Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления
план-конспект занятия на тему
Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления.
Цели урока:
предметные – Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
метапредметные – Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
личностные – Использовать готовые материалы, оценивать их обрабатывать и перекодировать.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение общего правила "быстрого" перевода в компьютерных системах счисления;
2) Перевод целых чисел между двоичной и восьмеричной системами счисления;
3) Перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления;
4) Перевод дробной части между двоичной и восьмеричной системой;
5) закрепление навыков быстрого перевода чисел в компьютерных системах счисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._14_bystryy_perevod_chisel_v_kompyuternyh_sistemah_schisleniya.pptx | 763.83 КБ |
ur._13_perevod_chisel_iz_odnoy_pozitsionnoy_sistemy.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления Способ «быстрого» перевода основан на том, что каждой цифре числа в системе счисления, основание которой q кратно степени двойки, соответствует число, состоящее из n ( q=2 n ) цифр в двоичной системе счисления. Замена восьмеричных цифр двоичными тройками ( триадами ) и шестнадцатеричных цифр двоичными четвёрками ( тетрадами ) позволяет осуществлять быстрый перевод, для этого: данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой; если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов; рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой системы счисления с основанием q = 2 n .
8= 2 3 Перевод целых чисел между двоичной и восьмеричной системами счисления Цифра → Двоичный код 0 → 0 1 → 1 2 → 1 0 3 → 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 А 2 А 8 А 8 Восьмеричные цифры меняем триадами Триады меняем на восьмеричные цифры Цифра → Триада 0 → 0 0 0 1 → 0 0 1 2 → 0 1 0 3 → 0 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 № 11 . 11 00 1 0 1 2 = Х 8 = 145 8 1 4 5 № 12. 302 8 = Х 2 = 11000010 2 3 0 2 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1
0 1 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 Цифра → Двоичные коды 0 → 0 1 → 1 2 → 1 0 3 → 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 8 → 1 0 0 0 9 → 1 0 0 1 A ( 10 ) → 1 0 1 0 B ( 11) → 1 0 1 1 C ( 12 ) → 1 1 0 0 D ( 13 ) → 1 1 0 1 E ( 14 ) → 1 1 1 0 F ( 15 ) → 1 1 1 1 Цифра → Тетрада 0 → 0 0 0 0 1 → 0 0 0 1 2 → 0 0 1 0 3 → 0 0 1 1 4 → 0 1 0 0 5 → 0 1 0 1 6 → 0 1 1 0 7 → 0 1 1 1 8 → 1 0 0 0 9 → 1 0 0 1 A ( 10 ) → 1 0 1 0 B ( 11) → 1 0 1 1 C ( 12 ) → 1 1 0 0 D ( 13 ) → 1 1 0 1 E ( 14 ) → 1 1 1 0 F ( 15 ) → 1 1 1 1 16 = 2 4 Перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления А 2 А 16 А 16 16-ные цифры меняем тетрадами Тетрады меняем на 16-ные цифры № 13. 11 0 11 0 1 2 = Х 16 = 6D 16 6 D № 1 4. 5 A3 16 = Х 2 = 10 11 0 1 00 0 1 1 2 5 A 3 0 1 1 0 1 1 0 1
Перевод дробной части между двоичной и восьмеричой системой № 15. 0, 111 0 1 2 = Х 8 = 0,72 8 7 2 № 16. 0,132 8 = Х 2 = 0,00101101 2 1 3 2 0, 0 0 1 0 1 1 0 1 0 0, 1 1 1 0 1 0 Цифра → Триада 0 → 0 0 0 1 → 0 0 1 2 → 0 1 0 3 → 0 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 Чтобы записать правильную двоичную дробь в системе счисления с основанием q = 2 n , достаточно: 1) двоичное число разбить слева направо на группы по n цифр в каждой; если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов; 2) рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой. 0, 0, Реши сам ?
