Комплект самостоятельных работ для проверки знаний обучающихся по ОП 05.03 Программирование
методическая разработка

Комплект самостоятельных работ для проверки знаний обучающихся по ОП 05.03 Программирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_po_sr_chast_1_osnovy_programmirovaniya.docx154.28 КБ

Предварительный просмотр:

Задание № 1 (2часа)

Тема  Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

Цель занятия

  1. Освоение основных принципов алгоритмизации.
  2. Получение навыков составления алгоритмов указанных видов.

Постановка задачи  По заданию варианта составить блок-схему алгоритма.

Содержание отчета

  1. Постановка задачи.
  2. Блок-схема алгоритма.
  3. Тестовый набор и результаты отладки алгоритма.
  4. Выводы.

Методические указания 

Задан массив В(1:4). Каждому элементу массива присвоить значение соседнего с ним справа. Последнему элементу присвоить значение первого.

Исходные данные: массив В(1:4)={b1, b2, b3, b4}.

  1. Необходимо ввести в рассмотрение дополнительную переменную D и первая операция будет такая: D:= b1.
  2. Значения элементов b2 – b4 переносим на место элементов b1 – b3 соответственно.
  3. Последняя операция – присвоим значение b1  в b4 , т.е. b4:=D.

Все сказанное можно изобразить следующей схемой. Это - укрупненная схема алгоритма задачи.

Далее для каждой подзадачи отдельно составляется схема алгоритма ее решения. В нашей задаче в этом нуждается лишь задача блока 4. Процесс решения указанной задачи можно изобразить в виде схемы:

        

конец

начало

Блок 4

Последний блок (4-3) такой схемы оставляем незаполненным, так как здесь он обозначает не прекращение вычислений, а завершение некоторого участка схемы алгоритма.

Далее объединяем схему алгоритма решения всей задачи со схемой блока 4.

В результате получим подробную схему алгоритма всей задачи. Рядом со схемой алгоритма приведено исполнение алгоритма, приняв при этом в качестве тестового набора следующие значения элементов массива: В(1:4) = {b1, b2, b3, b4} = {1, 2, 3, 4}.

Анализ результатов работы алгоритма говорит о том, что алгоритм правильно решает задачу.


Исполнение алгоритма:

конец

начало

        

  1. В = {1, 2, 3, 4}

  1. D = 1

  1. b1:= 2
  2. b2:= 3
  3. b3:= 4

  1. b4:= 1

  1. Вывод: В = {2, 3, 4, 1}

  1. Остановка

Составление разветвляющихся алгоритмов выполняется в соответствии с основными принципами алгоритмизации. Здесь работает та же схема:

  • формулировка задачи
  • метод
  • алгоритм.

Варианты задания (линейные алгоритмы)

  1. В списке учащихся из 20 человек первую по списку фамилию поставить на последнее место. В результате второй элемент списка станет первым, третий элемент – вторым, и т.д. Здесь список можно рассматривать как одномерный текстовый массив.
  2. В матрице В(1:3, 1:3) определить суммы элементов первой строки и последнего столбца.
  3. В массиве А(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов третьей строки и определить сумму угловых элементов (а11, а13, а31, а33).
  4. В массиве F(1:4, 1:3) определить сумму S элементов первой строки и каждый элемент второго столбца умножить на S.
  5. Имеется 15 клеток с кроликами, расположенных в ряд. В каждой клетке один кролик. Требуется пересадить каждое животное в соседнюю слева клетку, а из первой клетки пересадить в последнюю. Размеры клетки не позволяют помещать в одну клетку более одного кролика. Здесь ряд клеток можно рассматривать как одномерный массив.
  6. В массиве C(1:4, 1:4) элементы первой строки поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму элементов главной диагонали.
  7. В матрице В(1:3, 1:3) определить суммы элементов последней строки и первого столбца.
  8. Первый столбец в матрице D(1:2, 1:6) – это количество выпускников в какой-либо школе города, второй столбец матрицы – количество медалистов в данной школе. Определить общее число медалистов в городе и процентное отношение числа медалистов к общему числу выпускников в каждой школе города.
  9. В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов первого столбца и каждый элемент второй строки умножить на S.
  10. В массиве D(1:5, 1:5) элементы второго столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму квадратов элементов главной диагонали.
  11. В массиве А(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов первой строки и определить сумму угловых элементов (а11, а13, а31, а33).
  12. В матрице В(1:3, 1:3) умножить элементы первого столбца на N (образовать массив R(1:3)) и вычислить значение S по формуле S=b12*r1+b22*r2+b32*r3.
  13. В массиве F(1:2, 1:3) определить сумму S элементов второй строки и каждый элемент третьего столбца умножить на S.
  14. В массиве F(1:5, 1:5) элементы четвертой строки поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить произведение элементов главной диагонали.
  15. В массиве С(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов первого столбца и определить сумму угловых элементов (с11, с13, с31, с33).
  16. В массиве D(1:3, 1:4) определить сумму R элементов первой строки и каждый элемент второго столбца умножить на R.
  17. В матрице В(1:5, 1:5) определить суммы элементов второй строки и последнего столбца.
  18. В массиве D(1:4, 1:4) элементы первого столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить произведение элементов главной диагонали.
  19. В матрице A(1:3, 1:3) умножить элементы второго столбца на N (образовать массив R(1:3)) и вычислить значение S по формуле S=a11*r1+a21*r2+a31*r3.
  20. В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов третьей строки и каждый элемент второго столбца умножить на S.
  21. В массиве D(1:4, 1:4) элементы третьего столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму квадратов элементов главной диагонали.
  22. В массиве С(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов третьего столбца и определить сумму угловых элементов (с11, с13, с31, с33).
  23. В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов шестого столбца и каждый элемент четвертой строки умножить на S.
  24. Первый столбец в матрице А(1:2, 1:4) – это количество выпускников в какой-либо школе города, второй столбец матрицы – количество медалистов в данной школе. Определить общее число медалистов в городе и процентное отношение числа медалистов к общему числу выпускников в городе.
  25. В массиве F(1:5, 1:5) элементы четвертого столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму квадратов элементов главной диагонали.
  26. В массиве D(1:3, 1:4) определить сумму R элементов третьей строки и каждый элемент четвертого столбца умножить на R
  27. В матрице В(1:3, 1:3) умножить элементы третьего столбца на N (образовать массив R(1:3)) и вычислить значение S по формуле S=b12*r1+b22*r2+b32*r3.
  28. В массиве А(1:3, 1:3) элементы третьей строки поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму элементов главной диагонали.
  29. В массиве D(1:4, 1:4) элементы четвертого столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить произведение элементов главной диагонали.
  30. В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов второй строки и каждый элемент пятого столбца умножить на S.

