РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины «Основные теории информации» для специальности: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovnye_teorii_informatsii_-_sao-21-9_2k.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»
КАМЧАТСКОГО КРАЕВОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
КООПЕРАТИВОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Основные теории информации»
____________________________________________________________________
(цикла ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ТО.Р)
для специальности: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование»
(код и наименование специальностей)
Семестр __________4_________ Курс __________________________
(для очной формы обучения) (для заочной формы обучения)
Виды учебной работы | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
1. Аудиторные занятия (час.), всего, в том числе | 80 | |
– лекции; | 50 | |
– лабораторные; | ||
– практические; | 30 | |
Семинарские. | ||
2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе: |
| |
– курсовая работа; | ||
– контрольная работа; | ||
– реферат; | ||
– расчетные и др. практические работы. | ||
– другие виды СР. аудиторная контрольная работа | ||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | ||
ИТОГО | 80 |
г. Петропавловск-Камчатский
2022 г.
Одобрена кафедрой учетно- экономических и информационных дисциплин | Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование». |
Протокол № 1 от «15»сентября 2022 г. Зав.кафедрой ________/Гололобова С.Г./ | Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе ______________/_Бадмаева Д.Б.-Ц. / |
Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основные теории информации»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основные теории информации» включена в профессиональный цикл, как общепрофессиональная дисциплина. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о единстве успешной профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять закон аддитивности информации;
- применять теорему Котельникова;
- использовать формулу Шеннона.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и формы представления информации;
- методы и средства определения количества информации;
- принципы кодирования и декодирования информации;
- способы передачи цифровой информации;
- методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных;
- методы криптографической защиты информации;
- способы генерации ключей.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходи-мой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное решение.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государствен-ном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укреп-ления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональ-ной сфере
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 80 часов;
– практическая работа обучающегося – 30 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ | ОБЪЕМ ЧАСОВ |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основные теории информации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Базовые понятия теории информации | 20 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 | |
Тема 1.1. Формальное представление знаний. Виды информации. | Содержание учебного материала | 8 | |
1. Теория информации – дочерняя наука кибернетики. Информация, канал связи, шум, кодирование. | 4 | ||
2. Принципы хранения, измерения, обработки и передачи информации. Информация в материальном мире, информация в живой природе, информация в человеческом обществе, информация в науке, классификация информации. | |||
Практические занятия | 4 | ||
1. Способы хранения обработки и передачи информации. | |||
2. Измерение количества информации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Информация, канал связи, шум, кодирование. | |||
2. Принципы хранения, измерения, обработки и передачи информации. | |||
Тема 1.2. Способы измерения информации. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 |
1. Измерение количества информации, единицы измерения информации, носитель информации. | 2 | ||
2. Передача информации, скорость передачи информации. | |||
Практические занятия | 4 | ||
1. Применение теоремы отчетов. | |||
2. Определение пропускной способности канала. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1.Измерение количества информации, единицы измерения информации. | |||
2. Передача информации, скорость передачи информации. | |||
Тема 1.3. Вероятностный подход к измерению информации. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 |
1. Вероятностный подход к измерению дискретной и непрерывной информации Клода Шеннона. | 2 | ||
2. Теория вероятности, функция распределения, дисперсия случайной величины. | |||
Практические занятия | 4 | ||
1. Расчет вероятностей. Составление закона распределения вероятностей. | |||
2. ПУ кодирование | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Вероятностный подход к измерению дискретной и непрерывной информации Клода Шеннона. | |||
2. Теория вероятности, функция распределения, дисперсия случайной величины. | |||
Раздел 2. Информация и энтропия | 20 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 | |
Тема 2.1. Теорема отсчетов | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Теорема отсчетов Котельникова и Найквиста — Шеннона, математическая модель системы передачи информации. | 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
1. Интерполяционная формула Уиттекера-Шеннона, частота Найквиста-Шеннона. | |||
2. Применение теоремы отсчётов Котельникова в системе передачи информации | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Теорема отсчетов Котельникова и Найквиста — Шеннона. | |||
2. Математическая модель системы передачи информации. | |||
Тема 2.2 Понятие энтропии. Виды энтропии | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 |
1. Понятие энтропии. Формула Хартли. | 4 | ||
2. Виды условной энтропии, энтропия объединения двух источников. b-арная энтропия, взаимная энтропия. | |||