Решите самостоятельно Цифра → Двоичный код 0 → 0 0 0 0 1 → 0 0 0 1 2 → 0 0 1 0 3 → 0 0 1 1 4 → 0 1 0 0 5 → 0 1 0 1 6 → 0 1 1 0 7 → 0 1 1 1 8 → 1 0 0 0 9 → 1 0 0 1 А(10) → 1 0 1 0 B (11 ) → 1 0 1 1 C( 12 ) → 1 1 0 0 D( 13 ) → 1 1 0 1 E( 14 ) → 1 1 1 0 F( 15 ) → 1 1 1 1 № 17. Заполните таблицу: переве - дите число из одной системы счисления ( q ) в другую методом «быстрого» перевода: ОТВЕТ q=2 q=16 q=8 705 111000110010 C0DE 11011,1101 2E,8 470,04 111000101 1C5 E32 7062 1100000011011110 140336 1B,D 33,64 101110,1 56,4 100111000,0001 138,
Вопросы и задания Задание 3. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А , Б и В , записаны в алфавитном порядке и пронумеро-ваны . Вот начало списка: 1. ААААА 2. ААААБ 3. ААААВ 4. АААБА 5. АААББ … Какие слова находятся в этом списке на 51-м и 200-м местах ? Решение : Слово в трехбуквенном алфавите можно рассматривать , как запись слова в троичной системе в 5-разрядном представлении. Тогда А – 0, Б – 1, В – 2.
А – 0, Б – 1, В – 2. При такой записи незначащие нули в начале (слева) тоже записываются: 1 . ААААА 2. ААААБ 3. ААААВ 4. АААБА … 51. ? 200. ? Вопросы и задания Задание 3 (решение). = 00000 3 = 0 10 = 00001 3 = 1 10 = 00002 3 = 2 10 = 00010 3 = 3 10 … Чтобы понять, какое слово соответствует этому числу, надо перевести его в троич-ную систему счисления и при необходимости дополнить слева «0» до пяти разрядов. 3 50 48 2 16 3 15 5 1 3 3 1 2 3 0 0 1 На 51-м месте в списке стоит число 51-1 = 50, а на 200-м – число 200-1=199. → АБВБВ 50 10 = 01212 3 = ***** 3 = 50 10 = ***** 3 = 199 10 Аналогично надо перевести в троичную систему счисления число 199. 3 199 198 1 66 3 66 22 0 3 21 7 1 3 6 2 1 → ВББАБ 199 10 = 21101 3 3 0 0 2 Ответ: АБВБВ и ВББАБ
Вопросы и задания Задание 4 . Все 5-буквенные слова, составленные из букв А , Б и В, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы . Вот начало списка: 1. ААААА 2. ААААБ 3. ААААВ 4. АААБА 5. АААББ … На каких местах будут стоять слова АБВБА и ВВВВВ? Ответ: 49 и 243 ОТВЕТ
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
по УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Информатика . 10 класс. ФГОС.
Урок 14. "Быстрый" перевод чисел в компьютерных системах счисления
Романова МБОУ СОШ №108 им. Ю. В. Андропова
Дата __________________________________
Урок 14. Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления.
Цели урока:
предметные – Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
метапредметные – Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
личностные – Использовать готовые материалы, оценивать их обрабатывать и перекодировать.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение общего правила "быстрого" перевода в компьютерных системах счисления;
2) Перевод целых чисел между двоичной и восьмеричной системами счисления;
3) Перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления;
4) Перевод дробной части между двоичной и восьмеричной системой;
5) закрепление навыков быстрого перевода чисел в компьютерных системах счисления.
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - воспитание требований безопасности - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод; | |
2 | Запись домашнего задания. | §11.5, вопросы и задания в конце параграфа 11 - 14 (письменно). | Работа с дневниками | |
3 | Проверка Домашнего задания | №1 - 10 (учебник, с. 118 - 119) | Учащиеся отвечают на вопросы, показывают и объясняют выполнение письменных заданий. | |
4 | Объяснение темы | Просмотр презентации на тему " "Быстрый " перевод в компьютерных системах счисления" | - смотрят изображения на слайдах; - разбирают примеры "быстрого" перевода в компьютерных системах счисления. | |
8 | Закрепление | Выполняют задания к презентации | - осуществляют перевод целых и дробных чисел между двоичной и 8-ной, двоичной и 16-ной систем счисления | Личностные УУД: совершенствование навыков использования языка запросов на практике |
9 | Итоги урока | Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - | Работа с дневниками | Личностные УУД: - развитие самооценки |
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 10 класс». Бином. 2016.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 10 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»
Маетриал содержит задания по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую». Представлены 10 вариантов заданий. Для удобства проверки преподавателю прикрепляю на последних ...
Системы счисления. Перевод чисел
презентация...
МП Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую
Методическое Пособие. Тема: "Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую."...
Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Цель работы: научиться переводить числа из одной системы счисления в другую....
Тема «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную»
Конспект урока содержит теоретическую и практическую часть, а также самостоятельную работу учащихся...
Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую
Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую...