Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право
методическая разработка

Торопыгина Александра Вячеславовна

Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_sp_napisanie_proektov.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УиВР

ГБПОУ Юридический колледж

_________________ Л.Ф. Воронцова

______________ 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ (ПРОЕКТОВ)

по ОП.07 Семейное право

специальность

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

базовый уровень подготовки

курс 3 семестр 6

РАЗРАБОТЧИК

преподаватель

______________    А.В. Торопыгина

   подпись                                   иоф

____   _____________2022 г.

РАССМОТРЕНО 

Протокол заседания

ЦК общеобразовательных дисциплин

Рекомендовано к использованию

в учебном процессе

СОГЛАСОВАНО

Ведущий специалист по качеству и

содержанию образования

_________________ __________

               подпись                    иоф

____  _____________2022 г.

Москва – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4

2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА        4

Приложение 1        7

Приложение 2        9

Приложение 3        10


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной учебной дисциплиной профессионального цикла обязательной части ОПОП.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

составлять брачный договор и алиментное соглашение; оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав; анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия и источники семейного права; содержание основных институтов семейного права;

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.

ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем.

ПК 3.4. Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом

ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название разделов и тем

Максимальная учебная

нагрузка обучающихся, час

Кол-во аудиторных часов

при очной форме обучения

Самостоятельная работа  обучающихся, час

Всего часов

В том числе:

Практические

занятия, час

Раздел 1 Общие положения

21

14

10

7

Тема 1.1. Общая характеристика семейного права

6

4

2

2

Тема 1.2. Заключение и прекращение брака

15

10

6

5

Раздел 2 Супружеские и родительские правоотношения

30

20

12

10

Тема 2.1. Права и обязанности супругов

16

12

8

4

Тема 2.2. Правоотношения между родителями и детьми

14

8

4

6

Раздел 3 Алиментные обязательства и устройство детей без попечения родителей

30

20

10

10

Тема 3.1. Алиментные обязательства членов семьи

16

12

8

4

Тема 3.2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

14

8

4

6

Итого за 6 семестр:

81

54

32

27

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

81

54

32

27

2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА

3.1. Общие требования

В 6-м семестре обучающиеся пишут рефераты, делают проекты по дисциплине ОП.07 Семейное право, что является важной составной частью учебного процесса.

Выполнение рефератов (проектов) способствует углубленному усвоению положений семейного права, выявляет способности обучающихся к самостоятельной работе над литературой, вырабатывает навыки анализа и обобщения государственно-правовой практики.

Прежде чем приступить к выполнению реферата, обучающемуся следует внимательно ознакомиться с программой курса, усвоить основные понятия семейного права. Тему необходимо выбирать с учетом интереса к определенным вопросам курса, доступности соответствующей литературы, возможности использования личного опыта при подготовке работы.

Перечень тем рефератов приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям.

Написанию работы должны предшествовать глубокое изучение всех рекомендуемых к теме источников и литературы, а также подбор и анализ примеров из государственно-правовой практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы. В качестве источников могут быть использованы монографии, научные статьи, нормативные правовые акты, публикуемая практика судов, иные материалы.

После изучения литературы и ее осмысления можно приступать к формулированию ответов на вопросы темы и составлению плана реферата (проекта).

3.2. Структура и оформление реферата

Структура и содержание реферата должны в полной мере раскрывать избранную тему.

Структура реферата включает:

  • титульный лист;
  • план работы;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников и литературы.

Титульный лист оформляется согласно Приложению 2 к настоящим Методическим указаниям.

План реферата должен отображать логическую структуру всей работы.

Во Введении необходимо обосновать выбор темы реферата и определить актуальность заявленной тематики исследования.

Основная часть работы подразделяется на главы, которые могут быть разделены на параграфы. Каждую главу нужно писать с нового листа (страницы). Не допускается, чтобы название одной из глав повторяло название всей работы.

В Заключении фиксируются основные выводы и предложения по результатам исследования и вытекающие из текста работы.

В конце работы обязательно приводится список использованных источников и литературы, который оформляется по аналогии со сносками. Перечень используемых источников подразделяется на 3 части: основная литература, дополнительная литература и Интернет-ресурсы и оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2017 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

В перечень основной литературы включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные учебной программой, с учетом последних изданий не старше 5 лет.

Перечень дополнительной литературы, кроме учебников и учебных пособий, состоит из печатных изданий, отражающих современный уровень развития соответствующих отраслей науки и техники, в том числе периодических изданий.

Перечень Интернет-ресурсов включает электронные ресурсы, содержащиеся в сети Интернет.

Содержание работы должно соответствовать ее наименованию (заголовку).  

