Понятие и сущность учебной мотивации
статья на тему

Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Важность ее решения определяется тем, что учебная мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baryshevskaya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и сущность учебной мотивации

Барышевская Е.Н., преподаватель ОГАПОУ

«Белгородский индустриальный колледж»

В толковом словаре С.И. Ожегова сказано: «Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Довод в пользу чего-нибудь». Виханский О.С. считает: «Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей».

Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Важность ее решения определяется тем, что учебная мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует однозначно принятого определения термина «учебная мотивация». При этом наряду с ним в качестве синонимов также используются термины «мотивация учения», «мотивация деятельности учения». Обратимся к толкованию ключевых понятий данного исследования: «учебная мотивация» и «учебный мотив». В самом общем плане под мотивом подразумевается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению; сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной деятельности и действиям.

Учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации. Также под мотивацией учения подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией учебного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося;

4) субъектными особенностями педагога;

5) спецификой учебного предмета.

Классификация учебных мотивов:

1.По содержанию (направленности):

1.1. Познавательные, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, которые в свою очередь делятся на:

- широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения: интерес к методам научного познания, к способам рациональной организации своего учебного труда);

- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

1.2.Социальные, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью, лежат как бы за пределами учебного процесса. Социальные же мотивы имеют следующие подтипы:

- широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, желание хорошо подготовиться к избранной профессии);

- узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию и место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет);

- мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми, стремление с ними общаться и взаимодействовать, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества).

В завершении рассмотрения сущности учебного мотива и мотивации учения необходимо сказать несколько слов об их целенаправленном формировании. Мотивационная сфера является ядром личности. Формирование мотивов учения – это создание в учебном заведении условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить обучающихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК»

В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представлены «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК».Эта презентация предназначена для использования на уроке ...

Понятие и сущность технологии проектного обучения

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов....

Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения

Презентация к уроку по теме: Понятие и сущность права, норма права и правовые отношения...

Лекция «Понятие и сущность организации. Внешняя и внутренняя среда организации»

Лекция «Понятие и сущность организации. Внешняя и внутренняя среда организации»...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...

Основы финансовой грамотности Налоги, основные понятия и сущность

Методическая разработна направленная на формирование основ финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства...

Понятие и сущность маркетинга

Презентация к уроку по дисциплине маркетинг  "Понятие и сущность маркетинга"....