Дисциплина: Основы программирования
презентация урока для интерактивной доски
ТЕМЫ УРОКА:
1) Решение задач по теме: структурированный тип данных – запись.
2) Множественный тип данных. Операции над множествами.
3) Создание и заполнение внешнего файла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_programmirovaniya_strukturirovannyy_tip_dannyh.pptx | 726.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1) Повторение теоретического материала для работы с практическими заданиями. 2) Решение задач по новым темам. 3) Закрепление материала.
Что называют структурой? Структура – некоторый составной тип данных, составленный из базовых скалярных. Данные структурированного типа состоят из данных других типов. Переменные этих типов могут в каждый момент времени иметь только одно значение. К данным структурированного типа относятся: Строки; Массивы; Множества; Записи; Файлы; Классы.
Строка – это последовательность символов кодовой таблицы. Формат описания строкового типа: Type <имя типа> = string [ max длина строки]; Иначе: var <имя переменной, ... >: string [ max длина строки]; Форма записи структурированных типов. Массив – это упорядоченная индексированная совокупность однотипных элементов, имеющих общее имя. Формат описания типа статического массива: Type <имя типа> = А rr ау [<тип индексов>] of <тип элементов >; Формат описания типа динамического массива: Type <имя типа> = А rr ау of <тип элементов >; Формат описания типа многомерного динамического массива(например, двумерного) Type <имя типа> = А rr ау of А rr ау of <тип элементов >; Множества - это совокупность элементов, выбранных из предопределенного набора значений. Формат, описания множественного типа: Type <имя типа> = Set of <тип элементов >;
[1, 2, 3, 4] + [3, 4, 5, 6] => [1, 2, 3, 4, 5, 6] []+[‘ a’..’z ’]+[‘A’..’E’, ‘k’] => [‘A’..’E’, ‘ a’..’z ’] Операции над множествами. Пример: 1. Объединение двух множеств A и B A B
[1, 2, 3, 4] * [3, 4, 5, 6] => [3, 4] [‘ a’..’z ’]*[‘A’..’E’, ‘k’] => [‘k’] Операции над множествами. Пример: 2. Пересечение двух множеств A и B A B
1) [1, 2, 3, 4] - [3, 4, 5, 6] => [1, 2] [3, 4, 5, 6] - [1, 2, 3, 4] => [5, 6] 2) [‘ a’..’z ’]-[‘A’..’E’, ‘k’] => [‘ a’..’j ’, ‘ i ’..’z’] [‘A’..’E’, ‘k’] - [‘ a’..’z ’] => [‘A’..’E’] Операции над множествами. Пример: 3. Разность двух множеств A и B A B
4 in [3, 4, 7, 9] –– true, 5 in [3, 4, 7, 9] –– false. Операции над множествами. Пример: 4. Операция вхождения определяет входит ли значение величины Х в множество А . x in А; Результат — логическая величина ( true или false )
Запись – структурированный комбинированный тип данных, состоящий из фиксированного числа компонент (полей) разного типа. Различают фиксированные и вариантные записи. Фиксированная запись состоит из конечного числа полей, ее объявление имеет следующий формат: Формат описания типа Фиксированная запись : Type <имя типа> = record ; <имя поля_1>: <Тип поля>; . . . <имя поля_ n >: <Тип поля>; end ; Вариантная запись также имеет конечное число полей и предоставляет возможность по-разному интерпретировать области памяти, занимаемые полями. Все варианты записи располагаются в одном месте памяти и позволяют обращаться к ним по различным именам. Формат объявления Вариантной записи: Type <имя типа> = record ; Case <Признак>: <Тип признака> of ; <вариант_1>: (<описание варианта_1>) . . . <вариант_ n >: (<описание варианта_ n >); end ;
Файл представляет собой имеющую имя последовательность однотипных элементов, размещенных на внешнем устройстве, чаще всего, на диске. Файл имеет много общего с одномерным динамическим массивом, но размещается не в оперативной, а во внешней памяти, и не требует предварительного указания размера. Для выполнения операций с конкретным файлом, размещенным на диске, в программе обычно используется так называемая Файловая переменная (логический файл ). Файловая переменная после ее описания связывается с некоторым файлом, в результате чего операции, выполняемые над ней, приводят к соответствующим изменениям в этом файле. После завершения всех операций связь между файловой переменной и файлом разрывается. Теперь файловую переменную можно связать с другим файлом этого же типа. В зависимости от типа элементов различают текстовые, типизированные и нетипизированные файлы . Текстовый файл содержит строки символов переменной длины, типизированный файл составляют элементы указанного типа (кроме файлового), в нетипизированном файле находятся элементы, тип которых не указан. Описание файловой переменной, предназначенной для работы с файлом, должно соответствовать типу элементов файла. Пример . var f1: TextFile ; f2: File of integer; f3: File of real; f4: File; здесь переменная f1 предназначена для работы с текстовыми файлами, переменные f2 и f3 – с типизированными файлами, содержащими целые и вещественные числа, соответственно, а переменная f4 – с не типизированными файлами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Задача: № 1 Подсчитать количество слов во введенной пользователем строке. Описание переменных : str - строка; i - счетчик; count - подсчет количества слов. Алгоритм решения задачи: 1) Измеряем длину введенной пользователем строки. 2) Если длина не нулевая, то это значит, что есть хотя бы одно слово. 3) Перебираем каждый символ строки. 4) Если очередной символ является пробелом, то увеличиваем счетчик слов. Программа на языке Паскаль:
№2 Подсчитать количество слов в строке и вывести длину каждого слова.
Задача: Предоставить в виде информационной структуры Анкетные данные о студенте техникума. Алгоритм программы на структурированный тип- Запись:
Формулировка задачи: Рассматривается массив символьных строк, состоящий не более чем из 10 строк. Длина строки не более 40. Прочитать массив и распечатать его. Для каждой строки массива построить множество из символов этой строки. Напечатать символы того множества, которое окажется подмножеством всех остальных множеств, и порядковый номер множества. Если таких множеств найдется несколько, то напечатать первое по порядку. Если такого множества не найдется, то напечатать сообщение "Такого множества нет." . 1 часть программы
2 часть
Результат
П римеры задач для самостоятельного решения 1) Дан текст на русском языке. Определить, каких букв больше –гласных или согласных. (на множества) 2) Дан текст. Удалить — в нем повторяющиеся символы.(на множества) 3) Из ведомости 3-х студентов с их оценками ( порядковый номер, Ф.И.О. и три оценки) определить количество отличников и средний бал каждого студента. (на записи)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы программирования"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального обр...
Комплект лабораторных работ по дисциплине "Основы программирования" (Lazarus)
Вашему вниманию предлагается лабораторная работа по дисциплине "Основы программирования". Цель работы - познакомиться с возможностями использования многостраничных панелей в среде программирован...
рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
содержит паспорт учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации программы учебной дисциплины, контроль и оценку освоения учебной дисциплины...
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"для специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах....
Комплекс лабораторных работ по дисциплине Основы программирования для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет
Комплекс лабораторных работ по дисциплине Основы программирования для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет рассчитан на 22 часа. Данный комплекс имеет тематическое направление, связа...
КТП по дисциплине "Основы программирования и баз данных"
КТП по дисциплине "Основы программирования и баз данных"...
Программа по дисциплине «Основы программирования»
Программа по дисциплине «Основы программирования»...