Методические рекомендации по написанию Реферата
методическая разработка
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
Написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете и формой подготовки к научно-исследовательской работе.
При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками, у него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской работе.
Одним из шагов к решению этих задач является формирование у обучающихся умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, обучающийся приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, доклады, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«ТРОИЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Составила:
Преподаватель
Авдиенко В.В.
Троицк, 2020
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
Написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете и формой подготовки к научно-исследовательской работе.
При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками, у него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской работе.
Одним из шагов к решению этих задач является формирование у обучающихся умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, обучающийся приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, доклады, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.
В общем виде образовательные функции реферата можно представить, сгруппировав следующим образом:
- Учебные:
- информационная (расширение дисциплинарного кругозора);
- познавательная (усвоение научных сведений, дополняющих обязательную систему знаний);
- стимулирующе-мотивационная (формирование интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в их получении);
- коммуникативная (связующая, устанавливающая контекст учебной дисциплины);
- развивающая (развитие интеллектуальных способностей личности).
- Научно-исследовательские:
- обучающая (овладение методикой анализа научных материалов);
- ориентационная (ориентация в современных научных подходах в оценке той или иной области знаний);
- интерпретационная (преобразование имеющихся текстов первоисточников в собственный);
- систематизирующая (навыки системной работы; подготовка к последующим курсовым и дипломным работам);
- культурно-речевая (умение осуществлять отбор языковых средств для оформления письменных научных текстов).
- Вспомогательные:
- воспитывающая (формирование мировоззренческой и ценностно- ориентационной культуры личности);
- организационная (приобретение или совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование способов деятельности).
Таким образом, наблюдаемая полифункциональность свидетельствует о том, что написание реферата является необходимым и обязательным умением в процессе получения профессионального образования.
Реферат (нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменная работа, посвященная рассмотрению отдельного аспекта проблемы и основанная на результатах изучения ограниченного числа литературных источников определенной тематики.
Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.
Выделяют два вида рефератов:
- репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы.
- продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников путем сопоставления различных точек зрения по исследуемой проблеме.
2. Письменное изложение материала по параграфам
Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Необходимо обратить внимание на следующие моменты: а) строгое следование структуре реферата;
б) уточнение названий параграфов в содержании реферата.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, то есть отражается в разделении текста на главы и параграфы. Важно, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, желательно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать заимствования материала из чужих трудов.
Редактирование, переработка текста
На данном этапе необходимо провести самоанализ реферата, то есть, определить, отвечает ли он следующим требованиям.
- Содержание. Здесь необходимо оценить:
- отвечает ли реферат поставленным целям;
- аргументирована ли новизна и актуальность работы;
- в достаточной ли степени раскрыта сущность вопроса;
- обоснованы ли приведенные факты, доказательства; понятна ли их суть;
- подчеркивают ли выводы и заключения вескость приведенных фактов;
- обоснован ли выбор источников;
- соответствует ли реферат предъявляемым стандартам.
- Структура. Прежде всего, необходимо уточнить план реферата. Распределяя материал в той или иной последовательности, можно заметить преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов, а также выдержать правильную последовательность в изложении. Соблюдая требование к структуре, необходимо оценить:
- является ли основная часть оптимальной для представления материала, идей и аргументов;
- отвечает ли каждый абзац логической последовательности;
- удачно ли совмещены с текстом приложения (карты, диаграммы и т.д.);
- корректно ли указаны фамилии, даты, названия географических объектов и т.п.
- соответствует ли список литературы стандартам библиографического описания документов;
- соблюдены ли правила цитирования, ссылок и сносок;
- в полной ли мере библиография соответствует приведенным в тексте ссылкам.
- Стилистика. Данное требование включает в себя следующую проверку:
- отсутствуют ли стилистические и орфографические ошибки;
- отсутствуют ли сокращения слов и словосочетаний (сокращение названий, наименований в тексте не допускается, за исключением общепринятых аббревиатур), опечатки и помарки;
- соблюдается ли в тексте единый литературный стиль речи, исключительно научный.
