МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по ПМ 05.Проектирование и разработка информационных систем
методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы подготовлены для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование ГБПОУ "Саткинский горно-керамический колледж имени А.К. Савина" по профессиональному модулю "Проектирование и разработка информационных систем". Рекомендации содержат в себе подробное описание структурных элементов курсовой работы, требования и примеры оформления основных элементов курсовой работы(проекта), а также примерные темы курсовых работ
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САТКИНСКИЙ ГОРНО-КЕРАМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ А.К. САВИНА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПМ 05. Проектирование и разработка информационных систем
09.02.07 Информационные системы и программирование
Сатка
2022
СОДЕРЖАНИЕВведение 3
1. Выбор темы курсовой работы 5
2. Структура курсовой работы 7
2.1. Титульный лист 8
2.2. Содержание 8
2.3. Введение 8
2.4. Основная часть курсовой работы 11
2.5. Заключение……………………………………………………………………….13
2.6. Список литературы 13
2.7. Приложения 14
3. Порядок выполнения и правила оформления курсовой работы 15
4. Руководство курсовыми работами 21
5. Процедура защиты и оценка курсовых работ 22
Приложения 24
Примерный перечень тем курсовых работ……………………………..…………...…32
- ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа выполняется студентом на заключительном этапе изучения ПМ 05. «Проектирование и разработка информационных систем», в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» и является обаятельным для каждого студента.
Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы по данной специальности.
Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;
- формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовки к итоговой государственной аттестации.
В процессе курсового проектирования студент должен приобрести и закрепить навыки:
- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
- систематизации, обобщения и анализа фактического материала по изучаемой проблеме;
- обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.
Курсовая работа по модулю является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.
Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы (проекта).
Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.
- 1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины.
Темы курсовых работ обсуждаются на заседании методической комиссии соответствующей специальности и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим
требованиям:
- соответствовать задачам подготовки специалистов;
- учитывать направления и проблематику современных научных исследований;
- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив методической комиссии в целом;
- учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики по избранной специальности.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами:
- Преподаватель определяет тему курсовой работы (проекта) студента.
- Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.
При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.
Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), оформляется бланк задания (Приложение 1) и составляется календарный план (Приложение 2), в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.
- 2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.
По содержанию курсовая работа (проект) может носить теоретический или практический характер.
- Структура курсовой работы теоретического характера:
- титульный лист;
- содержание;
- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- список литературы;
- приложения.
- Структура курсовой работы практического характера:
- титульный лист;
- содержание;
- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
- основная часть, которая обычно состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Вторым разделом является практическая часть, которая представлена готовым программным продуктом в виде информационной системы, анализом функциональности системы, расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- список литературы;
- приложения.
- 2.1. Титульный лист
Титульный лист (Приложение 3) должен содержать:
- наименование учебного заведения,
- наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;
- тему работы,
- код и наименование специальности, по которой обучается студент;
- фамилию, инициалы руководителя работы, его подпись;
- фамилию, инициалы студента, номер его учебной группы;
- оценку, полученную студентом за выполнение работы и её защиту;
- наименование города, в котором находится учебное заведение;
- год написания работы.
Выполняется шрифтом GOST type A, курсив.
- 2.2. Содержание
В содержании последовательно излагаются наименования глав, разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, раздел или подраздел. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список литературы и каждое приложение должны всегда начинаться на новой странице. Пример оформления содержания приводится в Приложении 4. Текст работы должен соответствовать содержанию.
- 2.3. Введение
Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.
Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:
Определение темы работы. Необходимо привести несколько (2–3) фраз из литературы, характеризующих основные понятия темы. Например, для темы «Разработка информационной системы для предметной области «Экономика» с применением языка программирования Delphi»:
«Язык программирования» - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.
- Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему именно это проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание программного обеспечения на данном этапе развития информационных технологий…..» или «Данная тема актуальна, так как …».
- Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Выглядеть это может следующим образом: «Цель курсового проекта исследовать возможность создания информационной системы по данной предметной области в среде программирования Delphi».
Или «Целью даннй(ого) работы (проекта) является изучение (описание, определение, установление, исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение….
- Задачи курсовой работы. Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
- выявить актуальность создания информационных систем в данной области.
- рассмотреть практику применения и актуальные вопросы программирования в среде .
- разработать рекомендации по применению созданной информационной системы.
- Объект и предмет курсовой работы. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. У разных наук может быть один объект, но разные предметы. Предмет более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Для нашего примера это выглядит примерно так: «Объектом курсового исследования являются способы создания информационных систем в данной среде программирования. Предмет исследования – информационные системы созданные для предметной области Экономика.
- Обзор используемых источников информации. Здесь перечисляются источники, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования программистов в области создания информационных систем. Практическая часть работы выполнялась на основании практических работ выполненных во время занятий.
- Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа, дается их краткая характеристика.
Курсовой проект состоит из введения, трёх глав, и заключения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, создания информационных систем в среде программированияDelphi. Во второй главе раскрыты понятия и виды объектов используемых в данной среде программирования. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.
- 2.4. Основная часть курсовой работы
Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью работы. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами
Эта часть включает в себя содержание нескольких (не менее двух) глав. В первой главе необходимо:
- определить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;
- определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;
- дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы (проекта).
В данной главе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в соответствующей области знаний; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.
При разработке данной и последующих глав курсовой работы (проекта) следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях по дисциплине, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и не подлежат описанию.
Вторая глава должна содержать подробное изучение, анализ объекта, темы работы. В ней желательно использовать примеры и факты из практики, иллюстрирующие применение теоретических и практических знаний в жизни. Автором обязательно должна быть изложена своя точка зрения, собственные предложения по разработке и описаны этапы разработки.
При выполнении данного этапа должен быть указан способ проектирования системы, позволяющей оценить её функциональние возможности.
При анализе современного состояния проблемы в организации необходимо выполнить:
1. Предварительное изучение объекта проектирования, т.е. необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы.
2. Анализ практических материалов, материалов из сети Интернет, и охарактеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет).
3. Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой системы в том или ином направлении.
4. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, нерешенность ряда методических вопросов, как в теоретических разработках, так и в практических материалах.
Расстояние от рамки формы до границ текста в начале – не менее 5 мм и в конце строк - не менее 3 мм.
Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм.
- 2.5. Заключение
Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор работы; в нем даются сведения о практической значимости работы, возможности внедрения ее результатов и дальнейших перспективах исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.
- С какой целью автором предпринято данное исследование?
- Что сделано автором в процессе выполнения курсовой работы (проекта)?
- К каким выводам пришел автор?
- 2.6. Список использованной литературы
Список литературы – библиографический список, который состоит из библиографических записей, оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.802000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.822001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
В библиографии перечисляются не только те нормативно – правовые акты и литература, на которые автор ссылается в текстовой части работы, но и те, которые автор изучил в ходе исследования и подготовки к написанию работы.
Библиография состоит из трех частей: списка нормативно – правовых актов, списка научной литературы и списка сайтов в Интернете.
Библиографический список помещают после основной части работы перед приложениями.
При составлении библиографического списка необходимо соблюдать определенную последовательность в перечислении библиографических записей. Для студенческих работ наиболее приемлемыми являются алфавитный и систематический (по видам источников) библиографические списки.
При любом способе группировки библиографических записей в начале библиографического списка всегда размещают официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов библиографические записи можно располагать по алфавиту либо по хронологии. Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводят с обязательным указанием источника опубликования. В конце библиографического списка приводят описания источников на иностранных языках. (см. Приложение 5). Для написания курсовой работы предпочтительно использовать издания последних 5 лет.
- 2.7. Приложения
Иногда различные таблицы, графики, схемы и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений несколько, то в каждом указывают его порядкового номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д (см. Приложение 6). Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы (проекта).