Варианты задания (разветвляющие алгоритмы)

Приведенные в условиях задач величины с индексами следует рассматривать как элементы массивов (одномерных или двумерных).

  1. Вычислить значение функции Z при одном значении X: Z = Y2 + X2, где

  1. Вычислить значение функции Z по одной из формул:
  2. Определить значение наибольшего элемента главной диагонали матрицы А(1:3, 1:3).
  3. Вывести значения x1, x2, x3 в порядке возрастания.
  4. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  5. Определить значение наименьшего элемента седьмого столбца  матрицы B(1:3, 1:7).
  6. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  7. Определить значение наибольшего элемента второй строки матрицы C(1:3, 1:3).
  8. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:

  1. Вычислить значения функций w и v:

  1. Определить значение наименьшего элемента главной диагонали матрицы B(1:3, 1:3).
  2. Массив B(1:3) – целый. Какому элементу массива равна величина D? D = a + a2 + a3 (a – целая величина).
  3. Вывести значения x1, x2, x3, x4, x5, x6 в порядке убывания.
  4. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  5. Вычислить значение функции Z по одной из формул:
  6. Вычислить значение функции Z при одном значении X: Z = Y2 + X2, где

  1. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  2. Определить значение наименьшего элемента четвертого столбца  матрицы B(1:3, 1:4).
  3. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  4. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  5. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  6. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  7. Определить значение наименьшего элемента третьей строки  матрицы B(1:3, 1:4).

  1. Вычислить значения функций w и v:

  1. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  2. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  3. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  4. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  5. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
  6. Вычислить значение Y по одной из заданных формул:

Задание № 2 (4часа)

Тема Циклические алгоритмы

Цель занятия

  1. Освоение основных принципов алгоритмизации.
  2. Получение навыков составления алгоритмов указанных видов.

Постановка задачи  По заданию варианта составить блок-схему алгоритма

Содержание отчета

  1. Постановка задачи.
  2. Блок-схема алгоритма.
  3. Тестовый набор и результаты отладки алгоритма.
  4. Выводы.

Методические указания  

Задана последовательность чисел: 3, 5, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 20, 21. Вычислить суммы пар чисел: первого и десятого, второго и девятого, …, пятого и шестого.

Исходные данные: X (1:10).

Результат: S (1:5).

  1. Суммируем попарно элементы массива X в порядке, указанном в условии задачи: x1 и x10, x2 и x9, и т.д.
  2. Запишем операции, выполняемые на первом, втором и третьем этапах решения задачи и исходя из них выявим операцию i-го этапа. Затем запишем операцию последнего этапа.

