Методические рекомендации по написанию Реферата
методическая разработка
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
Написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете и формой подготовки к научно-исследовательской работе.
При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками, у него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской работе.
Одним из шагов к решению этих задач является формирование у обучающихся умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, обучающийся приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, доклады, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 78.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«ТРОИЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Составила:
Преподаватель
Авдиенко В.В.
Троицк, 2020
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
Написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете и формой подготовки к научно-исследовательской работе.
При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками, у него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской работе.
Одним из шагов к решению этих задач является формирование у обучающихся умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, обучающийся приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, доклады, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.
В общем виде образовательные функции реферата можно представить, сгруппировав следующим образом:
- Учебные:
- информационная (расширение дисциплинарного кругозора);
- познавательная (усвоение научных сведений, дополняющих обязательную систему знаний);
- стимулирующе-мотивационная (формирование интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в их получении);
- коммуникативная (связующая, устанавливающая контекст учебной дисциплины);
- развивающая (развитие интеллектуальных способностей личности).
- Научно-исследовательские:
- обучающая (овладение методикой анализа научных материалов);
- ориентационная (ориентация в современных научных подходах в оценке той или иной области знаний);
- интерпретационная (преобразование имеющихся текстов первоисточников в собственный);
- систематизирующая (навыки системной работы; подготовка к последующим курсовым и дипломным работам);
- культурно-речевая (умение осуществлять отбор языковых средств для оформления письменных научных текстов).
- Вспомогательные:
- воспитывающая (формирование мировоззренческой и ценностно- ориентационной культуры личности);
- организационная (приобретение или совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование способов деятельности).
Таким образом, наблюдаемая полифункциональность свидетельствует о том, что написание реферата является необходимым и обязательным умением в процессе получения профессионального образования.
Реферат (нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменная работа, посвященная рассмотрению отдельного аспекта проблемы и основанная на результатах изучения ограниченного числа литературных источников определенной тематики.
Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.
Выделяют два вида рефератов:
- репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы.
- продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников путем сопоставления различных точек зрения по исследуемой проблеме.
2. Письменное изложение материала по параграфам
Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Необходимо обратить внимание на следующие моменты: а) строгое следование структуре реферата;
б) уточнение названий параграфов в содержании реферата.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, то есть отражается в разделении текста на главы и параграфы. Важно, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, желательно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать заимствования материала из чужих трудов.
Редактирование, переработка текста
На данном этапе необходимо провести самоанализ реферата, то есть, определить, отвечает ли он следующим требованиям.
- Содержание. Здесь необходимо оценить:
- отвечает ли реферат поставленным целям;
- аргументирована ли новизна и актуальность работы;
- в достаточной ли степени раскрыта сущность вопроса;
- обоснованы ли приведенные факты, доказательства; понятна ли их суть;
- подчеркивают ли выводы и заключения вескость приведенных фактов;
- обоснован ли выбор источников;
- соответствует ли реферат предъявляемым стандартам.
- Структура. Прежде всего, необходимо уточнить план реферата. Распределяя материал в той или иной последовательности, можно заметить преимущества и недостатки каждого из структурных вариантов, а также выдержать правильную последовательность в изложении. Соблюдая требование к структуре, необходимо оценить:
- является ли основная часть оптимальной для представления материала, идей и аргументов;
- отвечает ли каждый абзац логической последовательности;
- удачно ли совмещены с текстом приложения (карты, диаграммы и т.д.);
- корректно ли указаны фамилии, даты, названия географических объектов и т.п.
- соответствует ли список литературы стандартам библиографического описания документов;
- соблюдены ли правила цитирования, ссылок и сносок;
- в полной ли мере библиография соответствует приведенным в тексте ссылкам.