Практические занятия | 4 | ||
1. Поиск энтропии случайных величин. | |||
2. Энтропийное кодирование. | |||
3. Дифференциальная энтропия. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Понятие энтропии. Формула Хартли. | |||
2.Виды условной энтропии, энтропия объединения двух источников. | |||
Тема 2.3. Смысл энтропии Шеннона. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 |
1. Статистический подход к измерению информации. | 4 | ||
2. Закон аддитивности информации. Формула Шеннона. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1. Применение закона аддитивности информации. Формула Шеннона. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Статистический подход к измерению информации. | |||
2.Закон аддитивности информации. Формула Шеннона. | |||
Раздел 3.Защиты и передача информации | 20 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 | |
Тема 3.1. Сжатие информации. | Содержание учебного материала | 8 4 | |
1. Простейшие алгоритмы сжатия информации, методы Лемпела-Зива, особенности программ архиваторов. | |||
2. Применение алгоритмов кодирования в архиваторах для обеспечения продуктивной работы в WINDOWS. | |||
Практические занятия | 4 | ||
1.Применение алгоритмов сжатия информации с помощью программ архиваторов. | |||
2. Применение алгоритмов кодирования в архиваторах. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1.Простейшие алгоритмы сжатия информации, особенности программ архиваторов. | |||
2. Применение алгоритмов кодирования в архиваторах. | |||
Тема 3.2. Кодирование | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 |
1. Помехоустойчивое кодирование. Адаптивное арифметическое кодирование. | 4 | ||
2. Цифровое кодирование, аналоговое кодирование, таблично-символьное кодирование, числовое кодирование, дельта-кодирование. | |||
Практические занятия | 8 | ||
1. Адаптивное арифметическое кодирование. | |||
2. Дельта-кодирование. | |||
3. Цифровое кодирование и аналоговое кодирование. | |||
4. Таблично-символьное кодирование. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Помехоустойчивое кодирование. | |||
2. Адаптивное арифметическое кодирование. | |||
3.Цифровое кодирование, аналоговое кодирование, таблично-символьное кодирование, числовое кодирование, дельта-кодирование. | |||
Раздел 4. Основы теории защиты информации | 18 | ОК 01, 02, 04, 05, 09,10 ПК 1.3 | |
Тема 4.1. Стандарты шифрования данных. Криптография. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Понятие криптографии, использование ее на практике, различные методы криптографии, их свойства и методы шифрования. | |||
Практические занятия | 14 | ||
1. Практическое применение криптографии. Изучение и сравнительный анализ методов шифрования. | |||
2. Криптография с симметричным ключом, с открытым ключом. | |||
3. Шифрование с использованием перестановок. | |||
4. Шифрование с использованием замен. | |||
5. Практическое применение различных алгоритмов сжатия. Сравнение и анализ архиваторов. Кодирование Хаффмана. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
1. Понятие криптографии, использование ее на практике, различные методы криптографии, их свойства и методы шифрования. | |||
Дифференцированный зачёт | 2 | ||
Всего: | 80 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет «Основ теории кодирования и передачи информации», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучаемых, рабочее место преподавателя, необходимая методическая и справочная литература, техническими средствами обучения: персональные компьютеры с ЖК-монитором по количеству обучаемых, интерактивный видеопроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Хохлов Г.И. Основы теории информации 2017 ОИЦ «Академия»
2. Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии. –М.: ОИЦ «Академия», 2016
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять закон аддитивности информации; - применять теорему Котельникова; - использовать формулу Шеннона.
| устный опрос проверка практических навыков тестирование |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - виды и формы представления информации; - методы и средства определения количества информации; - принципы кодирования и декодирования информации; - способы передачи цифровой информации; - методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных; - методы криптографической защиты информации; - способы генерации ключей. | проверка практических навыков устный опрос тестирование |
Итоговый срез знаний | дифференцированный зачёт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 «ИСТОРИЯ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в пределах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16 «ГЕОГРАФИЯ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Сетевое и системное администрирование», ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа дисциплины «История» разработана на основе: 1.Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины БД.05 «История&raqu...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) для специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов иностранному языку в целях профессионального применения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: «Технологии физического уровня передачи данных» для специальности: 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование».
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) 09.02.06 «Сетевое и системное администрир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: ОП.03 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для специальности: 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: ОП.03 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для специальности: 09.02.06 Сетевое и системное администрирование. Программа входит в цикл общепро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основные теории информации» для специальности: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 09.02.06. «Сетевое и системн...