Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных"
рабочая программа на тему
Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных" для студентов СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnproektirbd_is-16-2.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы проектирования баз данных»
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
г.Югорск, 2017
ОДОБРЕНА цикловой комиссией _______________________________ Протокол _______ От «____»___________2017 г. Председатель ________________ | Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» и результатов опроса работодателей Заместитель директора по учебной работе _________________ |
Разработчик: Новиков А.И. , преподаватель
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 11
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине составлена на основании нормативных документов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2014 г. N 525 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)».
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2014 г. N 525).
- Выписки из рабочего учебного плана ОПОП по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) количества часов, отводимых на данную дисциплину.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), входящей в укрупнённую группу специальностей 09.02.04 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование компетенций:
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен
уметь:
- проектировать реляционную базу данных;
- использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;
знать:
- основы теории баз данных;
- модели данных;
- особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
- основы реляционной алгебры;
- принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- основы языка запросов SQL.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 135 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 90 часа;
самостоятельная работа обучающегося – 45 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе:
практические занятия | 90 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: оформление отчётов по выполненным практическим работам и теоретическая подготовка к их сдаче; самостоятельное освоение систем управления базами данных с использованием навыков, полученных на практических занятиях | 45 30 15 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) | Объём часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Модели баз данных | 32 | ||
Тема 1.1. Введение в основы реляционной модели данных | Лекция 1. Пользователи и приложения, обращающиеся к данным. Электронные таблицы данных. | 2 | 1 |
Практическое занятие 1.Плоская модель данных. Строки и столбцы таблицы. Типы данных. Реляционная модель данных. | 2 | ||
Практическое занятие 2.Системы управления базами данных. | 2 | ||
Практическое занятие 3. Освоение главных принципов проектирования баз данных | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и ин формационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов. 2. Реферат по теме «Основные модели баз данных» | 8 | ||
Тема 1.2. Целостность реляционных баз данных | Лекция 2. Целостность сущностей. Null-значения. Таблица истинности AND. Таблица истинности OR. Таблица истинности NOT. | 2 | 2 |
Лекция 3. Первичные и внешние ключи. Искусственные первичные ключи. | 22 | ||
Практическое занятие 4.Средства идентификации. Средства адресации на уровне кортежей. | 22 | ||
Практическое занятие 5.Связи «один-к-одно- му», «один-ко-многим», «многие-ко-многим». | 22 | ||
Практическое занятие 6.Применение стратегий поддержания ссылочной целостности | 22 | ||
Практическое занятие 7.. Задание ограничений целостности в реляционной базе данных | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и ин- формационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов. Темы: «Типы связей в БД» «Целостность БД» | 4 | ||
Раздел 2. Основы теории реляционных баз данных | 48 | ||
Тема 2.1. Реляционная алгебра | Лекция 4. Обзор реляционной алгебры. Теоретико-множественные операторы: объединение, пересечение, вычитание, декартово произведение.
| 2 | 2 |
Лекция 5. Выборка (ограничение, селекция). Проекция. | 22 | ||
Лекция 6. Соединение. Естественное соединение. | 22 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Реферат по теме «Алгебра множеств» | 4 | ||
Тема 2.2. Элементы языка SQL | Практическое занятие 8.Операторы SQL. Синтаксис оператора выборки данных (SELECT). Операторы защиты и управления данными.
| 2 | 3 |
Практическое занятие 9.Insert – вставка строк в таблицу. Update – обновление строк в таблице. Delete – удаление строк в таблице. | 22 | ||
Практическое занятие10. Отбор данных из одной таблицы. Отбор данных из нескольких таблиц. Использование алиасов и псевдонимов. | 22 2 | ||
Практическое занятие11.Использование агрегатных функций в запросах. Использование агрегатных функций с группировками. подзапросов. | 22 | ||
Практическое занятие12. Использование объединений, пересечений и разностей в запросах | 22 | ||
Практическое занятие 13.Проектирование структуры базы данных и создание таблиц. | 2 | ||
Практическое занятие 14.Проектирование запросов для управления данными | 22 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и ин- формационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов Темы: «Язык SQL» «Использование хранимых процедур» | 6 | ||
Тема 2.3. Нормальные формы отношений | Лекция 7.Этапы разработки базы данных.
