Открытый урок по общеобразовательному предмету "Информатика" Тема: "Устройство компьютера"
методическая разработка
МЕтодическая разработка открытого урока по общеобразовательному предмету "Информатика" для обучающихся 1 курса. Тема урока "Устройство компьютера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustroystvo_kompyutera.docx | 41.38 КБ |
prilozhenie_1.docx | 101.86 КБ |
prilozhenie_2.docx | 471.5 КБ |
prilozhenie_3.docx | 793.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока информатики для обучающихся 1 курса ГБПОУ ВО «Ковровского колледжа сервиса и технологий»
Тема: «Устройства компьютера» с элементами проблемного обучения и исследовательской деятельности
УМК: Информатика. Углублённый уровень: учебник для 10 класса: в 2ч. Ч1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013-2015.
Раздел программы: Устройства компьютера
Цель урока:
- знакомство с назначением, устройством и основными принципами работы компьютера, функциональной схемой компьютера, магистрально-модульным принципом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: систематизированные представления об основных устройствах компьютера, их функциях, принципе работы.
Метапредметные: обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
Личностные:
- Понимание роли компьютеров в жизни человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом;
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать и развивать следующие УУД:
Познавательные:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись обучающиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, наборы деталей от старых системных блоков (набор: материнская плата, процессор, модуль оперативной памяти, жесткий диск, шлейфы для подключения, видеокарта, дополнительные карты – например, сетевая).
Электронное приложение к учебнику:
- Интерактивное приложение их единой коллекции ЦОР № 9_45 («Архитектура фон Неймана»)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf Для правильной работы приложения необходимо, чтобы на компьютере был установлен флэш-плеер. Например, AdobeFlashPlayerhttp://get.adobe.com/ru/flashplayer/илиплеерSWFOpener. Можно открыть ролик в любом браузере.
- На компьютерах обучающихся должен быть установлен тестирующий комплекс MyTestХ. Скачать бесплатную версию для некоммерческого использования можно здесь http://mytest.klyaksa.net/htm/download/index.htm. Также можно воспользоваться любым тестирующим комплексом, предварительно создав модуль по вопросам, размещенным в бумажной версии теста. Или же дать учащимся бумажный вариант теста (Приложение 3)
- Для обучающихся распечатать опорный конспект (приложение 1) – разложить на рабочие места, а также схемы подключения устройств (приложение 2) – раздать перед выполнением практического задания.
Ход урока:
Этапы урока, методы и приемы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Приветствие обучающихся. «Здравствуйте ребята! Садитесь на места» | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 | Актуализация знаний (проблемная ситуация, мотивирование) | СЛАЙД 1. Что изображено на слайде? Что связывает картину "Джоконда" и компьютер? Кто написал картину? А кем еще был Леонардо да Винчи? Он выдвигал идеи изобретения велосипеда, летательного аппарата, парашюта, катапульты и даже робота. СЛАЙД 2 Он нарисовал в 15 веке эскиз суммирующего устройства на основе колес с десятью зубцами, которая позже послужила идеей создания первой суммирующей машины – прадедушки первых компьютеров. Ну а сегодня мы с вами можем назвать множество видов компьютеров: персональные, ноутбуки, нетбуки, планшетные, смартфоны, компьютерные станции, суперкомпьютеры и т.д. | -картина Мона Лиза или Джоконда -??? -Леонардо да Винчи, 1503 год -Итальянский художник -ученым, изобретателем и писателем | Познавательные УУД: - формулирование проблемы; - умение структурировать знания; Личностные УУД: -смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, Коммуникативные УУД: -формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
