Рабочая программа Дискретная математика с элементами математической логики
рабочая программа

Рабочая программа Дискретная математика с элементами математической логики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора БУ                                                                                              «Лангепасский политехнический колледж»

№ 341-р от 04.06.2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02

Дискретная математика с элементами математической логики

для специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

(по отраслям)

        

Покачи

2021

        Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика с элементами математической логики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07. Информационные системы и программирование (по отраслям).

Организация-разработчик:

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Разработчик:

А.Р. Ахметгареева - преподаватель  высшей  квалификационной категории

Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Протокол № 15 от 19. 05. 2021г.

Рассмотрена                        «Согласовано»

ПЦК   преподавателей                                                                          Заведующий очным отделением

общепрофессионального и

профессионального циклов                         ___________ Г.А.Гасанова

Протокол №  6 от 17.05.2021г.                                

                

                                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

            1.     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дискретная математика с элементами математической логики

  1. Область применения программы:

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Дискретная математика с элементами математической логики» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения  дисциплины обучающийся  должен знать:

  • Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.
  • Формулы алгебры высказываний.
  • Методы минимизации алгебраических преобразований.
  • Основы языка и алгебры предикатов.
  • Основные принципы теории множеств.

В результате освоения  дисциплины обучающийся  должен уметь:

  • Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.
  • Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

В процессе освоения дисциплины обучающийся приобретет следующие личностные результаты:

Личностные результаты

Код личностных результатов

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 13

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

ЛР 14

Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

  ЛР 15

Выполняющий трудовые функции и демонстрирующий

профессиональные навыки в профессиональной деятельности.

ЛР 16

Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность,

чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней

нуждается.

ЛР 17

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов. 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дискретная математика

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

        практические занятия

29  

        контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Дискретная математика с элементами математической логики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Основы математической логики                                                        

Тема 1.1. Алгебра высказываний

10

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Содержание

5

1

Понятие высказывания. Основные логические операции.

1

2

Формулы логики.

1

3

Таблица истинности и методика её построения.

1

4

Законы логики.

1

5

Равносильные преобразования.

1

Практические занятия

4

6

Построение таблиц истинности функций

1

7

Формулы логики

1

8

Преобразование функций

1

9

Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.

1

10

Контрольная работа по теме «Алгебра высказываний»

1

Тема 1.2. Булевы функции

11

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Содержание

3

11

Понятие булевой функции. Способы задания ДНФ, КНФ.

1

12

Операция двоичного сложения и её свойства.

1

13

Многочлен Жегалкина.

1

Практические занятия

3

14

Минимизация функций

1

15

Представление функции в виде полинома Жегалкина

1

16

Представление функции в виде полинома Жегалкина

1

Содержание

2

17

Основные классы функций.

1

18

Полнота множества. Теорема Поста.

1

Практические занятия

2

19

Проверка множества булевых функций на полноту

1

20

Проверка множества булевых функций на полноту

1

21

Контрольная работа по теме «Булевы функции»

1

Раздел 2. Элементы теории множеств

Тема 2.1. Основы теории множеств

9

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Содержание

3

22

Общие понятия теории множеств. Способы задания.

1

23

Мощность множеств. Декартово произведение множеств.

1

Практические занятия

2

24

Основные операции над множествами и их свойства.

1

25

Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна.

1

Содержание

2

26

Отношения. Бинарные отношения и их свойства.

1

27

Теория отображений. Алгебра подстановок.

1

Практические занятия

2

28

Решение задач с отображениями

1

29

Подстановки. Операции над подстановками

1

30

Контрольная работа за 1 полугодие

1

2 полугодие

Раздел 3. Логика предикатов

Тема 3.1. Предикаты

8

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Содержание

5

31

Понятие предиката.

1

32

Логические операции над предикатами.

1

33

Кванторы существования и общности.

1

34

Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

1

Практические занятия

5

35

Операции над предикатами.