- Стилистика. Данное требование включает в себя следующую проверку:
- отсутствуют ли стилистические и орфографические ошибки;
- отсутствуют ли сокращения слов и словосочетаний (сокращение названий, наименований в тексте не допускается, за исключением общепринятых аббревиатур), опечатки и помарки;
- соблюдается ли в тексте единый литературный стиль речи, исключительно научный.
Примечание. Научный стиль - разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля - диалог.
- Восприятие текста. Независимо от количества времени и усилий, затраченных на написание работы, желаемый результат станет возможным лишь при самом внимательном прочтении черновой версии. Следует уделить внимание следующим рекомендациям:
- отметить страницы, к которым необходимо будет еще раз вернуться; не задерживаться на них при первом чтении;
- оценить, можно ли выразить ту или иную мысль обстоятельнее, более убедительно;
- изменить предложения на простые и короткие, иначе чтение будет затруднено, а смысл потеряется;
- выделить заголовки и пронумерованные пункты (читателю будет легче понять ход рассуждений);
- отразить статистические данные в виде графика, диаграммы, таблицы (таким образом, они легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными);
- представить себя на месте заинтересованного читателя/слушателя, быть критичным к собственному произведению.
Оформление реферата: титульный лист, иллюстрации, подготовка списка литературы, сноски, приложения
По оформлению реферата предъявляются следующие требования.
- Текст представляется в компьютерном исполнении, без стилистических и грамматических ошибок.
- Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5 интервал на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.
- Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее
– 2 см. Абзац (красная строка) должен равняться 1,25 см.
- Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк.
- Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы.
- Заголовки глав печатают прописными полужирными буквами, параграфов – строчными полужирными.
- Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.
- После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.
- Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 1,5 интервала.
- Расстояние между последней строкой текста и заголовком таблицы, графика и между последней строкой таблицы или названием рисунка и последующим текстом 1,5 интервала.
- Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов.
- Иллюстрации, рисунки, таблицы, графики, которые приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию, которая может быть, как сквозная, так и по главам (приложение 2). Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 1» или «Окончание таблицы 1.1». Название таблицы на новой странице не повторяется. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет». Таблицу или рисунок следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. При упоминании о таблице в тексте делается ссылка.
- Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы, например [1, с.25-26].
- Использованная литература оформляется согласно ГОСТу 7.1. – 2003 (ftp://ftp.cspu.ru/upload/archiv-vestnik/gost_7.1-2003.pdf) и в алфавитном порядке. В конце списка приводятся интернет-ресурсы.
- Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется внизу по середине страницы.
- Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
- Объем реферата без приложений в среднем 15-18 страниц формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.
- В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее 7 источников.
- Приложения оформляются как продолжение работы на ее последующих страницах. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение» и его номера, под которым приводят заголовок, записываемый симметрично тексту с прописной буквы.
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.
Номер приложения обозначают цифрами, начиная с 1, например:
«Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
- Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности, как они представлены в структуре.
Сдача (выступление) реферата
Тема реферата должна быть полностью раскрыта, текст правильно построен, оформлен и грамотно написан.
Для того чтобы устное выступление хорошо воспринималось аудиторией можно подготовить мультимедийную презентацию (рекомендации по составлению в приложение 3).
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕФЕРАТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям:
- достижение поставленной цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов);
- уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований);
- личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо образовательной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение исследуемого вопроса);
- культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамотность автора);
- культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям);
- знания и умения на уровне требований стандарта данной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей;
- степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);
- качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов);
- использование литературных источников.
Объективность оценки работы преподавателем заключается в определении ее положительных и отрицательных сторон, по совокупности которых он окончательно оценивает представленную работу.
Приложение 1
Образец титульного листа реферативной работы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«ТРОИЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Реферат по дисциплине « » на тему: « »
Выполнил(а): студент(ка) группы ,
Ф.И.О.
Проверил(а) -
(должность) Ф.И.О.