- 3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Здесь студенту необходимо обратиться к справочно-поисковому аппарату библиотеки. Составной его частью являются справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники.
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы (проекта) следует просмотреть журналы, а также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам изучить информационные источники в сети Интернет.
Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
- Кто и где (какие исследователи, и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
- Где опубликованы результаты этой работы (в каких конкретно источниках)?
- В чем конкретно они состоят?
Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 5 источников.
Курсовая работа может быть иллюстрирована таблицами, схемами, графиками, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или в виде приложений. Все эти материалы должны иметь номер, подпись (название), возможно краткое пояснение, расшифровку сокращений. В таблицах и графиках указывают единицы измерения.
Текст курсовой работы по объему должен быть не менее 25 и не более 35 страниц, оформленных на компьютере в текстовом процессоре Microsoft Word. Для текстов, выполненных на ПК, выбирается шрифт Times New Roman 14 пт. Междустрочный интервал – полуторный. Необходимо оставить поля вокруг текста с помощью команды Файл/Параметры страницы. Размер левого поля рекомендуется установить 35 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.
Страницы работы нумеруют (Вставка/Номера страниц/Текущее положение), начиная с третьей. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в нижнем левом углу страницы в рамке.
Текст основной части курсовой работы делят на главы и параграфы. Главы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются. параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой. Наименование глав записывают в виде заголовков прописными буквами жирным шрифтом, по ширине строки с абзацем 1,25, например:
ВВЕДЕНИЕ
Или:
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЭКОНОМИКА» С ПРИМЕНЕНИЕМ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
Наименование параграфов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной), также располагаются по ширине текста:
- Компонентный подход
Форматируя заголовки глав, слова «введение», «заключение» и фразу «список использованной литературы», устанавливают обычный шрифт, междустрочный интервал Полуторный. Отделяют эти слова и фразы от текста командой Формат/Абзац/Интервал/после 24 пт. Заголовки глав, слова «введение» и «заключение» печатают прописными буквами. Заголовки глав, слова «введение», «заключение» и фраза «список использованной литературы» должны располагаться в начале страницы. Этого можно достичь, установив курсор в начале фразы и выполнив команду Вставка/Разрыв страницы.
Форматируя заголовки разделов и подразделов, с помощью команды Формат/Абзац устанавливают междустрочный интервал Полуторный, делают пустую строку до и после заголовка . Заголовки разделов печатают обычным шрифтом, строчными буквами, начиная с прописной.
Точку в конце заголовков, слов «введение», «заключение» и фразы «список литературы» не ставят.
Если заголовки длинные (более 2/3 строки), то их печатают в несколько строк, не допуская при этом переноса слов.
Если в работе только одно приложение, то слово «Приложение» печатают на новой странице (шрифт 14 пт) и выравнивают вправо. Затем оформляют текст приложения.
Если в работе несколько приложений, то посередине новой страницы печатают слово «Приложения» (шрифт 26 пт). Далее каждое приложение начинают на новой странице.
В заголовках глав, словах «введение», «заключение», «Приложение» (если оно одно), «Приложения» (если их несколько), фразе «Список литературы» с помощью команды Формат/Абзац/Уровень устанавливают Уровень 1. В заголовках разделов устанавливают Уровень 2, а в заголовках подразделов – Уровень 3.
После этого на странице, предшествующей введению, с помощью команды Вставка/Ссылки/Оглавление оформляют автособираемое оглавление, которое впоследствии при каких-то изменениях в работе можно обновлять с помощью команды Обновить поле (вызывается с помощью контекстного меню).
Абзацы текста начинают с новой (красной) строки, их оформляют с отступом, равным 1,25 см. Тексты абзацев должны быть выровнены по ширине, в них заказывают междустрочный интервал Полуторный и запрет висячих строк.
Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Если в курсовой работе более одной формулы, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах одной главы. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы (в круглых скобках). Например: (2.1.) (первая формула второй главы). Если в работе одна формула, то ее не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовки. Их печатают строчными буквами, начиная с прописной. Таблицу, по возможности, помещают после абзаца, в котором она впервые упоминается. Таблицы нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Например: «Таблица 1.2» – вторая таблица первой главы. При ссылке на таблицу в тексте указывается её полный номер, слово «Таблица» пишут полностью, например: «таблица 1.2». Также можно использовать сквозную нумерацию таблиц на протяжении всей работы.
Таблица по горизонтали должна занимать всю ширину рабочего поля или располагаться по центру.
Нумерационный заголовок таблицы выравнивают по левому краю. Перед нумерационным заголовком должна оставаться одна свободная от текста строка. Нумерационный заголовок печатают через междустрочный интервал Одинарный. После нумерационного заголовка через длинное тире оформляют тематический заголовок. Если тематический заголовок длинный, то его оформляют в несколько строк. С помощью команды Таблица/Вставить/Таблица вставляют таблицу, предварительно рассчитав необходимое в ней количество строк и столбцов.
Текст таблицы печатают через междустрочный интервал Одинарный, отделяя отдельные строки таблицы дополнительным интервалом (Формат/Абзац/Интервал перед и после – по 3 пт). Допускается в таблице применять размер шрифта меньший, чем в тексте (как правило 10-12 пт).
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 6»; при этом тематический заголовок таблицы не повторяют. Громоздкую головку таблицы допускается не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы (подграфы) и повторить их нумерацию на следующей странице.
Числовые значения показателей, приводимых в ячейках таблицы, проставляют на уровне последней строки наименования показателей. Словесная характеристика показателей, в отличие от числовой, должна начинаться на уровне первой строки наименования показателей. При отсутствии данных в соответствующих ячейках обязательно проставляется прочерк ().
В каждой таблице следует указывать единицы измерения данных. Если единица измерения является общей для всех числовых табличных данных, то её приводят после тематического заголовка таблицы после запятой. Если единицы измерения различаются, то их указывают в заголовке соответствующей строки или графы.
Пример оформления таблицы представлен в Приложении 6.
Все иллюстрации в курсовой работе называются рисунками. Каждый рисунок сопровождается подрисуночной подписью. Рисунки нумеруют последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например: «Рисунок 1.2 — Диаграмма последовательности». Также можно использовать сквозную нумерацию рисунков на протяжении всей работы. Данные, приведенные на рисунках, следует кратко проанализировать.
В курсовых работах используются цитаты, статистические материалы. Библиографические данные изданий, на которые при этом ссылаются, как правило, оформляют в виде сносок. Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют постраничную нумерацию (т.е. на каждой странице нумерация начинается с 1). Печатание сносок в конце работы с общей порядковой нумерацией не допускается.
В конце цитаты ставят цифру, обозначающую ее порядковый номер на данной странице. Текст сноски помещают внизу страницы: после небольшой отчеркивающей линии, отделенной от текста сноски, и порядкового номера ссылки через пробел указывают фамилию и инициалы автора; название книги, из которой взята цитата; место издания, наименование издательства, год издания и номер цитируемой страницы. Текстовый процессор Word автоматически осуществляет все эти операции (Вставка/Ссылка/Сноска). Тексты сносок должны располагаться в конце страницы, они должны быть напечатаны через межстрочный интервал Одинарный, выровнены по ширине, каждая сноска должна иметь абзацный отступ, перед каждой сноской надо добавить перед 12 пт. Текст сноски должен быть напечатан шрифтом Times New Roman 12 пт.
Например: Для перевода мнемокодов в машинные инструкции и имен переменных в адреса ячеек памяти использовалась специальная программа – транслятор. [1].
Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы предприятия свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
- 4. РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ
Руководство курсовыми работами (проектами) осуществляют преподаватели колледжа.
