Методическая разработка "Проектное обучение на уроках информатики"
методическая разработка на тему

Воронцева Надежда Викторовна

   Разработка носит практический характер – в пояснительной записке представлены теоретические аспекты проблемы, предложены разносторонние направления деятельности всех звеньев образовательного процесса в техникуме относительно решения проблемы, а вот сама разработка содержит конкретные предложения, отвечающие на вопрос «Как можно повысить интерес и успеваемость студентов?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по совершенствованию технологии проектного обучения на уроках информатики в рамках ТОП-50 с учетом требований профессиональных стандартов к подготовке специалистов среднего звена, разработанные преподавателем Воронцевой Н.В.

   Разработка носит практический характер – в пояснительной записке представлены теоретические аспекты проблемы, предложены разносторонние направления деятельности всех звеньев образовательного процесса в техникуме относительно решения проблемы, а вот сама разработка содержит конкретные предложения, отвечающие на вопрос «Как можно повысить интерес и успеваемость студентов?»

   Преподавателем предложены варианты использования в работе с неуспевающими студентами как традиционных, так  и различных инновационных технологий и методов обучения: технология критического мышления, дифференцированного обучения, модульно-рейтингового, проектного.

   В приложении рассмотрена  разработка индивидуального проекта по информатики в группе ТО-115/17 по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

Методическую разработку целесообразно использовать в образовательном процессе СПО, так как она способствует решению острой проблемы, связанной с заинтересованностью и успеваемостью  студентов. А так же способствует формированию проектного мышления; обеспечивает целостность педагогического процесса; создает  условия  для самостоятельного приобретения знаний; поддерживает положительную мотивацию к самообразованию обучающихся.


Пояснительная записка

                                                                          Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов.

Дж. Дьюи

Среднее профессиональное образование – это наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. В России среднее специальное образование должно быть  ведущим производителем кадров.

От выпускника среднего профессионального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, точность и быстрота выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю.

Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития инициативы обучающихся, их активной жизненной позиции, находчивости, умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Указанные выше качества формируются при условии включения обучающегося в процесс проблемно-поисковой деятельности. Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формируются в процессе работы над проектом. При внимательном  рассмотрении можно увидеть, что одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, а в какой-то  — к общеучебным, а затем — к специальным.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного решения проблемы обучающимися.

    Актуальность работы с технологией проектного обучения  современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого происходит  многостороннее развитие растущей  личности.

Целью методической разработки является поэтапное ознакомление с содержанием проектной технологии обучения в СПО, а также выработка умений использовать проектную технологию в образовательной практике.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для студентов. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов.

Допустим, умение правильно формулировать информационную модель при изучении курса «Информатика» закрепляется и развивается в процессе освоения других предметов и становится надпредметным, а на этапе презентации в учебном проекте — специальным. Поэтому, проектирование следует рассматривать как универсальное умение, что указывает на необходимость формирования и развития культуры проектной деятельности. Опираясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемых мною предметов  «Информатика» и «Информационные технологии», считаю необходимым: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями, а так же способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Следовательно,  ставлю перед собой задачи:

  • Помочь студентам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  • Создать условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в        команде.

Для реализации поставленных задач должны быть использованы эффективные педагогические технологии. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения.

В результате применения этих способов можно сформировать следующие умения:

  • социальное -  умение  действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • информационное - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативное - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • предметное – умение  применять полученные знания на практике.  

Проектный метод  всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этого метода студенты  не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

 Проектная деятельность обучающегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося.

«Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Следовательно, я выбрала путь разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней студенту, как со стороны преподавателя, так и  одногруппников.

Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов представлено в таблице.

Традиционное обучение

Проектное обучение

1. Целевая установка у учащихся.

Получить хорошую отметку

Проявить свои способности, сделать важное дело.

2.Организационныеформы работы.

Индивидуальная.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

3.Источникиинформации

Как правило, один-два источника.

Различные источники из разных областей знания.

4. Предметная область.

