МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ самостоятельной внеаудиторной работы студентов по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
учебно-методический материал
МЕТОДИЧЕСКие рекомендации
по выполнению
самостоятельной внеаудиторной работы студентов
по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности
по профессии СПО
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srs_op_04_16-7_motsi.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
самостоятельной внеаудиторной работы студентов
по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности
по профессии СПО
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Организация-разработчик: ГОБПОУ «ЛПТ»
Разработчик: Кокоткина Т.А., преподаватель ГОБПОУ «ЛПТ»
Рассмотрено на заседании методического объединения ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»
Председатель МО______________
Протокол № _____ от «___»_________ 20 г.
Согласовано
Заместитель директора по учебно-производственной работе ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»
_______________
«___» ______________ 20 г.
Введение
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.04 Охрана труда и техника безопасности по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
ОП.04 Охрана труда и техника безопасности изучается в течение 5 семестра. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 24 часов.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.07 Полиграфическое оборудование, закреплении теоретических знаний и умений. Все задания в методической разработке носят практико-ориентированный характер.
Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации и требованиям рабочей программы ОП.04 Охрана труда и техника безопасности:
умения:
- выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда
знания:
- правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
- нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
- виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)
Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы содержат методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы, показатели оценки выполнения заданий, задания различных видов по каждой теме ОП.
В таблице 1 приводится распределение учебной нагрузки на внеаудиторную самостоятельную работу по темам и разделам ОП, в соответствии с рабочей программой ОП.
Таблица 1 – Нагрузка на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Название раздела и темы ОП | Внеауди-торная нагрузка в часах |
ОП.04 Охрана труда и техника безопасности | 18 |
Тема 1 Понятие охраны труда. | 1 |
Тема 2 Воздействие на человека негативных факторов производственной среды | 3 |
Тема 3 Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности | 4 |
Тема 4 Производственный травматизм и профессиональные заболевания | 5 |
Тема 5 Организация работы с компьютерной техникой | 3 |
Тема 6 Электро- и пожаробезопасность | 2 |
Виды самостоятельной работы студентов по
ОП. 04 Охрана труда и техника безопасности
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
- Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по нормативно-правовой документации.
- Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
- Создание презентаций
- Выполнение практических заданий.
- Работа со справочной литературой.
- Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.
- Подготовка к дифференцированному зачету
Методические рекомендации для студентов
по конкретным видам самостоятельной работы:
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
2. Подготовка к дифференцированному зачету
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- обоснованность и правильность изложения ответа на вопрос преподавателя по проверяемой теме МДК;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы.
3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по нормативно-правовой документации
1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме нормативно-правовые акты, типовые инструкции, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
- логичность изложения материала конспекта;
- уровень понимания изученного материала.
4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме
1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным состоянием развития металлургической отрасли или отражать потребности работодателя
2. При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме. (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.
7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- полнота и качественность информации по заданной теме;
- свободное владение материалом сообщения или доклада;
- логичность и четкость изложения материала;
- наличие и качество презентационного материала.
5. Выполнение практических заданий
6. Работа со справочной литературой
1. Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Если требуется выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.
2. Обратите внимание, как выполнялось аналогичное задание на занятии с помощью преподавателя.
3. Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.
4. Выполните предложенную задачу, используя выписанные формулы и конспект лекций.
5. В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.
6. Проанализируйте полученный результат (сопоставив известные теоретические положения в специальной литературе и конспекте лекций с полученным результатом). Например, после расшифровки марки или выбора марки стали для конструкции или инструмента сравните ваш результат с марочником стали или электронными справочниками, просмотрите рекомендуемую литературу по данной теме.
7. Выполнение задания должно сопровождаться необходимыми пояснениями (теоретическим обоснованием) при необходимости ссылками на справочную и специальную литературу. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
- грамотная запись условия задания и ее решения;
- грамотное использование формул (при необходимости);
- грамотное использование справочной литературы;
- точность и правильность результатов;
- обоснование выполнения задания.
7. Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите
- Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
- Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
- Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии.
- Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
8. Создание презентаций
Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории.
Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.
Задачи презентации:
- привлечь внимание аудитории;
- включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;
- предоставлять информацию аудитории максимально комфортно;
- обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы.
Электронная презентация, выполненная в среде Microsoft PowerPoint или ее аналогах – удобный способ преподнести. Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями – программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т.д.
При подготовке презентации необходимо уделить определенное внимание оформлению слайдов:
- Фон. Шрифт.
Лучший контраст – это чёрный текст (и вообще изображение) на белом фоне. Фон и текст (изображение) должны быть максимально контрастны. Избегать делать большие текстовые вставки.
- Таблицы. Графики.
Текст на графиках и в таблицах и подписи на осях должны хорошо читаться.
- Видеоматериалы. Анимация.
Видеоматериалы (видеофайлы) лучше использовать в несжатом формате или в стандартном MPEG I. Необходимо минимизировать количество анимации. Использование эффектов анимации должно быть оправдано.
