Комплект самостоятельных работ для проверки знаний обучающихся по ОП 05.03 Программирование
методическая разработка
Комплект самостоятельных работ для проверки знаний обучающихся по ОП 05.03 Программирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 154.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание № 1 (2часа)
Тема Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.
Цель занятия
- Освоение основных принципов алгоритмизации.
- Получение навыков составления алгоритмов указанных видов.
Постановка задачи По заданию варианта составить блок-схему алгоритма.
Содержание отчета
- Постановка задачи.
- Блок-схема алгоритма.
- Тестовый набор и результаты отладки алгоритма.
- Выводы.
Методические указания
Задан массив В(1:4). Каждому элементу массива присвоить значение соседнего с ним справа. Последнему элементу присвоить значение первого.
Исходные данные: массив В(1:4)={b1, b2, b3, b4}.
- Необходимо ввести в рассмотрение дополнительную переменную D и первая операция будет такая: D:= b1.
- Значения элементов b2 – b4 переносим на место элементов b1 – b3 соответственно.
- Последняя операция – присвоим значение b1 в b4 , т.е. b4:=D.
Все сказанное можно изобразить следующей схемой. Это - укрупненная схема алгоритма задачи.
Далее для каждой подзадачи отдельно составляется схема алгоритма ее решения. В нашей задаче в этом нуждается лишь задача блока 4. Процесс решения указанной задачи можно изобразить в виде схемы:
конец
начало
Блок 4
Последний блок (4-3) такой схемы оставляем незаполненным, так как здесь он обозначает не прекращение вычислений, а завершение некоторого участка схемы алгоритма.
Далее объединяем схему алгоритма решения всей задачи со схемой блока 4.
В результате получим подробную схему алгоритма всей задачи. Рядом со схемой алгоритма приведено исполнение алгоритма, приняв при этом в качестве тестового набора следующие значения элементов массива: В(1:4) = {b1, b2, b3, b4} = {1, 2, 3, 4}.
Анализ результатов работы алгоритма говорит о том, что алгоритм правильно решает задачу.
Исполнение алгоритма:
конец
начало
- В = {1, 2, 3, 4}
- D = 1
- b1:= 2
- b2:= 3
- b3:= 4
- b4:= 1
- Вывод: В = {2, 3, 4, 1}
- Остановка
Составление разветвляющихся алгоритмов выполняется в соответствии с основными принципами алгоритмизации. Здесь работает та же схема:
- формулировка задачи
- метод
- алгоритм.
Варианты задания (линейные алгоритмы)
- В списке учащихся из 20 человек первую по списку фамилию поставить на последнее место. В результате второй элемент списка станет первым, третий элемент – вторым, и т.д. Здесь список можно рассматривать как одномерный текстовый массив.
- В матрице В(1:3, 1:3) определить суммы элементов первой строки и последнего столбца.
- В массиве А(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов третьей строки и определить сумму угловых элементов (а11, а13, а31, а33).
- В массиве F(1:4, 1:3) определить сумму S элементов первой строки и каждый элемент второго столбца умножить на S.
- Имеется 15 клеток с кроликами, расположенных в ряд. В каждой клетке один кролик. Требуется пересадить каждое животное в соседнюю слева клетку, а из первой клетки пересадить в последнюю. Размеры клетки не позволяют помещать в одну клетку более одного кролика. Здесь ряд клеток можно рассматривать как одномерный массив.
- В массиве C(1:4, 1:4) элементы первой строки поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму элементов главной диагонали.
- В матрице В(1:3, 1:3) определить суммы элементов последней строки и первого столбца.
- Первый столбец в матрице D(1:2, 1:6) – это количество выпускников в какой-либо школе города, второй столбец матрицы – количество медалистов в данной школе. Определить общее число медалистов в городе и процентное отношение числа медалистов к общему числу выпускников в каждой школе города.
- В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов первого столбца и каждый элемент второй строки умножить на S.
- В массиве D(1:5, 1:5) элементы второго столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму квадратов элементов главной диагонали.
- В массиве А(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов первой строки и определить сумму угловых элементов (а11, а13, а31, а33).
- В матрице В(1:3, 1:3) умножить элементы первого столбца на N (образовать массив R(1:3)) и вычислить значение S по формуле S=b12*r1+b22*r2+b32*r3.
- В массиве F(1:2, 1:3) определить сумму S элементов второй строки и каждый элемент третьего столбца умножить на S.
- В массиве F(1:5, 1:5) элементы четвертой строки поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить произведение элементов главной диагонали.
- В массиве С(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов первого столбца и определить сумму угловых элементов (с11, с13, с31, с33).
- В массиве D(1:3, 1:4) определить сумму R элементов первой строки и каждый элемент второго столбца умножить на R.
- В матрице В(1:5, 1:5) определить суммы элементов второй строки и последнего столбца.