Примечание. Научный стиль - разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля - диалог.
- Восприятие текста. Независимо от количества времени и усилий, затраченных на написание работы, желаемый результат станет возможным лишь при самом внимательном прочтении черновой версии. Следует уделить внимание следующим рекомендациям:
- отметить страницы, к которым необходимо будет еще раз вернуться; не задерживаться на них при первом чтении;
- оценить, можно ли выразить ту или иную мысль обстоятельнее, более убедительно;
- изменить предложения на простые и короткие, иначе чтение будет затруднено, а смысл потеряется;
- выделить заголовки и пронумерованные пункты (читателю будет легче понять ход рассуждений);
- отразить статистические данные в виде графика, диаграммы, таблицы (таким образом, они легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными);
- представить себя на месте заинтересованного читателя/слушателя, быть критичным к собственному произведению.
Оформление реферата: титульный лист, иллюстрации, подготовка списка литературы, сноски, приложения
По оформлению реферата предъявляются следующие требования.
- Текст представляется в компьютерном исполнении, без стилистических и грамматических ошибок.
- Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5 интервал на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.
- Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее
– 2 см. Абзац (красная строка) должен равняться 1,25 см.
- Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк.
- Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы.
- Заголовки глав печатают прописными полужирными буквами, параграфов – строчными полужирными.
- Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.
- После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.
- Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 1,5 интервала.
- Расстояние между последней строкой текста и заголовком таблицы, графика и между последней строкой таблицы или названием рисунка и последующим текстом 1,5 интервала.
- Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов.
- Иллюстрации, рисунки, таблицы, графики, которые приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию, которая может быть, как сквозная, так и по главам (приложение 2). Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 1» или «Окончание таблицы 1.1». Название таблицы на новой странице не повторяется. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет». Таблицу или рисунок следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. При упоминании о таблице в тексте делается ссылка.
- Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы, например [1, с.25-26].
- Использованная литература оформляется согласно ГОСТу 7.1. – 2003 (ftp://ftp.cspu.ru/upload/archiv-vestnik/gost_7.1-2003.pdf) и в алфавитном порядке. В конце списка приводятся интернет-ресурсы.
- Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется внизу по середине страницы.
- Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
- Объем реферата без приложений в среднем 15-18 страниц формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.
- В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее 7 источников.
- Приложения оформляются как продолжение работы на ее последующих страницах. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение» и его номера, под которым приводят заголовок, записываемый симметрично тексту с прописной буквы.
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.
Номер приложения обозначают цифрами, начиная с 1, например:
«Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
- Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности, как они представлены в структуре.
Сдача (выступление) реферата
Тема реферата должна быть полностью раскрыта, текст правильно построен, оформлен и грамотно написан.
Для того чтобы устное выступление хорошо воспринималось аудиторией можно подготовить мультимедийную презентацию (рекомендации по составлению в приложение 3).
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕФЕРАТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям:
- достижение поставленной цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов);
- уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований);
- личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо образовательной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение исследуемого вопроса);
- культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамотность автора);
- культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям);
- знания и умения на уровне требований стандарта данной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей;
- степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);
- качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов);
- использование литературных источников.
Объективность оценки работы преподавателем заключается в определении ее положительных и отрицательных сторон, по совокупности которых он окончательно оценивает представленную работу.
Приложение 1
Образец титульного листа реферативной работы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«ТРОИЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Реферат по дисциплине « » на тему: « »
Выполнил(а): студент(ка) группы ,
Ф.И.О.
Проверил(а) -
(должность) Ф.И.О.
