Статья "Профориентационная деятельность в дополнительном образовании"
статья

С развитием прогресса, внедрением новых технологий в современном мире особую актуальность приобретает профессиональная ориентация молодежи.

Правильный профессиональный выбор – залог удовлетворенности человека своей работой, гарантия высокой производительности его труда, условие стабильности и роста отечественной экономики.

Информационно-просветительское направление профессиональной ориентации преследует цель создания у учащихся ясного представления об основных типах профессий.

Центральную роль в профориентационной работе Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества играет обучающее (формирующее) направление. Цель его – предоставить учащимся возможность попробовать себя в различных видах деятельности, приобрести знания, развить умения и навыки необходимые в определенных профессиях.

 

Такого рода практика является лучшим способ самореализации молодого человека.

 

Значительную роль в профориентации играет также проектная деятельность, осуществляемая в коллективах Центра. Ежегодно в научно-практических конференциях школьников на суд специалистов выносятся результаты исследований и разработок учащихся.

 

Изменяющиеся требования к подготовке к жизни нового поколения ставят все новые задачи перед дополнительным образованием. Поэтому в Центре ведется постоянная опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса формирования у учащихся инженерного мышления.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dumanskiy_kotova_davydov_2019.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная деятельность в дополнительном образовании

Думанский А.Н., методист СПбГЦДТТ

Котова А.А., к.п.н., методист СПбГЦДТТ

Давыдов В.Н., д.п.н., методист СПбГЦДТТ

На современном этапе социально-экономического развития нашего общества одной из важнейших задач становится подготовка специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики. В связи с этим особую актуальность приобретает профессиональная ориентация молодежи. Правильный профессиональный выбор – залог удовлетворенности человека своей работой, гарантия высокой производительности его труда,условие стабильности и роста отечественной экономики.

В соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2020 года»[1] Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества осуществляет свою миссиюпо обеспечению для учащихся возможностей развития и свободного выбора различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Для реализации профессионального самоопределенияучащихся в Центре выстроена система по оказанию подросткам личностно – ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей,профессиональных и познавательных интересов и выборе будущей профессии.

Информационно-просветительское направление профессиональной ориентации преследует цель создания у учащихся ясного представления об основных типах профессий. В рамках этого направления педагоги Центра проводят занятия, на которых обсуждаются различные стороны той или иной профессии. Например, на занятиях по начальному техническому моделированию при изготовлении моделей судов педагог рассказывает о профессии капитана, штурмана, лоцмана, матроса. В ряде детских объединений СПбГЦДТТ для знакомства воспитанников с профессиями используютсяделовые и ролевые игры, дискуссии, круглые столы, дающие возможность учащимся «примерить на себя» и «проиграть» различные профессиональные ситуации.

Большое внимание в профориентационной деятельности Центра уделяется экскурсиям. Так, учащиеся детских объединений по направлениям «Картинг», «Мото», «Автодело» посещают автомастерские города, где общаются с представителями важнейших для данного направления профессий - автомеханика, механика моториста-дизелиста, автомеханика диагноста, автоэлектрика, мастера кузовного ремонта, автомаляра, автожестянщика. Учащиеся детского объединения «Промышленная робототехника» знакомятся с инженерными профессиями на регулярно проводимых встречах с инженерами, технологами, системотехниками промышленных предприятий и вузов города (Военмех, ИТМО, СПГУ). В отделе компьютерных технологий организуются встречи со специалистами IT-технологий: программистами, системными архитекторами, специалистами по информационным системам, системными аналитиками, специалистами по системному администрированию.

Однако центральную роль в профориентационной работе центра имеет обучающее (формирующее) направление. Цель его –предоставитьучащемуся возможность попробовать себя в различных видах деятельности, приобрести знания, развить умения и навыки необходимые в определенных профессиях.

Такого рода практикаявляется лучшим способ самореализации и предотвращения разочарований.

В детском объединении «Промышленная робототехника» на старших ступеняхучебный процесс выстроен в логике производственного. Учащиеся не только последовательно осваивают робототехнические знания и умения, но и сами участвуют в производственном процессе фирмы, тесно сотрудничающей с Центром.

Значительную роль в профориентации играет также проектная деятельность, осуществляемая в коллективах Центра. Ежегодно в научно-практических конференциях школьников, которые организуются ведущими вузами Санкт-Петербурга, на суд специалистов выносятся результаты исследований и разработок учащихся. Это и робототехнические устройства, и компьютерные программы, и результаты научно-инженерных исследований. Ребята, которые являются авторами этих работ,пробуют себя в роли инноваторов, которые творчески работают зачастую за рамками существующих профессий.

Изменяющиеся требования к подготовке к жизни нового поколения ставят все новые задачи перед дополнительным образованием. Поэтому в Центре ведется постоянная опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса формирования у учащихся инженерного мышления. Одним из главных ее результатов является отыскание резервов в профессиональной ориентации воспитанников Центра. Совершенствование на этой основе учебных программ помогает увеличить эффективность профориентационной деятельности учреждения иобещает в будущем добиться еще более существенных результатов в содействии осознанному выбору профессий учащимися.

Литература

1. Концепция развития дополнительного образования детей[Электронный ресурс]https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях...

Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях

Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагоги...

«Эффективные практики организации внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Выступление на Республиканской конференции с докладом «Эффективные практики организации внеурочной деятельности и дополнительного образования» по обобщению своей внеурочной деятельнос...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....

Scrum-подход как инновационная технология в проектой деятельности учреждений дополнительного образования детей на примере Центра инженерных компетенций (ЦИК) СПбГЦДТТ Методическая разработка

В методической разработке показана возможность внедрения Scrum-подхода в дополнительное образование детей при выполнении полномасштабных учебных проектов на примере инновационной практики Центра инжен...