Курсовую работу (проект) студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.
Руководитель курсовой работы (проекта):
- помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы (проекта);
- консультирует студента в ходе курсовой работы (проекта), осуществляет систематический контроль и проводит поэтапную аттестацию;
- проверяет и рецензирует курсовую работу (проект).
Законченная курсовая работа, подписанная студентом, представляется руководителю.
- 5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ И ОЦЕНКА КУРСОВЫХ РАБОТ
К защите допускаются только курсовые работы, оформленные в строгом соответствии с изложенными выше требованиями. За содержание и оформление курсовой работы (проекта), принятые в ней решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает студент - автор курсовой работы.
Подведение итогов подготовки курсовой работы включает следующие этапы:
- сдачу курсовой работы на проверку руководителю;
- доработку курсовой работы с учетом замечаний руководителя;
- сдачу готовой курсовой работы на защиту;
- защиту курсовой работы.
Срок сдачи готовой курсовой работы определяется учебным графиком.
Срок доработки курсовой работы (проекта) устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Выполненная курсовая работа подписывается студентом и представляется на защиту.
График защиты курсовых работ помещается преподавателем на доске объявлений.
Защита курсовой работы, как правило, должна проводиться публично в присутствии группы.
Руководитель работы определяет требования к содержанию и продолжительности доклада при защите, устанавливает регламент для оппонентов.
Защита курсовой работы, как правило, состоит в коротком (5 – 10 минут) докладе студента с демонстрацией презентации, выполненной в PowerPoint, проектной части работы, выполненой в среде выбранной студентом, и ответах на вопросы по существу работы (проекта). Выполнение презентации обязательно для каждого студента.
Курсовые работы, имеющие творческий характер и представляющие практический интерес, могут быть представлены на конкурс научных работ.
При выставлении итоговой оценки руководитель курсовой работы (проекта) учитывает не только ее содержание, но и степень самостоятельности работы студента, что отмечается в рецензии.
Рецензия на курсовую работу должна отражать:
- актуальность темы;
- глубину изучения специальной литературы;
- объективность методов исследования и достоверность результатов;
- обоснованность выводов;
- стиль и оформление работы;
- предложения и выводы.
Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе. Оценка записывается в ведомость группы, в журнал учебных занятий группы, а положительная оценка ставится в зачетную книжку и удостоверяется подписью руководителя.
Приложение 1
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский горно-керамический колледж имени А.К.Савина»
Утверждаю:
Зам. Директора по ПО
__________И.А.Андриянов
«___» __________2021г.
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу(проект) по специальности: 09.02.07 Информационные системы и программирование
Студенту группы 302 Фаткуллин Илья Русланович
Тема работы: Проектирование информационной системы для отдела кадров
Дисциплина: МДК.05.02 Разработка кода информационных систем
I. Содержание пояснительной записки:
Введение
1 Аналитическая часть
1.1 Характеристика области для разработки системы
1.2 Обоснование выбора способа разработки
2 Проектирование системы
3 Разработка системы
4 Тестирование системы
5 Развитие системы
Заключение
Информационные источники
II. Содержание практической части работы:
Приложения А ссылка на облачное хранилище с системой
Срок сдачи работы студентом 30 мая 2023г.
Руководитель работы (проекта) _____________________/Вахитова И.М./
Студент _________________________________________/ Фаткуллин И.Р./
Приложение 2
Календарный план выполнения курсовой работы
№ п/п | Наименование действий | Исполнители, |
1 | Выбор темы | Студент |
2 | Уточнение темы и содержания курсовой работы | Руководитель, |
3 | Составление списка используемой литературы | Студент |
4 | Изучение научной и методической литературы | Студент |
5 | Сбор материалов, подготовка плана курсовой работы | Студент |
6 | Анализ собранного материала | Студент |
7 | Предварительное консультирование | Руководитель, |
8 | Написание теоретической части | Студент |
9 | Проведение исследования,проектирование информационной системы | Студент |
10 | Представление руководителю первого варианта курсовой работы и обсуждение представленного материала и результатов | Руководитель, |
11 | Составление окончательного варианта курсовой работы | Студент |
12 | Заключительное консультирование | Руководитель, |
13 | Рецензирование курсовой работы | Рецензенты |
14 | Защита курсовой работы | Руководитель, преподаватели, студент |
Приложение 3
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский горно-керамический колледж имени А.К.Савина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
КП.09.02.07.2023.19ПЗ
09.02.07 Информационные системы и программирование
МДК.05.02 Разработка кода информационных систем
Тема проекта: Проектирование информационной системы для отдела кадров
Руководитель, преподаватель
____________Вахитова И.М.
«__» _________________2023
Выполнил студент группы 302
_________________Фаткуллин И.Р.
«__» __________________2023
Работа защищена с оценкой
.__________________________
«__» __________________2023
2023
Приложение 4
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… | 4 | |||
1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… | 6 | |||
1.1 | Характеристика области для разработки системы………………..….. | 6 | ||
1.2 | Обоснование выбора способа разработки …………………………… | 7 | ||
2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ……………………………………...... | 9 | |||
3 СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ.............................................................................. | 11 | |||
3.1 | Создание таблиц в базе данных.............................................................. | 11 | ||
3.2 | Написание кода для формы..................................................................... | 15 | ||
3.3 | Подключение кода к базе данных........................................................... | 18 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. | 45 | |||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………….. | 47 | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ А …………………………………………………………… | 48 | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………. | 49 |
Приложение 5
Примеры библиографических записей
различных видов печатных изданий
Официальные документы
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета № 4831 от 21 января 2009 г.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции»// Российская газета от 8 февраля 2011 № 5401.
Книги одного автора
Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 5. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бином, 2000.- 315 с..
Книги двух авторов
Ахо А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. системе / Ахо А., Хопкрофт Дж.. – СПб.: Знание, 2010. – 232 с.
Книги трех авторов
Ахо А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. системе / Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. – М. : Экзамен, 2005. – 575 с.
Книги, имеющие более трех авторов
Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 2009. – 189 с.
Книги без указания авторов на титульном листе
Основы программирования: учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 511 с.
Словари и энциклопедии
Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2011. – 588 с.
Статьи из книги
Рогожин П. В. Современные системы передачи информации [Текст] / П. В. Рогожин // Компьютерная грамотность: сб. ст. / сост. П. А. Павлов. - 2-е изд. - М., 2004. - С.68-90.
Оценка рисков [Текст] // Бизнес-планы: справочное руководство / под ред. С. А. Кондратьева. - М., 2004. - С.140-168. Статьи из газет и журналов
Арсланов Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2012. – № . – С. 2 – 6.
Электронная статья
Описание документов из локальных библиотечных сетей и полнотекстовых БД, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум-Техно» и т. п.)
О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс] : указание Минсоцзащиты РФ, от 14.07.1992 № 1–49-У. – [М., 1992]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Бычков В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В. Л. Соловьева [Электронный ресурс] / В. В. Бычков. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm.
Электронный журнал
Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.