3.3. Перечень рекомендуемых источников

Перечень рекомендуемых при написании работы источников приведен в Приложении 3 к настоящим Методическим указаниям.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

для обучающихся по учебной дисциплине

«Семейное право»

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ПРОЕКТОВ)

  1. История развития отечественного семейного права.
  2. Предмет правового регулирования семейного права.
  3. Метод правового регулирования семейного права.
  4. Основные начала (принципы) семейного права.
  5. Историческое развитие семейно-правового принципа моногамии.
  6. Особенности семейных правоотношений.
  7. Субъекты семейных отношений.
  8. Осуществление и защита семейных прав.
  9. Юридические факты как основание возникновения семейных правоотношений.
  1. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.
  2. Судебная защита семейных прав.
  3. Самозащита семейных прав.
  4. Судебная защита прав несовершеннолетних в РФ.
  5. Социологическое и юридическое понятия семьи.
  6. Роль семьи в формировании личности.
  7. Семья: история и современные правовые проблемы.
  8. Брак - правовой институт семейного права.
  9. История развития института брака в России.
  10. Гарантии принципа добровольности брачного союза.
  11. Условия и порядок заключения брака.
  12. Прекращение брака.
  13. Нравственные и правовые проблемы распада семьи.
  14. Расторжение брака в органах ЗАГСа.
  15. Правовое регулирование расторжения брака в суде.
  16. Недействительность брака.
  17. Фиктивный брак.
  18. Правоприменительная практика и статистика о причинах расторжения брака, профилактике и предотвращении разводов.
  19. Равноправие в семье — основа ее прочности.
  20. Законный режим имущества супругов.
  21. Совместно нажитое имущество (собственность).
  22. Имущество каждого из супругов.
  23. Раздел совместно нажитого имущества.
  24. Правовая природа и элементы брачного договора.
  25. Изменение и расторжение брачного договора.
  26. Ответственность супругов по обязательствам.
  27. Гарантии прав ребенка в РФ.
  28. Реализация права ребенка на образование.
  29. Жилищные права ребенка.
  30. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
  1. Лишение родительских прав — последствие неисполнения родительских обязанностей.
  2. Ограничение родителей в их правах.
  3. Ответственность родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.
  4. Установление происхождения детей.
  5. Установление происхождения ребенка при применении искусственных методов репродукции человека.
  6. Правовые аспекты суррогатного материнства.
  7. Процессуальные аспекты оспаривания отцовства.
  8. Алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей.
  9. Алиментные обязательства родителей в отношении совершеннолетних нетрудоспособных детей.
  10. Алиментные обязательства детей в отношении нуждающихся нетрудоспособных родителей.
  11. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
  12. Алиментные обязательства других членов семьи.
  13. Правовая природа соглашения об уплате алиментов.
  14. Порядок уплаты и взыскания алиментов по российскому законодательству.
  15. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
  16. Усыновление — приоритетная форма воспитания детей, оставшихся без попечительства.
  17. Опека и попечительство над детьми.
  18. Приемная семья.
  19. Особенности заключения брака в зарубежных странах.
  20. Тайна усыновления: нравственные и правовые проблемы.
  21. Усыновление российских детей иностранцами.


Приложение 2

к Методическим рекомендациям

для обучающихся по учебной дисциплине

«Семейное право»

Оформление титульного листа (образец)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ «Юридический колледж»)

Дисциплина: ОП.07 Семейное право

Форма обучения: очная

РЕФЕРАТ

Тема: «Порядок заключения брака»

Выполнил:

студент 3 курса группы 311

Иванов Петр Сидорович

Преподаватель:

к. пол. н. Торопыгина А.В.

Москва, 2021

Приложение 3

к Методическим рекомендациям

для обучающихся по учебной дисциплине

«Семейное право»

Перечень рекомендуемых источников

при написании реферата

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -2009. -№4. -Ст.445
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
  3. Гомола А.И. Семейное право: учебник (в электронном формате). Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2017.
  4. Практикум по семейному праву / Л.М. Пчелинцева. 12-е изд., 2019.
  5. Семейное право: учебное пособие для бакалавров / А.М. Нечаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2018. 289 с.
  6. Семейное право: учебник / под ред. А.А. Демичева. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. 272 с.
  7. Семейное право России: учебник / Л.М. Пчелинцева. – 6-е изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 720 с.
  8. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/online/).
  9. Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru/iv/).
  10. Справочно-правовая система «Кодекс» (http://www.kodeks.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию реферата

Методические рекомендации  составлены в помощь студентам, рекомендованы для занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла...

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта по дисциплине "Иностранный язык"

В методической разработке дается информация о создании индивидуального проекта по учебной дисциплине "Иностранный язык", в частности излагаются рекомендации по оформлению проекта и структуре его введе...

методические рекомендации при написании курсовых проектов

Методические указания по оформлению курсовых проектов для студентов Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения  Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» по профессии 43...

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта по информатике

Методические рекомендации по написанию индивидуальных проектов для лиц с ОВЗ...

Методические рекомендации при написании реферата по физике

Методические разработки для написания рефератов по общеобразовательному предмету физика....

Методические рекомендации по написанию Реферата

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА Написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете и формой подготовки к научно-иссле...

Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права

Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 40.02.02 Правоохран...