- Прочие особенности оформления.
Слайды должны быть пронумерованы. Слайд должен иметь заголовок. Презентация должна иметь однородной по оформлению дизайн. Необходимо проверить орфографию и научную грамотность написанного текста.
Объём презентации ограничивается 12-15 слайдами.
На первом слайде размещается:
- название презентации;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
- год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, Интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Критерии оценки презентации:
Неудовлетв (2) | Удовлетворительно (3) | Хорошо (4) | Отлично (5) |
|
|
|
|
Перечень рекомендуемой литературы
(в том числе Интернет-ресурсы)
Основные источники:
- Минько В.М. Охрана труда в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Минько – 7-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2016 – 356с.
Дополнительные учебные издания и книги:
- Технические средства информатизации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк. – 7-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 352с.
Интернет-ресурсы:
http://ohranatruda.ru
Задания для самостоятельного выполнения
по ОП. 04 Охрана труда и техника безопасности
Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы ОП. В скобках указаны часы, отведенные на самостоятельную работу по данной теме, согласно рабочей программы ОП.
Тема 1 Понятие охраны труда (1 час)
1)Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы и ответы на контрольные вопросы по теме – 1 час
Контрольные вопросы:
- Понятие охраны труда.
- Этапы ее развития.
- Структура и функции органов охраны труда.
- Ответственность за нарушение правил охраны труда.
Тема 2 Воздействие на человека негативных факторов производственной среды (3 часа)
1) Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы и ответы на контрольные вопросы по теме – 1 час
Контрольные вопросы:
- Классификация и номенклатура негативных факторов.
- Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных излучений, радиации.
- Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ
2) Подготовка доклада по теме – 1часс
Тема доклада:
Классификация и номенклатура негативных факторов
2) Подготовка презентации по теме – 1часс
Тема презентации:
Методы и средства обеспечения электробезопасности Методы и средства обеспечения электробезопасности
Тема 3 Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности (4часа)
1) Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы и ответы на контрольные вопросы по теме – 2 часа
Контрольные вопросы:
- Микроклимат помещений. Влияние микроклимата на здоровье человека.
- Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.
- обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях.
- Характеристики освещения и световой среды.
- Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий
2) Подготовка презентации по теме – 2часа
Тема презентации:
Влияние микроклимата на здоровье человека
3) Оформление отчета по практической работе, и подготовка к ее защите – 2 часа
Тема 4 Производственный травматизм и профессиональные заболевания (5 часов)
1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 1 час
Контрольные вопросы:
- Классификация опасных и вредных факторов и травм
- Причины возникновения, расследования и учет несчастных случаев
- Причины возникновения, расследование и учет профессиональных заболеваний
- Первая помощь при несчастных случаях
2) Подготовка доклада по теме – 2 часа
Тема доклада:
- Причины возникновения, расследование и учет профессиональных заболеваний,
- Классификация опасных и вредных факторов и травм
3) Подготовка презентации по теме – 1час
Тема презентации:
Первая помощь при поражении электрическим током
4) Оформление отчета по практической работе, и подготовка к ее защите – 1 час
Тема 5 Организация работы с компьютерной техникой (3 часа)
1) Подготовка презентации по теме – 2часа
Тема презентации:
Вредные факторы при работе с ЭВМ
2) Оформление отчета по практической работе, и подготовка к ее защите – 1 час
Тема 6 Электро- и пожаробезопасность (2 часа)
1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме – 1 час
Контрольные вопросы:
- Действие электрического тока на организм человека.
- Организационные и технические мероприятия по обеспечения электробезопасности.
- Противопожарная профилактика, средства пожаротушения
2) Подготовка презентации по теме – 1 час
Тема презентации:
Противопожарная профилактика, средства пожаротушения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов и подготовки к практическим занятиям МДК 02.01. Технология обработки текстильных изделий 29.01.08 Оператор швейного оборудования
Настоящие указания составлены для студентов профессии 262019.04 (29.01.08) Оператор швейного оборудования и содержат информацию о требованиях, предъявляемых к выполнению практических работ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История для студентов 1 курса ГБПОУ КК «Ладожский многопрофильный техникум»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса всех специальностей техникума.Самостоятельная внеаудиторная работ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...
Программа ОП.04 Охрана труда и техника безопасности для специальности 09.01.03 Мастер обработки цифровой информации.
Адаптированная образовательная программа По дисциплине: ОП.04 ППКРС «Охрана труда и техника безопасности» По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (срок обучения 2 го...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы междисциплинарного курса 02.01 Технология обработки продуктов убоя для специальности среднего профессионального образования 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы междисциплинарного курса 02.01 Технология обработки продуктов убоя для специальности среднего профессиона...
«Методических рекомендациях к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Налоговое право» для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность»
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Налоговое право». ...
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине "Экологическое право" для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Экологического права&raq...