Троицк, год выполнения
Приложение 2 Образец оформления содержания, таблицы и рисунка
СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Введение | 3 |
1. ………………………………………………………. | 5 |
1.1. ……………………………………… | 5 |
1.2. ……………………………………… | 8 |
2. ………………………………………………………… | 10 |
Заключение | 15 |
Список использованной литературы | 16 |
Приложение |
Таблица 1(или 1.1)
Название
№ п/п | ||
1. | ||
2. |
Рисунок 1. Название
Приложение 3 Рекомендации по составлению мультимедийной презентации
1. Общие требования
- Наличие не более 12 слайдов к реферату.
- Соответствие слайдов теме сообщения.
- Содержание минимального количества слов в слайде.
- Употребление четкого крупного шрифта для выделения надписей и заголовков на общем фоне. Допустимо наличие предложений, определений, терминов, которые слушатели могут записать. Текст должен быть легко читаем.
- Правильность используемой терминологии.
- Отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок и опечаток.
- Работа всех ссылок.
- Чередование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия:
- с текстом;
- с таблицами;
- с диаграммами (графиками).
- Максимально равномерное заполнение экранного поля чертежами, рисунками, фотографиями и другими иллюстрационными материалами. При этом слайд не должен быть перегружен зрительной информацией.
2. Содержание презентации исследования
- название реферата и данные автора (на первом слайде);
- цель работы;
- содержание;
- ход и результат исследования;
- выводы;
- список использованных ресурсов, веб-сайты (на последнем слайде).
3. Стиль
- Соблюдение единого стиля оформления всех слайдов.
- Исключение стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Преобладание основной информации (текст, рисунки) над вспомогательной информацией (управляющие кнопки).
4. Фон
Использование более холодных, спокойных тонов (синий или зеленый), не вызывающих раздражение и утомление глаз для заливки фона, букв, линий.
5. Цвет
- Использование не более трех цветов на одном слайде: один для фона, один для заголовков, один для текста.
- Использование контрастных цветов для фона и текста.
6. Шрифт
- Размер шрифтов для заголовков – не менее 24, для информации – не менее 18.
- Употребление не более двух разных типов шрифтов в одной презентации.
- Использование полужирного шрифта, курсива или подчеркивания для выделения информации.
- Преобладание строчных букв над прописными.
7. Способы выделения информации
- рамки, границы, заливка;
- разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
8. Заголовки
- каждый слайд должен иметь заголовок;
- точка в конце не ставится;
- все заголовки должны быть выполнены в едином стиле.
9. Содержание информации
- Использование коротких слов и предложений.
- Минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных.
10. Расположение информации на странице
- Расположение информации предпочтительно горизонтальное.
- Расположение наиболее важной информации в центре экрана.
- Расположение надписи под картинкой, диаграммой, таблицей.
- Шапка таблиц должна отличаться от самой таблицы. 11. Звук
Отсутствие резкого, отвлекающего, раздражающего характера звукового сопровождения слайдов.
- Анимация
Использование различных анимационных эффектов, не отвлекающих внимание от содержания информации на слайде.
- Объем информации
- Заполнение одного слайда слишком большим объемом информации не допустимо: зрители могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- Достижение наибольшей эффективности обеспечивается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
14. Варианты последнего слайда
- спасибо за внимание;
- подпись, призыв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по написанию реферата по физике (презентация)
Презентация в доступной форме поясняет структуру написания реферата. Раскрывает основные части. Предложены советы по защите реферата....
Методические рекомендации по написанию реферата
Методические рекомендации составлены в помощь студентам, рекомендованы для занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/27/picture-933821-1498594930.jpg)
Методические рекомендации по написанию докладов,рефератов, созданию презентаций
Материалы содержат примерный перечень тем докладов, рефератов, презентаций по обществознанию и истории ОГСЭ, а так же рекомендации по выполнению работы, её оформлению и защите...
Методические рекомендации при написании реферата по физике
Методические разработки для написания рефератов по общеобразовательному предмету физика....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-644209-1666283859.jpg)
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-644209-1666283859.jpg)
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 40.02.02 Правоохран...