Один учебный предмет.

Как правило, содержание полипредметно

5. Характер работы по содержанию

Реферирование.

Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.

6. Презентация или зашита работы.

Не обязательна.

Обязательна.

Как видно, проектное обучение  - это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Мы имеем дело с проектным обучением, если:

-учитель ориентируется не только на получение обучающимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;

- обучающиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;

- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;

 - сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

-преподаватель выводит педагогический процесс в окружающий мир;

-участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;

- преподаватель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;

- преподаватель создает условия для коррекции работы над проектом;

- преподаватель организует экспертизу проектов;

-преподаватель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект

к презентации, представляют и защищают его;

-студенты анализируют свою работу над проектом;

2.Технология метода проектов

Стадия «вызова» направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Студент вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные

На стадии осмысления студенты работают с новой информацией,  используя приём пометки на полях.

Этот прием является средством, позволяющим отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Студентов надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+)  отмечается новое знание, новая информация. Студент ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус»(-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студента представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным у и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Этот этап часто заканчивается написанием эссе.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в аудитории после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут

Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации.

При этом результаты исследовательской деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы. Проектная деятельность на занятиях информатики также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал студентов и способствует их нравственно-эстетическому развитию.

Степень активности студента и преподавателя на разных этапах различна. Степень самостоятельности обучающихся в работе над проектом зависит от сформированности умений проектной деятельности.

Предлагаются такие уроки с применением учебного исследования или его элементов:

  • урок-путешествие,
  • урок-соревнование,
  • урок-презентация,
  • урок - устный журнал,
  • урок-митинг,
  • интегрированные уроки,
  • урок-лаборатория,
  • урок – творческий отчет,
  • урок изобретательства,
  • урок «удивительное рядом»,
  • урок фантастического проекта,
  • урок-рассказ об ученых, и т. п.

Результатом являются: устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке, как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса.

В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.

Находит свое применение проектная технология и в воспитательной работе. Целью применения данной технологии является воспитание социально адаптированной личности посредством формирования познавательных интересов, повышение интеллектуального уровня и привития духовно-нравственных ценностей посредством решения ряда задач. 

3. Метод проектов - средство повышения эффективности работы.

Несомненно, что  использование проектной технологии на уроках способствует развитию познавательного интереса к изучению предмета, формированию у учащихся умения проводить поиск информации, анализировать источник информации, различать факты и мнения. Следовательно, можно утверждать, что проектная технология является важнейшим средством повышения эффективности работы в условиях реализации ФГОС СПО.      

Метод проектов:

Во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Необходимо выдвигать перед студентами такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда студенты могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.

В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность. Формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты студентов должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, обучающиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.    

Данная технология способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

4. Проблемы проектной деятельности

  Главной проблемой стала проблема - как обучить студентов навыкам проектной деятельности.

Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. Роль преподавателя заключается в том, чтобы подвести студента к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний.

5. Способы реализации метода проектов

Метод проектов можно осуществлять как индивидуально, так и в группе. Преимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции студентов, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы. В то же время групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет интересна нескольким обучающимся. Индивидуальный проект заслуживает внимания тем, что формирует  умение обучающегося вести его от начала до конца, самостоятельно находить решение проблем, нести личную ответственность за результат.

Один из вопросов, волнующих преподавателей – это представление студентами готового проекта, особенно если он рассчитан  на один-два урока. В какой форме может осуществляться защита такого проекта?  В качестве оптимальных вариантов можно предложить защиту в виде доклада, реальной или виртуальной выставки, небольшого видеофильма, рекламного ролика и др. Если проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной: в виде реферата с вариантом решения социальной проблемы, в виде спектакля и других формах.

Существует еще одна проблема – оценивание проекта. Сложность заключалась в расставлении приоритетов при оценивании работы. В качестве критерия оценки проектной работы отмечается выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатов.  Среди других критериев, в равной мере, являются практическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта. Различие критериев в оценке проекта позволяет отойти от привычной пятибалльной системы и дает возможность педагогу использовать суммарный показатель всех достижений студента при работе над проектом.