| 2 | 3 |
Лекция 8. Концептуальная модель данных, диаграммы «сущность–связь». Логическая и физическая модель данных. | 22 | ||
Практическое занятие 15.Нормальные формы. | 22 | ||
Практическое занятие 16.Нормализация отношений. Алгоритм нормализации. | 22 | ||
Практическое занятие 17.Создание концептуальной и логической моделей базы данных. | 2 | ||
Практическое занятие 18.Нормализация базы данных | 22 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и ин- формационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов Темы: «Нормальные формы БД» «Алгоритм нормализации БД» | 4 | ||
Раздел 3. Проектирование реляционных баз данных | 55 | ||
Тема 3.1. Элементы модели «сущность–связь» | Лекция 9. Предметная область. Функциональная модель. Семантическое моделирование. Различные варианты диаграмм «сущность–связь». | 2 | 3 |
Практическое занятие 19.Основные понятия логических блок-схем. Экземпляр сущности. Атрибут сущности. Первичные ключи сущности. Связи. | 22 | ||
Практическое занятие 20.Реализация связей типа «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим». Примеры простых концептуальных и логических блок-схем | 22 | ||
Практическое занятие 21.Проектирование моделей сущностей базы данных. | 2 | ||
Практическое занятие 22.Задание связей между сущностями. | 22 | ||
Практическое занятие 23.Реализация модели в СУБД MS Access | 22 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и ин- формационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов Темы: «Разработка БД в СУБД MS Access» (согласно варианта) | 9 | ||
Тема 3.2. Начало процесса проектирования базы данных | Лекция 10. Концептуальный обзор проектирования реляционной базы данных. Формулировка проблемы и постановка задачи. | 2 | 3 |
Практическое занятие 24.Обзор существующей базы данных, создание полного списка полей. | 22 | ||
Практическое занятие 25.Определение предварительного и заключительного списка таблиц. Уточнение полей и структур таблиц | 22 | ||
Практические занятия Практическое занятие 26.Проектирование форм представлений и управление данными. | 2 | ||
Практическое занятие 27.Использование SQL-запросов для редактирования данных. | 22 | ||
Практическое занятие 28.Использование SQL-запросов для выборки данных. | 22 | ||
Практическое занятие 29.Создание форм и отчётов для генерации выходных документов | 22 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и ин- формационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов Темы: «Проектирование БД»(согласно варианта) | 6 | ||
Тема 3.3. Завершение проектирования базы данных | Практическое занятие 30.Виды и основные свойства ключей. Спецификации полей. Определение связывания таблиц. Определение бизнес-правил. Основные виды представлений. | 2 | 2 |
Практическое занятие31.Целостность данных. Документирование процесса проектирования базы данных. | 22 | ||
Практическое занятие32. Важность следования методике проектирования базы данных. Практическое занятие33.Примеры отхода от правил методики проектирования базы данных | 22 | ||
Практическое занятие 34.Проектирование реляционной базы данных. | 2 | ||
Практическое занятие 35.Создание физической модели базы данных | 22 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций; работа с информационно-справочными и информационно-поисковыми системами. Выполнение групповых и индивидуальных проектов Темы: «Методики проектирования БД» | 4 | ||
Всего: | 135 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Программирование и базы данных», лаборатории «Информационные системы».
Оборудование учебного кабинета:
Методическое обеспечение:
методические и справочные материалы;
наглядные пособия;
специализированное программное обеспечение.
Перечень основного оборудования:
сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет;
комплекты «столы–стулья» (2 к 1) в количестве не менее 15 шт.;
шкафы для методической литературы;
огнетушитель;
информационные стенды.
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
проектор;
компьютерное рабочее место для преподавателя;
принтер;
сканер.
Минимальные требования к компьютерному рабочему месту преподавателя:
процессор типа Pentium®, Power Macintosh;
процессор с тактовой частотой не менее 2,66 ГГц
ОЗУ не менее 512 Мб;
HDD не менее 80 Гб;
акустическая система.
