Методматериал. Тестовый метод проверки знаний обучающихся.
методическая разработка

Дениченко Нина Николаевна

Тестовый метод проверки знаний у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тестовый метод в обучении62 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, я используем метод тестирования.

Тесты использую не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости и так далее. Кроме того, почти все исследования нуждаются в тестировании как в средстве сбора данных.

Нормы тестирования теряются в древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней.

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в коррекционной школе является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами на уроках технологии можно и нужно начинать с 5 класса.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

  • быстрота поверки выполненной работы;
  • оценка достаточно большого количества учащихся;
  • возможность проверки теоретического материала;
  • проверка большого объема материала малыми порциями;
  • объективность оценки результатов выполненной работы.

Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь.

По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций с понятиями.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. Бланковыми называют такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобных.

По объёму оценки тесты делятся на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

К группе тестов достижений относят такие тесты, по итогам которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и другие.

Основой следующей классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.

Виды тестов:

По целям:

  • Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.
  • Диагностирующий тест.
  • Обучающий тест.
  • Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.

По характеру деятельности испытуемых.

Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.

На уроках технологии можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.

Например: карман – это

  • деталь;
  • предмет;  
  • кокетка.

Тест на установление истинности (ложности) утверждения.

В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

Например:

Платье относится к плечевому изделию? (Да)

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

Например:

  1. Кромка направлена вдоль нитей ....
  2. У хлопка используют………………для изготовления ткани.

Комбинированный тест.

Тест со свободно конструируемым ответом.

Требования к тестам:

  1. Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.
  2. Определённость. После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.
  3. Простота. Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
  4. Однозначность.Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.
  5. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.

В работе учителя технологии тесты могут выполнять функцию форм контроля. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности.    Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

На уроках технологии тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.

Процесс формирования последовательности обработки изделия является одним из важнейших, поскольку обеспечивает знания по технологии, способствует формированию практических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация.

Определить уровень сформированности  технологических понятий у учащихся можно с помощью тестов.

Под тестом по технологии понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса.

По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.

Методическое описание опыта работы

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, я используем метод тестирования.

Тесты использую не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

  1. Создавать каждому ученику ситуацию успеха,
  2. Вовлекать каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
  3. Предоставить ученику возможность работать (в своем темпе, на своем уровне сложности).

Все тестовые задания составляю с учетом психологических особенностей учащихся в соответствии со следующими принципами:

  • Познавательность.
  • Разноуровневость изучения материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий.
  • Успешность: первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик.
  • Логичность и последовательность.
  • Многовариантность.
  • Полнота и всесторонность подачи материала.

Универсальное применение: можно использовать и при изучении новой темы и при повторении.

Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки

С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках технологии я применяю методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.

Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.

Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

Алгоритм тестирования, применяемый на моих уроках технологии:

  • Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
  • Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.
  • Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
  • Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.

Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.

Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

Ответ на задание состоит из одной цифры. В карточке для фиксации результатов тестирования ответы напишите в виде колонки цифр.

Если Вы не согласны ни с одним из предложенных ответов или условию задания, на Ваш взгляд, соответствуют несколько ответов из числа предложенных, то ответ введите с помощью цифры 0.

Не забудьте на своей карточке поставить название темы, класс, дату выполнения работы, свою фамилию и имя.

Оценивание результатов работы

Оценивание результатов работы провожу следующим образом:

  • единицей, по которой можно судить о качестве выполнения учащимися тестового задания, служит так называемая существенная операция теста (проверки, при которых необходимо заполнить номер правильного ответа).
  • для выполнения и подсчета числа существенных операций теста используется эталон с правильным ответом.
  • если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.

Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х %.

В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую отметку. Например, 79 из 100% - “хорошо”, 53 из 100% - “удовлетворительно”.

Тестовые задания используются мною на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.

Заключение.

Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках технологии показали следующее: 

  1. Значительно улучшилось качество знаний и успеваемость.
  2. Сформировались навыки самостоятельно совершенствовать и углублять -  знания по   технологии, что в свою очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании знаний на практике.
  3. Развились такие качества как трудолюбие и целеустремленность.
  4. Повысилось качество знания выпускников поступающих в учебные заведения.

Автор материала: Степанова Надежда Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013

План выступления:1.     Основные составляющие БРС:a.     Определениеb.     Планированиеc.      Реализация.2....

Тестовые задания для контроля знаний обучающихся по теме "Основы древесиноведения", "Материалы на основе древесины"

Данные тестовые задания предназначены для контроля знаний обущающихся, после изучения тем "Основы древесиноведения" и "Материалы на основе древесины"....

Тестовое задание для контроля знаний обучающихся по теме "Клеи"

Данное тестовое задание предназначено для контроля знаний обущающихся, после изучения темы "Клеи"...

Тестовое задание для контроля знаний обучающихся по теме "Пороки древесины"

Данное тестовое задание предназначено для контроля знаний обущающихся, после изучения темы "Пороки древесины"...

Тестовое задание для контроля знаний обучающихся по теме "Пиломатериалы. Виды и характеристика пилопродукции"

Данное тестовое задание предназначено для контроля знаний обущающихся, после изучения темы "Пиломатериалы"...