Предназначение преподавателя в том, чтобы учить студентов всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формировать у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самому. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

На первом этапе работы по этой методике ставится задача – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, преподаватель может столкнуться с необходимостью согласования его с интересами обучающихся.

На уроках информатики преподаватель должен создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы обучающихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда студенты в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет преподаватель.

Секрет успеха проектной методики состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда обучающиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что студенты познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у студентов воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение обучающихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Используя проектную технологию в работе, приоритетным направлением является процесс познания, для того, чтобы подготовить студента, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

6. Принципы проектной деятельности

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

принцип  вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц, диаграмм, карт, анкет);

принцип решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);

принцип самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

принцип создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы);

принцип учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс обучающимся нравится);

принцип личностного фактора (проектная работа предоставляет студентам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

При изучении информатики наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста обучающихся и темы.

Важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации обучающихся. Студенты начинают понимать, зачем они изучают предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся к изучению обществознания, которое ранее казался или неинтересным или ненужным.

Метод учебного проекта предполагает опору на творчество студентов, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей обучающихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умение работать творчески. Умения составления и проведения презентации.

Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

7. Проект как модель совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

Проектная деятельность может применяться на уроках как метод и как технология отдельного вида деятельности.

Метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Применение проектной методики предполагает, что этот метод в педагогической деятельности учителя будет основным.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя. Проект может рассматриваться как технология, так как имеет цель, определенные стадии, четко очерченные по времени и предполагаемый результат. Мы будем рассматривать проектную деятельность с точки зрения технологии.

В основе проекта - решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект предполагает не только осознание проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.

8. Требования к организации проектов

К организации проектов предъявляют следующие требования:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся;
  • необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической,;
  • обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
  • деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;
  • студенты  должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

Для этого преподаватель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу обучающихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

9. Классификация проектов

Существуют различные классификации проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательские

творческие,

ролевые, игровые,

информационные,

практико-ориентированные (прикладные),

поисковые,

ознакомительно-ориентировочные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

монопроекты (в рамках одной области знания),

межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

внутригрупповые

внутренние;

внутренние или региональные,

международные.

4. По количеству участников проекта:

индивидуальные,

парные,

групповые.

5. По продолжительности проекта:

краткосрочные (1-2 урока),

средней продолжительности ( в рамках учебной темы, 5-6 уроков),

долгосрочные.

6. По результатам:

доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

макет, схема, план-карта;

видеофильм;

выставка; и др.

7. По комплексности:

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте преподаватель-предметник выступает руководителем, консультантом – преподаватель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. 

Специфика некоторых видов проектов:

Тип проекта

Характеристика проекта

Результат проекта

Практико-ориентированный проект ( в том числе социально - ориентированный)

нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, колледжа и т.д.

Исследовательский проект

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Статья, стендовый и научный доклад. Желательно впоследствии использовать данный результат при выступлении на конференциях.

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы или колледжа.

Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой (игровой) проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Перечисленные целевые направления деятельности обучающихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

10. Этапы работы над проектом

1) Подготовительный

Выбор темы, формулировка гипотезы, т.е. предположения о результатах и путях их достижения, определение целей и задач. Определение количества участников (индивидуальный или групповой проект).

2) Поисковый (исследовательская деятельность).

Поиск и отбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта.

3) Аналитический.

Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

4) Презентация полученных результатов.

Оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм. Защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Анализ успехов и ошибок, коррекция.

Последовательность работы над проектом:

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1.Подготовительный

  • Определение темы и целей проекта, его исходного положения;
  • Подбор рабочей группы;
  • Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта;
  • Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся;
  • Помогает в определении цели проекта;
  • Наблюдает за работой студентов;

2. Поисковый

а)Определение источников необходимой информации.

б)Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой студентов.