1

36

Нахождение области определения и истинности предиката

1

37

Нахождение области определения и истинности предиката

1

38

Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

1

39

Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции

1

40

Контрольная работа по теме «Предикаты»

1

Раздел 4. Элементы теории графов

Тема 4.1.

Основы теории графов

14

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Содержание

2

41

Основные понятия теории графов.  

1

42

Виды графов: ориентированные и неориентированные графы.

1

Практические занятия

2

43

Способы задания графов.

1

44

Изображение графа.

1

Содержание

1

45

Матрицы смежности и инциденций для графа.

1

Практические занятия

2

46

Построение матриц смежности для графа

1

47

Построение матриц инциденции для графа

1

Содержание

2

48

Эйлеровы и гамильтоновы графы.

1

49

Деревья.

1

Практические занятия

2

50

Нахождение эйлерова цикла.

1

51

Циклически связные графы.

1

52

Контрольная работа по теме «Основы теории графов»

1

Раздел 5. Элементы теории алгоритмов

Тема 5.1.Элементы теории алгоритмов

7

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

Содержание

2

53

Основные определения.

1

54

Машина Тьюринга.

1

Практические занятия

5

55

Понятие алгоритма. Разрешимость и перечислимость

1

56

Работа машины Тьюринга.

1

57

Составление алгоритмов для машины Тьюринга.

1

58

Понятие игры. Методы решения игр

1

59

Формулирование дискретной игры и составление алгоритма её решения

1

Самостоятельная работа

6

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

60

Приведение формул логики к ДНФ, КНФ с помощью равносильных преобразований

1

61

Представление булевой функции в виде СДНФ и СКНФ, минимальной ДНФ и КНФ.

1

62

Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M. Полнота множеств.

1

63

Множества и основные операции над ними.

1

64

Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна.

1

65

Теория отображений и алгебра подстановок.

1

66

Дифференцированный зачёт

1

Итого

66

35

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете математических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  •  рабочее место преподавателя;
  • рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • учебные наглядные пособия (таблицы, плакаты);
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор;
  • калькуляторы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

  1. Спирина М.С. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
  2. Спирина М.С. Дискретная математика: практикум. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

3.3. Используемые образовательные технологии

С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов.
  • Формулы алгебры высказываний.
  • Методы минимизации алгебраических преобразований.
  • Основы языка и алгебры предикатов.
  • Основные принципы теории множеств.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

•        Тестирование

•        Контрольная работа

•        Самостоятельная работа.

•        Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента)

•        Оценка выполнения практического задания (работы)

•        Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией

•        Решение ситуационной задачи.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики.
  • Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дисциплина: «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» Специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Программа учебной дисциплины является частью подготовки математического и общего естественнонаучного цикла в соответствии с ФГОС по специальностям 09.02.07 «Информационные системы и программиров...

Рабочая программа учебной дисциплины "Дискретная математика с элементами математической логики" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"

Рабочая программа учебной дисциплины "Дискретная математика с элементами математической логики" составлена в соответствии с ФГОС для специальности 09.02.07 "информационные системы и про...

ФОС дискретная математика с элементами математической логики

ФОС дискретная математика с элементами математической логики...

КОС по дисциплине "Дискретная математика с элементами математической логики"

КОС по дисциплине "Дискретная математика с элементами математической логики"...

Рабочая программа по ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Программа расчитана на 72 часа, 60 часов аудиторно в том числе. Влючает такие разделы дискретной математики, как Теория множеств, Математическая логика, Теория графов, Теория алгоритмов, Предикаты....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по учебной дисциплине «Дискретная математика с элементами математической логики» (для обучающихся 2 курса) специальность: 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

АННОТАЦИЯРабочая тетрадь по учебной дисциплине «Дискретная математика с элементами математической логики», специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование» вк...

КТП "Дискретная математика с элементами математической логики" по специальности 09.02.07

Календарно-тематическое планирование по УД "Дискретная математика с элементами математической логики" по специальности 09.02.01 Информационные системы и программирование...