-ой фирмы
«Заказчик работает инженером-конструктором. Для работы он использует программу. Компьютер должен соответствовать системным требованиям программы AutoCad. Заказчику необходимо распечатывать чертежи. Заказчик хочет слушать музыку через колонки и наушники. А мышку хочет оптическую».
Системные требования AutoCad:
Операционная система: Windows XP Professional или Home edition (SP3 или выше) или Windows 7 Professional, Home Premium, Ultimate или Enterprise;
Процессор AMD Athlon или процессор Intel Pentium 4 с тактовой частотой 1,6 ГГц или выше
Рекомендуемая оперативная память: 4ГБ;
Минимальная оперативная память: 2ГБ;
Пустого места на жестком диске: 6ГБ;
Монитор: разрешение не ниже 1024х768px;
Рекомендуемое разрешение монитора: от 1600х1050px;
+ DVD-привод или подключение к интернету;
Памятка для 3-ей фирмы
«Заказчик покупает компьютер для дома. Компьютер он предполагает использовать для учебы сына и общения с родственниками за границей по программе Skype, а также для он-лайн игр и развлечений».
Системные требования к игре World of tanks
Операционная система: Windows 7, Windows XP.
Оперативная память: 2 Gb.
Видео карта: GeForse GT Series, объём видеопамяти: более 256 Mb.
Звуковая карта: совместимая с DirectX 9.0 или совместимая с ними звуковая карта.
Жесткий диск: 3 Gb свободного места.
Каждая из команд получает памятки и участники занимают места за компьютерами (http://virtm.ru/). Ваша задача собрать рабочий компьютер, выполняющий задачи заказчика. Обратите внимание на бюджет, выходить за рамки бюджета нельзя. Как заполнить таблицу: в нужном месте вы указываете название устройства, которое встраиваете, фирму изготовителя, краткую характеристику устройства и стоимость этого устройства. Затем мы проверим, учли ли вы все пожелания заказчика, будет ли работоспособным компьютер и не вышли ли вы за рамки бюджета.
Пример оформления задания:
Комплектующие | Модели комплектующих | Цена (руб) |
Процессор | Процессор LGA-1155 Intel Pentium G2120 3,1 МГц | 2303 |
Куллер | Кулер Zalman ZM-F2BL | 263 |
Мат. плата | Soc-1155 Gigabyte GA-H61M-DS2 DVI | 1553 |
Опер. память | DDR3 2048Mb Silicon Power | 785 |
Видеокарта | NV GT520 2048Mb | 1455 |
Жесткий диск | SATA-II 500Gb Seagate ST500DM005 | 1780 |
Оптический привод | SUS DRW-24F1ST/BLK/B/AS | 622 |
Блок питания | Блок питания для ПК ATX 400W LinkWorld LW6-400W | 759 |
Корпус | Корпус ATX Accord P-22B черный | 709 |
Монитор | Монитор ЖК 18.5" BenQ GL955A | 3037 |
Мышь | Мышь Oklick 125M | 105 |
Клавиатура | Клавиатура Oklick 110M | 166 |
Колонки | Акустическая система Genius SP-U150 | 325 |
Опер. сист. | ПО MS Win Home Basic 7 SP1 64-bit Russian | 2520 |
Принтер | Принтер Brother HL-2130R | 2723 |
Общая стоимость | 19105 |
На выполнение задания дается 15 минут.
- Тест «Устройство компьютера».
Ведущий:
Мы вспомнили основные устройства компьютера, и пришло время написать тест (приложение 3). Тест пишет каждый индивидуально. За эти ответы вы получаете индивидуальные оценки. Итак, вам дается 10 минут.
- Подведение итогов урока.
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Сами игроки высказывают свое мнение об игре.
- Домашнее задание.
Задание 1. Составить синквейн по теме «Компьютер».
Образец:
Компьютер
Производительный, необходимый
Передает, хранит, обрабатывает
Незаменим в работе и учебе
Мозг
Задание 2. Составить ребусы по теме «Периферийные устройства».
Заключение
Использование преподавателями деловых игр способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей обучающихся.
Можно отметить, что очевидные преимущества учебных деловых игр как средств обучения состоят в следующем:
- Учебные занятия с их использованием требуют меньших временных затрат по сравнению с традиционными лекциями и семинарами. У участников учебных деловых игр вырабатываются навыки и качества, которые не могут быть развиты иными методами обучения.
- Применение учебных деловых игр способствует интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов экономического профиля.
- Учебная деловая игра позволяет контролировать знания участников игровых групп в процессе игры, что позволяет сократить время на специальную проверку знаний учащихся.
- По результатам деятельности в учебных деловых играх можно получить достаточно сведений о профессиональных и личностных качествах.
- Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
- В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
- Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
- Игра увлекает.
Список литературы
Основные источники:
- Хлебников А.А. Информатика: учебник / А.А. Хлебников. - 4-е изд., испр. доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 443 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).
- Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2013. - 352 с. л.ц. - (Начальное и среднее профессиональное образование).
- Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей: учеб. пособие / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: Издательский центр Академия, 2013. - 240 с.
Дополнительные источники:
- 1С: Школа. Информатика. 10 класс [Электронный ресурс]. - 2-е изд., испр. и доп. – Электрон. текстовые дан. – М.: ООО "1С-Паблишинг", 2012. - СD 1., 2012. - (1С: Школа).
- 1С: Школа. Информатика, 11 кл. [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. – М.: ООО "1С-Паблишинг", 2012. - СD 1., 2012. - (1С: Школа).
- Журнал «Информатика и образование».
Интернет-ресурсы:
- http://www.rusedu.info/ - Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании».
- http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html - Методическая копилка учителя информатики.
- http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html - Экономическая информатика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КИМы по дисциплине «Основы деловой культуры»
Контрольные измерительные материалы по дисциплине «Основы деловой культуры» по специальности 262019.03 "Портной"....
Тематический план по дисциплине : "Этика деловых отношений"
Тематический план по дисциплине : "Этика деловых отношений" для студентов заочного отделения специальностей социально-экономического и технического профиля...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"
Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...
Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"
Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...
Презентация к деловой игре по основам деловой культуры "Разрешение конфликта с клиентом в ателье"
Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности 29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образо...
Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".
В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...