3 | Формулирование темы и целей (проблемная ситуация, мотивирование, смыслообразование, целеполагание) | Совсем недавно моей племяннице на день рождения подарили некую сумму, она уже долго копила на новый компьютер. СЛАЙД 3. Она скачала прайс-лист готовых системных блоков в онлайн-магазине и обратилась ко мне за помощью. Ни слова в прайсе она не понимала, внутрь системного блока никогда не заглядывала, да и денег хватило только на системный блок в первой строчке, явно предназначенный для офисных целей. СЛАЙД 4 Первый совет, который я ей дала, это разобраться с устройством компьютера и из каких комплектующих собирается системный блок, а вот что в итоге получилось, вы узнаете в конце урока. Итак, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока? О чем мы с вами будем говорить? Итак, тема нашего урока: Устройство компьютера. СЛАЙД 5 Но перед тем, как знакомиться с новым материалом, проверим, насколько вы осведомлены по данной теме. У вас на столах опорные листы (приложение 1), в первом задании прочитайте высказывания и поставьте во втором столбце таблицы +, если это вам известно, или -, если не известно. Есть ли такие ребята, у которых все + в таблице? Если есть, то вы сегодня будете экспертами на нашем уроке и будете остальным помогать. Итак, каждый в таблице для себя отметил цели урока. | -устройство компьютера О комплектующих системного блока и общих принципах их работы - обучающиеся выполняют 1 задание | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - структурирование знаний; Личностные УУД: -смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, Коммуникативные УУД: -формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
4 | Изучение нового материала (фронтальная беседа, проблемные вопросы, поиск информации, логические рассуждения, самостоятельная работа) | СЛАЙД 6 А начнем мы с вами изучение материала с функциональной схемы компьютера. Назовите основные группы всех устройств компьютера. Назовите известные вам устройства ввода и вывода, хранения информации. На какие две группы можно поделить всю память? Что относится к внешней памяти, а что к внутренней? Как еще называется внешняя и внутренняя память? Долговременная и временная. (Показать модули оперативной памяти, жесткий диск, диск, флешку) Что такое оперативная память? Что в ней хранится? Верно, выберите в опорном конспекте определение оперативной памяти, впишите недостающее слово (Задание 2). Прочитайте. А кто знает, какие бывают объемы оперативной памяти? (Эксперты) Жесткого диска? Как еще сокращенно записывается оперативная память? А жесткий диск? (Эксперты) Отлично, ну а теперь назовите мне самое главное устройство компьютера, его «мозг». Показать процессор. Какие функции выполняет «мозг» человека. Как вы думаете, чем он занимается? (показать процессор) Действительно, вычисляет и управляет. Верно, выберите в опорном конспекте определение процессора, впишите недостающее слово. (Задание 3) Прочитайте. Что входит в процессор? АЛУ – арифметико-логическое устройство УУ – устройство управления Подумайте, какие функции эти устройства выполняют, и впишите в опорном конспекте ответы на вопросы. (Задание 4). Прочитайте, что у вас получилось. Как еще сокращенно записывается процессор? (посмотрите в опорный конспект) Теперь разберемся с важными характеристиками процессора. (КЛИК ПО ГИПЕРССЫЛКЕ –ПРЯМОУГОЛЬНИК ПРОЦЕССОР- СЛАЙД 7) Любой процессор характеризуется своим быстродействием или производительностью. Производительность процессора зависит от двух характеристик: тактовой частоты и разрядности. Давайте разберемся с этими понятиями. У вас есть два определения в конспекте, проанализируйте их и впишите ответ. (Задание 5). Прочитайте. (СЛАЙД 8, СЛАЙД 9) Итак, тактовая частота, по сути, показывает на скорость выполнения элементарных операций в секунду. Сравним с такой скоростью у человека. (1 опер в сек. У компьютера – 3-4 млрд в сек. От 3 Ггц в сек.) Запишите примеры в конспект. А как вы думает из чего и как изготавливают процессор? Давайте посмотрим ролик, а я буду комментировать этапы изготовления.