Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики
статья на тему

Одноблюдова Александра Михайловна

В статье рассмотрено значение использования информационных технологий в процессе преподавания информатики детям с ОВЗ, использование каких форм компьютерных технологий лучше использовать и на каких этапах урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Одноблюдова А.М.

Одним из стратегических направлений социальной и образовательной политики России является предоставление образования детям и молодым людям с ограниченными возможностями. Одной из важных задача педагога является обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Усть-Илимском техникуме лесотехнических технологий и сферы услуг обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и выпускники коррекционных школ VIII вида, многие из которых имеют инвалидность. В связи с тем, что в условиях информационного общества конкурентоспособность выпускников в большей степени определяется уровнем их информационной культуры, то есть умением работать с информацией и уровнем развития системного мышления задача преподавателя информатики заключается в первую очередь в том, чтобы подготовить выпускника, обладающего информационной культурой. И здесь немаловажное значение имеет использование информационных технологий в процессе преподавания информатики детям с ОВЗ.

В своей педагогической деятельности в процессе обучения обучающихся с ОВЗ использую все формы компьютерных технологий. Это и электронные учебники, и мультимедийные презентации, и работа по поиску информации обучающимися в сетях (локальной и Интернет). Для контроля знаний использую разработанные электронные тесты по всем темам предмета.

Рассмотрим, на каких этапах можно использовать информационные технологии.

Организуя мотивацию с целью заинтересовать обучающихся с ОВЗ в том, что им нужны именно эти знания, использую информацию, записанную в электронном виде (файлы). Информация может быть представлена самым различным способом: это может быть описание ситуации, ответы, видеоролик, могут быть вопросы, на которые необходимо найти ответы. Многие ребята не хотели читать то, что написано на бумаге, а на экране компьютера делают это с удовольствием. Например, говорю: «Если вы откроете файл (указываю имя файла и его местонахождение), то узнаете что-то интересное».

При изучении новой темы применяю метод коррекционно-развивающего обучения. Проводя актуализацию опорных знаний, осуществляю входной контроль, который позволяет вовлекать обучающихся с ОВЗ в активную познавательную деятельность. Использую различные виды заданий: электронные тест, кроссворд, викторину, утверждение - правильно или нет. При выполнении предложенного задания, обучающиеся выясняют, что на часть вопросов они могут ответить, а на другую часть испытывают затруднения. Вопросы, на которые затрудняются ответить, они записывают в тетрадь и это является заданием для изучения нового материала. В конце урока им предлагается выполнить то же самое задание и предоставляется возможность провести самоанализ учебной деятельности.

Результаты выполнения заданий заносятся в диагностическую карту урока (табл.1),  которая формируется автоматически по компьютерной сети. Данная карта выводится на экран через мультимедийную установку. На экране формируется две таблицы, одна – на начало урока и вторая – на конец урока. В таблице отображается Фамилия и имя обучающегося, номера вопросов задания, результат ответа на вопрос, 0 если ответ на данный вопрос неверный и 1 если ответ правильный. После ответа на 10 вопросов обучающийся самостоятельно оценивает свои знания, в столбце С (самооценка) отображаются самооценки обучающихся, а в столбцах О, Г - объективные оценки и в заключение  отношение обучающегося к данной теме (рефлексия).

Таблица 1

При изучении нового материала использую электронные учебники, видеофильмы, файлы, мультимедийные презентации, авторские Учебные пособия. Ребята ищут информацию не только в локальной сети класса, но и в сети Интернет. Каждый обучающийся работает в своем темпе, самостоятельно. В ходе работы ребята  глубже знакомятся с материалами по  темам, узнают много интересных фактов. Для эффективного обеспечения учебного процесса большое значение имеет раздаточный материал: карточки-задания, задания – инструкции, задания для выполнения самостоятельных и контрольных работ, инструкционные карты к лабораторно-практическим работам.