Этап 1. s1=x1+x10

Этап 2. s2=x2+x9

Этап 3. s3=x3+x8

Этап i. si=xi+x11-i       (*)

Этап 5. s5=x5+x6

  1. Формула (*)  и есть рабочая формула. В ней единственная независимая переменная – величина i. Выявим все параметры этой переменной: начальное значение – 1, конечное значение – 5, закон изменения – i:=i+1.
  2. Изобразим блок-схему алгоритма:

начало

конец

 Варианты задания

  1. Матрицу А(1:n,1:m) умножить на k и найти максимальный элемент 2-го столбца.
  2. Найти сумму матриц А(1:n,1:m) и B(1:n,1:m). Умножить каждый элемент 1-й строки матрицы А на соответствующий элемент последней строки матрицы В.
  3. Найти сумму элементов каждой строки матрицы А(1:n,1:m) и максимальный элемент 2-й строки.
  4. Определить наибольший элемент в каждом столбце матрицы А(1:m, 1:k). Вычислить сумму элементов 2-го столбца.
  5. Записать элементы матрицы А(1:n,1:m) в виде массива В(1:n*m). Найти минимальный элемент 2-ой строки.
  6. В матрице А(1:n,1:m) сместить каждую строку, начиная со второй на одну вверх. Первую строку поставить на место последней. Найти разность максимального элемента 6-ой строки и минимального элемента 2-ого столбца.
  7. Переставить строки матрицы А(1:n,1:m): первую с последней, вторую с предпоследней и т.д. Умножить третью строку на сумму элементов 5-го столбца.
  8. Элементы матрицы А(1:n,1:m), большие 5 и меньшие 20 записать в массив В(1:n*m). Вычислить разность соответствующих элементов первой и последней строки.
  9. Образовать матрицу А(1:n,1:n), все элементы главной диагонали которой равны единице. Угловые элементы матрицы принять равными m, все остальные элементы – равными 10.
  10. Элементы массива В(1:к) расположить в порядке возрастания их значений. Вычислить произведение максимального элемента массива на сумму всех элементов массива.
  11. Определить имеются ли равные элементы в массиве В(1:к), и если имеются то заданный массив умножить на А.
  12. Определить номера строк матрицы А(1:n,1:m), совпадающих с массивом В(1:к). Последний столбец матрицы умножить на Р.
  13. В матрице А(1:n,1:m) определить наибольший элемент и умножить его на сумму элементов главной диагонали.
  14. Определить наименьший элемент каждой четной строки матрицы А(1:n,1:m) (n - четное) и сумму этих элементов.
  15. Переставить значения каждой пары элементов матрицы А(1:n,1::n), симметричных относительно главной диагонали. Найти максимальный элемент первого столбца.
  16. Матрицу А(1:n,1:m) умножить на k и найти максимальный элемент 2-го строки.
  17. Найти сумму матриц А(1:n,1:m) и B(1:n,1:m). Умножить каждый элемент 1-го столбца матрицы А на соответствующий элемент последнего столбца  матрицы В.
  18. Найти произведение элементов каждой строки матрицы А(1:n,1:m) и максимальный элемент 2-го столбца.
  19. Определить наименьший элемент в каждом столбце матрица А(1:m, 1:k). Вычислить сумму элементов 2-ой строки.
  20. Записать элементы матрицы А(1:n,1:m) в виде массива В(1:n*m). Найти максимальный элемент 2-ой строки.
  21. В матрице А(1:n,1:m) сместить каждую строку, начиная со второй на одну вверх. Первую строку поставить на место последней. Найти разность максимального элемента 1-ой строки и минимального элемента последнего столбца.
  22. Переставить строки матрицы А(1:n,1:m): первую с последней, вторую с предпоследней и т.д. Умножить первую строку на сумму элементов последнего столбца.
  23. Элементы матрицы А(1:n,1:m), большие 5 и меньшие 20 записать в массив В(1:n*m). Вычислить разность соответствующих элементов первого и последнего столбцов.
  24. Образовать матрицу А(1:n,1:n), все элементы главной диагонали которой равны нулю. Угловые элементы матрицы принять равными 5, все остальные элементы – равными 9.
  25. Элементы массива В(1:к) расположить в порядке убывания их значений. Вычислить произведение минимального элемента массива на сумму всех элементов массива.
  26. Определить имеются ли равные элементы в массиве В(1:к), и если имеются то заданный массив умножить на 25.
  27. Определить номера строк матрицы А(1:n,1:m), совпадающих с массивом В(1:к). Последнюю строку  матрицы умножить на Р.
  28. В матрице А(1:n,1:m) определить наименьший элемент и умножить его на сумму элементов главной диагонали.
  29. Определить наибольший элемент каждой четной строки матрицы А(1:n,1:m) (n - четное) и сумму этих элементов.
  30. Переставить значения каждой пары элементов матрицы А(1:n,1::n), симметричных относительно главной диагонали. Найти максимальный элемент первой строки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания.

Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания....

Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания.

Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания....

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся  на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...

Нетрадиционные формы работы при контроле знаний обучающихся

Проектную деятельность можно рассматривать как нетрадиционную форму промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом прослеживается поэтапность формирования профессиональных компетенций при о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Методические указания для самостоятельной работы содержат задания, в результате выполнения которых у студентов формируются ОК и ПК...

Методматериал. Тестовый метод проверки знаний обучающихся.

Тестовый метод проверки знаний у обучающихся....

Комплект самостоятельных работ

Методические рекомендации предназначены для учащихся ФКП образовательного учреждения № 198 как руководство для организации самостоятельной работы, при выполнении практических работ по дисциплине &laqu...