Минимальные требования к компьютерному рабочему месту ученика:
процессор с тактовой частотой не менее 2,66 ГГц;
ОЗУ не менее 512 Мб;
HDD не менее 80 Гб;
компьютерные наушники и микрофон.
Минимальные требования к установленному программному обеспечению:
операционная система;
антивирусная программа;
программа-архиватор;
офисное ПО: текстовый процессор, табличный процессор, программа для создания мультимедийных презентаций;
система управления базами данных;
система программирования;
система визуального проектирования.
Оборудование лаборатории:
Методическое обеспечение:
методические и справочные материалы;
наглядные пособия.
Перечень основного оборудования:
сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет;
комплекты «столы–стулья» (2 к 1) в количестве не менее 15 шт.;
шкафы для методической литературы;
огнетушитель;
информационные стенды.
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
проектор;
компьютерное рабочее место для преподавателя;
принтер;
сканер.
Минимальные требования к компьютерному рабочему месту преподавателя:
процессор типа Pentium®, Power Macintosh;
процессор с тактовой частотой не менее 2,66 ГГц
ОЗУ не менее 512 Мб;
HDD не менее 80 Гб;
акустическая система.
Минимальные требования к компьютерному рабочему месту ученика:
процессор с тактовой частотой не менее 2,66 ГГц
ОЗУ не менее 512 Мб;
HDD не менее 80 Гб;
компьютерные наушники и микрофон.
Минимальные требования к установленному программному обеспечению:
операционная система;
антивирусная программа;
программа-архиватор;
офисное ПО: текстовый процессор, табличный процессор, программа для создания мультимедийных презентаций;
система визуального проектирования ИС;
система управления базами данных;
информационно-поисковые системы.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Голицына О.Л., Попов И.И. Максимов Н.В. Базы данных: учеб. пособие. – М.: Инфра-М: Форум, 2011.
2. Голицына О.Л., Попов И.И., Партыка Т.Л. Системы управления базами данных: учеб. пособие. – М.: Инфра-М: Форум, 2011.
3. Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access: учебник. – М.: Форум, 2012
Дополнительные источники:
1. Михеева В., Харитонова И. Microsoft Access 2003 в подлиннике. – СПб.: БХВ, 2009.
2. Полякова Л.Н. Основы SQL: курс лекций: учеб. пособие – М.: Интуит, 2009.
3. Харитонова И.А. Самоучитель Office Access 2003. – М.-СПб.: Питер, 2010.
4. Хернандес Майкл Дж., Вьескас Джон Л. SQL-запросы для простых смертных: практическое руководство по манипулированию данными в SQL. – М.: Лори, 2003.
5. Michael J. Hernandez, Database Design for Mere Mortals™: A Hands-On Guide to Relational
Database Design. Second Edition, By, Publisher Addison Wesley. Pub Date March 05, 2010.
Интернет ресурсы:
1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение проектировать реляционную базу данных | Экспертная оценка усвоения знаний проводится в форме тестирования и контрольных работ. Экспертная оценка формирования умений производится в форме защиты практических работ. Итоговая аттестация по дисциплине проходит в соответствии с учебным планом по специальности. Критерием оценки результатов освоения дисциплины является способность выполнять конкретные профессиональные задачи в ходе самостоятельного выполнения работ; выполнять работы по образцу, инструкции или под руководством; узнавание ранее изученных объектов, свойств |
Умение использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных | |
Знание основ теории баз данных | |
Знание моделей данных | |
Знание особенностей реляционной модели и проектирования баз данных, изобразительных средств, используемых в ER-моделировании | |
Знание основ реляционной алгебры | |
Знание принципов проектирования баз данных, обеспечения непротиворечивости и целостности данных | |
Знание средств проектирования структур баз данных | |
Знание языка запросов SQL |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...
Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных...
Рабочая программа ОП.05 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программи...
Рабочая программа по дисциплине ОП 08. Основы проектирования баз данных
Рабочая программа по дисциплине ОП 08 Основы проектирования баз данных. Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
Рабочая программа дисциплины Основы проектирования баз данных
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по специальности среднего профессионального обучения 09.02.07 Информационные системы и программирование в соотве...
Рабочая программа ОП. 07 Основы проектирования баз данных
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базовой подготовки...