В процессе обучения возникла необходимость разработать учебные пособия по темам дисциплины, которые включали бы в себя и теоретический материал, и задания с инструкционной картой, задания без инструкционной карты, и дополнительные задания. Разработке таких учебных пособий было уделено большое внимание, так как использование их позволяет организовать работу по изучению материала, закреплению и проверке знаний. Для каждого обучающегося есть выбор – изучить тему, когда ему удобно. В пособиях учтён принцип дифференцированности и индивидуальности. Учебные пособия представлены в двух вариантах – в электронном виде и на бумажном носителе. У обучающихся с ОВЗ есть выбор, изучать материал на бумажном носителе или на экране монитора, но предпочтение они отдают изучению на компьютере. Кроме этого у них есть еще выбор: законспектировать новый материал в тетрадь до выполнения лабораторно-практической работы или после. При использовании учебных пособий у обучающихся задействованы все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные). В результате у ребят воспитывается воля, усидчивость, самостоятельность, способность управлять своими эмоциями. Появляется интерес к обучению. Более качественно осуществляется учебный процесс: увеличивается плотность урока, осуществляется взаимное сотрудничество обучающих и обучающихся.

Закрепляя и корректируя знания после изучения темы, предлагаю обучающимся самостоятельно выполнить упражнения, построенные по принципу «пазлов» или «угадай правильный ответ». Например, при изучении темы «Панели инструментов Word», предлагаю такие упражнения: выбрать цифру, соответствующую команде и проставить ее в рамку рядом с пиктограммой команды. Если выбрал правильный ответ, то рядом появляется надпись «Правильно!», если не правильный – «Попробуй еще раз…». Упражнение выполняется до тех пор, пока все цифры не будут проставлены на свои места. В результате учащийся запоминает все команды.

Контроль знаний провожу на различных этапах урока (входной, промежуточный, итоговый). Для осуществления контроля предпочитаю применять электронные тесты. Результаты выполнения теста заносятся в диагностическую карту урока (ДКУ), которая выводится на экран. Анализируя свои ответы на вопросы, обучающиеся имеют возможность самостоятельно оценить свой уровень знаний, устранить пробелы и наметить пути повышения. Выполнив самоанализ результатов по карте ДКУ, обучающиеся с ОВЗ выполняют рефлексию, которая выражается в объяснении присутствующим итогов своей работы на учебном занятии. Организация рефлексивной деятельности на уроке – основной фактор развития речи учащегося, аналитических способностей.

Свои работы обучающиеся формируют в личную файловую папку, которая содержит весь компьютерный практикум за период обучения (электронный портфель). Это развивает у них чувство ответственности за выполнение, самоконтроль, а преподаватель получает достоверную информацию о качестве знаний каждого.

Итак, организация деятельности обучающихся с ОВЗ с помощью информационных технологий может использоваться на любом этапе урока. Это позволяет:

  • повышать заинтересованность и мотивацию учащегося улучшить запоминание учебного материала;
  • выбирать темп изучения материала предмета;
  • создать ситуацию успеха;
  • развивать самостоятельность в достижении цели;
  • способствовать развитию профессиональных компетенций обучающегося;
  • обеспечить сравнительную легкость освоения нового материала  и возможность успешно продолжать образование в течение всей жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ. Для специальности: 34.02.02. Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Рабочая программа по истории разработана для специальности медицинский массаж, но можно использовать и для других специальностей второго курса СПО с обязательной аудиторной учебной нагрузкой обуч...

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ  ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...

Геймификация как способ обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере адаптированной учебной дисциплины «Коммуникативный практикум»)

Геймификация как способ обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере адаптированной учебной дисциплины «Коммуникативный практикум») https://disk.yandex.ru/i/qqwljSB...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Для специальности: 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01.Основы философии  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального обр...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по ОГСЭ.02История Специальность 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Комплект контрольно-измерительных материалов   предназначен для итогового контроля учебных достижений обучающихся 1 курса по учебной дисциплине «История», который проводится в ра...