(ролик предварительно скачать и вставить на слайд https://yadi.sk/i/lu2YPBwhobDx4 или открыть непосредственно с интернета, кликнув по кнопке Видео) (СЛАЙД 10) Из расплавленного вещества на специальном оборудовании выращивают монокристалл цилиндрической формы (200 кг, диаметр 20 см) Получившийся слиток охлаждают и режут на «блины», поверхность которых тщательно выравнивают и полируют до зеркального блеска. Затем в «чистых комнатах» полупроводниковых заводов на кремниевых пластинах методами фотолитографии и травления создаются интегральные схемы. Эти схемы наносятся слой за слоем, получается трехмерная схема. После повторной очистки пластин, их разрезают на отдельные процессоры, которые позже заключают в корпуса. (СЛАЙД 6) Итак, мы с вами назвали основные блоки, из которых состоит компьютер. Как вы думаете, кто выдвинул впервые идеи об общих компонентах ЭВМ? Да, это был Джон фон Нейман, и такое устройство компьютера называю архитектурой фон Неймана. (- СЛАЙД 11 ). Уже при создании первого компьютера в 1946 году он говорил о том, что любая ЭВМ должна состоять из этих блоков. И до сих пор его идеи используются при создании компьютеров. Но фон Нейман выдвигал и еще ряд важных принципов, с которыми мы сейчас познакомимся. У вас в опорном конспекте кратко выписаны принципы построения компьютера. Но они даны без названий и не по порядку. Ваша задача – найти данные названия всех принципов, используя материалы учебника (стр 283-291). На эту работу вам 5 минут (Задание 6). Зачитайте, что у вас получилось. Проверьте правильность выполнения. ( СЛАЙД 12) А какое важное устройствомы еще не назвали, которое есть в системном блоке и без которого не будет выводиться изображение на монитор? (Эксперты) Правильно, видеокарта. Для чего она необходима? Видеокарта – это устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора. На видеокарте есть видеопамять. Как вы думаете, что она хранит? В видеопамяти хранится изображение, выводимое на экран. Что тогда будет зависеть от объема видеопамяти? Верно, вот почему любители игр и те, кто профессионально занимается созданием видео, покупают себе видеокарту с хорошими характеристиками. (СЛАЙД 13) А теперь давайте рассмотрите функциональную схему компьютера, подумайте и ответьте, что такое магистраль? Магистраль или шина – это линии связи А как вы думаете, на каком устройстве системного блока реализована магистраль? На материнской плате реализована магистраль обмена информацией, имеются разъемы для установки процессора и оперативной памяти, а также слоты для установки контроллеров внешних устройств. Но вот как подключить все устройства компьютера к ней, я вам рассказывать не буду. Вы сейчас сами проведете эксперимент и проверите себя с помощью схемы. | -устройства ввода, вывода, хранения и обработки (называют) -на внешнюю и внутреннюю -оперативная, жесткий диск, флешки, карты памяти и диски -временная, хранит информацию пока комп включен. -программы и данные (Читают) - 1-4 Гбайт - 100 Гбайт-1 Тбайт -ОЗУ, RAM, HDD -процессор -вычисляет, управляет (зачитывают) -АЛУ и УУ (Зачитывают, исправляют, если записали неверно) CPU (Зачитывают, исправляют, если записали неверно) ??? -Джон фон Нейман? (выполняют задание) (Зачитывают, исправляют, если записали неверно) -Видеокарта -Чтобы выводить изображение на экран -видеосигналы? -качество изображения и анимации (пробуют ответить) - на материнской плате | Регулятивные УУД: -целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; -умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; Личностные УУД: -устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; |