Электронные данные
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; Ред. Т. В. Власенко; Web-мастер Н. В. Козлова. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
Приложение 6
Пример оформления таблицы
Таблица 0 ─Тематический заголовок
Боковик | Заголовок граф | |||
Подзаголовок граф | Подзаголовок граф | Подзаголовок граф | Подзаголовок граф | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наименование | 10,5 | 10,0 | 10,5 | 10,0 |
Наименование | 100,5 | 100,0 | 100,5 | 100,0 |
Многострочное наименование боковика выполняется через один интервал, первая строка выделяется | – | 0,5 | 1,5* | – |
Наименование | 100,5 | 100,5 | 10,5 | – |
Итого | 211,5 | 210,5 | 122,5 | 110,5 |
Примечание. Примечания и сноски в таблицах выполняют непосредственно под таблицей, а не в конце страницы текста. ––––––––––––––– * Сноски в таблицах обозначают не цифрами, а «звездочкой». Такая система сносок в таблицах удобна, так как знак сноски, который располагается рядом с цифрой, может быть принят за степень. |
Примерный перечень тем курсовых работ
1. Проектирование и разработка ИС повышения клиентоориентированности персонала | 2. Разработка систем (подсистем) информационной поддержки принятия решения для менеджеров различного уровня |
3. Разработка информационных систем (подсистем, модулей) управления различными экономическими объектами | 4. Разработка инструментария автоматизированного проектирования ИС (подсистем, модулей) |
5. Создание экспертных информационных систем | 6. Разработка систем электронного документооборота |
7. Разработка лабораторных практикумов и деловых игр | 8. Разработка проекта внедрения информационных систем |
9. Разработка системы информационной безопасности для ИС | 10. Проектирование информационной системы (сфера деятельности) на примере предприятия (название) |
11. Разработка проекта электронного магазина для предприятия | 12. Проектирование корпоративной сети на примере предприятия |
13. Разработка и внедрение информационной подсистемы учета выпуска продукции на примере фермерского хозяйства | 14. Разработка Web-представительства компании на примере организации |
15. Разработка информационной подсистемы автоматизированной обработки документов коммерческого предприятия | 16. Разработка информационной подсистемы автоматизации бизнес-процессов (наименование) автоматизированной системы управления учебным процессом университета (название) |
17. Проектирование и внедрение подсистемы управления кадрами на примере предприятия (название) | 18. Проектирование информационной системы для малого предприятия связи |
19. Разработка подсистемы учета операций по импорту товаров | 20. Разработка системы автоматизации учета расчетов за проживание в общежитии |
21. Разработка системы автоматизации учета реализации и затрат на доставку мебели | 22. Разработка подсистемы учета амортизации основных средств |
23. Разработка подсистемы учета дебиторов банка | 24. Разработка автоматизированного рабочего места руководителя (менеджера) подразделения организации в информационной сети |
25. Проектирование информационной подсистемы торговой интернет-магазина | 26. Разработка автоматизированной информационной системы по учету обеспеченности материалами процесса производства предприятия |
27. Проектирование информационной подсистемы банкомата | 28. Разработка информационной системы по организации учебного процесса |
29. Проектирование информационной подсистемы финансового управления активами организации | 30. Разработка подсистемы регистрации командировочных удостоверений в информационной системе |
31. Проектирование информационной подсистемы подбора, найма и сопровождения трудовых ресурсов | 32. Разработка ИС автотранспортного предприятия |
33. Проектирование информационной подсистемы управления поставками материальных ресурсов | 34. Разработка ИС учета договоров и контроля за их исполнением |
35. Проектирование информационной подсистемы управления банковскими операциями | 36. Разработка ИС учета и оптимизации транспортных расходов на предприятии |
37. Проектирование информационной подсистемы страховой фирмы | 38. Разработка ИС учета сдельной оплаты труда |
39. Проектирование информационной подсистемы государственной регистрационной фирмы | 40. Разработка АРМ экономиста по прогнозу закупок на предприятии оптовой торговли |
41. Проектирование информационной подсистемы государственной службы социальной поддержки безработных | 42. Разработка ИС поддержки биржевых торгов |
43. Проектирование информационной системы управления ценами, поставками и оборудованием розничного продовольственного магазина | 44. Разработка ИС учета материальных ресурсов предприятия |
45. Проектирование бизнес-процессов обработки заказа клиента в интернет-магазине, включая обработку заказа и проверку, и обработку оплаты | 46. Разработка подсистемы автоматизации складского учета |