- В массиве D(1:4, 1:4) элементы первого столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить произведение элементов главной диагонали.
- В матрице A(1:3, 1:3) умножить элементы второго столбца на N (образовать массив R(1:3)) и вычислить значение S по формуле S=a11*r1+a21*r2+a31*r3.
- В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов третьей строки и каждый элемент второго столбца умножить на S.
- В массиве D(1:4, 1:4) элементы третьего столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму квадратов элементов главной диагонали.
- В массиве С(1:3, 1:3) элементы главной диагонали поставить на место соответствующих элементов третьего столбца и определить сумму угловых элементов (с11, с13, с31, с33).
- В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов шестого столбца и каждый элемент четвертой строки умножить на S.
- Первый столбец в матрице А(1:2, 1:4) – это количество выпускников в какой-либо школе города, второй столбец матрицы – количество медалистов в данной школе. Определить общее число медалистов в городе и процентное отношение числа медалистов к общему числу выпускников в городе.
- В массиве F(1:5, 1:5) элементы четвертого столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму квадратов элементов главной диагонали.
- В массиве D(1:3, 1:4) определить сумму R элементов третьей строки и каждый элемент четвертого столбца умножить на R
- В матрице В(1:3, 1:3) умножить элементы третьего столбца на N (образовать массив R(1:3)) и вычислить значение S по формуле S=b12*r1+b22*r2+b32*r3.
- В массиве А(1:3, 1:3) элементы третьей строки поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить сумму элементов главной диагонали.
- В массиве D(1:4, 1:4) элементы четвертого столбца поставить на место соответствующих элементов главной диагонали и определить произведение элементов главной диагонали.
- В массиве F(1:4, 1:6) определить сумму S элементов второй строки и каждый элемент пятого столбца умножить на S.
Варианты задания (разветвляющие алгоритмы)
Приведенные в условиях задач величины с индексами следует рассматривать как элементы массивов (одномерных или двумерных).
- Вычислить значение функции Z при одном значении X: Z = Y2 + X2, где
- Вычислить значение функции Z по одной из формул:
- Определить значение наибольшего элемента главной диагонали матрицы А(1:3, 1:3).
- Вывести значения x1, x2, x3 в порядке возрастания.
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Определить значение наименьшего элемента седьмого столбца матрицы B(1:3, 1:7).
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Определить значение наибольшего элемента второй строки матрицы C(1:3, 1:3).
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значения функций w и v:
- Определить значение наименьшего элемента главной диагонали матрицы B(1:3, 1:3).
- Массив B(1:3) – целый. Какому элементу массива равна величина D? D = a + a2 + a3 (a – целая величина).
- Вывести значения x1, x2, x3, x4, x5, x6 в порядке убывания.
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение функции Z по одной из формул:
- Вычислить значение функции Z при одном значении X: Z = Y2 + X2, где
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Определить значение наименьшего элемента четвертого столбца матрицы B(1:3, 1:4).
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Определить значение наименьшего элемента третьей строки матрицы B(1:3, 1:4).
- Вычислить значения функций w и v:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
- Вычислить значение Y по одной из заданных формул:
Задание № 2 (4часа)
Тема Циклические алгоритмы
Цель занятия
- Освоение основных принципов алгоритмизации.
- Получение навыков составления алгоритмов указанных видов.
Постановка задачи По заданию варианта составить блок-схему алгоритма
Содержание отчета
- Постановка задачи.
- Блок-схема алгоритма.
- Тестовый набор и результаты отладки алгоритма.
- Выводы.
Методические указания
Задана последовательность чисел: 3, 5, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 20, 21. Вычислить суммы пар чисел: первого и десятого, второго и девятого, …, пятого и шестого.
Исходные данные: X (1:10).
Результат: S (1:5).
- Суммируем попарно элементы массива X в порядке, указанном в условии задачи: x1 и x10, x2 и x9, и т.д.
- Запишем операции, выполняемые на первом, втором и третьем этапах решения задачи и исходя из них выявим операцию i-го этапа. Затем запишем операцию последнего этапа.
Этап 1. s1=x1+x10
Этап 2. s2=x2+x9
Этап 3. s3=x3+x8
Этап i. si=xi+x11-i (*)
Этап 5. s5=x5+x6
- Формула (*) и есть рабочая формула. В ней единственная независимая переменная – величина i. Выявим все параметры этой переменной: начальное значение – 1, конечное значение – 5, закон изменения – i:=i+1.
- Изобразим блок-схему алгоритма:
начало
конец
Варианты задания
- Матрицу А(1:n,1:m) умножить на k и найти максимальный элемент 2-го столбца.
- Найти сумму матриц А(1:n,1:m) и B(1:n,1:m). Умножить каждый элемент 1-й строки матрицы А на соответствующий элемент последней строки матрицы В.