5 | Закрепление изученного (самостоятельная работа, моменты исследовательской деятельности, продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками) | Итак, класс делится на три (или более, в зависимости от наличия комплектующих) группы. Каждая группа должна за 2 мин подсоединить устройства к материнской плате. Затем проверить себя с помощью схемы, и исправить ошибки. Давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите, правильно ли вы подсоединили устройства. Показать рисунок.(СЛАЙД 14). (Проверить правильность выполнения, по необходимости скорректировать работу обучающихся.) А теперь попробуем расшифровать строку прайс-листа, с которого мы начинали урок. (СЛАЙД 15)Расшифруйте первую строку. Сравните со второй и третьей. Имея 16 тыс. руб. на системный блок, племянница могла купить по этому прайсу только первый системный блок, а хотела явно лучше. Какой я ей дала совет? Правильно. Купить отдельно комплектующие. Мы оставили корпус, некоторые провода и dvd-привод. Купили новую материнскую плату, процессор, оперативную плату, жесткий диск и видеокарту. По параметрам эти комплектующие занимали бы 3 строку в прайсе, а мы уложились в 16тыс.руб. Собирала детали она сама. И получила новый комп. В этом и состоит принцип модульности ПК. А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока и выполним практическую работу. Сначала вы будете выполнять интерактивное приложение «Архитектура фон Неймана». Вам необходимо расставить названия блоков в правильном порядке, учитывая направления информационных потоков. При необходимости вы можете исправить ошибки и добиться правильного выполнения задания. Затем вы будете выполнять тестирование по вопросам данной темы. Оценка за тест будет показывать, как вы усвоили материал на уроке.(На компьютерах открыть интерактивное приложение 9_45 (Архитектура фон Неймана). Затем запускается тестирующий комплекс MyTest с тестом «Устройство компьютера». Оценка ставится в журнал.) | (выполняют практическую работу, после – проверяют себя по схеме – приложение 2, исправляют ошибки) (расшифровывают прайс – рассказывают параметры системных блоков, выясняют, какие лучше) -купить детали по отдельности (обучающиеся выполняют практическую работу) | Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, -осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью, Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -умение структурировать знания; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: -действие смыслообразования, Коммуникативные УУД: - формирование умения общения с учителем, сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; |
6 | Итоги урока, рефлексия(фронтальная беседа) | Итак, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Был ли полезным урок? Теперь вернитесь к первому заданию и заново его выполните. Исправьте минусы на плюсы в тех строках, где размещены знания и умения, полученные вами на уроке. Остались ли еще минусы? Молодцы! Вы справились с целями и задачами урока. СЛАЙД 16. Домашнее задание: параграфы 32 и 33 читать, определения в опорном конспекте учить. Вопросы устно стр 292 №13,17,20. стр 300 №5,6. В качестве альтернативного задания можно предложить некоторым учащимся подготовить сообщения на темы: «Джон фон Нейман и его вклад в науку», «Троичная ЭВМ Сетунь», «Гарвардская архитектура» | (отвечают на вопросы преподавателя, записывают домашнее задание) | Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Устройство компьютера
Задание #1
Вопрос:
Рассмотрите схему. Какое устройство нужно вставить на место вопросительного знака?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) процессор
2) жесткий диск
3) принтер
4) системная плата
Задание #2
Вопрос:
Память, в которой информация хранится пока компьютер включен, называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) оперативной
2) долговременной
3) жестким диском
4) процессором
Задание #3
Вопрос:
Какая характеристика процессора указывает на количество выполняемых операций в секунду?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) тактовая частота процессора
2) разрядность процессора
3) объем обрабатываемой информации
4) объем оперативной памяти
Задание #4
Вопрос:
Количество одновременно обрабатываемых битов процессором - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) тактовая частота процессора
2) разрядность процессора
3) объем обрабатываемой информации
4) объем оперативной памяти
Задание #5
Вопрос:
Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) микропроцессор, сопроцессор, монитор
2) процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;
3) монитор, винчестер, принтер;
4) сканер, мышь монитор, принтер.