3. Аналитический

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

5.Анализ информации. Формулирование выводов

Поэтапно выполняют задачи проекта. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся. Наблюдает, советует (по просьбе студентов).

4. Презентация полученных результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Следует выделить важные педагогические приемы, которые используются в проектной деятельности.

Педагог должен продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть обсуждение практической задачи, жизненно важной для студентов, создание проблемной ситуации, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач, рассказ о привлекательной перспективе и др.

«Мозговой штурм»: учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

Прием «Ромашка»: используется при запуске проекта. Преподаватель предлагает спектр проблем, которые фиксируются на «лепестках». В ходе обсуждения обучающиеся выбирают ту проблему, над которой им интересно будет работать.

Прием, заимствованный из ТРКМ, «Бортовой журнал», можно использовать при работе с источниками информации на аналитическом этапе подготовки проекта. При этом обучающиеся заполняют двухчастную таблицу. Первую графу заполняют на поисковом этапе, когда определяются направления работы, вторую графу - непосредственно при изучении источников.

Что мне известно по данной теме;

Что нового я узнал.

«Кластер» как прием визуализации материала поможет определить цели, задачи, очертить «круг» проблем. Прием призван систематизировать информацию до знакомства с источниками в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Интервью, опрос, анкетирование – это приемы сбора первичной социологической информации. Применяется в некоторых видах проектов на аналитическом этапе.

11. Роли преподавателя и обучающихся в ходе подготовки проекта

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа преподавателя и студента. При этом преподаватель формирует мотивацию участников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта по защите проекта.

Применение проектной технологии ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов.

Проектная деятельность требует от преподавателя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять более индивидуальный подход к студенту.

12. Заключение

Современному обществу нужны образованные, способные к сотрудничеству, мобильные и креативные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Эти качества формируются с детства, поэтому задача системы образования - дать обучающимся социальный опыт, т.е. опыт участия его в различных видах деятельности, межличностного взаимодействия при исполнении социальных ролей. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму знаний, образцов, а научиться способам общения и формам деятельности.

Потребность в самоопределении, самосознании требует своего удовлетворения в пространстве техникума. Но при традиционном образовании задача обучения знаниям, умениям и навыкам не соответствует задачам развития самого подростка.

С введением в образовательное пространство проектной деятельности главным результатом деятельности обучающихся становится способность к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.

Успешное применение проектной технологии на уроках информатики позволяет сделать следующие выводы:

  • Проектная деятельность на уроках информатики дает возможность дифференциации уровня изучения материала для удовлетворения потребностей студента;
  • Проектная технология на уроке информатики мотивирует обучающихся на приобретение новых знаний. Они не только получают знания, но и присваивают их, применяют на практике.
  • В ходе проектной деятельности обучающиеся получают возможность проявить свои творческие способности, навыки коммуникации, лидерские качества. Защита проектов – полезный и значимый опыт публичного выступления.
  • В проектной деятельности обучающиеся учатся ставить конкретные цели, отбирать оптимальные средства их достижения и ресурсы, нести ответственность за результаты своего труда. Развитие таких умений студента является залогом его успеха во взрослой жизни.

Следовательно,  результат индивидуальной проектной работы студента группы ТО-115/17 по специальности  «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» представлен в ПРИЛОЖЕНИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики "Компьютерная графика"

Методическая разработка урока информатики, проведенного в группе 1 курса профессии НПО "Машинист электровоза"...

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики

В статье рассмотрено значение использования информационных технологий в процессе преподавания информатики детям с ОВЗ, использование каких форм компьютерных технологий лучше использовать и на каких эт...

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...

"Использование групповых форм обучения на уроках информатики"

Сегодня перед современной школой стоит проблема, как повысить интерес обучающихся  к учебе, большое значение придается задаче - научить обучающихся учиться.  Одна из причин потери интереса -...

Программа «Использование электронных средств обучения на уроках информатики» (дисциплина «Информатика») в рамках самообразования педагога

Электронные образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного модел...