- Найти сумму элементов каждой строки матрицы А(1:n,1:m) и максимальный элемент 2-й строки.
- Определить наибольший элемент в каждом столбце матрицы А(1:m, 1:k). Вычислить сумму элементов 2-го столбца.
- Записать элементы матрицы А(1:n,1:m) в виде массива В(1:n*m). Найти минимальный элемент 2-ой строки.
- В матрице А(1:n,1:m) сместить каждую строку, начиная со второй на одну вверх. Первую строку поставить на место последней. Найти разность максимального элемента 6-ой строки и минимального элемента 2-ого столбца.
- Переставить строки матрицы А(1:n,1:m): первую с последней, вторую с предпоследней и т.д. Умножить третью строку на сумму элементов 5-го столбца.
- Элементы матрицы А(1:n,1:m), большие 5 и меньшие 20 записать в массив В(1:n*m). Вычислить разность соответствующих элементов первой и последней строки.
- Образовать матрицу А(1:n,1:n), все элементы главной диагонали которой равны единице. Угловые элементы матрицы принять равными m, все остальные элементы – равными 10.
- Элементы массива В(1:к) расположить в порядке возрастания их значений. Вычислить произведение максимального элемента массива на сумму всех элементов массива.
- Определить имеются ли равные элементы в массиве В(1:к), и если имеются то заданный массив умножить на А.
- Определить номера строк матрицы А(1:n,1:m), совпадающих с массивом В(1:к). Последний столбец матрицы умножить на Р.
- В матрице А(1:n,1:m) определить наибольший элемент и умножить его на сумму элементов главной диагонали.
- Определить наименьший элемент каждой четной строки матрицы А(1:n,1:m) (n - четное) и сумму этих элементов.
- Переставить значения каждой пары элементов матрицы А(1:n,1::n), симметричных относительно главной диагонали. Найти максимальный элемент первого столбца.
- Матрицу А(1:n,1:m) умножить на k и найти максимальный элемент 2-го строки.
- Найти сумму матриц А(1:n,1:m) и B(1:n,1:m). Умножить каждый элемент 1-го столбца матрицы А на соответствующий элемент последнего столбца матрицы В.
- Найти произведение элементов каждой строки матрицы А(1:n,1:m) и максимальный элемент 2-го столбца.
- Определить наименьший элемент в каждом столбце матрица А(1:m, 1:k). Вычислить сумму элементов 2-ой строки.
- Записать элементы матрицы А(1:n,1:m) в виде массива В(1:n*m). Найти максимальный элемент 2-ой строки.
- В матрице А(1:n,1:m) сместить каждую строку, начиная со второй на одну вверх. Первую строку поставить на место последней. Найти разность максимального элемента 1-ой строки и минимального элемента последнего столбца.
- Переставить строки матрицы А(1:n,1:m): первую с последней, вторую с предпоследней и т.д. Умножить первую строку на сумму элементов последнего столбца.
- Элементы матрицы А(1:n,1:m), большие 5 и меньшие 20 записать в массив В(1:n*m). Вычислить разность соответствующих элементов первого и последнего столбцов.
- Образовать матрицу А(1:n,1:n), все элементы главной диагонали которой равны нулю. Угловые элементы матрицы принять равными 5, все остальные элементы – равными 9.
- Элементы массива В(1:к) расположить в порядке убывания их значений. Вычислить произведение минимального элемента массива на сумму всех элементов массива.
- Определить имеются ли равные элементы в массиве В(1:к), и если имеются то заданный массив умножить на 25.
- Определить номера строк матрицы А(1:n,1:m), совпадающих с массивом В(1:к). Последнюю строку матрицы умножить на Р.
- В матрице А(1:n,1:m) определить наименьший элемент и умножить его на сумму элементов главной диагонали.
- Определить наибольший элемент каждой четной строки матрицы А(1:n,1:m) (n - четное) и сумму этих элементов.
- Переставить значения каждой пары элементов матрицы А(1:n,1::n), симметричных относительно главной диагонали. Найти максимальный элемент первой строки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-425307-1395855934.jpg)
Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания.
Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-425307-1395855934.jpg)
Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания.
Самостоятельные работы по химии для обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания....
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов
Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...
Нетрадиционные формы работы при контроле знаний обучающихся
Проектную деятельность можно рассматривать как нетрадиционную форму промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом прослеживается поэтапность формирования профессиональных компетенций при о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1327284-1617699428.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
Методические указания для самостоятельной работы содержат задания, в результате выполнения которых у студентов формируются ОК и ПК...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-793983-1466062005.jpg)
Методматериал. Тестовый метод проверки знаний обучающихся.
Тестовый метод проверки знаний у обучающихся....
Комплект самостоятельных работ
Методические рекомендации предназначены для учащихся ФКП образовательного учреждения № 198 как руководство для организации самостоятельной работы, при выполнении практических работ по дисциплине &laqu...