Понятие и сущность учебной мотивации
статья на тему
Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Важность ее решения определяется тем, что учебная мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baryshevskaya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие и сущность учебной мотивации
Барышевская Е.Н., преподаватель ОГАПОУ
«Белгородский индустриальный колледж»
В толковом словаре С.И. Ожегова сказано: «Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Довод в пользу чего-нибудь». Виханский О.С. считает: «Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей».
Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Важность ее решения определяется тем, что учебная мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует однозначно принятого определения термина «учебная мотивация». При этом наряду с ним в качестве синонимов также используются термины «мотивация учения», «мотивация деятельности учения». Обратимся к толкованию ключевых понятий данного исследования: «учебная мотивация» и «учебный мотив». В самом общем плане под мотивом подразумевается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению; сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной деятельности и действиям.
Учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации. Также под мотивацией учения подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией учебного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося;
4) субъектными особенностями педагога;
5) спецификой учебного предмета.
Классификация учебных мотивов:
1.По содержанию (направленности):
1.1. Познавательные, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, которые в свою очередь делятся на:
- широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями);
- учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения: интерес к методам научного познания, к способам рациональной организации своего учебного труда);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
1.2.Социальные, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью, лежат как бы за пределами учебного процесса. Социальные же мотивы имеют следующие подтипы:
- широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, желание хорошо подготовиться к избранной профессии);
- узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию и место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет);
- мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми, стремление с ними общаться и взаимодействовать, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества).
В завершении рассмотрения сущности учебного мотива и мотивации учения необходимо сказать несколько слов об их целенаправленном формировании. Мотивационная сфера является ядром личности. Формирование мотивов учения – это создание в учебном заведении условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК»
В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представлены «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК».Эта презентация предназначена для использования на уроке ...
Понятие и сущность технологии проектного обучения
Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов....
Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения
Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения...
Лекция «Понятие и сущность организации. Внешняя и внутренняя среда организации»
Лекция «Понятие и сущность организации. Внешняя и внутренняя среда организации»...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Основы финансовой грамотности Налоги, основные понятия и сущность
Методическая разработна направленная на формирование основ финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства...
Понятие и сущность маркетинга
Презентация к уроку по дисциплине маркетинг "Понятие и сущность маркетинга"....