47. Проектирование бизнес-процессов страховой компанией автомобилей, включая оформление полисов, обработку страховых случаев и претензий клиентов | 48. Разработка подсистемы автоматизации учета платежей по договорам |
49. Проектирование информационной системы торговли билетами на транспорте | 50. Разработка системы автоматизации учета поступления и реализации товаров в розничной торговле |
51. Проектирование бизнес-процессов банковских операций с ценными бумагами | 52. Разработка подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле |
53. Проектирование информационной системы регистрации и обработки медицинской информации на примере тестов на артериальное давление и анализы крови | 54. Разработка системы автоматизации кассовых операций торгового предприятия |
55. Проектирование бизнес-процессов поставок материалов и комплектующих изделий для промышленных организаций | 56. Разработка системы автоматизации учета выбытия денежных средств с расчетного счета организации |
57. Создание и внедрение бизнес-процессов обработки счета - фактуры продукта, включая получение счета - фактуры, проверки и его оплаты | 58. Разработка системы автоматизации учета повременно-премиальной оплаты труда в организации |
59. Создание и внедрение бизнес-процесса оплаты и обработки заказа по кредитным картам | 60. Разработка системы автоматизации учета поступления и выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов в коммерческой организации |
61. Разработка проекта бизнес-процесса кредитования клиентов, включая процесс исследования платежеспособности клиента и одобрения выдачи кредита | 62. Разработка системы автоматизации учета поступления и выбытия, основных средств на предприятии |
63. Создание и внедрение информационной системы автоматизации трейдинга | 64. Разработка ИС учета обмена валют |
65. Создание и внедрение БД информационной системы склада косметики и парфюмерии организации | 66. Разработка ИС учета запасов предприятия |
67. Создание и внедрение имитационной модели программного обеспечения информационной системы организации | 68. Разработка АИС учета бартерных операций |
69. Создание и внедрение информационной системы автоматизации магазина напольных покрытий | 70. Разработка АИС учета закупок товаров у населения |
71. Создание и внедрение информационной системы автоматизации организации | 72. Разработка автоматизированной информационной системы учета риэлтерских операций |
73. Создание и внедрение информационной системы автоматизации Отдела кадров | 74. Разработка АРМ сотрудника кредитного отдела банка |
75. Автоматизация процесса оформления документов по проживанию в отеле | 76. Разработка ИС ведения реестра акционеров в банке |
77. Автоматизация проектно-сметной документации строительной фирмы | 78. Разработка автоматизированной информационной системы учета ценных бумаг на предприятии |
79. Автоматизация рабочего места диспетчера по транспорту | 80. Разработка подсистемы учета внутреннего перемещения материалов |
Составитель: Вахитова И.М., преподаватель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта для специальности 230401 по ПМ.02 Участие в разработке информационных систем МДК02.01 ИТ и платформы разработки ИС
Курсовое проектирование проводится в рамках МДК 02.01 "Информационные системы и платформы разработки информационных систем" по специальности 230401 Информационные системы.Курсовое проектирование...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по ПМ 02 УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Основные требования к выполнению курсовой работы 1. Курсовая работа должна демонстрировать свободное владение студента темой работы.2....
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по ПМ 02 УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Основные требования к выполнению курсовой работы 1. Курсовая работа должна демонстрировать свободное владение студента темой работы.2....
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» (МДК.02.01) профессионального модуля «Разработка информационных систем» (ПМ.02)
Фонд оценочных средств содержит материал для промежуточной аттестации студентов 2 курса 4 семестра....
ПМ.05. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Методические указания по выполнению практических работ по МДК. 05.01 Проектирование и дизайн информационных систем разработаны в соответствии с рабочей программой ПМ.05. Проектирование и разработка ин...
Контрольно-оценочное средство по ПМ.05 Проектирование и разработка информационных систем
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.05.Проектирование и разработка информационных систем обязательной части основной профессиональной об...
Рабочая программа ПМ05. Проектирование и разработка информационных систем
Рабочая программа ПМ05. Проектирование и разработка информационных систем для специальности 09.02.07 Информационные системы и программировние...