Задание #6
Вопрос:
Устройство для обработки информации и управления другими устройствами ПК - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) процессор
2) оперативная память
3) принтер
4) магистраль
Задание #7
Вопрос:
Какое устройство изображено на рисунке?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) системный блок
2) материнская плата
3) процессор
4) видеокарта
Задание #8
Вопрос:
Какое устройство изображено на рисунке?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) системный блок
2) системная плата
3) процессор
4) видеокарта
Задание #9
Вопрос:
Какое устройство изображено на рисунке?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) оперативная память
2) системная плата
3) процессор
4) видеокарта
Задание #10
Вопрос:
Установите соответствие:
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) объем оперативной памяти
2) тактовая частота процессора
3) разрядность процессора
4) объем жесткого диска
__ 2 - 4 ГГц
__ 64 бит
__ 500 Гбайт
__ 2 Гбайт
Задание #11
Вопрос:
О каком принципе устройства компьютера идет речь? Команды программы хранятся в оперативной памяти в виде двоичного кода.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) принцип двоичного кодирования
2) принцип адресности памяти
3) принцип иерархической организации памяти
4) принцип хранимой программы
5) принцип программного управления
Задание #12
Вопрос:
О каком принципе устройства компьютера идет речь? Вся информация в памяти компьютера представлена в двоичном коде, поскольку устройства для хранения двоичной информации и методы ее обработки наиболее просты и дешевы.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) принцип двоичного кодирования
2) принцип адресности памяти
3) принцип иерархической организации памяти
4) принцип хранимой программы
5) принцип программного управления
Задание #13
Вопрос:
О каком принципе устройства компьютера идет речь? Любая обработка данных в ЭВМ происходит по программе. Используя значение из счетчика адреса команд, процессор считывает из памяти очередную команду программы, расшифровывает ее и выполняет. Затем действия повторяются.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) принцип двоичного кодирования
2) принцип адресности памяти
3) принцип иерархической организации памяти
4) принцип хранимой программы
5) принцип программного управления
Задание #14
Вопрос:
О каком принципе устройства компьютера идет речь? Идеальное запоминающее устройство должно обладать бесконечно большой емкостью и иметь бесконечно малое время обращения. На практике эти параметры находятся в противоречии друг другу. Поэтому в настоящее время запоминающие устройства компьютера, строятся по иерархическому принципу (от меньшего объема, но большей скорости к большему объему, но меньшей скорости).
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) принцип двоичного кодирования
2) принцип адресности памяти
3) принцип иерархической организации памяти
4) принцип хранимой программы
5) принцип программного управления
Задание #15
Вопрос:
О каком принципе устройства компьютера идет речь? Оперативная память машины состоит из отдельных битов. Для записи или считывания группы соседних битов объединяются в ячейки памяти, каждая из которых имеет свой адрес (номер).
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) принцип двоичного кодирования
2) принцип адресности памяти
3) принцип иерархической организации памяти
4) принцип хранимой программы
5) принцип программного управления
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1;
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 1;
4) (1 б.) Верные ответы: 2;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 1;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 1;
10) (1 б.) Верные ответы:
2;
3;
4;
1;
11) (1 б.) Верные ответы: 4;
12) (1 б.) Верные ответы: 1;
13) (1 б.) Верные ответы: 5;
14) (1 б.) Верные ответы: 3;
15) (1 б.) Верные ответы: 2;
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме: «Логические основы устройства компьютера»
Цель: провести связь между алгеброй логики и работой ПК, показать как на основе логики работают устройства ПК...
Открытый урок на тему"Проектирование прически с помощью персонального компьютера"
методическая разработка...
Открытый урок по общеобразовательному предмету "Информатика" Тема: "Услуги компьютерных сетей"
Открытый урок по общеобразовательному предмету "Информатика" Тема: "Услуги компьютерных сетей" для обучающихся 1 курса....
Методическая разработка открытого урока по теме "Взаимодействие компьютеров в сети"
Методическая разработка открытого урока по теме "Взаимодействие компьютеров в сети" по МДК 02.01 "Инфокоммуникационные системы и сети". Специальность 09.02.03 Программирование в ко...
Конспект открытого урока по информатике : Многообразие внешних устройств, подключаемых к ПК. Виды ПО компьютеров.
Цель урока: формирование умений классифицировать и определять назначение периферийных устройства ПК, программное обеспечение компьютера и оценить их роль в формировании профессиональных компетенций во...
Открытый урок - представление чисел в памяти компьютере
Образовательная – сформировать представление у учащихся о форме записи чисел в памяти компьютера; повторить системы счисления; повторить перевод чисел из одной системы счисления в другую, научит...
План открытого урока : «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»
Тема открытого урока: «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»Цели урока:Образовательная - ввести пон...