Троицк, год выполнения
Приложение 2 Образец оформления содержания, таблицы и рисунка
СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Введение | 3 |
1. ………………………………………………………. | 5 |
1.1. ……………………………………… | 5 |
1.2. ……………………………………… | 8 |
2. ………………………………………………………… | 10 |
Заключение | 15 |
Список использованной литературы | 16 |
Приложение |
Таблица 1(или 1.1)
Название
№ п/п | ||
1. | ||
2. |
Рисунок 1. Название
Приложение 3 Рекомендации по составлению мультимедийной презентации
1. Общие требования
- Наличие не более 12 слайдов к реферату.
- Соответствие слайдов теме сообщения.
- Содержание минимального количества слов в слайде.
- Употребление четкого крупного шрифта для выделения надписей и заголовков на общем фоне. Допустимо наличие предложений, определений, терминов, которые слушатели могут записать. Текст должен быть легко читаем.
- Правильность используемой терминологии.
- Отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок и опечаток.
- Работа всех ссылок.
- Чередование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия:
- с текстом;
- с таблицами;
- с диаграммами (графиками).
- Максимально равномерное заполнение экранного поля чертежами, рисунками, фотографиями и другими иллюстрационными материалами. При этом слайд не должен быть перегружен зрительной информацией.
2. Содержание презентации исследования
- название реферата и данные автора (на первом слайде);
- цель работы;
- содержание;
- ход и результат исследования;
- выводы;
- список использованных ресурсов, веб-сайты (на последнем слайде).
3. Стиль
- Соблюдение единого стиля оформления всех слайдов.
- Исключение стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Преобладание основной информации (текст, рисунки) над вспомогательной информацией (управляющие кнопки).
4. Фон
Использование более холодных, спокойных тонов (синий или зеленый), не вызывающих раздражение и утомление глаз для заливки фона, букв, линий.
5. Цвет
- Использование не более трех цветов на одном слайде: один для фона, один для заголовков, один для текста.
- Использование контрастных цветов для фона и текста.
6. Шрифт
- Размер шрифтов для заголовков – не менее 24, для информации – не менее 18.
- Употребление не более двух разных типов шрифтов в одной презентации.
- Использование полужирного шрифта, курсива или подчеркивания для выделения информации.
- Преобладание строчных букв над прописными.
7. Способы выделения информации
- рамки, границы, заливка;
- разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
8. Заголовки
- каждый слайд должен иметь заголовок;
- точка в конце не ставится;
- все заголовки должны быть выполнены в едином стиле.
9. Содержание информации
- Использование коротких слов и предложений.
- Минимальное количество предлогов, наречий, прилагательных.
10. Расположение информации на странице
- Расположение информации предпочтительно горизонтальное.
- Расположение наиболее важной информации в центре экрана.
- Расположение надписи под картинкой, диаграммой, таблицей.
- Шапка таблиц должна отличаться от самой таблицы. 11. Звук
Отсутствие резкого, отвлекающего, раздражающего характера звукового сопровождения слайдов.
- Анимация
Использование различных анимационных эффектов, не отвлекающих внимание от содержания информации на слайде.
- Объем информации
- Заполнение одного слайда слишком большим объемом информации не допустимо: зрители могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- Достижение наибольшей эффективности обеспечивается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
14. Варианты последнего слайда
- спасибо за внимание;
- подпись, призыв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по написанию реферата по физике (презентация)
Презентация в доступной форме поясняет структуру написания реферата. Раскрывает основные части. Предложены советы по защите реферата....
Методические рекомендации по написанию реферата
Методические рекомендации составлены в помощь студентам, рекомендованы для занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла...
Методические рекомендации по написанию докладов,рефератов, созданию презентаций
Материалы содержат примерный перечень тем докладов, рефератов, презентаций по обществознанию и истории ОГСЭ, а так же рекомендации по выполнению работы, её оформлению и защите...
Методические рекомендации при написании реферата по физике
Методические разработки для написания рефератов по общеобразовательному предмету физика....
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 40.02.02 Правоохран...